Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма у младших подростков'

Воспитание патриотизма у младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2140
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE / CRITERIA AND INDICATORS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Иван Владимирович, Иванова Мария Юрьевна

В статье раскрывается сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Под патриотизмом понимаются любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Обосновываются педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование патриотизма у младших подростков в процессе изучения русского языка и литературы и внеклассной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM AT YOUNGER TEENAGERS

The article reveals the essence of the concepts of patriotism and patriotic education. Patriotic education is viewed as systematic and purposeful activity of the teacher on formation at high patriotic consciousness of students, feelings of loyalty to the Fatherland, readiness to fulfill their civic duty and constitutional duty to protect the interests of the Motherland. Patriotism is defined as love for country, devotion to the Fatherland, the desire to serve their interests and readiness up to self-sacrifice, to protect it. It substantiates pedagogical conditions that ensure the successful formation of patriotism at younger teenagers in the course of studying Russian language and literature and during extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма у младших подростков»

УДК 373.5.035.6-053.6

И. В. Павлов, М. Ю. Иванова ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Под патриотизмом понимаются любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Обосновываются педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование патриотизма у младших подростков в процессе изучения русского языка и литературы и внеклассной работы.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, русский язык и литература, критерии и показатели, педагогические условия.

Актуальность исследуемой проблемы. В последние годы внимание российского общества привлечено к проблемам формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических убеждений детей и молодежи. Мощным стимулом активизации патриотического воспитания в стране послужило принятие в 2011 г. Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [7]. Данная программа в настоящее время продолжена и рассчитана на 2016-2020 гг. В названных документах подчеркивается важность формирования патриотизма у учащейся молодежи. В. В. Путин, выступая перед тележурналистами в 2015 году, подчеркнул, что «у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Это и есть национальная идея... Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм».

Патриотизм как качество личности формируется в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения. В формировании патриотизма у учащихся важное

© Павлов И. В., Иванова М. Ю., 2016

Павлов Иван Владимирович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: 62.46.90@mail.ru

Иванова Мария Юрьевна - аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: mariakudakova1992@gmail.com

Статья поступила в редакцию 05.07.2016

Выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках реализации научного проекта № 15-16-21021.

значение отводится предметам гуманитарного цикла, особенно русскому языку и литературе. Вместе с тем анализ опыта работы школ показывает, что часть учителей русского языка и литературы испытывают значительные трудности в решении названной задачи. В реальном педагогическом процессе существуют противоречия:

- между потребностью общества в личности, обладающей чувством патриотизма, и недостаточной разработанностью теории и методики его формирования у младших подростков;

- между необходимостью формирования патриотических качеств у младших подростков и неразработанностью педагогических условий для его осуществления в системе деятельности учителя русского языка и литературы.

С учетом этих противоречий были сформулированы проблема и цель исследования: обоснование педагогических условий для успешного формирования чувства патриотизма у младших подростков учителями русского языка и литературы на уроках и во внеклассной работе.

Материал и методика исследований. Экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4» г. Чебоксары. В эксперименте с 2014 по 2016 г. приняли участие 126 учеников 5-6 классов, 2 учителя, психолог, родители учащихся. Применялись методы изучения научной и методической литературы, передового опыта, наблюдения, беседы, анкетирования, обследования, эксперимента, анализа полученных данных.

Результаты исследований и их обсуждение. Сегодня в СМИ фигурируют десятки различных разновидностей патриотизма: советский, российский, военно-политический, этнопатриотизм, религиозный, патриотизм цивилизации, мессианский, имперский, идеологический, православный, либеральный, надэтничный, просвещенный, левый, бритоголовый. Нередко в публикациях встречаются и издевательские оценки: «оплаченный патриотизм», «показной патриотизм», «товарный патриотизм», «модный патриотизм», «квасной патриотизм» и др. [13]. Перед учителем встает вопрос: «Какой патриотизм воспитывать у школьников?». В государственных документах об образовании подчеркивается важность формирования у учащихся российского патриотизма, который определяется как любовь гражданина к своему Отечеству. Анализ школьной практики показал, что значимость понятия «патриот» для учащихся довольно низкая.

В педагогической науке теоретические аспекты и практические рекомендации по формированию патриотизма у учащихся обнаруживаются в трудах А. В. Абрамова [1], Е. Ю. Антонова [2], М. П. Бузского [3], Т. С. Буториной [4], А. К. Быкова [5], А. Н. Вырщикова [6] и др.

