Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции'

Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ЮРИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЮРИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / FEATURES TRAINING OF INTERNATIONAL LAWYERS / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR INTERNATIONAL LAWYERS / THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE ON THE BASIS OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / THE PRINCIPLES OF THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF INTERNATIONAL LAWYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунев Александр Николаевич, Пугачева Наталья Борисовна, Стуколова Лариса Зайнулловна

В статье установлены особенности, определены принципы, выявлены педагогические условия процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунев Александр Николаевич, Пугачева Наталья Борисовна, Стуколова Лариса Зайнулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence international lawyers

The authors set the features, principles and pedagogic conditions of the competence formation process among future international lawyers. The process is based on the interdisciplinary integration.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции»

КОНЦЕПТ

Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14034. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

научно-методический электронный журнал ^ .^oM/^.htm . -' гОС. per.' Эл №ФС 77-ART 14034 УДК 37 7 49965. - ISSN 2304-120X.

Лунев Александр Николаевич,

доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ», г. Казань [email protected]

Пугачева Наталья Борисовна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «(Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань [email protected]

Стуколова Лариса Зайнулловна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-психологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара [email protected]

Формирование профессиональных компетенций юриста-международника

на основе межпредметной интеграции

Аннотация. В статье установлены особенности, определены принципы, выявлены педагогические условия процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции. Ключевые слова: особенности профессиональной подготовки юристов-международников, принципы формирования профессиональных компетенций юристов-международников, формирование профессиональных компетенций на основе межпредметной интеграции, педагогические условия процесса формирования профессиональных компетенций у юристов-международников.

Раздел: (06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Интеграция России в мировое образовательное пространство, смена приоритетов в социально-экономической и образовательной политике, масштабность и много-вариативность преобразований в профессиональной подготовке специалистов требуют концептуализации и прогнозирования облика системы профессиональной подготовки юристов-международников. Речь идет о некоторых общих для большинства развитых стран мира тенденциях, которые определяют состояние и перспективы развития современной системы высшего юридического образования и на этом основании могут быть названы ведущими ее тенденциями.

Анализ состояния системы высшего юридического образования, позволяет сделать вывод о том, что его коренное изменение может быть достигнуто лишь в рамках инновационного образования, характеризуемого сменой фундаментальных основ традиционной педагогики, начиная с её философской парадигмы, на пути создания новой педагогики, новых образовательных процессов, новых технологий [1].

Анализ опыта высшего юридического образования, аналитический обзор научных публикаций и статистической информации позволяет выделить следующие ведущие тенденции развития профессиональной подготовки юристов-международников:

1. Реформирование высшего юридического образования, прошедшее в последнее время во всех развитых странах, привело к изменению его философской парадигмы. Для

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14034. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

научно-методический элекжромьш журнал ^ ти/2014/1-40з4. htm . - ' Го-. per.' Эл № ФС 77-

ART 14034 УДК 377 49965. - ISSN 2304-120Х.

юридического образования характерно стремление преодолеть профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, поиски более демократичных, диверсифицированных и результативных систем профессиональной подготовки, ориентация на более широкообразованную, высококультурную, творческую и гармоничную личность.

Попытки модернизации высшего юридического образования привели к образовательной парадигме, направленной на пересмотр ориентиров и приоритетов. Новая образовательная парадигма в качестве приоритета рассматривает ориентацию на интересы личности, адекватные тенденциям общественного развития. В связи с этим демократизация, гуманизация и гуманитаризация высшего образования становятся его ведущими тенденциями [2].

Поиск вузами путей решения этих проблем ведется как по линии оптимизации и интенсификации преподавания учебных дисциплин, так и по линии разработки гибких систем обучения, учитывающих индивидуальные познавательные особенности студентов, их интересы и склонности [3]. Сегодня уже можно говорить о таких устойчивых направлениях гуманизации высшего юридического образования как: интеграция профессиональной и общекультурной подготовки в единстве с развитием личностных качеств студентов; внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать обучение студентов по индивидуальным программам, предоставляющих возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям [4].

