ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20)2010
IZ VESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010
удк 378
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
© Ю. А. ШуРЫгинА Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского,
кафедра немецкого языка e-mail: [email protected]
Шурыгина Ю.А. - Теоретические аспекты профессионального становления будущего педагога // Известия
ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 171-174. - На материале философских и психолого-педагогических источников рассмотрен вопрос дефиниции понятий «становление», «становление личности», «профессиональное становление личности». Показано, что профессиональное становление определяется этапом профессионализации. Это поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности. Сделан вывод о том, что профессиональное становление будущего педагога в период профессионального обучения можно рассматривать как процесс становления и развития особых качеств, черт, свойств личности, формирующихся путём её самореализации в различных видах деятельности, в том числе профессиональной.
ключевые слова: становление, становление личности, профессиональное становление личности, профессионализация.
Shurygina J.A. - Theoretical aspects of future teacher professional formation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 171-174. - The definitions of the terms "formation", "formation of a person", "personal professional formation" are given based on philosophical and psycho-pedagogical sources. It is proved that the professional formation is determined by the stage of professionalization. It is a step by step, dynamic, guidable process. We concluded that future teacher professional formation during professional training can be regarded as the process of formation and development of special qualities, features characteristics of a person which are formed by his self-realization in different activities including professional.
Key words: formation, personal formation, professional formation, professionalization.
являясь объектом изучения различных наук, проблемы становления личности вызывают неподдельный интерес учёных-исследователей. для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит развитие и становление личности, каковы предпосылки и факторы этого процесса.
В философском, психолого-педагогическом аспектах становление личности представляет собой многоэтапный процесс включения человека в социум. Приоритет в данном процессе принадлежит профессиональному становлению личности, что обусловлено деятельностной природой человека, его способностью саморазвиваться и самосовершенствоваться [1, С. 13].
Становление, как философская категория, означает переход от одной определённости бытия к другой, от одной ступени развития к другой, возникновение нового и исчезновение старого, вызванного производящей причиной и направляемого целью, которая может содержаться в самом становящемся [20].
В философской литературе подчеркивается, что становление - узловой элемент универсального развития, изменений, движения. По своей сути это -диалектическое взаимодействие бытия и ничто, а именно поэтому, когда ничто переходит в бытие, или наоборот, бытие переходит в ничто. Таким образом, становление само по себе не может быть односторонним процессом. Оно является единством, моменты которого, бытие и ничто, по мнению Гегеля, даны как нераздельные, и в то же время отличительными от них самих и, таким образом, являются относительно их чем-то третьим, что в своей самой характерной форме является становлением. Отсюда следует, что всякое становление связано со сменой качества. Новое качество в этом процессе начинается с реальной возможности превращаться в действительность.
Становление, - отмечает В.г. горбачев, - философская категории, которая фиксирует начальную фазу в развитии предметов, обретение ими количественной и качественной определенности, т.е. своих
характеристик. В рамках становления имеет место образование элементов и возникновение на их основе системы и структуры, упрочение их и обострение ими собственных признаков. Становление - это «движение к бытию» (Г. Гегель), т.е. рождение и переход к самостоятельному существованию, после чего может последовать развитие как более сложная форма изменений» [20, 21, 22].
С точки зрения философии, становление личности - это процесс, начинающийся в абсолютном движении субстанции, бытия. С другой стороны, его глубинной причиной и смыслом является смысловая неполнота возможностей своего рода, которую получает индивид априори и возможности, благодаря присущей ему свободе пополнить ее в ходе собственной жизнедеятельности. Универсальным способом такого становления выступает человеческая деятельность.
Психолого-педагогическое толкование определяет данную категорию как «образование», «выявление», «приобретение», «возникновение», «формирование характерных признаков и форм в процессе развития» [3, 5, 15, 17, 18, 19]. Таким образом, процесс развития состоит из множества актов становления, а становление может рассматриваться как этап развития. Подтверждением тому могут служить зарубежные (англоязычные) источники, в которых понятие «становление» (formation) трактуется как формирование, способ / путь формирования чего-либо, а также процесс, при котором что-либо совершенствуется / проявляется внутри специфического предмета или формы (a forming or being formed; the way in which something is formed or arranged; the process by which something develops into a particular thing or shape) [24, 25, 26]. Немецкоязычные источники отождествляют понятие «становление» (das Werden, der Werdegang) с понятиями «развитие», «возникновение» (die Entwicklung, die Entstehung), характеризуя становление как течение / ход / протекание духовного и профессионального развития человека (Vorgang, Ablauf des Werdens, Entstehens von etwas, Entwicklungsprozess; Verlauf der geistigen Entwicklung und beruflichen Ausbildung eines Menschen) [27, 28, 29].