Понятие «патриот» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля определяется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник», а «патриотизм» - как «любовь к Отчизне» [16]. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «патриот» определяется как «человек, проникнутый патриотизмом, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-то», а «патриотизм» - как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [10]. Исходя из этого, в нашем исследовании мы определили понятие «патриот» как «человек, проявляющий патриотизм».

В педагогической литературе патриотизм рассматривается в качестве нравственного и политического принципа, социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, стремление защитить интересы Родины, гордость за ее про-

шлое и настоящее [2, с. 17]. Понятие «патриот» тесно связано с такими понятиями, как «Отечество», «Родина», «родная земля», «родной край», «история», «культура», «мужество», «героизм», «ответственность», «долг» и др.

Мы определили оптимальные условия для успешного формирования патриотизма у младших подростков: гражданская позиция педагога; знание педагогом содержания понятия «патриот», методов и приемов, обеспечивающих быстрое выделение существенных признаков, а также критериев сформированности патриотизма; опора на субъективный опыт учащихся; организация активной познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания понятия «патриот»; привлечение учащихся к подготовке и организации мероприятий патриотического характера. Мы выявили и проанализировали воспитательный потенциал учебных дисциплин по русскому языку и литературе. Исходили из того, что важным этапом формирования патриотизма является усвоение нравственных понятий, на основе их усвоения происходит формирование убеждений, мировоззрения. В психолого-педагогической литературе отмечается, что формирование убеждений в сознании учащихся происходит постепенно, по мере усвоения содержания понятий, их связи и отношений с другими понятиями [17]. Темп продвижения учащихся в усвоении понятий дает возможность определить их способности к осознанию и обобщению изучаемого материала. Закрепление нравственных понятий - необходимое звено в системе работы по формированию их патриотизма. В этих целях мы включали учащихся в разнообразную социально ценную деятельность образовательного пространства школы, чтобы каждый испытывал потребность опираться на усвоенное им нравственное понятие.

В работах педагогов М. А. Данилова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина отмечаются два способа формирования понятий: движение как от вводимых понятий и положений к примерам, а от них к более широким и глубоким понятиям (дедуктивный способ), так и от фактов к понятиям, а затем к новым фактам (индуктивный) [14]. Оба эти пути имеют место в методике обучения гуманитарным дисциплинам. Знание содержания понятия «патриотизм» формируется в процессе патриотического воспитания. С учетом мнений, высказанных Т. С. Буториной и Н. П. Овчинниковой [4], мы выделили следующие критерии (признаки) сформированности понятия «патриот»: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мотивационно-поведенческий. Степень сформирован-ности понятия «патриот» у учащихся определялась тремя уровнями (высоким, средним, низким (табл. 1)).

Так, например, относительно когнитивного критерия на высоком уровне (5) ученик дает полную характеристику понятия «патриот», показывает глубокое знание истории и культуры родного края, России, боевых и трудовых традиций, умеет устанавливать связи данного понятия с другими нравственными понятиями, такими как коллективизм, ответственность, долг (сыновний, дочерний, гражданский), мужество, героизм, честь, достоинство; умеет оперировать этим понятием в устной и письменной речи. Аналогично оценивались и другие критерии.

На начальном этапе исследования мы изучили уровень сформированности понятия «патриот» у 126 пятиклассников и шестиклассников МБОУ «Гимназия № 4» г. Чебоксары. Так, высокий уровень показали 15 учащихся (12 %), средний - 62 учащихся (49 %), низкий - 49 учащихся (39 %).

Таблица 1

Уровни сформированности понятия «патриот»

Критерии Уровни

Высокий (5) Средний (3) Низкий (1)

Когнитивный Полнота усвоения понятия «патриот»: знание истории родного края, истории России, ее культуры, боевых и трудовых традиций; умение устанавливать связи данного понятия с другими нравственными понятиями, такими как коллективизм, ответственность, долг (сыновний, дочерний), мужество, героизм, честь, достоинство; умение оперировать этим понятием в устной и письменной речи Неполные знания о сущности понятия «патриот»; недостаточное умение устанавливать связи данного понятия с другими нравственными понятиями, такими как коллективизм, ответственность, долг (сыновний, дочерний), мужество, героизм, честь, достоинство; неумение оперировать этим понятием в устной и письменной речи Поверхностные, неясные знания сущности понятия «патриот»; неумение устанавливать связи данного понятия с другими нравственными понятиями