2. Доступность высшего юридического образования. Образование XXI века призвано быть образованием для всех. Новая образовательная политика - это политика равных возможностей доступа граждан к получению образования, как необходимое условие социального и личностного развития. Поэтому ущемление права на образование несовместимо с устойчивым развитием общества и ведет к деградации личности, к вытеснению ее за грань условий жизни, достойных человека. В качестве основных направлений политики доступности образования в нашей стране можно назвать: многоуровневый характер высшего образования; диверсификация форм высшего образования и его дополнительных услуг; поддержка малоимущих н других социально не защищенных групп населения.

3. Фундаментализация высшего юридического образования. Темп появления новых знаний возрос настолько, что их первоначальное образование может устареть уже через 2-3 года. Поэтому необходимость перехода к новой образовательной концепции, в основе которой лежит идея фундаментализации образования, актуальная задача теории и практики педагогики профессионального образования. Это предусматривает качественно новые цели профессионального образования, новые принципы отбора содержания и систематизации учебного материала; создание интегральных междисциплинарных курсов для достижения нового качества образованности личности и общества.

4. Непрерывность образования. «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» - эта идея также становится приоритетной для новой образовательной политики. Образование приобретает тотальный характер: оно длится всю жизнь, доступно, непрерывно и возобновляемо с любого уровня подготовки. Причем именно вузовская система является базой для реализации идеи непрерывного образования [5].

Очевидно, что отмеченные общемировые тенденции определяют современное состояние профессионального образования и обозначают контуры системы высшего профессионального образования XXI века, в которые российская система должна вписаться.

пи ^

КОНЦЕПТ

Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной инте_ _ грации // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -

научно-методический электронный журнал " г~. ^ эЛофс??-

ART 14034 УДК 37 7 49965. - ISSN 2304-120Х.

Формирование у студентов профессиональных компетенций - это не только цель федеральных государственных образовательных стандартов, но и компетентностного подхода. Как методологическая основа системы профессионального образования компетентностный подход в своем становлении прошел ряд этапов:

- поиск новых моделей образования, избегающих аксиоматичности «знание-вой» составляющей в обучении;

- решение Совета Европы об оценке качества образования посредством понятия компетентности;

- принятие концепций модернизации российского образования с целью повышения конкурентоспособности российского профобразования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников ссузов и вузов в системе международного непрерывного образования;

- позиционирование компетентностного подхода в методологическом пространстве отечественной педагогики профессионального образования;

- реализация идей компетентностного подхода в практике профессиональной подготовки.

Сущность компетентностного подхода состоит в определении целей профессионального образования, которые направлены на его интеграцию с профессиональной деятельностью и формирование у студента общекультурных и профессиональных компетенций, а также готовности обучаться всю жизнь.

Профессиональное образование призвано удовлетворять как потребности личности в получении знаний, умений и навыков, так и общества в подготовке квалифицированных кадров. Сегодня экономика опережает профессиональное обучение. И рынок труда требует адекватных качественных и количественных изменений рынка образовательных услуг, формируемых системой профессионального образования [6].

Образовательная услуга профессиональной школы есть одновременно результат учебно-воспитательной, управленческой и финансово - хозяйственной деятельности учреждений профессионального образования, направленный на удовлетворение спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда. Ее реализация на рынках труда носит стоимостной характер и приобретает форму цены за подготовку, переподготовку и повышение квалификации высвобождающихся рабочих и специалистов, безработных и других категорий незанятого населения [7]. Реализация образовательной услуги на основе государственного заказа не носит стоимостного характера, а произведенные затраты на получение молодежью базового профессионального образования и квалификации следует отнести к безвозмездному государственному кредиту образовательным учреждениям для реализации федерального государственного стандарта профессионального образования.

Инновационная экономика востребовала опережающую подготовку профессиональных кадров, которая требует изменений в содержании и методологии процесса профессиональной подготовки на всех этапах профессионального образования, оперативного взаимодействия с фундаментальной наукой. Влияние человеческого капитала на экономический рост очевидно. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что модернизация профессионального образования - одна из составляющих обеспечения инновационного развития экономики и социального развития общества, национальной безопасности, укрепления позиций России в мировом сообществе.

м Q м

КОНЦЕПТ

Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14034. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

научно-методический элекжронньы журнал ^ .^ои/д/оз/. htm . - . Го-. per.' Эл № ФС 77-

ART 14034 УДК 37 7 49965. - ISSN 2304-120Х.

