Научная статья на тему 'Формирование нового экономического механизма управления вузом'

Формирование нового экономического механизма управления вузом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / MODEL MANAGEMENT / UNIVERSITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалёнок Наталья Олеговна

Институциональная среда сферы образовательных услуг предстаёт в единстве методов государственного регулирования и рыночных механизмов. В статье экономический механизм рассматривается как система всестороннего функционирования, включающая финансы, экономику, ресурсы и другую деятельность. Описана модель нового экономического механизма управления вузом в условиях развития рыночных отношений а так же раскрыта модель экономического механизма управления в сфере образования в доперестроечный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a new economic mechanism of university management

The institutional environment of educational services appears in the unity of the methods of state regulation and market mechanisms. In the paper the economic mechanism is considered as a huge functioning system, included finance, economics, resources, and other activities. A model of the new economic mechanism for the university in the development of market and also revealed the model of economic man-agement mechanism in the field of education in the period of the economy reformation.

Текст научной работы на тему «Формирование нового экономического механизма управления вузом»

научно-методический электронный журнал

Михалёнок Н. О. Формирование нового экономического механизма управления вузом // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 04. - ART 13540. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13540

УДК 330

Михалёнок Наталья Олеговна,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и статистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара [email protected]

Формирование нового экономического механизма управления вузом

Аннотация. Институциональная среда сферы образовательных услуг предстаёт в единстве методов государственного регулирования и рыночных механизмов. В статье экономический механизм рассматривается как система всестороннего функционирования, включающая финансы, экономику, ресурсы и другую деятельность. Описана модель нового экономического механизма управления вузом в условиях развития рыночных отношений а так же раскрыта модель экономического механизма управления в сфере образования в доперестроечный период.

Ключевые слова: образование, сфера образовательных услуг, управление вузом, модель управления.

Институциональная среда сферы образовательных услуг в единстве двух подсистем (методов государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования) предстает глубинной основой, на базе которой разворачивается финансово-хозяйственная деятельность вузов. Изменения, происходящие в институциональной среде образовательных услуг, обусловливают особую актуальность разработки адекватного состоянию институциональной среды экономического механизма управления вузами, который представляет собой системный комплекс финансовых, экономических, организационно-структурных методов, применение которых в практике хозяйствования обеспечивает баланс интересов участников образовательного процесса и заинтересованных в его эффективности сторон: государства, организаций, граждан.

Экономический механизм управления вузом можно рассматривать как систему, охватывающую все стороны его функционирования: финансы, экономика,

потребности, ресурсы, деятельность (образование, наука, культура, маркетинг, учет), структуры (рис. 1).

В меняющихся условиях хозяйствования вуз, выполняя госзаказ вынужден выходить на рынок со своими образовательными услугами, постоянно поддерживая многосторонний баланс между объемом предоставляемых услуг и наличными ресурсами, между источниками финансирования и ресурсным обеспечением реализации миссии вуза (образование, наука, культура), между потребностями и деятельностью во всей широте ее функционального проявления, а также баланс между вузовским образовательным потенциалом и запросами рынка. По нашему мнению, решить задачу регулирования такого многостороннего баланса призван экономический механизм, развивающийся и приобретающий новые свойства по мере изменений в институциональной среде. В этой связи экономический механизм управления вузом предстает, как механизм многостороннего балансирования ресурсов, деятельности, источников финансирования и потребностей вузов в условиях рыночного хозяйствования.

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13540.htm

КОНТ ТШТ

Михалёнок Н. О. Формирование нового экономического механизма управления вузом // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 04. - ART 13540. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13540.htm. - Гос.

рег. Эл № фС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13540 УДК 330

Рис. 1. Основные компоненты экономического механизма управления вузом

Разработка экономического механизма управления вузом не ограничивается применением в практике хозяйствования адекватных институциональной среде финансовых и экономических методов, но влияет на формирование соответствующей организационной структуры вуза.