Оценочно-эмоциональный Правильно оценивает содержание понятия «патриот»; эмоционально переживает за прошлое и будущее своей страны Поверхностно оценивает содержание понятия «патриот»; слабое эмоциональное переживание за прошлое и будущее своей страны Неправильно оценивает содержание понятия «патриот»; эмоционально не переживает за прошлое и будущее своей страны

Мотивационно-поведенческий Все свои дела и поступки совершает из патриотических побуждений, связанных с пользой для класса, школы, Родины Не всегда свои дела и поступки совершает из патриотических побуждений, связанных с пользой для класса, школы, Родины; от случая к случаю участвует в подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности Не участвует, избегает мероприятий патриотического характера; не совершает дела и поступки из патриотических побуждений

Работу учителя мы рассматриваем как форму патриотической деятельности, направленной на возрождение, сохранение чести и славы Родины и своего народа, традиций национальной культуры, исторической памяти народа, природных богатств Родины с целью их передачи растущему поколению [8], [9], [11], [12], [13], [15].

Была разработана программа воспитания патриотизма у учащихся 5 -6 классов, которая включала работу учителя на уроках русского языка и литературы и внеклассную деятельность. Нами было проанализировано содержание учебно-методических комплексов по русскому языку и литературе (Р. Н. Бунеевой, Е. В. Бунеевой, В. В. Ба-байцевой, С. И. Львовой, М. М. Разумовской, П. А. Леканта, Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановой, Л. А. Тростенцовой), разработаны тексты упражнений, диктантов, изложений, заданий для самостоятельной работы, включающих произведения писателей и поэтов, раскрывающие патриотические поступки воинов, граждан России, подобраны факты проявления героизма советскими людьми в годы Великой Отечественной войны и в мирное время.

Под упражнением по русскому языку мы понимаем учебное задание определенного типа, имеющее целью закрепление знаний по теоретическому курсу грамматики или овладение речевыми навыками, навыками выразительного чтения, правописания и т. п. Нами были предусмотрены различные типы уроков (урок-исследование, урок-

семинар, урок-поиск, урок-открытие), написание творческих и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, организация экскурсий в различные музеи, в православные храмы, встречи с деятелями науки, культуры и искусства, представителями духовенства. Методами обучения выступали объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения, исследовательский, метод проектов; методами воспитания - формирование сознания, суждений, понятий, взглядов, формирование опыта нравственной деятельности, методы стимулирования. Важное место отводили изучению истории семьи, города, жизни выдающихся людей, ученых, героев войн и труда.

Изучение систематического курса грамматики мы начинали со вступительной беседы о русском языке, о его роли в жизни народов нашей страны. Для привития учащимся любви к русскому языку и развития у них речевых умений, воспитания патриотических чувств мы использовали высказывания замечательных людей о величии и красоте языка, о значении его изучения в национальной школе, воспитательный потенциал былин и сказок в связи с изучением различных правил правописания и др. Примеры заданий:

1. Прочитать стихотворение о Родине З. Александровой и указать, какие имена прилагательные передают любовь автора к своему Отечеству.

2. Прочитать текст и указать разряды местоимений: «Представь себе, мой юный друг, огромную страну нашу, опоясанную десятками тысяч километров тревожных границ. И по всей границе - часовые. Мужественные солдаты. Отечество начинается с солдата. Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой» (Л. Митяев).

3. Объясните лексическое значение выделенных слов в приведенных ниже пословицах. Проверьте себя по толковому словарю.

Русский человек терпелив до зачина.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Чужая сторона - дремуч бор.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.

Береги Родину, как зеницу ока.

Москва верстой далека, а сердцем рядом.

4. Назовите признаки-характеристики (синонимы) следующих нравственных понятий: патриотизм, коллективизм, гуманность, честность, порядочность, мужество, героизм, долг.

Особый интерес наши учащиеся проявили к истории Отечественной войны 1812 года. С большим вдохновением изучали произведение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Учащиеся были восхищены подвигами Михаила Кутузова, Николая Раевского, Дениса Давыдова и др. Эти и другие примеры помогали нам формировать у школьников чувство патриотизма, любви к Родине.

