организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
При использовании кейс-технологии на уроках обществоз-нания педагоги преследуют следующие цели:
- погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий - это формирует их ценностные установки;
- способствовать тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т. е. формируется ответственность детей за выбор;
- развитие компетентностей учащихся;
- формирование навыков критического мышления;
Для того, чтобы демонстрировать теоретические положения нормативных актов на практике, заинтересовать обучающихся в изучении конкретного правового вопроса, необходимо прежде всего научить активно использовать умения работать с информацией и критически её осмысливать, развивать аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их), развивать практические и творческие навыки, коммуникативную и социальную культуру, формировать рефлексивную позицию..
Кейсы классифицируются исходя из целей и задач процесса обучения на следующие типы: обучающие анализу и оценке, обучающие решению проблем и принятию решений, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Кейс, иллюстрирующий проблему может представляться в виде рисунков, картин, звуков, видеосюжетов.
Особое значение в изучении обществознания отводится видео-кейсам. Видео-кейс представляет собой современную технологию обучения, при которой обучающиеся активно взаимодействуют, активно участвуют в моделируемой ситуации, данные кейсы разрабатываются на основе необходимых для решения проблемы нормативных актов.
Методические материалы по сопровождению видео-кейса в учебном процессе включают: описание содержания сюжетов видео-кейса и вопросов к ним по темам занятия; описание приема работы с вопросами видео-кейсов; описание законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих образовательные правоотношения в образовательных организациях среднего профессионального образования; описание рекомендуемого программного обеспечения для использования видео-кейсов.
Библиографический список
Описание содержания сюжетов видео-кейса по темам занятия должно быть представлено в виде краткого текстового изложения видеосюжета, с методическими рекомендациями по их использованию, а так же их применению в различных темах и целях занятия.
Описание приемов работы с вопросами видео-кейсов содержит в себе представление той жизненной ситуации, которая описана в видео-кейсе, мысленное участие в ней.
Вторым видом приема работы с вопросами видео-кейса выступает разбиение содержания проблемного вопроса видео-кейса на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание.
Третьим приемом работы с вопросами выступает моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: реальных предметов, о которых идёт речь в задаче, предметных моделей, графических моделей в виде рисунка или чертежа.
Алгоритм использования видео-кейса в учебном процессе включает в себя следующие этапы: введение в ситуацию, демонстрации видео-сюжета, основной (аналитический) этап, краткое изложение членами групп материалов из видео-кейса их обсуждение, выявление проблемных моментов, решение видео-кейса.
Заключительный этап состоит из результатов аналитической работы обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации, оценивание преподавателем решения обучающихся.
Решение видео-кейсов позволит обогатить и расширить практическую основу образовательной программы, использование мультимедийных технологий предоставит преподавателю обществознания объединить многокомпонентную информационную среду, упростить переработку информации.
На современном этапе развития образования актуализируется проблема совершенствования методики преподавания обществознания. В этих целях необходимо в школьную практику внедрить современные образовательные технологии, методы, способы и средства обучения.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение кейс-технологий является на сегодня востребованным способом обучения обществознанию.. Кейс-метод развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей различные проблемные ситуации. Следует подчеркнуть, что ценность кейс-метода заключается в том, что он является практико-ориентированным, дает возможность применять полученные правовые знания в конкретных ситуациях, в профессиональной деятельности.
Кейс-технологии создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания обществоведческой действительности.
1. Гаджиева П.Д. Кейс-метод - как метод интерактивного обучения. Право и образование. 2015.
2. Суханова Е.А. Инновационные образовательные технологии: теория и практика. Томск, 2010.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва, 2014.
4. Иванова Е.В. Инновационные педагогические технологии: Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы. Москва, 2012.
References
1. Gadzhieva P.D. Kejs-metod - kak metod interaktivnogo obucheniya. Pravo i obrazovanie. 2015.
2. Suhanova E.A. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii: teoriya ipraktika. Tomsk, 2010.
3. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya vzarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. Moskva, 2014.
4. Ivanova E.V. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: Modul'noe posobie dlya prepodavatelej professional'noj shkoly. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 03.04.17
УДК 378
Ivanova O.A., postgraduate, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: vladox1970@mail.ru
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE CONTEXT OF ACTIVITIES. The article analyzes various approaches to the concepts of "professional development" and "professional formation". The author considers positions of scientists and researchers in relation to professional development, proposed a definition of the concept. The problem of professional formation is crucial for understanding the place and role of students in conditions of modernization of Russian education and the use of the educational standards of new generation. Professional development takes place in activities and is naturally accompanied by personal and professional development specialist. The new quality of the individual - enriched professional orientation and forming of professional competence and experience - develop personal and professional characteristics that are important for self-realization in the profession.