Выбор стратегии структурных преобразований вуза зависит от взаимосвязи различных факторов макро- и микросферы, а также от тех задач, которые призван решить процесс преобразований. При этом необходимо учитывать наличие двух отмеченных типов изменений (институциональных и функциональных), которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. При рассмотрении вуза в качестве элемента экономической макросферы правомерно говорить о структурноорганизационных преобразованиях институционального типа, имея в виду целеориентацию этих преобразований, связанную с изменением структуры вуза в ее институциональном виде (отношения собственности; порядок финансирования; соотношение казенных, бюджетных и автономных вузов; соотношение государственных и негосударственных вузов и т. п.). Вместе с тем при рассмотрении организационных преобразований на уровне процесса функционирования вуза, структуры его деятельности, правомерно отнести эти преобразования к функциональному типу (организация учебного процесса, организация научных исследований и т. д.).

Реформирование системы образования должно носить комплексный характер, что предполагает осуществление как институциональных (разработка нового закона об образовании), так и организационно-структурных изменений (формирование автономных образовательных учреждений). Многовариантность возникновения новых структур в недрах реформирующейся системы образования требует сочетания преобразований микроуровня с общесистемными преобразованиями. Такое сочетание создает условия для вызревания новых качеств системы образования. В этом находит выражение становление новой парадигмы всего

2 '

http://e-koncept.ru/2013/13540.htm

КОНТ тнпт

Михалёнок Н. О. Формирование нового экономического механизма управления вузом // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 04. - ART 13540. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 13540 УДК 330

образовательного процесса, наиболее существенные особенности которой состоят в следующем. Во-первых, признание плюрализма развития образовательного процесса в рамочных границах государственных образовательных стандартов, что находит свое проявление в масштабных структурных преобразованиях и в появлении автономных учреждений образования. Во-вторых, признание определяющей роли информационной и научной составляющей образовательных процессов, обусловленных тем, что в современных условиях происходит новый цивилизационный сдвиг, следствием которого будет переход человечества на новую ступень развития - информационную цивилизацию.

В системе образования неформальные нормы, переходя в полуформальные, способствуют снижению степени теневых отношений, т. к. государство может перейти от институциональной недостаточности к институциональной избыточности и затормозить дальнейшее развитие. При этом частично формальные нормы дают сигнал о необходимом векторе, который впоследствии может быть организационно упорядочен.

Разнообразие форм контроля знаний при поступлении в вузы и возможность комбинировать подходы к формам контроля в рамках одного вуза, например, учет наряду с результатами ЕГЭ оценок, полученных на вступительных испытаниях по программам отдельного вуза, даст возможность формировать контингент студентов из числа наиболее подготовленных выпускников школ и, следовательно, повысит качество выпускников.

Приведем схему рыночной инфраструктуры образования (рис. 2), которая включает в себя образовательные подсистемы и виды рынков, обеспечивающих формирование и развитие как трудового, так и человеческого потенциала, превращение рынков в рабочую силу и человеческий капитал и обеспечивающее их полноценное участие в сфере экономических благ, как важнейших экономических ресурсов в современной экономике. Также эта схема отражает кругооборот человеческого капитала и рабочей силы, как части экономического кругооборота современной экономики.

Рис. 2. Рыночная инфраструктура образования

http://e-koncept.ru/2013/13540.htm

КОНТ ТЕПТ

Михалёнок Н. О. Формирование нового экономического механизма управления вузом // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 04. - ART 13540. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 13540 УДК 330

В рамках исследования была сформирована модель нового экономического механизма управления вузом в условиях развития рыночных отношений (рис. 3). Данная модель состоит из четырёх основных блоков:

- блока доходов;

- блока расходов;

- блока финансового результата;

- блока управленческих решений.

ПРИНЯТИЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

РЕШЕНИЯ

V4-

V

БЛОК УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИИ

--------N-

корректировка

V

Анализ

возможных

последствий

принимаемого

решения

Формальные нормы

ФОРМИРОВАНИЕ

управленческого

решения

Л-

Л-

Мониторинг конкурентной среды

Инновации

Накопленный опыт

Результаты анализа деятельности за предыдущие периоды

Расходы кафедр, реализующих образовательные программы

Ж

Расходы институтов и факультетов, курирующих образовательный процесс

\7

ж

Прямые расходы

IE

Косвенные расходы

ЗЕ

Хозяйственно-

эксплуатационные

ЗЕ

ЗЕ

Административно-

управленческие

Расходы на оплату коммунальных услуг.

Расходы структурных подразделений, обладающих правами б юджетоде ржателей.

Общеуниверситетские расходы:

- фонд заработной платы административноуправленческого и прочего обслуживающего персонала;

- расходы на текущее содержание университета.