Патриотическое воспитание учащихся, проводимое на уроках, продолжалось и во внеклассной работе. В целях реализации задач патриотического воспитания нами была разработана программа «Патриот», содержащая три тематических раздела: «Люблю тебя, моя Чувашия!», «Государственные символы России», «Подвиг в годы войны» (табл. 2).

Таблица 2

Программа воспитания патриотизма у учащихся 5-6 классов

5 класс 6 класс

Люблю тебя, моя Чувашия!

Первая четверть Древняя история нашего края Памятные места в Чувашской Республике

Форма Тематические экскурсии в Республиканский краеведческий музей Экскурсия по историческим местам г. Чебоксары

Государственные символы России, Чувашской Республики

Вторая четверть Что такое государственные символы? Государственные символы России и Чувашии О Государственном флаге России и Чувашии

Форма Цикл бесед

Цель Формирование у учащихся патриотизма на основе государственных символов (флага, герба, гимна)

Задачи 1. Раскрытие понятий: государственный флаг, герб, гимн. 2. Ознакомление учащихся с символами РФ, их значением. 3. Способствование принятию личностью государственной символики как общественной ценности 1. Изучение учащимися истории происхождения государственных символов. 2. Формирование представления о значении флага России в ее истории

Подвиг в годы войны

Третья четверть «В жизни всегда есть место подвигу...» Чувашский край - фронту

Форма Тематический классный час с приглашением участников войн в Афганистане и Чечне Часы истории

Вахта памяти

Четвертая четверть «Мой дед - герой» Дети войны

Форма Конкурс сочинений (стихов, рисунков, проектов) Встреча с воспитанниками Кугесь-ского детского дома, эвакуированными из блокадного Ленинграда

Методы Рассказ, беседа, использование технических средств обучения, Интернета, наглядных пособий, совместная познавательная деятельность Беседы с использованием словесных, практических, наглядных методов

Подготовительная работа 1. Изучение литературы. 2. Подготовка учащихся к выступлениям. 3. Подготовка наглядных пособий. 4. Подбор примеров, связанных с использованием государственных символов в патриотическом воспитании. 5. Организация встреч с известными людьми, награжденными орденами и медалями Советского Союза и России

Эти мероприятия являлись живыми уроками, повышали интеллектуальный и духовный уровень, творческие способности детей. Живой урок - это занятие, отличающееся особой наглядностью, например, посещение музея идет в связке с образовательным процессом и погружением в историческую эпоху и превращается в интересный квест, в котором принимают участие сами школьники. Безусловно, знания и впечатления останутся в памяти учеников на протяжении всей их дальнейшей жизни.

В системе работы по патриотическому воспитанию большое место на классных часах отводили рассказам о подвигах женщин. Из нашего рассказа, например, дети узнали, что около 8 тысяч женщин из Чувашии в 1941-1945 гг. с оружием в руках защищали нашу Родину. Это 3оя Ивановна Парфенова - Герой Советского Союза, прошедшая путь от рядового летчика до заместителя командира эскадрильи. Это летчица из Чебоксар Женя Крутова, погибшая в 1943 г. в неравной схватке с фашистами. Это Нина Семеновна Капитонова, добровольно ушедшая на фронт, вынесшая с поля боя под Сталинградом более 160 раненых бойцов и командиров, награжденная посмертно орденом Ленина.

Гордость матерей - дети. Никого из школьников не оставляет равнодушным рассказ о жизни простой колхозницы из деревни Изедеркино Моргаушского района, Татьяны Николаевны Николаевой. Она воспитала 8 сыновей - тружеников и воинов. Все они один за другим ушли на фронт воевать с фашистами. Сын Григорий был удостоен звания Героя Советского Союза. Егор своим телом закрыл вражескую амбразуру под Житомиром, повторив подвиг А. Матросова.

Учащиеся внимательно прочитали «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. В основу этого произведения положены реальные события, происходившие в годы Великой Отечественной войны. Главный герой - легендарный летчик, Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. В одном из боев его самолет был подбит, и он оказался на вражеской территории. В течение восемнадцати суток с израненными ногами он пробирался к линии фронта. Алексей Петрович выжил, вот только ноги ему пришлось ампутировать. Но он не сдался. Упорными тренировками добился возвращения за штурвал самолета. Школьники подробно изучили биографию летчика, воспоминания о нем, подготовили и защитили проект «А. П. Маресьев и Чувашия», написали эссе «А. П. Маресьев - наш герой» и т. д. Завершающим этапом проекта стала экскурсионная поездка учеников в поселок Ибреси Чувашской Республики. Именно в Ибресинской летной школе летчик Маресьев учился заново летать после ампутации ног.

