Научная статья на тему 'О патриотическом воспитании в детском оздоровительном лагере'

О патриотическом воспитании в детском оздоровительном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4366
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / ПОДХОДЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / HEALTH IMPROVEMENT CAMPS FOR CHILDREN / EDUCATIONAL WORK / CHILDREN'S REST / ORGANIZATION OF LEISURE TIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюнина Анна Сергеевна

Обозначена важность патриотического воспитания как на федеральном, так и на региональном (на примере Свердловской области) уровне. Подчеркивается, что существуют программы патриотического воспитания, учитывающие различную аудиторию (дошкольники, ученики школы и вуза и др.). Основное внимание статьи сконцентрировано на возможностях патриотического воспитания в детском оздоровительном лагере. В статье представлена классификация подходов к патриотическому воспитанию в детском оздоровительном лагере. В рамках первого подхода в в детском оздоровительном лагере реализуются конкретные (чаще всего разовые) мероприятия, акции. К примеру, организовываются такие мероприятия, как конкурс чтецов «Русь, Россия, Родина моя!», концерт «Эхо той войны», викторина «Знаешь ли ты историю России?» и др. Второй подход напрямую связан с военно-патриотической или оборонно-спортивной направленностью в соответствующих лагерях для подростков. Чаще всего данный подход реализуется в профильных сменах, школьникам предлагается стать защитниками родины (разведчиками, партизанами в прошлом, пограничниками и т. д.). Третий подход обращен к истокам, поскольку ориентирован на воспитание у детей ценностного отношения к малой родине. Использование данного подхода подразумевает формирование патриотизма в процессе узнавания малой родины, т. е. места непосредственного проживания. Результатами познания детей и подростков являются эмоционально окрашенные представления (образы пейзажных явлений и предметов, этнокультурных явлений), осознание собственных действий по отношению к своей малой родине, субъективная значимость и идентификация себя с определенными значимыми местами, людьми, культурой, природой. Особое внимание в тексте статьи уделено детским оздоровительным лагерям, находящимся на территории Свердловской области. Все лагеря в своей деятельности используют описанные подходы к патриотическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PATRIOTIC EDUCATION AT A SUMMER CAMP FOR KIDS

Patriotic education is important both on federal and regional levels. There are programs for patriotic education that focus on different audience (preschoolers, pupils and university students). The paper pays special attention to the opportunities of patriotic education in summer camp for children. The paper provides classification of approaches to patriotic education in summer camp. The first approach includes some events (usually held only once), for example contest of reciters “Ancient Russ, Russia, My Motherland!”, the concert “Echo of That War”, quiz “Do You Know Russia?”, etc. The second approach includes military and patriotic events for teenagers. Such approach is implemented in specialized sessions where the students try to be defenders of Motherland (intelligence officer, partisan or frontier guard). The third approach brings up love for the native region. This approach forms patriotic feelings to the native region, i.e. children’s birthplace. It results in emotional images about the native land in the minds of children, realization of their attitude to the native land, identification with certain places, people, nature and culture. Attention is focused on children’s summer camp in Sverdlovsk Region. All the camps implement the approaches to patriotic education described above.

Текст научной работы на тему «О патриотическом воспитании в детском оздоровительном лагере»

УДК 379.835:37.035.6 ББК Ч420.058.582+Ч420.052.2

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.01

Андрюнина Анна Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: shurunko@mail.ru

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм; патриотическое воспитание; детские оздоровительные лагеря; подходы; воспитательная работа; детский отдых; организация досуга.

