научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14012. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/
14012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN
ART 14012
УДК 338.46 2304-120X.
Лунев Александр Николаевич,
доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева», г. Казань [email protected]
Пугачева Наталья Борисовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО ««Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань [email protected]
Стуколова Лариса Зайнулловна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-психологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара [email protected]
Аннотация. В статье охарактеризован региональный рынок профессиональных образовательных услуг и выявлены его сегменты, представлены субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг и формы их интеграции. Ключевые слова: региональный рынок профессиональных образовательных услуг, субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг, образовательный консорциум, социальное партнерство, многопрофильные образовательные комплексы, интеграция субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг.
Раздел: (04) экономика.
Образовательные услуги рассматриваются как и результаты труда, имеющие форму товара и являющиеся предметом купли - продажи.
С одной стороны, образовательная деятельность ориентирована на развитие человека, который не может выступать предметом купли - продажи, и ее цели, способы их достижения и результаты некорректно интерпретировать в терминах рыночной экономики.
С другой стороны, коммерциализация образовательной деятельности, связанной с воспроизводством рабочей силы, обусловила позиционирование образовательных услуг на рынках труда в форме товара, независимо от источников финансирования и формы собственности производителя.
Рынок образовательных услуг стал специфической разновидностью рынка услуг в условиях современной экономики, основанной на разнообразии форм собственности и, соответственно, источников финансирования сферы науки и образования.
Сущность рынка образовательных услуг состоит в экономических отношениях между различными субъектами по поводу купли - продажи этих услуг.
Основной функцией данного рынка становится установление прочной взаимосвязи между производителем и потребителем образовательных услуг как смешанных благ [1 ].
Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14012.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14012. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/
14012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN
ART 14012
УДК 338.46 2304-120X.
Один из сегментов рынка образовательных услуг - рынок профессиональных образовательных услуг, который призван в первую очередь обеспечить высокую конкурентоспособность, а, следовательно, и высокий уровень профессиональной подготовки получателей этих услуг.
Рынок профессиональных образовательных услуг возникает, функционирует и развивается в процессе интегративного взаимодействии с региональными рынками труда (механизмом взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т. е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу в данный момент времени) и рабочей силы (как сообщества индивидуумов, которые желают приобрести профессию, изменить профиль деятельности или повысить квалификацию), которые и определяют структуру спроса на образовательные услуги [2].
При этом возникновение, функционирование и развитие интегративного взаимодействия региональных рынков профессиональных образовательных услуг, труда и рабочей силы опирается на конкретный (здесь и сейчас) и универсальный (исторический) опыт и отражается в целях образовательной политики региона, содержании профессионального образования, технологиях профессионального обучения [3] , методике составления региональных прогнозов потребности в кадрах на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, моделях интеграции производителей и потребителей профессиональных образовательных услуг, механизмах сетевого взаимодействия субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг, реструктуризации учреждений профессионального образования [4].
Таким образом, под региональным рынком профессиональных образовательных услуг мы понимаем материальные взаимоотношения между их производителями, потребителями и инвесторами.
Установлено, что региональный рынок профессиональных образовательных услуг представлен регулируемым (формальным) и нерегулируемым (неформальным, теневым) сегментами.
Регулируемый сегмент представлен аккредитованными учреждениями профессионального образования, центрами дополнительного образования, частными лицами и другими, имеющими лицензию на конкретные виды образовательной деятельности. Регулируемый сегмент создает правовые основы поведения субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг, и предполагает наряду с законодательным регулированием отношений широко развитую систему договоров как источник нормативного регулирования.
Нерегулируемый (неформальный, теневой) сегмент характеризуется уклонением от налогов и статистического учета. Он представлен профессиональными образовательными услугами, оказываемыми без оформления необходимых лицензий (например, репетиторская деятельность), а также системой взяток и поборов.
Таким образом, субъекты регионального рынка профессиональных образовательных услуг - это:
- федеральные органы власти и органы управления образованием, в полномочия которых входит: создание Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) и контроль за их выполнением; аккредитация учреждений профессионального образования, центров дополнительного образования; обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации; создание условий для развития непрерывного образования;
пи пи
http://e-koncept.ru/2014/14012.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14012. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/
14012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN
ART 14012
УДК 338.46 2304-120X.