Школьники активно участвовали в подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности, соревнованиях по различным видам спорта, сдавали новые комплексы ГТО. Реализуя намеченную программу, мы приобщали учащихся к истории Отечества, родного края, формировали у них единство гражданско-патриотического сознания и поведения.

На заключительном этапе, в конце 2015-2016 учебного года, по приведенным выше критериям нами был оценен уровень сформированности понятия «патриот». Так, если на начальном этапе высокий уровень понимания содержания понятия продемонстрировали 15 учащихся, то на заключительном этапе таких стало 57 (45 %), средний уровень был характерен для 62 и сократился до 50 (40 %), низкий уровень - соответственно с 49 до 19 (15 %). Это свидетельствует об эффективности использованных форм и методов работы. У всех учащихся экспериментального класса сформировались прочные знания о патриотизме. У учеников контрольного класса эти показатели гораздо ниже.

Резюме. Организованный нами учебно-воспитательный процесс по формированию патриотизма у учащихся позволил нам за два года работы с ними укрепить дисциплину, повысить успеваемость, вооружить прочными знаниями об истории Отечества. Как показала опытно-экспериментальная работа, формирование патриотизма у младших подростков в процессе изучения русского языка и литературы и организация внеурочной деятельности проходят успешно при реализации следующих педагогических условий:

- формировании нравственных понятий с использованием потенциала учебных дисциплин (русского языка и литературы, их связи с историей России, историей и культурой родного края и т. д.);

- включении учащихся в проектную деятельность по культурно-патриотическому, научно-патриотическому, краеведческому и другим направлениям;

- изучении и пропаганде государственных символов России, региональной символики;

- включении учащихся в мероприятия, посвященные памятным датам и событиям российской истории;

- участии учащихся в подготовке и проведении мероприятий патриотической направленности, соревнованиях по различным видам спорта, сдаче новых комплексов ГТО;

- поддержке и развитии социально значимых инициатив учащихся и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов А. В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явления политического сознания : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02. - М., 2001. - 181 с.

2. Антонов Е. Ю., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину : пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М. : Арктика, 2003. - 166 с.

3. Бузский М. П. Патриотическое воспитание: методологический аспект. - Волгоград : ГУ «Издатель», 2001. - 196 с.

4. Буторина Т. С., Овчинникова Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб. : Ка-ро, 2004. - 234 с.

5. Быков А. К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2006. - № 5 - С. 4-7 ; № 6. - С. 5-11.

6. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В. И., Филонов Г. Н. и др. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / под ред. С. В. Дармоде-хина и А. К. Быкова. - М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. - 328 с.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». - М. : Перемена, 2010. - 49 с.

8. Кудакова М. Ю., Павлов И. В. Упражнения на уроках русского языка как средство патриотического воспитания учащихся // Русский язык как учебный предмет и средство овладения основами наук в национальной школе и вузе : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию профессора Г. А. Анисимова. - Чебоксары, 2015. - С. 110-115.

9. Лазарев Ю. В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассника : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1999. - 180 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : ИТИ «Технология», 2008. - 944 с.

11. Павлов В. И. Формирование компетентности у бакалавров в области духовно-нравственного воспитания в поликультурном образовательном пространстве вуза. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2015. - 216 с.

12. Павлов И. В., Албутова И. В. Педагогическая практика как средство формирования готовности студентов педвуза к патриотическому воспитанию школьников. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 190 с.

13. Павлова И. И., Павлов В. И. Воспитание патриотизма у учащихся // Народная школа. - 2016. -№ 1. - С. 73-75.

14. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1982. -

319 с.

15. Тимофеев М. В., Павлов И. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи Чувашии накануне и в годы Великой Отечественной войны (1936-1945). - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 175 с.

16. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля / сост. Н. В. Шахматова и др. - СПб. : Весь, 2004. - 735 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М. : Педагогика, 1986. - 176 с.