АННОТАЦИЯ. Обозначена важность патриотического воспитания как на федеральном, так и на региональном (на примере Свердловской области) уровне. Подчеркивается, что существуют программы патриотического воспитания, учитывающие различную аудиторию (дошкольники, ученики школы и вуза и др.). Основное внимание статьи сконцентрировано на возможностях патриотического воспитания в детском оздоровительном лагере. В статье представлена классификация подходов к патриотическому воспитанию в детском оздоровительном лагере. В рамках первого подхода в в детском оздоровительном лагере реализуются конкретные (чаще всего разовые) мероприятия, акции. К примеру, организовываются такие мероприятия, как конкурс чтецов «Русь, Россия, Родина моя!», концерт «Эхо той войны», викторина «Знаешь ли ты историю России?» и др. Второй подход напрямую связан с военно-патриотической или оборонно-спортивной направленностью в соответствующих лагерях для подростков. Чаще всего данный подход реализуется в профильных сменах, школьникам предлагается стать защитниками родины (разведчиками, партизанами в прошлом, пограничниками и т. д.). Третий подход обращен к истокам, поскольку ориентирован на воспитание у детей ценностного отношения к малой родине. Использование данного подхода подразумевает формирование патриотизма в процессе узнавания малой родины, т. е. места непосредственного проживания. Результатами познания детей и подростков являются эмоционально окрашенные представления (образы пейзажных явлений и предметов, этнокультурных явлений), осознание собственных действий по отношению к своей малой родине, субъективная значимость и идентификация себя с определенными значимыми местами, людьми, культурой, природой. Особое внимание в тексте статьи уделено детским оздоровительным лагерям, находящимся на территории Свердловской области. Все лагеря в своей деятельности используют описанные подходы к патриотическому воспитанию.

Andryunina Anna Sergeevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ON PATRIOTIC EDUCATION AT A SUMMER CAMP FOR KIDS

KEYWORDS: patriotism; patriotic education; health improvement camps for children; educational work; children's rest; organization of leisure time.

ABSTRACT. Patriotic education is important both on federal and regional levels. There are programs for patriotic education that focus on different audience (preschoolers, pupils and university students). The paper pays special attention to the opportunities of patriotic education in summer camp for children. The paper provides classification of approaches to patriotic education in summer camp. The first approach includes some events (usually held only once), for example contest of reciters "Ancient Russ, Russia, My Motherland!", the concert "Echo of That War", quiz "Do You Know Russia?", etc. The second approach includes military and patriotic events for teenagers. Such approach is implemented in specialized sessions where the students try to be defenders of Motherland (intelligence officer, partisan or frontier guard). The third approach brings up love for the native region. This approach forms patriotic feelings to the native region, i.e. children's birthplace. It results in emotional images about the native land in the minds of children, realization of their attitude to the native land, identification with certain places, people, nature and culture. Attention is focused on children's summer camp in Sverdlovsk Region. All the camps implement the approaches to patriotic education described above.

Г ля современного российского общества воспитание патриотизма является важнейшим условием социального развития и общественного прогресса. Поэтому перед социумом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Не случайно вопросы патриотического воспитания поднимаются практически во всех документах феде-

Д

рального уровня, связанных с образованием: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. и др.

Вопросам, связанным с патриотическим воспитанием, уделяется особое внимание и на региональном уровне. В Сверд-

© Андрюнина А. С., 2017

ловской области данная проблематика регламентируется законом Свердловской области от 29 октября 2013 г. № 113-ОЗ «О молодежи в Свердловской области» [2], законом Свердловской области «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 февраля 2016 г.) [3], а также комплексной программой Свердловской области «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 гг.» (принята Правительством Свердловской области 3 декабря 2014 г.) [10].

Под патриотизмом принято понимать наиболее значимую, непреходящую ценность, нравственное качество человека, выражающееся в его преданности и любви к своей родине, осознание славы и величия родины, чувство присутствия духовной связи с ней, потребность и стремление уберечь в любых условиях ее честь и достоинство, своим вкладом укреплять ее независимость и могущество [12].

Воспитание патриотизма призвано способствовать формированию гражданского общества. Патриотическое воспитание выступает основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России. Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу разработки современных моделей и механизмов формирования у современных поколений граждан России опыта служения отечеству и прежде всего готовности к его защите.