БЛОК РАСХОДОВ

Объём финансирования выпускающей кафедры рассчитывается с учётом трудоёмкости участия кафедры в соответствии с утверждёнными нормативами Формируется бюджет развития университета (инвестиции в материально-техническую базу, научно исследовательские работы и т.п.)

ЗЕ

ИТОГО РАСХОДЫ ВУЗа ■ % ■ » і і L---- % ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗа і • • і » • / » ИТОГО ДОХОДЫ ВУЗа

в т.ч. расходы в разрезе специальностей и форм обучения і • в целом по ВУЗу • по каждой специальности ( в т.ч. доходы в разрезе специальностей и форм обучения

1 * ■ * if • на 1 студента » 1 \!

Ж

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ

I

Объём финансирования выпускающим кафедрам устанавливается в соответствии с утверждённым минимальным порогом финансирования.

Возможно принятие решения о закрытии подготовки по убыточным специальностям или дотации за счёт прибыльных специальностей

БЛОК ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА

Доходы от платной образовательной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лимиты

бюджетных

обязательств

Ж

ДОХОДЫ от основной образовательной деятельности

ДОХОДЫ от научно-исследовательской деятельности

ДОХОДЫ от прочей коммерческой деятельности

БЛОК ДОХОДОВ

ПРИМЕЧАНИЕ: г;;.’ V - Информационное

- Управленческое воздействие

- Взаимосвязь

- Предполагаемые последствия

Рис. 3. Модель нового экономического механизма управления вузом в условиях развития рыночных отношений

В «Блоке расходов» формируется итоговая величина расходов по вузу, на основании прямых и косвенных расходов. Прямые расходы вуза формируются на основании расходов по научно-исследовательской и прочей коммерческой деятельности, а также включают расходы кафедр, реализующих образовательные программы, расходы институтов и факультетов, курирующих образовательный процесс. Расходы

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13540.htm

научно-методический электронный журнал

Михалёнок Н. О. Формирование нового экономического механизма управления вузом // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 04. - ART 13540. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13540

УДК 330

на оплату коммунальных услуг, расходы структурных подразделений, обладающих правами бюджетодержателей, общеуниверситетские расходы (фонд заработной платы административно-управленческого и прочего обслуживающего персонала, расходы на текущее содержание университета) и т. п. формируют хозяйственноэксплуатационные и административно-управленческие расходы, из которых, в свою очередь, состоят косвенные расходы.

Итоговая величина расходов для дальнейшего детального анализа деятельности вуза раскрывается в разрезе специальностей и форм обучения, в том числе и в расчёте на одного студента.

В «Блоке доходов» определяется итоговая величина доходов по вузу, на основании данных о доходах, получаемых от основной образовательной, научноисследовательской, а также от прочей коммерческой деятельности. В свою очередь, величина доходов от основной образовательной деятельности зависит от величины лимитов бюджетных обязательств, а также от доходов платной образовательной деятельности.

Итоговая величина доходов, так же как и расходов, детализируется по специальностям и формам обучения, а также рассчитывается объём доходов, приходящегося на одного студента.

«Блок финансового результата» формируется на основании соотношения итоговых объёмов «Блока доходов» и «Блока расходов». Результатом такого соотношения может быть как положительный, так и отрицательный результат работы вуза в целом, который в свою очередь детализируется до уровня структурных подразделений, специальностей, а также в пересчёте на одного студента. При отрицательном финансовом результате объём финансирования выпускающим кафедрам устанавливается в соответствии с утверждённым минимальным порогом. Кроме того, возможно принятие управленческого решения о закрытии подготовки по убыточным специальностям или дотаций за счёт прибыльных специальностей. При положительном финансовом результате объём финансирования выпускающей кафедры рассчитывается с учётом трудоёмкости участия кафедры в соответствии с утверждёнными нормативами. При этом бюджет развития университета формируется с учётом инвестиций в материально-техническую базу, научно-исследовательские работы и т. п.