Key words: education, humanitarian paradigm, formation, professional formation of the personality, professionalization.
О.А. Иванова, аспирант, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул,
E-mail: vladox1970@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье проанализированы различные подходы к понятию «профессиональное становление», «профессиональное развитие», рассмотрены позиции ученых и исследователей по отношению к профессиональному становлению, предложено авторское определение понятия. Проблема профессионального становления является ключевой для понимания места и роли студенчества в условиях модернизации российского образования и реализации ФГОС нового поколения. Профессиональное становление происходит в деятельности и закономерно сопровождается личностно-профессиональным развитием специалиста. В результате появляются новые качества личности: обогащается профессиональная направленность, формируются профессиональные компетенции и опыт, развиваются личностно-профессиональные характеристики, значимые для самореализации в профессии.
Ключевые слова: образование, гуманитарная парадигма, становление, профессиональное становление личности, профессионализация.
Образование является социально значимой системой, от эффективности работы которой зависит инновационный потенциал всей страны, а вместе с ним и возможность России успешно конкурировать в глобальном экономическом пространстве. В современном мире значение образования как центрального фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом неуклонно возрастает. Образовательная политика становится важнейшей составляющей политики государства, инструментом обеспечения прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.
В гуманитарной парадигме образование понимается как становление образа мира человека в культуре и образ культуры в самом человеке (В.С. Библер). Ориентация профессионального обучения на создание условий становления профессионального образа мира как целостного отношения выпускника к себе, другому, своей будущей деятельности выступает стратегической целью [1]. В стандартах высшего и среднего профессионального образования профессиональный образ мира представлен в виде требований к подготовке специалиста, способного осуществлять те или иные функции, опираясь на теоретические знания в своей предметной области. В тоже время обеспечение профессиональной подготовки и профессионального образования - хотя и сопряженные, но существенно разные задачи [2].
Если подготовка обеспечивает в той или иной степени готовность выпускника к конкретному решению «частных» задач профессиональной деятельности, то профессиональное образование предполагает профессиональную компетентность, за которой в первую очередь стоят понимание и целостное видение конкретной профессиональной области и себя в ней. Проблема профессионального становления является ключевой для понимания места и роли студенчества в условиях модернизации российского образования и реализации Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения.
В современных условиях понятие «становление» наполняется особой актуальностью и приобретает категориальный статус. Определим истоки его научной интерпретации. С одной стороны, становление - это «формирование, совершенствование», процесс, имеющий свою предельность в появлении того или иного качества и его улучшение. С другой, - это «развитие, возникновение» как движение, не достигающее своего насыщения. В этом контексте дано и определение С.И. Ожегова: становление - возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития [3].
Если развитие представляет собой взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений человека, а формирование выступает как результат развития личности и обозначает приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств [4, с. 66], то становление личности может рассматриваться как приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определённому состоянию или уровню развития, а также промежуточный результат развития [5, с. 47]. То есть, возникает круговая структура: процесс развития состоит из множества актов становления, а становление может рассматриваться в качестве этапа развития.
Становление как философская категория означает переход от одной определённости бытия к другой, от одной ступени развития к другой, возникновение нового и исчезновение старого, вызванного производящей причиной и направляемого целью, которая может содержаться в самом становящемся человеке [6].
Поэтому становление можно считать узловым элементом развития, изменений, движения. По своей сути, это диалектическое взаимодействие бытия и ничто, когда ничто переходит в бытие, или наоборот, бытие переходит в ничто. Становление является единством, моменты которого, бытие и ничто, по мнению Гегеля, даны как нераздельные, и в то же время отличительные от них самих, являются относительно их чем-то третьим, что в своей самой характерной форме является становлением. Это «движение к бытию», т.е. рождение и переход к самостоятельному существованию, после чего может последовать развитие как более сложная форма изменений» [6]. Отсюда следует, что всякое становление связано со сменой качества. Новое качество в этом процессе начинается с реальной возможности превращаться в действительность. Человек - это и есть возможность быть, становиться.