Не вызывает сомнения, что эти ценности необходимо воспитывать на протяжении всей жизни человека, поэтому сегодня особую значимость приобретают вопросы, связанные с патриотическим воспитанием. Общие вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах Н. И. Болдырева, В. В. Белорусовой, Н. К. Гончарова, Т. А. Ильиной, С. А. Макаренко, В. А. Сухом-линского, К. Д. Ушинского, Д. Н. Щербакова, А. В. Янковской и др.

Вместе с тем в вопросах патриотического воспитания важно основываться на принципах природосообразности, культуросооб-разности, личностного и возрастного подходов. Не случайно существуют программы патриотического воспитания, ориентированные на определенную аудиторию:

- воспитание патриотизма на ступени дошкольного образования (работы О. А. Ар-

турской, А. С. Белкиной, Е. В. Коротаевой, Н. Г. Пантелеевой, С. В. Сотниковой и др.),

- вопросы патриотического воспитания в процессе школьного обучения (труды И. А. Агаповой, Т. Д. Джишкариани, Г. Т. Ефремовой, Е. Н. Пелеванюк, В. С. Шараховой, Е. В. Яндыбаевой и др.),

- формирование и укрепление патриотизма на уровне вузовского обучения (исследования Н. Б. Воронцовой, И. В. Клименко, Е. Н. Кучеровой, В. Ш. Набиева и др.).

Однако формирование патриотизма возможно не только в области основного и вузовского образования, но и в области образования дополнительного, каковым, например, является детский оздоровительный лагерь. Однако здесь формы и методы патриотического воспитания оказываются достаточно специфическими.

Оказываясь в лагере, дети на 21 день изменяют свой привычный образ жизни, знакомятся с новыми людьми, учатся взаимодействовать со сверстниками в иных условиях, которые напрямую не связаны с учебной деятельностью (временный детский коллектив). Е. В. Коротаева, описывая детский лагерь как особую «территорию детства», обращает внимание на такие характеристики, как высокая плотность событий в короткий срок с использованием разнообразных видов деятельности для самореализации детей, преобладание соревновательной направленности, наличие креативной атмосферы и т. д. Кроме того, пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, эмоционально насыщенным фоном, постижением ценностных аспектов досуга и отдыха [6]. Все это создает особое поле для реализации различных воспитательных направлений, в том числе и патриотического направления. Это важно, поскольку у многих данный аспект воспитания связан преимущественно с деятельностью образовательных организаций, следовательно, упускаются возможности, которые может предоставить для детей и подростков досуговая сфера.

В Свердловской области ежегодно в детских оздоровительных лагерях отдыхают примерно 44 тысячи школьников, что составляет примерно 10 % от их общего числа. На территории области действует более 70 загородных детских лагерей (такие как ДОЛ «Звонкие голоса», ДОЗЛ имени Володи Дубинина, ДОЛ «Актай», ДОЛ «Лесной ручеек» и др.), и в каждом из них реализуется в той или иной мере идея патриотического воспитания.

Анализ работ, посвященных возможностям патриотического воспитания в детских

оздоровительных лагерях, выявил наличие трех основных подходов:

- подход, в рамках которого в детском оздоровительном лагере реализуются конкретные (чаще всего разовые) мероприятия, акции;

- подход, напрямую связанный с военно-патриотической или оборонно-спортивной направленностью в соответствующих лагерях для подростков;

- подход, обращенный к истокам, поскольку ориентирован на воспитание у детей ценностного отношения к малой родине.

1. В рамках первого подхода с детьми проводятся такие мероприятия, как конкурс чтецов «Русь, Россия, Родина моя!», возложение цветов к мемориалу погибших в Великой Отечественной войне, организация концерта «Эхо той войны», викторина «Знаешь ли ты историю России?», посещение историко-этнографического парка «Земля предков» и др.

Т. В. Перегудова предлагает использовать в детском оздоровительном лагере при работе со старшеклассниками тренинги, лекционные и практические курсы, просмотр фильмов, викторины, конференции, круглые столы, диспуты, создание военно-исторического фотомузея, ролевые игры, мастер-классы, концертные выступления, КВН, связанные с патриотическим воспитанием. Часть из представленных форм и методов стоит реализовать только при работе со старшеклассниками, что обусловлено степенью их самосознания, уровнем знаний, особенностями мышления и восприятия [9]. Однако многое из представленного (к примеру, фотомузей, ролевые игры, мастер-класс) можно применять и для детей более младшего возраста.