«Блок управленческих решений» предназначен для своевременного формирования и обоснованного принятия необходимых управленческих решений, направленных на повышение уровня экономической стабильности и усиления конкурентных преимуществ вуза. На данный блок непосредственное информационное воздействие оказывает «Блок финансового результата», давая возможность проводить анализ деятельности вуза за предыдущие периоды, который в свою очередь влияет на будущее управленческое решение. Кроме того, процесс формирования управленческого решения основан на исчерпывающих данных о конкурентной среде, о существующих инновациях и тенденциях развития научно-технического прогресса. Также на управленческое решение оказывают непосредственное влияние накопленный вузом за годы работы опыт, а также формальные, частично-формальные и неформальные нормы. Для принятия окончательного управленческого решения необходимо проанализировать возможные последствия принимаемого решения, и при необходимости внести корректировки в итоговый процесс управления.

После того как было принято управленческое решение, рассматриваемый блок оказывает управленческое воздействие на «Блок расходов» и «Блок доходов», тем

http://e-koncept.ru/2013/13540.htm

КОНТ тнпт

Михалёнок Н. О. Формирование нового экономического механизма управления вузом // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 04. - ART 13540. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 13540 УДК 330

самым непосредственно влияя на получение и улучшение итогового финансового результата в будущем.

Модель экономического механизма управления в сфере образования в доперестроечный период представлена на рис. 4.

Отличие данной модели от нового экономического механизма, отражённого на рис. 3. Состоит в том, что в «Блоке доходов» отсутствуют доходы от платной образовательной и коммерческой деятельности. Соответственно в «Блоке расходов» отсутствуют расходы по прочей коммерческой деятельности. Это связано с тем, что в доперестроечный период в стране отсутствовали коммерческие отношения в образовательной сфере.

БЛОК УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Формальные нормы

'■■1 г—

Расходы по научно-исследовательской деятельности

Расходы кафедр, реализующих образовательные программы

Расходы институтов и факультетов, курирующих образовательный процесс

_sz_

Прямые расходы

ИТОГО РАСХОДЫ ВУЗа

в т.ч. расходы в разрезе специальностей и форм обучения

Хозяйственно-

эксплуатационные

Административно-

управленческие

Расходы на оплату коммунальных услуг.

Расходы структурных подразделений, обладающих правами бюджетодержателей.

Общеуниверситетские расходы:

- фонд заработной платы административноуправленческого и прочего обслуживающего персонала;

- расходы на текущее содержание университета.

БЛОК РАСХОДОВ

•••• %

ФИНАНСОВЫМ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗа

в целом по ВУЗу по каждой специальности

• на 1 студента • 11 і 1 1( 1 Л

Косвенные расходы • ■ I * 1 1 •

• ■ 1 1

% •■■■!

БЛОК ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА

ДОХОДЫ от научно-исследовательской деятельности

БЛОК ДОХОДОВ

К

ПРИМЕЧАНИЕ: V

- Информационное воздействие

- Управленческое воздействие

- Взаимосвязь

Рис. 4. Модель экономического механизма управления в сфере образования

в доперестроечный период

Кроме того, для принятия управленческих решений финансовый результат деятельности образовательных учреждений не имел значения, так как решения принимались исключительно из необходимости подготовки специалистов той или иной сферы деятельности.

http://e-koncept.ru/2013/13540.htm

научно-методический электронный журнал

Михалёнок Н. О. Формирование нового экономического механизма управления вузом // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 04. - ART 13540. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13540.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13540

УДК 330

Таким образом, основное отличие данной модели от модели нового экономического механизма управления вузом в условиях развития рыночных отношений состоит в том что «Блок управленческих решений» состоял исключительно из формальных норм, в связи с жёсткой централизацией образовательных процессов в государстве [1].

Ссылки на источники

1. Михалёнок Н. О., Носков В. А. Проблемы управления развитием формальных и неформальных институтов в системе образования. - Самара: СНЦ РАН, 2007. - 234 с.

Mihalenok Natalya,

Ph.D., Head department "Accounting, Analysis and Statistics", FGBOU VPO SSTU, Samara [email protected]

Formation of a new economic mechanism of university management

Abstract. The institutional environment of educational services appears in the unity of the methods of state regulation and market mechanisms. In the paper the economic mechanism is considered as a huge functioning system, included finance, economics, resources, and other activities. A model of the new economic mechanism for the university in the development of market and also revealed the model of economic management mechanism in the field of education in the period of the economy reformation.

Keywords: education, educational services, university management, model management. 9 772304 120135

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

pu "7 fu

977230412013516

http://e-koncept.ru/2013/13540.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.