С точки зрения философии, становление личности - это процесс, начинающийся в абсолютном движении. Его глубинной причиной является смысловая неполнота возможностей, которую человек обнаруживает и может благодаря присущей ему свободе пополнить ее в ходе собственной жизнедеятельности. Универсальным способом такого становления выступает человеческая деятельность, в том числе, профессиональная.
Деятельностная природа становления позволяет интерпретировать его как промежуточный результат и как форму порождения новой реальной образовательной ситуации. Деятельность выводит студента за границы протекающего здесь-и-сейчас, она обязательно предполагает модель желаемого будущего, позволяет ему использовать ранее накопленный опыт. Это процесс, развернутый во времени; внутренняя преемственность и цельность деятельности обеспечивают, с точки зрения А.Н. Леонтьева, цельность образа мира человека в его становлении.
С одной стороны, становление происходит под влиянием внешних условий, проявляющихся, прежде всего, в специально организованном воспитании и обучении, под влиянием внешней социокультурной среды, а с другой - под влиянием внутренних факторов (задатки, склонности, личные устремления, собственная активность и т. д.). Человек внутренне на основе своих ценностей и целей постепенно овладевает способностью самостоятельно определять путь собственного развития, осуществляет его как свободную личностно значимую деятельность [7, с. 18].
Это позволяет рассматривать становление как непрерывный процесс целенаправленного появления нового качества личности студента в деятельности, детерминированной обнаружением им смысловой неполноты своих возможностей. Универсальным способом такого становления для студента выступает учебная, квазипрофессиональная и производственная деятельность.
Профессиональное становление, рассмотренное сквозь призму профессиональной деятельности, среди своих критериев имеет формальные (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, диплом о переподготовке) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения профессиональных задач, востребованность труда).
Именно профессиональная деятельность, являясь ведущим видом деятельности взрослого человека, оказывает влияние на становление личности, ее психических функций, на систему отношений личности и её образ жизни [8, с. 12]. Для подавляющего большинства людей, по мнению Е.М. Борисовой, именно профессиональная деятельность предоставляет возможности удовлетворять всю гамму их потребностей, раскрывать свои спо-
собности, утверждать себя как личность, достигать определённого социального статуса и т.д. [9].
Становление личности, также считает Ю.Н. Кулюткина, происходит в достижении успеха через профессиональную деятельность [10, с. 35]. Данные идеи нашли отражение и в работе Л.И. Анцыферовой. Исследуя психологические механизмы становления личности, она говорит о переживании человеком профессиональной деятельности как выражения своего подлинного «Я», как воплощения и доказательства своей суверенности. Достигнутые человеком в профессиональной деятельности успехи «переживаются личностью как удачи на целостном жизненном пути», «в ходе успешного профессионального становления происходит наиболее полное развитие личности» [11, с. 16].
Л.М. Митина отмечает, что «подлинно профессиональное развитие немыслимо вне личностного развития». Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приёмов её осуществления [12]. Профессиональное становление, таким образом, происходить в деятельности и закономерно сопровождается личностно-профессиональным развитием специалиста, являясь одновременно его результатом.
Учитывая деятельностный аспект профессионального становления, связанный с осознанием личности своего имеющегося и недостающего опыта, обнаружением собственных проблем и желанием разрешить противоречия. По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональное становление - это «процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма, процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психо-физиологи-ческих свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью» [13].
Э.Ф. Зеер трактует профессиональное становление не только в педагогическом ключе, раскрывая цели, содержание и условия процесса. Его обоснование раскрывает и философский контекст профессионального становления как возможности человека «быть», непрерывно развиваться в ходе проектирования и реализации различных видов деятельности через преодоление барьеров.
В связи с этим, «профессиональное становление» может быть представлено как временная последовательность ступеней, периодов, стадий и как совокупность способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию, что позволяет выявить составляющие его структурные компоненты и расположить их в логической последовательности:
• формирование позитивного отношения к выбранной профессии и определение своего места в мире профессий (Э.Ф. Зеер, Е.А. Рябоконь);
• выявление психологических возможностей личности, соотнесение их с содержанием и требованиями будущей профессии (Э.Ф. Зеер, Б.П. Невзоров);
• овладение знаниями, формирование умений и навыков профессиональной деятельности (Т.В. Киселёва, Е.А. Рябоконь);
• освоение профессионально ориентированных видов деятельности (Э.Ф. Зеер);
• реализация себя в профессии, самоактуализация и самореализация личностного потенциала (Э.Ф. Зеер, В.Д. Симо-ненко);
• способность адаптироваться к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности (Б.П. Невзоров);
• достижение общественного признания в процессе освоения социального пространства (Т.В. Киселёва).