Различные мероприятия или формы работы по формированию патриотического воспитания можно найти в исследовании И. О. Соколовой [11]. В детском оздоровительном лагере дети занимаются журналистикой, выпуская множество информационных продуктов, связанных с культурными и историческими событиями в жизни страны, биографиями великих русских деятелей, описанием достижений России в науке и технике и т. д. Таким образом, большая часть предоставленных материалов призвана формировать ощущение гордости за свою страну. В авторском подходе И. О. Соколовой основным инструментом патриотического воспитания является формирование медиаграмотности подрастающего поколения, так как именно она способствует выработке навыков защиты от принципов манипуляции сознанием аудитории, а значит, помогает избавиться от внешнего воздействия и сформировать собственное

представление о своей родине и ее значимости.

Еще одним примером данного подхода является внедрение в уральских детских оздоровительных лагерях проекта «Равная величайшим битвам». В основе этого проекта лежит одноименный фильм, представляющий собой четырехсерийную киноэпопею, повествующую об эвакуации промышленных предприятий и научных учреждений западных и центральных территорий СССР на Урал в годы Великой Отечественной войны. В рамках данного проекта детям от 12 лет предлагается создавать свои собственные фильмы, посвященные этой теме, участвовать в соответствующей конференции, создавать фильмотеку [8]. Таким образом, события, произошедшие за 60 лет до рождения этих детей, окажутся им интересны. Иную идею предлагает Е. Л. Шелковой, предлагая создавать смены, наполненные пятью деятельностно-смысловыми образами патриота (семьянин, ученик, наставник, защитник, работник). Ребенок погружен в пространство лагеря, где ежедневно участвует в накоплении и отработке социального опыта через активность, подкрепленную стимулированием патриотических чувств [14].

В целом, данный подход имеет наибольшую степень реализации в детских оздоровительных лагерях Свердловской области. Каждый лагерь предлагает свои отдельные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание, но пока проблемой для данного подхода является отсутствие комплексного решения по вопросу патриотического воспитания молодежи.

2. Опишем примеры реализации второго подхода, связанного с военно-патриотической или оборонно-спортивной направленностью в соответствующих лагерях для подростков. Чаще всего данный подход реализуется в профильных военно-патриотических и оборонно-спортивных сменах, но возможны другие варианты (этнографический). Этот подход представлен в работах Н. А. Ковалевой (военно-патриотический лагерь «Отваговец»), Н. Н. Никулиной (военно-патриотический лагерь «Феникс» для детей группы социального риска), С. И. Мешковой (военно-спортивный лагерь «Юный десантник»), А. Г. Шевченко (казачьи военно-патриотические лагеря) и др.

На территории Свердловской области данный подход реализуют в оборонно-спортивном лагере «Витязь», спортивно-оздоровительном лагере «Зеленый мыс», в военно-патриотическом лагере «Застава», православном военно-патриотическом объединении допризывной молодежи «Пересвет» и др. Так, А. В. Козырев описывает опыт внедрения профильной военно-патриоти-

ческой смены под названием «Леневская застава». Вся смена представляла собой сюжетно-ролевую игру на местности, лагерь превращался в пограничную заставу, живущую по своим законам, заключающимся в почетной обязанности «охранять» государственные границы родины. Каждый отряд представлял собой определенный взвод, название которого определялось в зависимости от специализированной «профессии»: разведки, береговой охраны, караульной службы и др. На протяжении всей смены все отряды боролись за почетное звание «Лучший взвод заставы», проходя через соревнования и испытания «армейских» будней. В процессе деятельности дети выпускали «Боевой листок», в котором описывались успехи по «защите границы», участвовали в смотрах строя и песни, игре «Зарница», соревнованиях «Русский богатырь», «Туристическая эстафета», «День ОМОНа», «День спецназа» и т. д. [5]. Дети с интересом включаются в ту деятельность, которая им понятна. Участие в подобных профильных сменах создает основу для восприятия своей страны как ценности, как того, что необходимо защищать и беречь.