Конкретизируя содержание вышеперечисленных понятий, мы согласны с И.Ф. Харламовым, что развитие - это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обобщении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивый свойств и качеств [23, С. 66]. Становление личности может рассматриваться, таким образом, как приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определённому состоянию или уровню развития, а также результат развития [14, С. 47].
Процесс формирования личности и деятель-ностная природа человека рассмотрены в фундаментальных трудах К. А. Абульхановой-Славской, Ананьева Б. Г., Анциферовой Л. И., Асмолова А. Г., Бо-жович Л. И., Выгодского Л. С., А. Н. Леонтьева, Мя-сищева В. Н., С. Л. Рубинштейна, Петровского А. В., Платонова К. К., Эльконина Д. Б. и др.
Современная личностно-ориентированная педагогика, основанная на идеях гуманистической психологии, рассматривает становление человека как двус-торонне доминируемый процесс. С одной стороны, личность формируется под влиянием внешних условий, проявляющихся, прежде всего, в специально организованном воспитании и обучении, также под влиянием социальной среды, а с другой - под влиянием внутренних факторов (задатки, склонности, личные устремления, собственная активность и т.д.). Человек внутренне на основе своих ценностей и целей постепенно овладевает способностью самостоятельно определять путь собственного развития, осуществляет его как свободную личностно значимую деятельность -саморазвитие [1, С. 18]. Таким образом, становление понимается как неразрывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных взаимодействий и собственной активности в самосовершенствовании и самореализации.
Обухова Л.Ф. рассматривает становление человека как постоянную духовно-практическую деятельность, направленную на познание самого себя и поиск возможностей самоосуществления. Мера её продуктивности зависит от меры осознания личностной и социальной ценности процесса становления и волевой активности человека при его осуществлении [13, С. 30].
Алексеева И.С. характеризует становление личности как её самоопределение, обобщённое на основе её жизненных ценностей и отвечающее основным потребностям личности [1, С. 19].
В организационно-педагогическом плане становление личности является результатом её целенаправленного включения в систему профессиональной подготовки, образования, самообразования и самоподготовки в решении служебных задач. Оно происходит в процессе деятельности, общения, познания и самопознания человеком функциональных задач профессии специалиста при многоплановом осознании своего места в ней.
Многочисленные исследования выявляют взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становления профессионала (Басов М.Я., Борисова Е.М., Логинова Г.П., Маркова А.К., Рогов Е.И., Смирнов И.П. и др.). Развитие обучаемого выступает в качестве главной цели личностно-ориен-тированного профессионального образования (Алексеев Н.А., Зеер Э.Ф. и др.). Проблемы изучения процесса формирования личности профессионала, касающиеся особенностей взаимосвязи и взаимовлияния характеристик структуры личности и профессиональной деятельности, нашли отражение в исследованиях Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Ю.П. Поварёнкова и др. Именно профессиональная деятельность, являясь
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
ведущим видом деятельности взрослого человека, оказывает влияние на формирование личности. Доказано, что любая профессия определённым образом влияет на направленность личности и психические функции, включённые в данную деятельность. Профессиональная деятельность влияет также на систему отношений личности и её образ жизни [8, С. 12]. Для подавляющего большинства людей, по мнению Е.М. Борисовой, именно этот вид деятельности предоставляет возможности удовлетворять всю гамму их потребностей, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определённого социального статуса и т.д. [6, С. 159].
Становление личности, по мнению Ю.Н. Кулют-кина, происходит в профессиональной деятельности, в достижении успеха через профессиональную деятельность [10, С. 35]. Данные идеи нашли отражение в работе Л.И. Анцыферовой. Исследуя психологические механизмы становления личности, она говорит о переживании человеком профессиональной деятельности как выражения своего подлинного «Я», как воплощения и доказательства своей суверенности. Достигнутые человеком в профессиональной деятельности успехи «переживаются личностью как удачи на целостном жизненном пути», «в ходе успешного профессионального становления происходит наиболее полное развитие личности» [2, С. 16].
л.М. Митина отмечает, что «подлинно профессиональное развитие немыслимо вне личностного развития». Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приёмов её осуществления [11, С. 11, 52]. Аналогичная точка зрения встречается в работах В.А. Сластёнина, утверждающего, что «личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях» [14, С. 29]. Профессиональное становление, таким образом, закономерно сопровождается личностно-профессиональным развитием специалиста, являясь одновременно его результатом. Несмотря на явное различие объёма понятий «профессиональное развитие» и «профессиональное становление» в современной психолого-педагогической литературе наблюдаются случаи их отождествления и взаимозамены, которые рассматриваются нами как неправомерные.
