С.В. Власенко, Н.К. Батырбаева САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ...
УДК 373.8
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
© 2015
С.В. Власенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан) Н.К. Батырбаева, заведующая центром уровневых программ
Филиал «Национального центра повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников СКО, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация. Изменения, происходящие в образовании, нацелены на решение задачи подготовки специалиста, который может спроектировать собственную деятельность в различных ситуациях, умеет определять проблемное поле и вырабатывать собственную стратегию, пути решения. Для преподавателя института повышения квалификации становится важным разработать технологию организации самостоятельной работы педагогов на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы, позволяющих обеспечить саморазвитие личности); обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы; увязать учебные темы с усилением практической направленности повышения квалификации и т.д. Современное профессиональное образование выдвигает новые требования к повышению квалификации педагога и его личностным качествам. В числе доминантных - глубокие профессиональные знания и умения, способность к вариативному применению знаний в новых условиях, инициативность, коммуникабельность, творческая активность, готовность к непрерывному саморазвитию. Профессиональное развитие обусловлено внешними условиями, на которые влияют внутренние условия - социальный и профессиональный опыт. Факторами личностного и профессионального развития является ведущая учебно-профессиональная и профессиональная деятельность. Одним из наиболее эффективных методов обучения, позволяющих реализовать новые цели образования и повысить квалификацию конкурентоспособного специалиста в условиях меняющихся требований рынка труда, выступает самостоятельная работа.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональное развитие, повышение квалификации, самостоятельная работа, педагогические условия профессионального развития педагогов.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реформа содержания образования обусловливает необходимость усиления практической подготовки педагогов в период повышения квалификации к реализации новых профессиональных задач, направленности образовательного процесса на активное всестороннее развитие и саморазвитие личности. В связи с этим актуальным является профессиональное развитие педагогов, которое расширяет возможности развития их личности. Указанные обстоятельства обусловили актуальность проблемы исследования и выявили противоречия между:
- осознаваемой в обществе потребностью в формировании нового поколения специалистов, способных и готовых к активной профессиональной деятельности в условиях современной политической и социально-экономической системы с одной стороны, и недостаточно организованной самостоятельной практической работой в период повышения квалификации, способной эффективно удовлетворить эту потребность с другой;
- стремительным и повсеместным усложнением всех аспектов профессиональной деятельности, возрастанием информационного потока, объема востребованных знаний, которые педагогу необходимо постоянно обновлять с одной стороны и низким уровнем сформирован-ности самообразования, саморазвития, отсутствием рациональных и обобщенных способов деятельности для решения широкого круга проблем с другой;
Выявленные противоречия позволяют сформировать проблему исследования: каким образом специально созданные педагогические условия по организации самостоятельной работы педагогов способствуют профессиональному развитию педагогов?
Проблема профессионального развития педагогов недостаточно разработана в научно-педагогических исследованиях. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что система профессионального образования обеспечивает непрерывность и целостность в повышении квалификации квалифицированных кадров. В процессе профессионального развития педагогов недостаточно активно организуется самостоятельная работа, что определяет актуальность выбранной темы исследования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-
торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального развития личности.
Педагогический аспект проблемы профессионального развития охарактеризован в трудах Е.С. Галаховой [1], Н.В. Горновой [2], Н.А. Ермолаевой [3], Н.В. Кузьминой [4], 3.Р. Максимовой [5], В.А. Сластенина [6] и др.
Психологический аспект исследуется Э.Ф. Зеером [7], Т.В. Кудрявцевым [8], Е.А. Климовым [9], Л.М. Митиной [10], Ю.П. Поваренковым [11], рассматривающими личность в качестве объекта развития, а социальную ситуацию и ведущую деятельность как основания профессионального развития.
Самостоятельная работа обучаемых определяется учеными-педагогами по-разному: как средство обучения (Ю.Б. Зотов [12]), как прием обучения (И.И. Мокрова [13]), как способ обучения (И.Э. Унт [14]), как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов [15]) и т.д.
Повышение профессионального мастерства - ведущая тенденция профессионального образования в целом, отмечают современные исследователи проблемы профессионального развития педагогов М.В. Виноградова [16], Л.М. Митина [17], И.В. Игольникова [18], З.С. Акбиева [19], Е.А. Маралова [20].