В опыте работы А. А. Калабиной, А. В. Калабина и С. В. Шумихина эта идея включает описание распорядка и особенностей оборонно-спортивного оздоровительного лагеря. Каждый день начинается с построения, сдачи рапорта, исполнения гимна. Первая половина дня посвящена изучению основ начальной военной подготовки (знакомство с историей российской армии, присягой военнослужащих, воинскими званиями, родами войск, отработка строевой подготовки, сборка и разборка автомата и др.), после полуденного отдыха идут соревнования между взводами. Но кроме взводных побед возможно и личное «военное» продвижение. Каждый курсант может получить знак отличия за участие в спортивно-военизированных мероприятиях. По мере накопления звезд присваиваются звания «младший сержант», «сержант», «старший сержант», «прапорщик», «младший лейтенант», таким образ создается перспектива личностного развития, направленная на достижения успеха. Часть занятий происходит с активным привлечением военнослужащих нашей страны, представляющих собой пример для детей [4].

Еще одним примером реализации данного подхода в Свердловской области является летний военно-патриотический лагерь «Наш Бессмертный полк», организованный для детей-сирот. Детям предлагалось перенестись в прошлое - в 11 июня 1942 года, на оккупированную фашистами территорию, в партизанский лагерь. Юным партизанам

предстояло отыскать спрятанные немцами секретные документы, расшифровать информацию и вернуться в настоящее. В ходе смены дети учились ориентироваться на местности, использовать азбуку Морзе, разводить огонь подручными средствами и др. Благодаря предложенным испытаниям ребята многое узнали и о военном прошлом родного края, познакомились с личными делами сорока героев - уроженцев Свердловской области и историями их подвига.

3. Третий подход, ориентированный на воспитание ценностного отношения к малой родине, появился сравнительно недавно. Описание реализации третьего подхода можно найти в работах Е. В. Гореловой, Е. В. Коротаевой, Е. А. Царегородцевой и др. Так, Е. А. Царегородцева отмечает, что в условиях детского лагеря возможно формирование патриотизма в процессе узнавания малой родины, т. е. места непосредственного проживания. Результатами познания детей и подростков являются эмоционально окрашенные представления (образы пейзажных явлений и предметов, этнокультурных явлений), осознание собственных действий по отношению к своей малой родине, субъективная значимость и идентификация себя с определенными значимыми местами, людьми, культурой, природой. Автор предлагает интересные формы работы с детьми, среди которых - создание «Красной книги», или лэпбука (книжки-раскладушки с кармашками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему: «Мы по городу идем...», «Уральские самоцветы» и др.), или участие в познавательных квестах, в которых дети выполняют интеллектуальные и творческие задания («Путешествие по таинственным местам Свердловской области», «Странные истории Урала» и др.) [13].

Необходимо отметить, что предложенная Е. А. Царегородцевой идея применима для детей всех возрастов, посещающих детский оздоровительный лагерь, начиная с дошкольного возраста. Детям дошкольного возраста трудно понять такие абстрактные образы, как флаг, герб, гимн, история. Чтобы сформировать юного патриота, необходимо опираться на то, что может быть понято ребенком, присвоено им в качестве личностно значимого знания, саомтоятель-но пережито (к примеру, экскурсии в конкретные места малой родины или создание тематических поделок, связанных с исконными промыслами в этом регионе).

Еще одна идея патриотического воспитания при помощи знакомства детей с уникальностью малой родины представлена в работе Е. В. Гореловой. Автор предлагает в рамках детского оздоровительного лагеря

енно-патриотическом лагере «Наш Бессмертный полк».

