ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 378
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»
В СОВРЕМЕННОМ ЗНАНИИ
© Л. Ю. БОЛИКОВА*, Ю. А. ШУРЫГИНА**
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
*кафедра педагогики **кафедра немецкого языка и методики преподавания немецкого языка e-mail: [email protected], [email protected]
Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. - Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 573-575. - На материале психологопедагогических источников рассмотрен вопрос дефиниция понятия «профессиональное становление личности». Показано, что профессиональное становление определяется этапом профессионализации. Сделан вывод о том, что профессиональное становление можно рассматривать как прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путём её самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное становление личности, преобразование личности, профессионализация.
Bolikova L. Ju., Shurygina J. A. - The essence of a term «personal professional formation» in modern knowledge // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 573-575. - The authors of the article touch upon one of the most important issues of modern society, concerned with a person professional formation. The authors study the term «personal professional formation» in psycho-pedagogical sources. It is provided that professional formation is determined by the stage of professionalization. The authors come to conclusion that personal professional formation is a progressive, phased process of personal transformation that is following with formation and development of constant characteristics by means of getting professional knowledge, skills and abilities through self-actualization and self-realization in professional activity. Key words: personal professional formation, professionalization, personal transformation.
Многочисленные психолого-педагогические исследования посвящены выявлению взаимосвязи и взаимообусловленностипроцессовразвитияличности и становления профессионала (Басов М. Я., Борисова Е. М., Логинова Г. П., Маркова А. К., Митина Л. М., Рогов Е. И., Смирнов И. П. и др.). Проблемы формирования личности профессионала также нашли отражение в исследованиях Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, Ю. П. Поварёнкова и др.
Перечисленные авторы утверждают, что профессиональная деятельность влияет на систему отношений личности и её образ жизни. Для подавляющего большинства людей, по мнению Е. М. Борисовой, именно этот вид деятельности предоставляет возможности удовлетворять всю гамму их потребностей, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определённого социального статуса и т. д. В процессе личностного и профессионального становления происходит изменение жизненных и профессиональных планов, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, личности в целом [3, С. 159].
Вопросы профессионального становления личности рассматриваются в педагогике профессионального образования, в психологии труда, психологии профессионального обученияивоспитания, профори-ентологии и т. д.
Становление человека как субъекта труда, превращение его в профессионала в процессе профессионального обучения, рассмотрение условий данного процессапредставленывтрудахВ.А. Бодрова, Э.Л.Го-лубевой, К. М. Гуревича, Э. Ф. Зеера, П. А. Климова,
Н. В. Кузьминой, В. С. Мерлина, К. К. Платонова, В. Д. Шадрикова, М. Р. Щукина и др.
Многочисленные исследования, посвящённые становлению профессионала, обусловливают множественность представлений о данном процессе. На наш взгляд, главный путь получения обобщённого представления о профессиональном становлении личности заключается в рассмотрении и интеграции множества определений данного процесса.
Т. В. Киселёва определяет профессиональное становление как «степень развития собственных уме-
24 2011
ний и навыков человека выполнять определённую работу и общественное признание в процессе освоения им социального пространства» [6, С. 65].
По мнению Э. Ф. Зеера, профессиональное становление - это «процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего местав мирепрофессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма, процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофи-зиологическихсвойствчерезразрешениепротиворечий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуациейиразвивающейведущейдеятельностью» [4].
Б. П. Невзоров определяет профессиональное становление как «формирование профессионального самоопределения в конкретной профессиональной области в зависимости от степени согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированности у личности способности адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры» [9, С. 65].
РябоконьЕ.А.рассматриваетпрофессиональное становление как «частный случай развития человека в процессе всего жизненного пути, который определяется этапом профессионализации. Это поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, входе которогопроисходяткачественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями» [1, С. 18].
В. Д. Симоненко определяет профессиональное становление как «процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональнойдеятельностиисобственнойактив-ности, направленной на самореализациювтруде»[10].
Анализ представленных выше определений по-зволилрассматриватьпрофессиональноестановление как процесс изменения личности, преобразования её личностных и профессиональных качеств. Рассмотрение профессионального становления личности как процесса позволяет выявить составляющие его структурные компоненты и расположить их в логической последовательности:
• формирование позитивного отношения к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий (Э. Ф. Зеер, Рябоконь Е. А.);
• выявление психологических возможностей личности, соотнесение их с содержанием и требованиями будущей профессии (Э. Ф. Зеер, Б. П. Невзоров);
• овладение знаниями, формирование умений и навыков профессиональной деятельности (Т. В. Киселёва, Рябоконь Е. А.);
• освоение профессионально ориентированных видов деятельности (Э. Ф. Зеер);
• реализация себя в профессии, самоактуализация и самореализация личностного потенциала (Э. Ф. Зеер, В. Д. Симоненко);
• способность адаптироваться к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности (Б. П. Невзоров);
• достижение общественного признания в процессе освоения социального пространства (Т. В. Киселёва).