Формирование целей статьи (постановка задания). В настоящей статье рассматриваются педагогические условия, способствующие профессиональному развитию педагогов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Задача современного образования - воспитывать граждан, способных думать, самостоятельно «открывать» знания, быстро ориентироваться в потоке информации, умеющих найти правильное решение в ситуации выбора. Всевозрастающая роль человеческого фактора в современном мире выдвигает на первый план изучение резервов и ресурсов человеческого развития. От них зависят во многом успешность обучения и продуктивность в различных видах деятельности, включая процессы творчества, темпы продвижения и
С.В. Власенко, Н.К. Батырбаева педагогические
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ... науки
совершенствования в науке и практических делах, овладение новыми профессиями, ускорение или, напротив, замедление, отставание психического роста человека и становление его индивидуальности.
В современных условиях особую ценность приобретают такие качества личности, как умение менять стиль поведения, умение чутко реагировать на меняющиеся социальные требования, умение включаться в профессиональные отношения [21, с.112].
Формирование личности профессионала по своей сути и содержанию представляет процесс присвоения исторического, профессионального опыта, опыта поведения и жизнедеятельности, его результативность соотносится с уровнем компетентности. Мы рассматриваем профессиональное развитие как процесс изменения личности, преобразования ее личностных и профессиональных качеств. Рассмотрение профессионального развития личности как процесса позволяет выявить составляющие его структурные компоненты и расположить их в логической последовательности в таблице 1.
Таблица 1 - Структурные компоненты профессионального развития
Компонент Авторы
Формирование позитивного отношения к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий Э.Ф. Зеер, Е.А. Рябоконь
Выявление психологических возможностей личности, соотнесение их с содержанием и требованиями будущей профессии Э.Ф. Зеер, Б.П. Невзоров
Овладение знаниями, формирование умений и навыков профессиональной деятельности Т.В. Киселева, Е.А. Рябоконь
Освоение профессионально ориентированных видов деятельности Э.Ф. Зеер
Реализация себя в профессии, самоактуализация и самореализация личностного потенциала Э.Ф. Зеер, В.Д. Симоненко
Способность адаптироваться к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности Б.П. Невзоров
Достижение общественного признания в процессе освоения социального пространства Т.В. Киселева
Выделенные структурные компоненты позволяют выявить сущностные характеристики профессионального развития личности:
- психологические возможности личности, соотносящиеся с содержанием и требованиями профессии;
- знания, умения и навыки профессиональной деятельности;
- успешность в освоении профессионально ориентированных видов деятельности;
- самоактуализация и самореализация личностного потенциала в профессии;
- адаптация к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности;
- общественное признание в процессе освоения социального пространства.
Понятие профессиональное развитие личности - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [22].
Профессиональное развитие - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально 18
ных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала мя достижения вершин профессионализма, считает Е.С. Галахова [1, с. 49].
Профессиональное развитие представляет собой динамический процесс «формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.
Профессиональное развитие личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально-значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью [23-32].
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные для педагогики и психологии теории личностно-деятельностного, компетентностного подходов, теория компетентностного образования и управления, принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего, а также принцип единства теории - эксперимента - практики [33-36]. Профессионально-деятельностный подход предполагает, чтобы самостоятельная работа, по возможности, моделировала их профессиональную деятельность. С точки зрения про-фессионально-деятельностного подхода организация самостоятельной работы предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, формирующей профессиональные умения.
Мастерство как уровень профессионального развития педагогов, характеризуется: творческим выполнением профессиональной деятельности, интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности, постоянным совершенствованием методик и технологий собственной профессиональной деятельности. На личностно-продук-тивном уровне происходит принятие личностного смысла профессиональной деятельности, развитие регулятивных механизмов учебно-творческой, проектной деятельности, общения и творчества в процессе профессионального обучения. Осуществляется поиск и стимулирование индивидуального стиля самостоятельной интеллектуальной и профессиональной деятельности, формируются готовность к решению профессиональных теоретических и практических проблем, коммуникативные умения будущего специалиста, которые позволяют ему работать индивидуально и в творческой группе [37, с. 13].
На профессиональном уровне осуществляется субъектная реализация профессионального становления специалиста, студент становится субъектом деятельности, в которой самовыражается, реализуется творчески [38; 39]. Формируется умение осуществлять рефлексию на основе самоанализа профессиональной деятельности, а также коррекцию результатов этой деятельности, происходит осмысление роли профессиональных знаний, умений, опыта в самостоятельной работе.