Подведем некоторые итоги. Патриотическое направление в воспитании подрастающего поколения является одним из важнейших для отечественной системы образования, о чем свидетельствуют соответствующие документы федерального уровня. Известно, что отношение к миру, к людям, к себе самому как части ближайшего социума формируется под влиянием окружающих обстоятельств, в активной жизненной позиции человека, в целенаправленной совместной деятельности и т. д. Следовательно, именно эти аспекты необходимо учитывать при создании условий для формирования патриотических чувств у подрастающего поколения. Материалы, представленные в статье, дают основание утверждать, что в детских оздоровительных лагерях Свердловской области уже ведется работа в данном направлении. Однако важнейшей задачей является трансформация форм и методов патриотического воспитания из одноактных, ситуативных мероприятий в целенаправленную систему, реализуемую в такой области дополнительного образования, как летняя оздоровительная кампания, с учетом специфики данной сферы.

создать так называемое «Агентство добрых дел», суть которого заключается во взаимодействии с «социально слабыми слоями населения, которые нуждаются в помощи и внимании». В качестве одной из форм работы предлагается проведение различных тематических совместных мероприятий с воспитанниками детских домов и школ-интернатов (проведение для них мастер-классов, совместные занятия спортом, создание плакатов о малой родине и др.). Кроме того, обозначены два направления, в рамках которых работает «Агентство добрых дел»: помощь природе своего родного края (экологические акции по уборке, тематические экологические беседы, конкурс поделок из природных материалов и др.) и помощь другим (создание украшений для интерьера в больнице, оформление клумб, беседы с ветеранами Великой отечественной войны и др.) [1]. Данный вариант сам автор предлагает использовать при работе в лагере с младшими школьниками, но возможно распространение данного опыта и на среднее звено школы.

В качестве примера интеграции второго и третьего подходов можно привести опыт патриотической работы в летнем во-

ЛИТЕРАТУРА

I. Горелова Е. В. Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в летнем профильном лагере «Агентство добрых дел» // Воспитание школьников. - 2011. - № 3. - С. 54—572. Закон Свердловской области от 29 окт. 2013 г. №113-ОЗ «О молодежи в Свердловской области»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/09/sverdlovsk-zakon113-reg-dok.html (дата обращения: 03.05.2017).

3. Закон Свердловской области от 9 февр. 2016 г. № 11-ОЗ «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432866725 (дата обращения: 28.04.2017).

4. Калабина А. А., Калабин А. В., Шумихин С. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в оборонно-спортивном оздоровительном лагере // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.). - Екатеринбург, 2017. - С. 121-124.

5. Козырев А. В. Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях детского оздоровительного лагеря «Леневский» // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.). - Екатеринбург, 2015.

6. Коротаева Е. В. К Летняя оздоровительная кампания в Свердловской области: от традиций к современной системе. - Екатеринбург : Новый стандарт, 2016. - 104 с.

7. Коротаева Е. В. Организация летних каникул для детей и подростков в Свердловской области // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.). - Екатеринбург, 2017. - С. 26-30.

8. Лукоянова Л. А., Ткачева Л. Н. Возможности реализации образовательного проекта «Равная величайшим битвам» в летнем лагере // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.). - Екатеринбург, 2017. - С. 73-77.

9. Перегудова Т. В. Модель педагогической работы по патриотическому воспитанию старшеклассников в детском оздоровительном лагере // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. -№ 3 (65). - С. 166-171.

10. Постановление Правительства Свердловской области от 3 дек. 2014 г. № 1082-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 годы»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/63191820/96375217/ (дата обращения: 18.04.2017).

II. Соколова И. О. Гражданское воспитание детей и юношей посредством работы над СМИ в детском оздоровительном лагере. Медиаграмотность как инструмент гражданского воспитания // Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история : сб. науч. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. - 2016. - С. 52-57.

12. Харламов И. Ф. Педагогика. - М. : Гардарики, 1999. - 520 с.

13. Царегородцева Е. А. Познание малой родины: патриотическое воспитание в летнем лагере // Педагогический опыт: теория, методика, практика : мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 22 янв. 2017 г.) : в 2 т. Т. 2 / ред. кол.: О. Н. Широков и др. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2017. - № 1 (10). - С. 39-41.

