МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
др.). В отличие от судьи арбитражного суда, судья гражданский (мировой) может отказать в принятии искового заявления, посчитав, что реализация права на иск в конкретном случае невозможна (ст. 134 ГПК: неподведомственность; отсутствие права на иск; тождество требований с уже разрешенным делом). Согласно современному пониманию процесса это не совсем верно, т.к. лишает заявителя права высказать и обосновать перед судом свое мнение, т.е. фундаментального процессуального права быть выслушанным судьей, даже если для последнего ситуация очевидна. Нужно учитывать, кроме того, состязательный характер правосудия, когда доказывание фактов, обосновывающих возможность
Список использованной литературы:
1. Галимов Р.И. Правовые проблемы судебной реформы в России// Российский судья. - 2005. - №4. - С. 4-11.
2. Историческое и логическое в познании государства и права/ Под ред. АИ.Королева. - М.: Юрист, 2008. -194 с.
3. Мухаметгалиев И.Г. Вопросы становления ювенальной юстиции в России// И.Г.Мухаметгалиев// Молодой ученый. - 2014. - №17.1 (76.1). - С. 40-41.
©С.Х.Мухаметгалиева, М.И.Стерхова, 2015
УДК 342
В.Л. Петровых
старший преподаватель кафедры «Административного права и административной деятельности органов внутренних дел» Уральского юридического института МВД России
г. Екатеринбург, Российская Федерация
О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
Аннотация
Автором проанализированы ключевые моменты федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», посвященные обеспечению безопасного участия детей в дорожном движении, внесены предложения о дополнении программ подготовки водителей транспортных средств, направленные на профилактику детского дорожного травматизма.
Ключевые слова
Федеральная целевая программа, развитие системы подготовки водителей транспортных средств, культура дорожного движения, обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении.
С 4 по 10 мая 2015 года во всем мире прошла Третья Глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН, объявленная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН "Повышение безопасности дорожного движения». Ее главной темой стала безопасность детей на дороге. Неделя была призвана обратить внимание широкой общественности на необходимость лучшей защиты детей в процессе участия в дорожном движении, а также призвать лидеров государств сделать детскую дорожную безопасность приоритетом.
В 2013 году Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (далее - Программа), одной из целей которой является сокращение детской смертности от дорожно-транспортных происшествий. Задачами Программы названы: создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах, повышение культуры вождения, развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку. [1]
В период реализации Программы в целях обеспечения безопасного участия детей в дорожном движении запланированы разработка комплексного проекта профилактики детского дорожно-транспортного
118
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
травматизма, программ, учебно-методических пособий, образовательных ресурсов, специализированного интернет-портала по обучению безопасному участию в дорожном движении учащихся, воспитанников дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, в том числе, с использованием инновационных образовательных продуктов и современных компьютерных технологий, разработка программ, учебно-методических материалов для курсов по обучению вождению транспортных средств в системе дополнительного образования детей, приобретение мобильных автогородков для организаций, осуществляющих деятельность по формированию у детей дошкольного и школьного возраста навыков безопасного поведения на дороге, проведение тематических информационно-пропагандистских мероприятий, межгосударственных слетов, всероссийских конкурсов, фестивалей с несовершеннолетними участниками дорожного движения.
В 2015 году, по окончании первого этапа, МВД России, являющимся государственным заказчиком -координатором Программы, поставлена задача проанализировать результаты ее реализации. Целевыми индикаторами и показателями Программы является число погибших детей в ДТП.
Динамика аварийности с участием детей, в соответствии со статистикой, представленной ГИБДД МВД России, с мая 2013 года по май 2015 года, в настоящее время не позволяет говорить о постепенном достижении целей Программы, уровень детской смертности в 2015 году вырос на 4 %. [2] В связи с чем, считаем, координатору Программы необходимо проанализировать ситуацию, выявить актуальные причины дорожно-транспортных происшествий и внести предложения по дополнению Программы.
