научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13260. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13260
УДК 338.4б
Лунев Александр Николаевич,
доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева», г. Казань [email protected]
Пугачева Наталья Борисовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО ««Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань [email protected]
Стуколова Лариса Зайнулловна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-психологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара [email protected]
Аннотация. В статье выделены функции и выявлены особенности регионального рынка услуг; проведен анализ институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры регионального рынка услуг как экономического института. Определено, что соотношение институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности, которая обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг.
Ключевые слова: региональный рынок услуг, институциональный порядок, институциональная среда, институциональная структура, функции регионального рынка услуг, особенности регионального рынка услуг.
Сфера услуг - это не только одна из важных характеристик эффективности социально-экономической политики в регионе, но и один из самых динамичных и быстрорастущих сегментов региональных рынков. Мы полагаем, что региональный рынок услуг можно рассматривать как совокупность институтов координации выбора производителей услуг, протекающей в условиях прав собственности, контрактов и конкуренции, на основе ценовых параметров и уровня качества предлагаемых услуг. Установлено, что региональный рынок услуг выполняет ряд функций:
- регулирующую, воздействующую через спрос-предложение на внутри или межотраслевую конкуренцию;
- интегрирующую, обеспечивающую установление и поддержку прямых и обратных связей между производителями и потребителями;
- стимулирующую, ориентирующую рыночные цены на общественный уровень затрат и учет спроса потребителей;
- посредническую, соединяющую в единую систему экономически обособленных производителей и потребителей услуг;
- информационную, опосредующую знание конъюнктуры рынка;
- ценообразующую, выражающуюся в том, что рынок признает только общественно необходимые затраты, которые согласен оплатить потребитель, и соответ-
Сущностная характеристика регионального рынка услуг
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13260.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13260. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13260
УДК 338.4б
ственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности потребителя и уровень предложения услуг;
- санирующую, очищающую производство от экономически слабых институциональных субъектов и поощряющую развитие эффективных и перспективных фирм по оказанию услуг;
- социальную, обуславливающую удовлетворение потребителей в благах и дифференцирующую доходы участников рынка.
Таким образом, особенности регионального рынка услуг включают следующее: динамичность, обусловленную постоянным изменением спроса на услуги, подверженного влиянию временного фактора; территориальность, опосредованную социальноэкономической спецификой и демографическими особенностями региона; гибкость, представленную высокой чувствительностью к изменениям рыночной конъюнктуры, невозможностью хранения и транспортировки услуг; открытость, обусловленную взаимосвязью процессов производства и потребления, личным контактом производителя и потребителя и высокой скоростью оборота капитала; дифференциальность, опосредованную диверсификацией и индивидуализацией спроса на услуги; эластичность, заданную платежеспособной потребностью населения в услугах; «эффект Веблена» [1], отражающего показательное потребление по престижным соображениям.
Выяснено, что региональный рынок услуг, как экономический институт включает три диалектично взаимосвязанные компонента: институциональный порядок, институциональную среду и институциональную структуру.
Опираясь на исследование М. Олсона [2], мы считаем, что институциональный порядок представляет собой формальные правила и ограничения, в рамках которых взаимодействуют основные экономические институты, а также механизмы обеспечивающих их соблюдение. Именно институциональный порядок обуславливает устойчивость постоянно воспроизводящихся социально-экономических отношений, доказывая свою целесообразность посредством официальной легитимации. Институциональный порядок легализует процедуры, необходимые для обеспечения развития регионального рынка услуг, поскольку формирует единую платформу взаимодействия его субъектов [3].
Институциональная среда, по нашему мнению, представляет собой целостность формальных правил и механизмов принуждения индивидов к их исполнению, а также неформальных правил и стереотипов поведения, влияющих на производство, обмен, распределение и потребление благ. В работе американского экономиста Л. Дэвиса [4] отмечено, что наряду с правилами, формирующими институциональную среду, существуют правила, которые определяются как институциональные соглашения, которые, в свою очередь, определяют формы кооперации и конкуренции между экономическими агентами. Дж. Ходжсон [5] пишет, что все авторы, исследующие институциональную проблематику, единодушны в том, что все институты можно разделить на формальные и неформальные.