14. Шелковой Е. Л. Воспитание патриота в детском лагере на основе деятельностно-смыслового подхода // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.). - Екатеринбург, 2017. - С. 164-168.

REFERENCES

1. Gorelova E. V. Grazhdanskoe i patrioticheskoe vospitanie mladshikh shkol'nikov v letnem profil'nom lagere «Agentstvo dobrykh del» / / Vospitanie shkol'nikov. - 2011. - № 3. - S. 54-57.

2. Zakon Sverdlovskoy oblasti ot 29 okt. 2013 g. №113-OZ «O molodezhi v Sverdlovskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2013/11/09/sverdlovsk-zakon113-reg-dok.html (data obrashcheniya: 03.05.2017).

3. Zakon Sverdlovskoy oblasti ot 9 fevr. 2016 g. № 11-OZ «O patrioticheskom vospitanii grazhdan v Sverdlovskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/432866725 (data obrashcheniya: 28.04.2017).

4. Kalabina A. A., Kalabin A. V., Shumikhin S. V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie detey i podrostkov v oboronno-sportivnom ozdorovitel'nom lagere // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.). - Ekaterinburg, 2017. - S. 121-124.

5. Kozyrev A. V. Voenno-patrioticheskoe vospitanie podrostkov v usloviyakh detskogo ozdorovitel'nogo lagerya «Lenevskiy» // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.). - Ekaterinburg, 2015.

6. Korotaeva E. V. K Letnyaya ozdorovitel'naya kampaniya v Sverdlovskoy oblasti: ot traditsiy k so-vremennoy sisteme. - Ekaterinburg : Novyy standart, 2016. - 104 s.

7. Korotaeva E. V. Organizatsiya letnikh kanikul dlya detey i podrostkov v Sverdlovskoy oblasti // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.). - Ekaterinburg, 2017. - S. 26-30.

8. Lukoyanova L. A., Tkacheva L. N. Vozmozhnosti realizatsii obrazovatel'nogo proekta «Ravnaya ve-lichayshim bitvam» v letnem lagere // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.). - Ekaterinburg, 2017. - S. 73-77.

9. Peregudova T. V. Model' pedagogicheskoy raboty po patrioticheskomu vospitaniyu starsheklassnikov v detskom ozdorovitel'nom lagere // Vestnik Moskovskogo gos. un-ta kul'tury i iskusstv. - 2015. - № 3 (65). -S. 166-171.

10. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 3 dek. 2014 g. № 1082-PP «Ob utverzhdenii kom-pleksnoy programmy Sverdlovskoy oblasti «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan v Sverdlovskoy oblasti na 20142020 gody»» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.pravo.ru/document/view/63191820/96375217/ (data obrashcheniya: 18.04.2017).

11. Sokolova I. O. Grazhdanskoe vospitanie detey i yunoshey posredstvom raboty nad SMI v detskom ozdorovitel'nom lagere. Mediagramotnost' kak instrument grazhdanskogo vospitaniya / / Problemy gumanitarnogo obra-zovaniya: filologiya, zhurnalistika, istoriya : sb. nauch. st. III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - 2016. - S. 52-57.

12. Kharlamov I. F. Pedagogika. - M. : Gardariki, 1999. - 520 s.

13. Tsaregorodtseva E. A. Poznanie maloy rodiny: patrioticheskoe vospitanie v letnem lagere // Pe-dagogicheskiy opyt: teoriya, metodika, praktika : mat-ly X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Cheboksary, 22 yanv. 2017 g.) : v 2 t. T. 2 / red. kol.: O. N. Shirokov i dr. - Cheboksary : Interaktiv plyus, 2017. - № 1 (10). -S. 39-41.

14. Shelkovoy E. L. Vospitanie patriota v detskom lagere na osnove deyatel'nostno-smyslovogo podkhoda // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.). - Ekaterinburg, 2017. - S. 164-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.