В соответствии со статистикой, приведенной в Программе за 2012 год, 41,2 % всех пострадавших в ДТП детей (в том числе, подростков в возрасте до 16 лет) являлись пешеходами (9462 человека), 45 % -пассажирами транспортных средств (10328 человек), 6,7 % - велосипедистами, 6,7 % - водителями транспортных средств. В 2012 году зарегистрирован 9021 наезд на несовершеннолетних пешеходов, в которых погибли 309 детей и были ранены 9004 ребенка. Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев и сооружений -самые распространенные причины наездов на детей (37,4 процента и 24,7 процента соответственно всех дорожно-транспортных происшествий по причинам нарушения детьми Правил дорожного движения). [1]
Соответственно, немалая часть происшествий происходит ввиду несоблюдения пешеходами-детьми Правил дорожного движения (далее, Правил). Но можем ли мы возложить вину в происшествии на ребенка? Факты ДТП с участием детей означают, что мы, взрослые, не научили чему-то, не привили навыки безопасного поведения на дороге или своим примером показали, что можно нарушить Правила. Однако, подходить к решению этой проблемы только с точки зрения необходимости обучения детей Правилам, по нашему мнению, недостаточно для снижения уровня детского дорожного травматизма. Необходимо активно информировать, а равно предупреждать курсантов автошкол, водителей транспортных средств об особенностях поведения таких участников дорожного движения, как дети.
Считаем, что причиной большинства ДТП названной категории является не столько неумение ребенка вести себя на дороге, которое связано с восприятием им окружающего мира, сколько неправильная оценка дорожной ситуации водителем. Повышение культуры вождения в Российской Федерации, требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами должны в определенной части обеспечить безопасное участие детей в дорожном движении.
Когда мы говорим о детях, как об участниках дорожного движения, то подразумеваем их возраст от 0 до 12 лет. Физиологическое и психологическое созревание детей, связанное с их поведением на дороге, приближается к особенностям поведения взрослого человека-пешехода после 12 лет. До этого возраста дети в силу физиологического развития, воспринимают окружающий мир совсем иначе и по особому реагируют на возникновение опасности на дороге. А с другой стороны, дети стремятся добросовестно и буквально соблюдать Правила, которым их обучили в школе и дома, не делая скидку на то, что сами взрослые, водители, могут нарушить и часто нарушают эти правила. [3, С.6]
Как пример, рассмотрим распространенную дорожную ситуацию, когда малолетний пешеход выходит на полосу движения транспортного средства из-за препятствия. Исходя из обстоятельств дела, девочка девяти лет самостоятельно приехала к подруге в гости на рейсовом автобусе, который водитель остановил, в нарушение требований Правил, на пешеходном переходе. Ребенок обошел автобус спереди и начал
119
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
переходить дорогу по переходу. В это время по соседней полосе, двигался троллейбус, водитель которого не принял мер безопасности перед пешеходным переходом и допустил наезд на неожиданно появившегося перед ним ребенка. [3, С.6]
Кто в этом случае будет виноват? Однозначно - водитель троллейбуса. Ребенок не может в силу психофизических возможностей адекватно оценивать и анализировать дорожную обстановку. В вышеназванном случае, ребенок не обязан был осознавать изначальный факт нарушения Правил водителем автобуса, который производил высадку пассажиров прямо в зоне пешеходного перехода, а затем возможность нарушения п. 14.2 Правил водителем троллейбуса. Ребенок никогда не будет делать скидку на то, что водители могут нарушать Правила. Родители его научили переходить дорогу по пешеходному переходу - он так и переходил, действуя автоматически, в соответствии с усвоенной информацией. Для него Правила - это закон, в который он абсолютно верит и готов точно соблюдать. И это правильно. Водители должны об этом знать и всегда быть готовыми к неожиданному появлению ребенка на пешеходном переходе. [ 3, С.6]
Водитель также должен ждать появление ребенка на проезжей части и быть готовым нести полную ответственность, если совершит на него наезд в зоне действия дорожного знака «Дети». Устанавливая его на участках дорог вблизи детских учреждений, администрация и госавтоинспекция, тем самым, уже предупреждают, что в любой момент на проезжей части может появиться ребенок. Знак «Дети» - это сигнал потенциальной опасности, сигнал к тому, чтобы водитель снижал скорость и был готов остановиться в любой момент. Дети являются непредсказуемыми участниками дорожного движения и водитель в зоне действия дорожного знака должен быть готов к появлению этой непредсказуемости. Заехав в такую зону и увидев детей, которые еще только направляются к проезжей части, водитель должен действовать так, как будто они уже там находятся. [3, С.7 ]
В своих показаниях водители иногда указывают, что издалека заметили играющих вблизи проезжей части детей, подавали им звуковой сигнал, чтобы предупредить о приближении транспортного средства (источника повышенной опасности). Однако, подача звукового сигнала в таких случаях не освобождает их от принятия мер безопасности и от ответственности - дети не способны фокусироваться на опасности и правильно ее воспринимать. Но ее правильно и своевременно должны воспринимать водители, получившие право управлять транспортным средством.
Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге должны обеспечить, в первую очередь, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.
Внедрение программ повышения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год назвал одной из актуальных задач развития страны. [1]
Защита детей в процессе участия в дорожном движении не перестала быть актуальной задачей. МВД России в период реализации Программы, с целью снижения вероятности наездов на детей на дороге в темное время суток, запланировано изготовление и распространение световозвращающих приспособлений среди дошкольников и учащихся младших классов образовательных организаций. Еще одним из способов защиты маленьких участников дорожного движения, считаем, усиление ответственности водителей, связанной с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, введенной Федеральным законом N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения" с 01 июля 2015 года.
Однако, для достижения целей Программы, по нашему мнению, не достаточно возвести автогородки, раздать детям световозвращающие приспособления, чтобы осознавать их защищенность на дороге. Необходимо серьезным образом влиять на правосознание участников дорожного движения, культуру вождения, повысить требования к подготовке водителей на получение права управления транспортными средствами. С целью развития системы подготовки водителей транспортных средств, а также, дополнения Программы, считаем необходимым внести предложения о включении в содержание программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий разделов и тем,
120
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
посвященных отличительным особенностям участия детей в дорожном движении, обеспечению их безопасности.
Список использованной литературы:
1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»: http: //www. rg .ru/2013/10/08/bezopas-site -dok .html
2. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения https://www.gibdd.ru/stat/
3. В.Л. Петровых «Детские льготы» Отличительные особенности происшествий с детьми// В.Л. Петровых// «ГАИ: городской автоинформатор». - 2012. - № 12. - С.6-8.
© В.Л. Петровых, 2015
УДК 34
Е.А.Егорышева -к.ю.н., доцент кафедры криминалистики, А.И.Рахматуллина - аспирантка 1 года обучения
Институт права
Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ
SOME OF THE ISSUES ASSOCIATED WITH DRUG-RELATED CRIME AMONG YOUNG PEOPLE
AND PREVENTION
Abstract
The problem of drug addiction of the population is updated today on a global scale, becoming one of contemporary global issues. Thus, according to the International Association for the fight against drug addiction, there are approximately 180 million drug addicts, of which annually takes the lives of 250 thousand people. In some countries the number of users of narcotic substances for non-medical purposes varies at the level of 5-8% of the population in these countries. The most dangerous thing for society in this situation is the formation of the drug culture.
Keywords
Drugs, drug trafficking, youth the deviation, the problem of drug addiction among youth, drug trafficking,
subjective determinants of drug abuse, drug prevention.
Nowadays the problem of drug addiction and drug- related crime is getting more and more acute, moreover, it has a definite social orientation : a rapid spread of drug addiction us observed mostly among young people. Teenagers and young people make up about 70 percent among 1,5mln people wishing drugs and psychotropic substances systemically, and among 14-20 mln people who, according to the assessment of the experts, are familiar with drugs[1,13]. It is significant that stable addiction to drugs is formed when a person is wonder age. On the one hand, criminal behavior is the consequence of the use of narcotic drugs and psychotropic substances, which cause changes in personality and way of life of a drug addiction the other hand, drug addiction accompanies the criminal career of the offender, defining his or her preferences and habits. It is mostly typical for minors among whom criminogenic and victimogenic aspects of drug addiction are especially obvious. The above mentioned justifies the seriousness of studying of the problem of drug addiction and drug-related crime and their prevention among young people [2, 56].
The existing correlation between drug addiction and drug-related crime among young people is studied in the following aspects:
a) In terms of the dynamics of transformation of a victim of drug addiction into a criminal
b) In terms of the aims of the crimes, committed by individuals practicing non-medical use of narcotic drugs;
c) In terms of the impact of a kind of consuming narcotic drug on the criminal activity;
Drug abuse among young people is determined by a number if objective and subjective factors.
121