Выделенные структурные компоненты позволяют выявить сущностные характеристики профессионального становления личности:
- позитивное отношение к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий;
- психологические возможности личности, соотносящиеся с содержанием и требованиями будущей профессии;
- знания, умения и навыки профессиональной деятельности;
- успешность в освоении профессионально ориентированных видов деятельности;
- самоактуализация и самореализация личностного потенциала в профессии;
- адаптация к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности;
- общественное признание в процессе освоения социального пространства.
Рассмотрениевопросовпрофессиональногоста-новления личности в психолого-педагогической литературе выявило также неоднозначность определения этапов профессионального становления личности.
А. Б. Каганов рассматривает профессиональное становление как последовательное прохождение сменяющих друг друга этапов в рамках вузовского обуче-ния(переходного,накопительногоиопределяющего), которое,всвоюочередь, завершаетсяначетвёртомэта-пе, в период работы на конкретном производстве в избранном виде деятельности. [5, С. 6].
По мнению Кудрявцева Т. В., профессиональное становление не является кратковременным актом, охватывающим лишь период обучения в вузе, а представляет собой длительный, динамичный, многоуров-невыйпроцесс,состоящийизчетырёхосновныхстадий: возникновение и формирование профессиональных намерений; целенаправленная подготовка к избранной профессиональнойдеятельности;процессвхожденияв профессию; реализация личности в самостоятельном профессиональномтруде.Переходккаждойпоследую-щей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопро-вождаетсявозникновениемусубъектарядапротиворе-чий и кризисных ситуаций [11, С. 7-11].
Стадиистановленияпрофессионала, сформулированные А. А. Деркач, также характеризуются формированием намерений (установление отношения человека к профессии), профессиональным обучением, профессиональнойадаптацией;обретениемцелостно-сти (этап стабильно функционирующего специалиста, этап специалиста-новатора) [2].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
Э. Ф. Зеер на основе социальной ситуации и уровня реализации ведущей деятельности выделяет следующие стадии профессионального становления: профессиональноесамоопределение(старшийшколь-ныйвозраст), профессиональнаясамоидентификация (годыпрофессиональногообразования),распредмечи-вание профессиональной деятельности (период приобретения профессионального опыта), опредмечивание профессиональной деятельности (непосредственная профессиональная деятельность) [4].
Е. А. Климов выявляет фазы оптанта, адепта, адаптанта, интернала, мастерства, авторитета, наставничества, представляющие собой этапы жизненного пути профессионала. Фаза оптанта, оптации - это пе-риод,когдачеловекобретаетозабоченностьвопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Фаза адепта - это подготовка, объе-диняющаявсекатегориистартующихпрофессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. Фаза адаптации - это период привыкания молодого специалиста к работе. Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи. Интернал - это уже опытный работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями. На фазе мастерства работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. он имеет свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание). Фаза авторитета также суммируется с последующей. Авторитет - мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (вотрасли, намежотраслевомуровне, встране).Взави-симости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показателиквалификации(разряд,категорию,ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. Наставник в широком смысле слова - человек, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями [7].
Т аким образом, выявлены существенные различия при определении количества стадий процесса профессионального становления личности их продолжительности, содержания.
Ряд учёных рассматривает профессиональное становление личности, как поэтапный процесс:
1. Ограниченный рамками вузовского обучения и продолжающийсясоответственно5лет(КагановА. Б.);
2. Охватывающий длительный период жизни человека, т. е. 30-40 лет (Деркач А. А., Зеер Э. Ф., Кудрявцев Т. В., Рябоконь Е. А., Симоненко В. Д. и др.);
3. Охватывающий длительный период жизни человека, ноповторяющийся, еслипрофессионалчастич-ноутрачиваеттрудоспособность,оказываетсябезрабо-ты, вынужден переменить профессию (Климов Е. А.). Календарный возраст в этом случае может быть любым в интервале трудоспособности.
Профессиональноестановлениеличноститакже представляется в литературе как стадия профессионального функционирования (Л. М. Митина), следующая за стадией профессиональной адаптации и предшествующая стадии профессиональной стагнации [8].
Киселёва Т. В., Невзоров Б. П. предлагают рассматривать профессиональное становление не как процесс, а как результат, т. е. сформированностьу личности определённых способностей, качеств.
На основе предложенных выше точек зрения считаем возможным представить стадии профессионального становления личности в обобщённом варианте следующим образом:
1. Формированиепрофессиональныхнамерений;
2. Профессиональная подготовка;
3.Адаптациякпрофессиональнойдеятельности;
4. Осуществление самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональное становление личности - это прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путём её самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булгакова Е.В. Профессиональное становление студентов в процессе гуманитарной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М., 2000. 536 с.
3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методыпсихолого-педагогическогоисследования.М.: Академия, 2003.
4. ЗеерЭ.Ф.Психологияпрофессий.М.:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
5. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Мн.: Изд-во БГУ, 1983.111с.
6. Киселёва Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательнойсредеобщеоб-разовательнойшколы.Дис....канд.пед.наук.М.,2003.
7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.
8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
9. НевзоровВ.П.Профессиональноестановлениеучите-ля в системе многоуровневого университетского образования в регионе. Дис канд. пед. наук. М., 2003.
10. Общая и профессиональная педагогика / Под ред.
В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. 368 с.
11. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т.В. Кудрявцева. М.: Педагогика, 1988. 142 с.