- региональные органы власти и органы управления образованием, задачами которых является осуществление исполнительно-распорядительных функций в сфере образования и науки на территории региона; обеспечение подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов в областных и муниципальных государственных образовательных учреждениях профессионального образования;
- муниципальные органы управления образованием, к компетенциям которых относится следующее.
1. Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных учреждений профессионального образования.
2. Обеспечение гражданам, проживающим на территории округа, возможности выбора образовательного учреждения.
3. Организация работы по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей и охрана прав несовершеннолетних.
4. Развитие международного сотрудничества в сфере муниципализации образования.
5. Координация деятельности учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, по развитию образовательной сферы муниципального округа.
6. Регулирование отношений собственности в системе образования, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие муниципальной системы образования, формирование местных бюджетов в части расходов на образование.
7. Мониторинг и анализ результатов деятельности учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения, по удовлетворению кадровых потребностей муниципального округа.
8. Создание моделей муниципальных образовательных округов.
9. Организация банков педагогических, управленческих, экономических инноваций в системе профессионального образования.
10. Формирование социального заказа на профессиональное образование в интересах муниципального округа.
- совокупность аккредитованных учреждений профессионального образования и дополнительного профессионального образования, предоставляющих информацию о перечне учебных профессий и программ, конкурсах абитуриентов, стоимости и сроках обучения; оказывающих профессиональные образовательные услуги; а также разрабатывающих содержание профессиональной образовательной услуги или занимающихся исключительно продвижением программ обучения или преподавателей;
- корпоративные структуры (корпоративные университеты, тренинговые и учебные центры), отвечающие за совершенствование кадровой подготовки и разрабатывающие, и реализующие инновационные образовательные программы на базе предприятий;
- частные лица, имеющие лицензию на конкретные виды образовательной деятельности;
- потребители профессиональных образовательных услуг, представленные как физическими, так и юридическими лицами;
- лица и организации, оплачивающие профессиональные образовательные услуги;
http://e-koncept.ru/2014/14012.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14012. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/
14012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN
ART 14012
УДК 338.46 2304-120X.
- органы государственной службы занятости населения региона и муниципальных образований;
- организации и частные лица, оказывающие профессиональные образовательные услуги без оформления необходимых лицензий, а также система взяток и поборов.
Интеграция субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обусловлена соотношением спроса и предложения на этом рынке, которая заключается в том, что производимая услуга не всегда в полной мере соотносится с запросами потребителей, а также в том, что потребитель не всегда может конкретно сформулировать свой запрос на образовательную услугу. Соотношение спроса и предложения - динамичная характеристика рынка вообще и рынка образовательных услуг в частности.
Выяснено, что в регионах идет поиск форм интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг.
1. Создание многопрофильных образовательных комплексов.
2. Развитие вариативных форм социального партнерства, обеспечивающих субъектам регионального рынка профессиональных образовательных услуг интенсивное развитие при условиях:
- заинтересованности каждого участника в поиске оптимальных форм и методов функционирования и развития регионального рынка профессиональных образовательных услуг;
- соблюдении сторонами нормативно-правовых актов, как залога законности в отношениях взаимодействия;
- равноправного сотрудничества и баланса социально-экономических интересов всех участников;
- эмерджентности целей и неаддитивности интересов каждой из взаимодействующих сторон (отраслевой образовательный кластер, ресурсный центр) [5];
3. Организация квазиинтеграционных структур, как объединений субъектов, предполагающих развитие устойчивых долгосрочных связей между ними и делегирование контроля над управлением совместной деятельностью при отсутствии юридически оформленного трансфера прав собственности (образовательный консорциум) [6].
Установлено, что формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обуславливают их сетевое взаимодействие, как особый вид совместной деятельности, направленный на создание форм взаимодействия по различным логическим основаниям:
- концентрации различного типа ресурсов;
- согласованное функционирование и развитие региональных рынков труда, рабочей силы, профессиональных образовательных услуг;
- координации процессов производства, потребления профессиональных образовательных услуг и оценки их качества.