Очевидно, что профессиональное становление студента в период обучения подразумевает не только совершенствование
Библиографический список
трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. При сравнении позиций входящего в профессию человека, начинающего специалиста и профессионала зафиксирована динамика: из исполнителя студент становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления - к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом вхождения будущего выпускника в культуру.
Выделенные структурные компоненты позволяют выявить сущностные характеристики профессионального становления личности студента:
- позитивное отношение к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий;
- психологические возможности личности, соотносящиеся с содержанием и требованиями будущей профессии;
- знания, умения и навыки профессиональной деятельности;
- успешность в освоении профессионально ориентированных видов деятельности;
- самоактуализация и самореализация личностного потенциала в профессии;
- адаптация к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности;
- общественное признание в процессе освоения социального пространства.
По большому счету, индикаторами профессионального становления студента выступают триединые характеристики его личности:
• профессиональная направленность - мотивы, потребности, интересы к профессиональной деятельности, способность обнаружения неполноты возможностей на фоне действительности;
• профессиональные компетенции - специальные знания и навыки, необходимые на конкретном рабочем месте;
• личностно-профессиональные качества - значимые качества и способности, необходимые работнику для успешного выполнения своих должностных обязанностей.
Итак, в нашем исследовании мы рассматриваем профессиональное становление как целенаправленный, специально организованный процесс поэтапного развития и саморазвития личности в профессионально ориентированных видах деятельности, детерминированной обнаружением смысловой неполноты возможностей. По сути, это реализация профессионально-личностных возможностей на фоне действительности. В результате появляются новые качества личности: обогащается профессиональная направленность, формируются профессиональные компетенции и опыт, развиваются личностно-профес-сиональные характеристики, значимые для самореализации в профессии.
Работа по профессиональному становлению — один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива филиала АГУ в г. Камень-на-Оби. Чтобы сделать этот процесс эффективным, создана четкая система работы, обеспечивающая слаженную, целенаправленную и последовательную деятельность всех участников педагогического процесса [14]. Только поэтапное введение студента в профессию и последующее его сопровождение на всех этапах обучения обеспечивает осознанное формирование желания получить профессию и быть востребованным в ней.
Поэтому ведущими направлениями в практической подготовке студента становятся: самостоятельная творческая работа, включенность в инициирующую и инициативную деятельность, социально-ориентированные формы и методы деятельности. Для формирования компетентного в профессиональной области человека создаются условия по овладению им соответствующими компетенциями, которые являются системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств, формируются на базе усвоенных в определенной деятельности знаний и опыта. Ориентация на освоение профессиональных и общекультурных компетенций в этой связи является не самоцелью, а выступает средством для обнаружения студентом собственных смыслов в себе самом и своей будущей профессии.
1. Фроловская М.Н. Профессиональный образ мира педагога как универсалия педагогической культуры. Мир науки, культуры, образования. 2010; 2: 136 - 140.
2. Сенько Ю.В. Образование в гуманитарной парадигме. Барнаул: Алт. гос. ун-т, 2011.
3. Ожегов С.И., Шведова КЮ. Толковый словарь русского языка. 4-ое изд., дополненное Москва, 1999: 762.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва: Гардарики, 2003.
5. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. Москва: Вентана-Граф, 2006.
в. Философский энциклопедический словарь. Главный редактор Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.К, Ковалёв С.М., Панов В.Г. Советская энциклопедия, 1983.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Академический Проект, 2003.
8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова КО. Основы профориентологии. Москва: Высшая школа, 2005.
9. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Диссертация доктора психологических наук. Москва, 1995.
10. Кулюткин Ю.К Психологическая готовность взрослого человека к обучению. Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. Москва, 1980: 37 - 42.
11. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития. Принцип развития в психологии. Москва, 1978: 3 - 20.
12. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
13. Алексеева И.С. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы. Диссертация... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
14. Иванова О.А., Фроловская М.К Профессиональное становление студентов как педагогическая проблема. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2016; 2: 41 - 46.
References
1. Frolovskaya M.N. Professional'nyj obraz mira pedagoga kak universaliya pedagogicheskoj kul'tury. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 2: 136 - 140.