Деление институтов на формальные и неформальные использует и Д. Норт [6]. Формальные - это правила игры, закрепленные законом и за выполнением которых следит государство. Неформальные - это правила поведения, которые существуют в виде привычек или традиций. Неформальные правила поведения играют роль не менее важную, чем формальный закон. Д. Норт указывает на то, что даже в самых развитых экономиках формальные правила поведения составляют лишь небольшую (хотя и важную) часть той совокупности ограничений, которые формируют перед индивидом ситуации выбора. В своей фундаментальной работе Д. Норт отмечал, что
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13260.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13260. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 132б0
УДК 338.4б
неформальные ограничения являются «продолжением, развитием и конкретизацией формальных правил и хорошо способны к выживанию благодаря тому, что составляют часть привычного поведения людей» [7, с. 108]. При этом «неформальные ограничения меняются иными темпами, нежели формальные правила» [8, с. 113], и конкретизация в них установленных формально правил происходит дольше.
Возникая как средство координации человеческого взаимодействия, неформальные правила являются продолжением и развитием формальных правил, социально санкционированными нормами поведения, а также внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения. Поэтому институциональная среда, считает Т. Эггертссон [9], образованная разнообразными, постоянно меняющимися институциональными формами, подвижна и обусловлена историческим, временным, культурным контекстом.
Установлено, что на формирование институциональной среды регионального рынка услуг оказывают влияние субсидиарные и коммунитарные системы ценностей. Ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Академик В. Н. Лавриненко [10, с. 476] считает, что каковы ценности, таковы и общество, и личность.
Субсидиарная система ценностей (инициатива, активность, риск, свобода, творчество, престиж, лидерство, инновации, верховенство права и др.) обусловлена иерархичностью отношений субъектов регионального рынка услуг, постоянным процессом перераспределения полномочий и ответственности [11], как «по вертикали», так и «по горизонтали» (субсидиарности). Именно субсидиарная система ценностей влияет на развитие бизнес-сообществ, формирующих региональный рынок услуг и обеспечивающих повышение его конкурентоспособности [12].
Коммунитарная система ценностей (альтруизм, единение, поддержка, взаимопомощь, милосердие, патриотизм, ответственность, благотворительность, солидарность и др.) отражает приоритет интересов общества над интересами личности и диалектично взаимосвязана с русско-православным феноменом - соборностью, которая возникла еще в глубокой древности. Именно коммунитарная система ценностей обеспечивает идентификацию акторов с конкретной моделью развития регионального рынка услуг и формирование у них готовности к воспроизводству задаваемых им ролей и функциональных взаимодействий.
Таким образом, институциональную среду можно рассматривать как диалектичную взаимосвязь формальных и неформальных институтов. Если в совокупности этих институтов выделить три компонента: юридический (Ю) - нормативно-правовые акты; социальный (С) - обязанности, стереотипы, коллективизм, сотрудничество, кооперация, индивидуализм, традиции, свобода и др.; политический (П) - административное деление, «вертикаль власти», назначения, собрания, самоуправление, выборы, обращения по инстанциям, судебные иски и т.п., то институциональную среду (ИС) можно записать в виде выражения: ИС = {Ю, С, П}, где ИС - конечное множество, компоненты которого заданы выражением и перечислены, т. е. подсчитаны согласно теории множеств. Пересечение этих компонентов и образует институциональную среду. Отсутствие институциональной среды обуславливает конъюнктурный характер регионального рынка услуг и не сопровождается систематическим снижением общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного эффекта.
Институциональная структура представляет собой совокупность институтов и институциональных отношений, обеспечивающую эффективность деятельности традиционных (органы государственной власти и местного самоуправления, населе-
http://e-koncept.ru/2013/13260.htm
КОНТ тнпт
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Сущностная характеристика регионального рынка услуг //
Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13260. -
_________________________ __________________ 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. -
научно-методический эАктронный журнал Гос- Рег Эл № фс 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13260 УДК 338.46
ние, государственная и муниципальная собственность) и формирование и развитие инновационных (фондов, союзов, ассоциаций, специализированных банков, общественных некоммерческих образований, прав собственности, бизнес-сообществ и других) субъектов регионального рынка услуг (рис. 1).
Безусловным функциональным императивом и критерием построения институциональной структуры выступает общее благо. Поэтому для эффективности развития регионального рынка услуг необходимо обеспечить институциональное равновесие между институтами, как организационными образованиями, осуществляющими определенные экономические действия, и взаимосвязью между ними, с тем, чтобы увеличить «возрастающую отдачу» [13] сферы услуг. На региональном рынке услуг рост возрастающей отдачи, по нашему мнению, может быть обусловлен тремя факторами.