Это востребовало обновление процесса профессиональной подготовки, в том числе и юристов. В мае 2009 года Президентом Российской Федерации был издан Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России», который предусматривает повышение качества программ высшего профессионального юридического образования, усиление контроля над деятельностью высших образовательных учреждений, готовящих юридические кадры.

В настоящее время проводится активная работа по реализации данного Указа, в которой принимают участие комиссия Ассоциации юристов России по общественной оценке качества юридического образования и комиссия по юридической науке, а также непосредственно региональные отделения.

Направление профессиональной подготовки «Юриспруденция» включает несколько профилей, один из которых - международно-правовой. Особенность данного профиля состоит в том, что будущим юристам-международникам требуются знания не только российского, но и международного права, иностранных языков, мировой экономики, теории и истории международных отношений, дипломатии, основ международной безопасности, экономических и политических процессы в СНГ, международных конфликтов XXI века.

В этой связи, в структуре профессиональных компетенций будущих юристов-международников можно выделить несколько составляющих:

- гносеологическую (совокупность знаний);

- нормативную (объем полномочий);

- функциональную (профессиональные обязанности).

Это и обусловливает необходимость формирования профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции.

Установлено, что процесс формирования профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции обусловлен рядом особенностей:

- ориентацией на целостное образование в течении всей жизни;

- воспитанием устойчивых гражданских качеств личности;

- взаимосвязью учебных дисциплин, обеспечивающей взаимодополнение содержания, форм, методов, средств профессиональной подготовки и создание единых образовательных модулей по различным логическим основаниям.

Формирование профессиональных компетенций - это показатель качества профессионального образования, востребованность выпускников, а значит и обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения.

Конкурентоспособность образовательного учреждения - это его преимущество по отношению к другим аналогичным объектам, характеризующееся умением удовлетворять образовательные потребности населения, за счет предоставления ему совокупности услуг; актуализировать свою жизнедеятельность в соответствии с действующим правовым, информационным, психолого-педагогическим и иным обеспечением [8, с. 16]. Ведущей идеей становится ориентация потенциала и ресурсов образовательного учреждения на конечный результат - профессиональное развитие и саморазвитие специалиста, готового теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющего создавать и применять для этого систему профессиональной деятельности, обладающего возможностями анализировать и корректировать процесс и результаты овладения профессией.

КОНЦЕПТ

Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной инте_ _ грации // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -

научно-методический электронный журнал " г~. ^ эЛофс??-

ART 14034 УДК 37 7 49965. - ISSN 2304-120Х.

Моральные основы деятельности современного человека при принятии ответственных решений становятся равнозначными или даже превосходящими технологические, экономические и экологические обоснования [9]. Именно поэтому представляется необходимым дополнить обучение, как характеристику содержания образовательной услуги ее не менее важной компонентой - воспитанием и результатом образования - формированием устойчивых гражданских качеств личности и ее развитием, совершенствованием.

Цель профессионального образования носит, таким образом, трехкомпонентный характер в:

- профессиональной области - профессиональные компетенции;

- общественной жизни - успешная социализация, формирование общекультурных компетенций;

- личностной сфере - осознание собственной самоценности, проявлений рефлексии и активности в целеполагании и деятельности в целом, самоидентификация.

Заказчиком и непосредственным потребителем образования является личность, тогда как общество формирует основные социально значимые требования к качеству образования в виде федеральной и региональной составляющих учебных планов, выступая корпоративным заказчиком и потенциальным потребителем, получающим профессионально-компетентного социализированного члена общества.

Поэтому принципы процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции составляют интеграция, модульность, рациональность.

Выяснено, что эффективность процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции может быть обусловлена следующими педагогическими условиями:

- формированием у преподавателя готовности к формированию профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции;

- образованием у студентов устойчивого интереса к интеграции профессионально значимых знаний, умений, навыков;

- диагностикой формирования профессиональных компетенций юриста-международника;

- созданием инновационного научно-методического обеспечения, как целостной, основанной на достижениях науки, передовом опыте и конкретном анализе затруднений педагогов системе взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции.