Потребность в развитии себя как личности обусловливает в дальнейшем продуктивное профессиональное становление. как на этапе профессионального обучения, так и в непосредственной профессиональной деятельности личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное становление как обучаемого, так и специалиста. на разных стадиях их становления профессиональное разви-
тие детерминируется различными противоречиями. В процессе возрастного и профессионального становления личности происходит изменение её жизненных и профессиональных планов, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, структуры личности в целом.
Вопросы профессионального становления личности рассматриваются в профессиональной педагогике, в психологии труда, психологии профессионального обучения и воспитания, профориентологии. Становление человека как субъекта труда, превращение его в профессионала в процессе профессионального обучения, рассмотрение условий данного процесса представлено в исследованиях В.А. Бодрова, Э.Л. Го-лубевой, K.M. Гуревича, Э.Ф. Зеера, П.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В.С. Мерлина, К.К. Платонова, В. Д. Шадрикова, М.Р. Щукина и др.
На наш взгляд, главный путь получения представления о профессиональном становлении личности заключается в рассмотрении и интеграции множества разных определений.
Т.В. Киселёва определяет профессиональное становление как «степень развития собственных умений и навыков человека выполнять определённую работу и общественное признание в процессе освоения им социального пространства» [9, С. 65].
По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональное становление - это «процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма, процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью» [7].
Б.П. невзоров определяет профессиональное становление как формирование профессионального самоопределения в конкретной профессиональной области в зависимости от степени согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированности у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [12, С. 65].
Как отмечают многочисленные исследования, сущность термина «профессиональное становление» может быть представлено двумя способами: по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий), и по структуре деятельности (как совокупность способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию) [7, 8, 16].
Приоритетным в данном исследовании является определение Рябоконь Е.А., рассматривающую профессиональное становление как «частный случай развития человека в процессе всего жизненного пути, который определяется этапом профессионализации. Это поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями» [7].
На основе анализа теоретических источников считаем возможным определить профессиональное становление будущего педагога в период профессионального обучения как процесс становления и развития особых качеств, черт, свойств личности, формирующихся путём её самореализации в различных видах деятельности, в том числе профессиональной.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева И.С. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
2. Анциферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 3-20.
3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2003. 1536 с.
4. Галустов Р.А. Профессиональное становление учителя технологии сельской школы в системе непрерывного образования. дис. . канд. пед. наук. М., 2003.
5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М.: Рус. яз., 2001. Т. 2: П-Я. 1088 с.
6. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: «Академия», 2003.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект, 2003. 336 с.
8. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Основы профориентологии. М.: Высш. шк., 2005.
9. Киселёва Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы. дис. канд. . пед. наук. М., 2003.
10. Кулюткин Ю.Н. Психологическая готовность взрослого человека к обучению // Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. М., 1980. С. 37-42.
11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
12. Невзоров В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
13. Обухова Л.Ф. Профессиональное становление учителя в региональной системе непрерывного педагогического образования. дис. . канд. пед. наук. М., 2003.
14. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. 368 с.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1990. 917 с.
16. Саливон Е.Г. Личностно-профессиональное становление будущего учителя. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. на /А гос. пед. ун-та, 2005. 133 с.
17. Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А.П. Ев-геньевой. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Русск. язык, 1981-1984. Т. 4: С-Я. 794 с.
18. Словарь современного русского литературного языка / Под ред. Н.Г. Герасимова. М-Л: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 14. 1390 с.
19. Толковый словарь русского языка / Под ред. Б.М. Волина. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1939. Т. 4: С-Я. 1423 с.
20. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалёв С.М., Панов В.Г. Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
21. Философский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия, 1983. 814 с.
22. Философский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия, 2001. 576 с.
23. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2003. 519 с.
24. Longman Dictionary of Contemporary English. Third Edition. Longman/Corpus Network British national corpus, 2000. 1675 pp.
25. Webster's Third New International Dictionary. Principal copyright 1961. Copyright 1993 by Merriam Webster, incorporated. 1017 pp.
26. The conciste Oxford dictionary of current English (lased on The Oxford English Dictionary) / Edited by J.B. Sykes. Oxford at the Clarendon press, 1982. 1256 pp.
27. Deutsch-Russisches Wörterbuch: begründet von Hans Holm Bielfeldt. Berlin: Akademie-Verlag, 1984. Dritter Band: S-Z. 780 s.
28. Duden. Deutsches Universalwörterbuch 2: bearbeitet unter Leitung von Günter Dosdowski. Mannheim/Wien/ zürich: Dudenverlag, 1989. 182 s.
29. Duden. Deutsch als Fremdsprache. Standardwörterbuch: herausgegeben von der Dudenredaktion. Mannheim/ Wien/Zürich: Dudenverlag, 2002. 1050 s.