- Конституционные и текущие законы
- Подзаконные акты
- Специальные учреждения и^ ганизации
Институциональный порядок
- формальные правила и механизмы принуждения индивидов к их исполнению
- неформальные (социальные и политические) правила,стереотипы поведения, влияющие на производство, обмен, распределение и потребление благ
Институциональная среда
Конкретные фискальная \ правила и меха-и денежная \ низмы экономиче-политики. \ ских взаимодей-Финансово- у ствий кредитная система
Налогообложение Лицензирование отдельных видов деятельности Государственный заказ Стандартизация и сертификация
Отраслевые особенности ведения хозяйственной деятельности
- Отрасль включает всех российских производителей аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем
объёме производства в РФ соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую часть Материально-техническая база Трудовые и финансовые ресурсы Производственная структура организаций (предприятий)
Оплата труда
Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность деятельности организации (предприятия)
Качество и конкурентоспособность продукции
Объекты государственной собственности
Рис. 1. Институциональная структура регионального рынка услуг
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13260.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13260. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 132б0
УДК 338.4б
Во-первых, - усложнением сферы услуг в результате технического и социального развития общества (интенсификация процесса производства и дополнительные вложения капитала, трудовая кооперация, расширение знаний, увеличение численности населения, рост поселений и т. д.), что создает дополнительные возможности отдельным субъектам регионального рынка услуг.
Во-вторых, - структурными изменениями в сфере услуг, увеличением в ней доли организаций и предприятий с возрастающей отдачей: развитием транспортных услуг; укрупнением масштабов производства услуг; формирование специального высокотехнологичного информационного сегмента (информационных услуг), другого мира бизнеса, где действует закон возрастающей отдачи [14].
В-третьих, - переходом к новому укладу, экономике знаний, означающей рост значения человека и его квалификации в экономическом развитии [15].
Проблема соотношения институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности -системной целостности не противоречащих друг другу правил и стимулов деятельности. Установлено, что комплементарность институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что региональный рынок услуг как экономический институт может характеризоваться: многоуровневостью (включает правила федерального, регионального и муниципального уровней); двойственностью (вытекает из формальных и неформальных правил, институциональной дихотомии); фрагментарностью (невозможность обеспечить фронтальное блокирование нежелательного типа поведения, которое проявляется в обходе существующих формальных институциональных рамок).
Ссылки на источники
1. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. - М.: Прогресс, 1984. - 183 с.
2. Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. - Новосибирск: Экор, 1998. - 432 с.
3. Уткина А. Н. Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда // Концепт. - 2013. - № 01 (январь). - ART 13004. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13004.htm.
4. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. - Cambridge, 1971. - P. 5-6.
5. Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. - 2007. - № 8. - С. 27-41.
6. Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку. Будущее пост-коммунистических республик. - М.: Catallaxy, 1993. - С. 307-319.
7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.
8. Там же.
9. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. - URL: http://www.schumpeter.ru/content/ Nort-institutes.pdf.
10. Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 1996. - 512 с.
11. Евдохина О. С. Развитие регионального рынка птицеводческой продукции // Концепт. - 2013. -
№ 05 (май). - ART 13114. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13114.htm.
12. Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13213. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13213.htm.
13. Брайан А. В. Возрастающая отдача и два мира бизнеса // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2005. - Т. 3. № 4. - С. 14-32.
14. Там же.
15. Куликова Ю. П. Совершенствование национального образования для увеличения инновационного потенциала экономики // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - ART 12070. - URL: http://e-koncept.ru/2012/12070.htm.
http://e-koncept.ru/2013/13260.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13260. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ART 132б0
УДК 338.4б
Lunev Alexander,
doctor of Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev, Kazan [email protected] Pugacheva Natalia,
doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, Kazan [email protected] Stukolova Larisa,
doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International Institute of the Market, Samara [email protected]
The essential characteristic of the regional services market
Abstract. The authors highlight the functions and peculiarities of the regional market services; analyze the institutional order, the institutional environment and the institutional structure of the regional services market as the economic institution. It was determined that the ratio of the institutional order, the institutional environment and institutional framework can be solved in the framework of complementarity, which provides the focal effect of subjects and objects of the regional services market.
Keywords: regional services market, institutional order, institutional environment, institutional structure, functions of the regional services market, peculiarities of the regional services market.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
977230412013512
http://e-koncept.ru/2013/13260.htm