На основании изложенного, можно сформулировать следующие требования к процессу формирования профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции:

1. Качество условий (учебный план, семестровые графики, расписание, материально-техническое оснащение и так далее), которое определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов. При этом приоритет должен отдаваться индивидуальной жизнедеятельности студентов в учебном процессе, учету их личностных потребностей.

2. Качество реализации федерального государственного образовательного стандарта (контрольно-оценочные параметры, организация активных форм обучения, использование инновационных технологий и тому подобное). При этом рассматривая

PU г М

КОНЦЕПТ

Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14034. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-

научно-методический элекжронньы журнал ^ .^ои/д/оз/. htm . - . Го-. per.' Эл № ФС 77-

ART 14034 УДК 37 7 49965. - ISSN 2304-120Х.

формирование профессиональных компетенций, нельзя забывать об их диалектической взаимосвязи с общекультурными компетенциями. Именно системная целостность общекультурных и профессиональных компетенций и позволяет рассматривать профессиональную подготовку как процесс самопроектирования личности, в котором можно выделить три основные стадии: самоопределение, самовыражение и самореализацию. Именно на последней стадии формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, утверждается общественная позиция, реализуются ценностные эталоны, развиваются интегральные характеристики личности (направленность, компетенция, эмоциональная и поведенческая гибкость), осознается необходимость изменений, преобразований своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде.

3. Качество результатов формирования профессиональных компетенций (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия, включение студентов в со-управление и прочее). Стержневую, системообразующую составляющую профессио-граммы составляет личность. Поэтому процесс формирования профессиональных компетенций должен быть антропоцентрирорванным, то есть направленным на образование личности будущего специалиста - носителя общего и профессионального мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений. А это возможно только на основе межпредметной интеграции, которая опосредует целостность, единство личностного и профессионального развития человека.

Обобщая изложенное, отметим, что формирование профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции обуславливает переориентацию профессиональной подготовки с личностно ориентированного обучения на педагогическое взаимодействие в системе «личность-личность». А в этой системе формирование профессиональных компетенций базовая, но не основная задача, которая предполагает формирование отношений, личностных смыслов и ценностей жизни и профессиональной деятельности.

Образование - один из ключевых компонентов стратегии выживания России в начале XXI века, реализации концепции устойчивого развития, обеспечения всей системы национальной безопасности. Россия сможет выжить только как образованная, просвещенная страна, в которой государство вместе с обществом постоянно несет ответственность за темпы повышения образовательного ценза населения. И одной из важнейших социально-экономических задач является оптимизация процесса формирования профессиональных компетенций у будущих юристов-международников на основе межпредметной интеграции.

Ссылки на источники

1. Пугачева Н. Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. - 2011. - № 1. - С. 42-46.

2. Пугачева Н. Б., Судденкова Н. В., Татаринова И. П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 1. - С. 64-71.

3. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. - 2013. - № 4. -иРЬ: http://dom-hors.rU/ru/component/content/article/8.html.

4. Пугачева Н. Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 1. - С. 65-69.

5. Пугачева Н. Б., Чепурышкин И. П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 9-16.

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14034 УДК 377

6.

7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.

9.

Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14034. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14034.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14012. -URL: http://e-koncept.ru/2013/14012.htm.

Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13260. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. Пугачева Н. Б. Управление общеобразовательным учреждением инновационного типа // автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань: КГПУ, 2004. - 40 с.

Татаринова И. П., Шевцова В. В., Лунев А. Н. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. -№ 2. - С. 204-210.

Alexander Lunev,

doctor of Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A. N. Tupolev, Kazan [email protected] Natalia Pugacheva,

doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, Kazan [email protected] Larisa Stukolova,

doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International

Institute of the Market, Samara

[email protected]

Formation of international lawyers professional competence on the basis of interdisciplinary integration

Abstract. The authors set the features, principles and pedagogic conditions of the competence formation process among future international lawyers. The process is based on the interdisciplinary integration. Key words: features of international lawyers training, principles of professional competencies of international lawyers, formation of professional competence on the basis of interdisciplinary integration, pedagogical conditions of professional competencies formation. References: 1-9 - Russian Sources.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционного совета журнала «Концепт»

ív 7 ^

977230412014202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.