Выяснено, что сетевое взаимодействие субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг возможно при условиях: объединения целей и потребностей во взаимодействии; формирования общего ценностно-смыслового пространства деятельности; вовлеченности всех субъектов сети в процесс разработки и принятия управленческих решений; открытости, развитии системы внешних связей; экспертно-аналитического сопровождения деятельности, мониторинга и обсуждения результатов изменений в сетевых формах взаимодействия.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2014/14012.htm
КОНТ TFTTT
научно-методический электронный журнал ART 14012 УДК 338.46
Таблица 1
Формы и направления сетевого взаимодействия субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14012. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/
14012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Формы взаимо- действия Направления взаимодействия
Нормативно-правовое Организационно- управленческое Информационно- аналитическое Финансово-эко- номическое
Концентрация ресурсов Договора о сотрудничестве по отдельным направлениям деятельности Организация сетевых событий (круглых столов, презентаций компаний, дискуссионных площадок и др.). Формирование системы профориентационной подготовки как составляющей молодежной политики Создание сайтов. Выпуск специальных изданий. Организационнофинансовое обеспечение научных и мониторинговых исследований профессиональной подготовки Кооперация различного типа ресурсов. Установление налоговых льгот для предприятий-участ-ников регионального рынка профессиональных образовательных услуг
Согласованное функционирование и развитие региональных рынков труда, рабочей силы, про-фессио-нальных образовательных услуг Создание региональной концепции политики занятости населения. Разработка программ взаимодействия рынков труда, рабочей силы и образовательных услуг Разработка программ стимулирования работодателей к организации повышения квалификации персонала, подготовке и переподготовке кадров Создание инновационных структур и партисипативных институтов. Организация работы служб занятости по профориентации и переподготовке работников. Разработка и осуществление адресных проектов профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации Создание мультимедийных комплексов. Мониторинг рынка труда. Информационнопропагандистские кампании по повышению престижа рабочих профессий Создание и развитие инфраструктуры. Разработка методики определения стоимости человеческого капитала
Координа- ция процессов производства, потребления профессиональных образовательных услуг и оценки их качества Создание региональной системы профессионального образования. Квазиинтеграция субъектов рынка образовательных услуг. Договор контрактации по созданию интегрированной системы непрерывного образования («Life Long Learning»). Координация территориальных программ содействия занятости населения с региональными стратегиями и программами социально-экономического развития и инвестиционными проектами Создание Координационного совета по взаимодействию рынков труда, профессиональных образовательных услуг. Формирование позитивного имиджа учреждения профессионального образования. Создание региональных центров управления качеством профессиональной подготовки. Создание в регионе единого информационноаналитического пространства по интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг. Построение прогнозов потребностей региональных рынков труда в квалифицированных кадрах Разработка региональной системы оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования с учётом запросов работодателей
pu Г м
http://e-koncept.ru/2014/14012.htm
научно-методический электронный журнал
Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14012. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/
14012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN
ART 14012
УДК 338.46 2304-120X.
Сетевое взаимодействие субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг обеспечивает согласование функций, координацию действий, трансфер информации на основе системы эксплицитных и имплицитных контрактов (табл. 1).
Вывод: интеграция субъектов регионального рынка профессиональных
образовательных услуг обуславливает развитие человеческого капитала, который, как и любой другой, может приносить доход в рыночной и нерыночной сферах, в различных формах и поэтому является объектом инвестирования - отвлечения средств от текущего потребления ради его увеличения (получения дополнительных доходов) в будущем.
Ссылки на источники
1. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - ART 13213. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13213.htm.
2. Пугачева Н. Б., Чепурышкин И. П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 9-16.
3. Пугачева Н. Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. - 2011. - № 1. - С. 42-46.
4. Татаринова И. П., Шевцова В. В., Лунев А. Н. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. -№ 2. - С. 204-210.
5. Носов А. Л. Методологические подходы к стратегическому планированию и управлению образовательным учреждением // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13045. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13045.htm.
6. Пугачева Н. Б., Баранов Ю. А. Отраслевая кластеризация как механизм взаимодействия сопряженных социально-экономических институтов // Общество: политика, экономика, право. -2013. - № 2. - С. 32-35.
doctor of Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev, Kazan [email protected] Natalia Pugacheva,
doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of occupational safety and 91772304" 120142 law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, Kazan [email protected] Larisa Stukolova,
doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International
Institute of the Market, Samara
The forms of integration of professional educational services regional market
Abstract. The authors describe the regionai market of professionai education services and identifies its segments, describe the subjects of the regionai market of professionai education services and forms of their integration.
Key words: regionai market of professionai education services, subjects of the regionai market of professionai education services, educationai consortium, sociai partnership, muitidiscipiinary educationai systems, integration of the subjects of the regionai market of professionai education services.
References: 1-6 - Russian Sources.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт
Alexander Lunev,
ISSN 2304-120Х
977230412014201
http://e-koncept.ru/2014/14012.htm