Педагогические условия, способствующие профессиональному развитию педагогов, можно условно разделить на два вида:
1. Индивидуальный комплекс личностных и мотива-ционных характеристик, обеспечивающих интеллектуальное и психологическое становление специалиста.
2. Организация профессионально-развивающей деятельности, являющейся важнейшим условием стимули-
С.В. Власенко, Н.К. Батырбаева САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ...
рования и управления внутренним процессом профессионального развития педагогов.
Самостоятельная работа — это дидактическое средство обучения, с помощью которого преподаватель организует деятельность педагогов в период повышения квалификации, как на занятии, так и в межкурсовой период. Внешне самостоятельная работа как средство обучения выступает в виде самых разнообразных заданий, внутренне она выражается через познавательную или практическую задачу, которая включает педагогов в учебный процесс.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Самостоятельность педагогов определяется 3 уровнями развития: 1 - репродуктивный, 11 - реконструктивный, III - творческий. Предложенная типология лишь ориентирует преподавателя в оценке развития у педагогов (в период повышения квалификации) самостоятельности мышления того или иного уровня. Но эти показатели не отражают того, как формируется самостоятельность, а главное - каковы условия перехода педагога с одного уровня самостоятельности на другой, более высокий. Между тем, именно этот вопрос представляет особую значимость для преподавателей, которые ищут пути формирования умственной самостоятельности педагогов в процессе обучения. Обучение должно ориентироваться на потенциальные возможности человека, на зону «ближайшего развития». Только в этом случае оно будет развивающим. Опора на знание или опыт, а не при-норавливание к нему, необходима для развития педагогов, поднятие их на уровень более глубоких творческих обобщений. Развитие самостоятельности - это своеобразный переход от деятельности под руководством преподавателя к деятельности, когда педагог сам руководит своим профессиональным развитием. Сущность и основные формы организации и контроля самостоятельной работы педагогов изложены в таблице 2.
Таблица 2 - Сущность и основные формы организации и контроля самостоятельной работы педагогов в курсовой и межкурсовой период
Контролируемая Управляемая Само стоите- ьнаяработа
работы самостоятельная самоР"ГГая
Внд работы Дшшшаа внеаудиторная
по месту отводится часы,
проведения выделенные на
консультаций
Сущность Организуется Консультации Преподаватель Самообразование,
организации преподавателем; педагогов по определяет организуется самим
должна овладению задание: проводит педагогом,
сопровождаться содержанием ко нсульта ции мотивируется и
программы контролируется им
непрерывным повышения самим.
контролеми оценкой квалификациии
ее результатов; вид заданий.
отчета по ^ определенных для
обязателен работы
Основные формы -решение -аналитическая исследовательская -подготовка к
организации ситуационных обработка текста работа; занятиям; изучение
самостоятельной производственных (аннотирование, -написание учебного
работы (профессиональных) рецензирование: проектов; материала.
задач; реферирование, -подготовка вынесенного на
-тестирование; конспектир ование сообщенийк самостоятельную
-выполнение монографий, выступлению на проработку;
исследовательских и научных статей, семинаре, -выполнение
творческих заданий; отдельных раздел ов ко нфер енции; индивидуальных
другие вцды. учеб ных по с обий); -подготовка заданий или
-выполнение докладовна предложенных по
исследовательских и конференции. личной инициативе
творческих заданий: вебинары; педагога,
-работа со словарями -подготовка и исследовательская
и справочниками; проведение уроков работа;
-работа с по новым подготовка к
документами технологиям; докладу;
-решение экспериментально подготовка к
ситуационных -конструкторская пр о фе сснональноыу
пр оизво дственных работа; конкурсу;
(профессиональных) -выполнение -другие виды.
задач; нссл едова т е льских
-другиевнды. итворческих
заданий;
-другиевнды.
Самостоятельная работа педагогов в период повышения квалификации наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью [40-49]. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей.
Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная
работа - это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа предназначена не только для овладения программой повышения квалификации педагогов, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Галахова Е.С. Профессиональное становление студентов в процессе воспитательной деятельности колледжа // Среднее профессиональное образование, 2010. № 6. С. 48-50.
2. Горнова Н.В., Железовская Г.И. Профессионально-личностное становление будущего учителя. Монография. Балаково, 2009. 108 с.
3. Ермолаева Н.А. Проблемы в становлении профессионализма педагога // Журнал прикладной психологии, 2005. № 4. С. 2-7.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 2010. 119 с.