2. Cen'ko Yu.V. Obrazovanie v gumanitarnojparadigme. Barnaul: Alt. gos. un-t, 2011.
3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka. 4-oe izd., dopolnennoe Moskva, 1999: 762.
4. Harlamov I.F. Pedagogika. Moskva: Gardariki, 2003.
5. Simonenko V.D. Obschaya iprofessional'naya pedagogika. Moskva: Ventana-Graf, 2006.
в. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnyj redaktor Il'ichev L.F., Fedoseev P.N., Kovalev S.M., Panov V.G. Sovetskaya 'enciklopediya, 1983.
7. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2003.
8. Zeer 'E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Osnovyproforientologii. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.
9. Borisova E.M. Professional'noe samoopredelenie: lichnostnyj aspekt. Dissertaciya doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1995.
10. Kulyutkin Yu.N. Psihologicheskaya gotovnost' vzroslogo cheloveka k obucheniyu. Psihologo-pedagogicheskie problemy nepreryvnogo obrazovaniya. Moskva, 1980: 37 - 42.
11. Ancyferova L.I. Metodologicheskie problemy psihologii razvitiya. Princip razvitiya vpsihologii. Moskva, 1978: 3 - 20.
12. Mitina L.M. Psihologiya truda iprofessional'nogo razvitiya uchitelya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
13. Alekseeva I.S. Professional'noe stanovlenie molodyh specialistov v usloviyah sel'skoj shkoly. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
14. Ivanova O.A., Frolovskaya M.N. Professional'noe stanovlenie studentov kak pedagogicheskaya problema. Prilozhenie k zhurnalu «Professional'noe obrazovanie. Stolica». 2016; 2: 41 - 46.
Статья поступила в редакцию 07.04.17
УДК 78:378.116.
Ismailova K.G., senior teacher, Baku State Pedagogical University (Baku, Azerbaijan), E-mall: i-ismailova@yandex.ru
PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF A MUSIC TEACHER IN HIS PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article investigates necessity of interaction between music educator's professional skills, experience and personal characteristics. This interaction also facilitates educator's self development. The author emphasizes that highly qualified preparation of future educators depends not only on achieving skills, experience and knowledge, but also on the complexity of personal characteristics and spiritual values that are parts of human nature. Consequently, the process of university education should carry out a comprehensive training of future music teachers, which requires the necessary unity of both personal and professional abilities.
Key words: musical-pedagogical occupation, integration of personal and professional abilities.
К.Г. Исмайлова, ст. преп. Азербайджанского государственного педагогического университета, г. Баку,
E-mall: i-ismailova@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
В статье рассматривается необходимость гармонического взаимодействия профессиональных знаний, умений и навыков с личностными качествами учителя музыки, благоприятствующими его педагогической деятельности. Автор, считает, что высокий уровень профессиональной подготовленности студента к будущей музыкально-педагогической деятельности определяется не только приобретением необходимых знаний, умений и навыков, но и комплексом личностных, духовных ценностей, составляющих основу человеческой культуры. Следовательно, процесс вузовского обучения должен осуществлять комплексную подготовку будущих учителей музыки, которая предполагает необходимое единство как личностных, так и профессиональных способностей.
Ключевые слова: музыкально-педагогическая профессия. Интеграция профессиональных и личных способностей.
Одним из главных направлений современной концепции образования и науки в высшей школе Азербайджана является процесс гуманизации, предполагающий приобщение студентов к мировым гуманистическим и художественным ценностям.
Актуальность обращения к проблеме взаимодействия профессиональных и личных качеств в деятельности учителя музыки непосредственно связана с идеями демократизации и гуманизации современного образования, с ориентацией сознания студента на гуманистические ценности, определяющие его духовное развитие. Вместе с тем, несмотря на активизацию гуманистических принципов современного образования, педагоги-
ческая практика констатирует, что приоритет знаниевого подхода в обучении студентов продолжает сохранять свои лидирующие позиции, оставляя в тени показатели их личностного развития и воспитания. Профессиональная подготовка студентов, несмотря на гуманистическую направленность современного образования на практике и сегодня всё ещё мыслится лишь как приобретение знаний, умений и навыков.
Система профессионального музыкально-педагогического образования в республике постоянно совершенствуется: создаётся новая учебная, учебно-методическая и справочно-ин-формационная литература, осуществляется подготовка и пе-