5. Максимова З.Р. Особенности профессионального становления студентов в системе СПО // Среднее профессиональное образование, 2007. № 12. С. 66-68.
6. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 2011. 224 с.
7. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во РГППУ 2006. 170 с.
8. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии, 2013. № 2. С. 51-59.
9. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. 400 с.
10. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования, 2005. № 7 - 8. С. 40-45.
11. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2012. 160 с.
12. Зотов Ю.Б. Книга для учителя / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 2014. 144 с.
13. Мокрова И.И. Развитие самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях индивидуализации образовательного процесса // Методист, 2011. № 9. С. 32-33.
14. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 2010. 192 с.
15. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 2011. 239 с.
16. Виноградова М.В. Развитие профессиональных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности молодого специалиста в условиях современного вуза // Научные труды SWORLD. Иваново: Издательство: ООО «Научный мир», 2014. Том 13. №1. С. 55-58.
17. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. М.: Российская акад. образования, Психологический ин-т, Московский гор. психолого-педагогический ун-т. Москва, 2010. 254 с.
18. Игольникова И.В. Управление профессиональным развитием как фактор развития человеческого капитала
С.В. Власенко, Н.К. Батырбаева
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ..
в Брянской области. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - М.: Издательство: Международный научно-инновационный центр, 2013. № 3(18). С.6-8.
19. Акбиева З.С. Профессиональное развитие в контексте жизненного пути и психического развития человека. // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. С-Пб. Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2008. №75. С. 146-152.
20. Маралова Е.А. Педагог в постдипломном образовании: праксиологический подход к профессиональному и личностному развитию. // Наука и школа. М.: Московский педагогический государственный университет, 2006. №3. С. 5-7.
21. Психологические основы профессионально-технического обучения/ Под ред. Т.В. Кудрявцева. М.: Педагогика, 1988. 142 с.
22. Булгакова Е.В. Профессиональное становление студентов в процессе гуманитарной подготовки. Дис... канд. пед. наук. М., 2003. 150 с.
23. Качалина Е., Григорович Л. Профессиональная позиция студента. становление и развитие профессиональной позиции студентов педагогического колледжа. М., 2011. 190 с.
24. Фирсова Т. А. Исследование мотивационных предпочтений и личностных особенностей студентов с различной профессиональной направленностью // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 58-61.
25. Климова Т.В. Теоретические аспекты влияния корпоративной культуры вуза на формирование профессиональной направленности личности будущего специалиста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 102-104.
26. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
27. Бахусова Е.В. Моделирование траектории формирования профессиональных компетенций у студентов вузов в условиях компетентностной парадигмы профессионального образования // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 27-30.
28. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.
29. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.
30. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника современного вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 233-235.
31. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 132-135.
32. Хугаева Ф.В., Бекоева М.И. Профессионально-педагогическая компетентность как условие подготовки студентов к реализации поликультурного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 216-219.
33. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
34. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 46-48.
35. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Становление ком-петентностного подхода в системе высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 125-128.
36. Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 27-30.
37. Алексеева И.С. Факторы профессионально-личностного развития будущего специалиста // Комплексная оценка как мониторинг системы качества образования и воспитания: научно-методическая конференция проф.-преп. состава ПИ ЯГУ Якутск: Изд-во ЯГУ 2004. С. 12-14.
38. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Искусственный интеллект и интеллектуальная компетентность // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 1. С. 34-36.
39. Пастушенко Л.А. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя музыки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 163-165.
40. Власенко С.В., Корягина О.В. Развитие инновационной деятельности педагога в системе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 16-18.
41. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н., Ярыгина Н.А. Влияние системы повышения квалификации на развитие ключевых компетенций специалистов // Вюник Чер-каського Ушверситету. Серiя: Педагопчш науки. 2009. № 163. С. 20-26.
42. Пустовалова Н.И. Условия развития инновационной деятельности педагогов в современной системе повышения квалификации // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 169-172.
43. Ковальчук В.И. Результаты экспериментальной работы по развитию педагогического мастерства мастеров производственного обучения птуз в системе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 77-81.
44. Булимова Е.А., Бурков В.В., Казанцева Д.Б. Орга-низационно-деятельностные игры как условие развития самоорганизации профессионала // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 49-54.
45. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Организация тьюторского сопровождения проектной деятельности педагогов в системе повышения квалификации педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 275-278.
46. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
47. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 39-41.
48. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.
49. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 113-115.
С.В. Власенко, В.А. Хрущев ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ...
INDEPENDENT WORK TEACHERS DURING TRAINING AS MAIN CONDITION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
© 2015
S.V. Vlassenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Pedagogy» North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan) N.K. Batyrbaeva, head center level program
The branch of «National Centre of Excellence» leading and «Institute for Advanced Studies teaching staff of the North Kazakhstan region of Kazakhstan, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Abstract. The changes taking place in education, aimed at solving the problem of training a specialist who can design their own activities in different situations, able to define the problem field and to develop its own strategy and solutions. For teacher training institute to develop the technology becomes an important organization of independent work of teachers at the level of the modern development of science (to select and structure the content, methods and means of the organization of independent work, allowing to provide self-development of personality); ensure the formation of a professional culture based on an independent professional work; Training topics linked with the strengthening of the practical orientation of training, etc. Modern professional education puts new demands on the professional development of the teacher and his personal qualities. Among dominant - professional knowledge and skills, the ability to apply knowledge variability in the new environment, initiative, communication skills, creative activity, readiness for continuous self-development. Professional development is due to external conditions, which affect the internal conditions - social and professional experience. Factor of personal and professional development is a leading educational and professional and professional activities. One of the most effective teaching methods that allow to implement new goals of education and improve the skills of the competitive expert in conditions of changing requirements of the labor market appears independent work.
Keywords: professional competence, professional development, training, self-study, pedagogical conditions of professional development of teachers.
УДК 370.179
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И САМОПОЗНАНИЕ»
© 2015
С.В. Власенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» В.А. Хрущев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей группы риска. Проблема организации работы с детьми подобной категории является одной из самых важных и актуальных проблем не только современного Казахстана, но и всей мировой психолого-педагогической теории и практики. Оптимальное решение всего комплекса вопросов, возникающих в практической деятельности педагогов, психологов по оказанию помощи детям группы риска, возможно лишь при условии наличия профессионалов, специалистов с необходимым набором компетенций. Изменения, происходящие в образовании, нацелены на решение задачи подготовки специалиста, который может спроектировать собственную деятельность в различных ситуациях, умеет определять проблемное поле и вырабатывать собственную стратегию, пути решения. Реформа содержания образования обуславливает необходимость усиления практической подготовки студентов вуза к реализации новых профессиональных задач, направленности образовательного процесса на активное всестороннее развитие и саморазвитие личности. В связи с этим актуальным является профессиональное становление студентов вуза, которое расширяет возможности развития их личности. Оптимальное решение всего комплекса вопросов, возникающих в практической деятельности по оказанию помощи в социальной адаптации детей группы риска, требует уточнения базовых позиций, как в выборе методов диагностики, так и в построении всей системы мероприятий, обеспечивающих эффективное психолого-педагогическое воздействие.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональное становление, «работа с детьми группы риска», подготовка будущих социальных педагогов, учебно-профессиональная деятельность.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях нарастающей глобализации социально-экономической и культурно-политической жизни мирового сообщества изменяется и научная парадигма современного образования. Все более актуальной становится компетентност-ная ориентация образовательного процесса, нацеленного сегодня на формирование практически применимых комплексных навыков, умений и знаний. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что «развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В научной литературе профессиональное становление, которое обеспечивает эффективность профессиональной деятельности,
рассматривается как часть общего развития личности. Педагогический аспект проблемы профессионального становления охарактеризован в трудах Е.С. Галаховой [2], Н.В. Горновой [3], Н.А. Ермолаевой [4], Н.В. Кузьминой [5], 3.Р. Максимовой [6], В.А. Сластенина [7] и др. Психологический аспект исследуется Э.Ф. Зеером [8], Т.В. Кудрявцевым [9], Е.А. Климовым [10], Л.М. Митиной [11], Ю.П. Поваренковым [12], рассматривающими личность в качестве объекта развития, а социальную ситуацию и ведущую деятельность - как основания профессионального развития. Профессиональное становление обусловлено внешними условиями, на которые влияют внутренние условия - социальный и профессиональный опыт. Факторами личностного и профессионального развития является ведущая учебно-профессиональная и профессиональная деятельность. Рассматривая теоретические положения о процессе профессионального становления личности, мы изучили зарубежный и отечественный опыт по профессиональному становлению студентов вуза. Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что становление и разви-