UDC 373.5.035.6-053.6

I. V. Pavlov, M. Yu. Ivanova FORMATION OF PATRIOTISM AT YOUNGER TEENAGERS

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article reveals the essence of the concepts of patriotism and patriotic education. Patriotic education is viewed as systematic and purposeful activity of the teacher on formation at high patriotic consciousness of students, feelings of loyalty to the Fatherland, readiness to fulfill their civic duty and constitutional duty to protect the interests of the Motherland. Patriotism is defined as love for country, devotion to the Fatherland, the desire to serve their interests and readiness up to self-sacrifice, to protect it. It substantiates pedagogical conditions that ensure the successful formation of patriotism at younger teenagers in the course of studying Russian language and literature and during extracurricular activities.

Keywords: patriotism, patriotic education, Russian language and literature, criteria and indicators, pedagogical conditions.

REFERENCES

1. Abramov A. V. Stanovlenie i razvitie sovremennogo rossijskogo patriotizma kak javlenija politicheskogo soznanija : dis. ... kand. polit. nauk : 23.00.02. - M., 2001. - 181 s.

2. Antonov E. Ju., Levina L. V., Rozova O. V., Shherbakova I. A. Kak nauchit' detej ljubit' Rodinu : posobie po realizacii gosudarstvennoj programmy «Patrioticheskoe vospitanie grazhd an Rossijskoj Federacii na 2001-2005 gody». - M. : Arktika, 2003. - 166 s.

3. Buzskij M. P. Patrioticheskoe vospitanie: metodologicheskij aspekt. - Volgograd : GU «Izdatel'», 2001. - 196 s.

4. Butorina T. S., Ovchinnikova N. P. Vospitanie patriotizma sredstvami obrazovanija. - SPb. : Karo, 2004. - 234 s.

5. Bykov A. K. Organizacionno-pedagogicheskie voprosy patrioticheskogo vospitanija v shkole // Vospitanie shkol'nikov. - 2006. - № 5 - S. 4-7 ; № 6. - S. 5-11.

6. Vyrshhikov A. N., Kusmarcev M. B., Lutovinov V. I., Filonov G. N. i dr. Vospitanie patriotizma v uslovi-jah social'nyh peremen: teoretiko-metodologicheskie i prikladnye osnovy / pod red. S. V. Darmodehina i A. K. Bykova. - M. : Gosudarstvennyj NII sem'i i vospitanija, 2007. - 328 s.

7. Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 20112015 gody». - M. : Peremena, 2010. - 49 s.

© Pavlov I. V., Ivanova M. Yu., 2016

Pavlov, Ivan Vladimirovich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: 62.46.90@mail.ru

Ivanova, Maria Yuryevna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: mariakudakova1992@gmail.com

The article was contributed on July 05, 2016

8. Kudakova M. Ju., Pavlov I. V. Uprazhnenija na urokah russkogo jazyka kak sredstvo patrioticheskogo vospitanija uchashhihsja // Russkij jazyk kak uchebnyj predmet i sredstvo ovladenija osnovami nauk v nacional'noj shkole i vuze : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj 80-letiju professora G. A. Anisimova. -Cheboksary, 2015. - S. 110-115.

9. Lazarev Ju. V. Nacional'no-regional'nyj komponent v formirovanii patrioticheski orientirovannoj lichnosti starsheklassnika : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 1999. - 180 s.

10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. - M. : ITI «Tehnologija», 2008. - 944 s.

11. Pavlov V. I. Formirovanie kompetentnosti u bakalavrov v oblasti duhovno-nravstvennogo vospitanija v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve vuza. - Cheboksary : NII pedagogiki i psihologii, 2015. - 216 s.

12. Pavlov I. V., Albutova I. V. Pedagogicheskaja praktika kak sredstvo formirovanija gotovnosti studentov pedvuza k patrioticheskomu vospitaniju shkol'nikov. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2010. - 190 s.

13. Pavlova 1.1., Pavlov V. I. Vospitanie patriotizma u uchashhihsja // Narodnaja shkola. - 2016. - № 1. -S. 73-75.

14. Skatkin M. N. Didaktika srednej shkoly. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Prosveshhenie, 1982. - 319 s.

15. TimofeevM. V., Pavlov I. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashhejsja molodezhi Chuvashii nakanune i v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1936-1945). - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2010. - 175 s.

16. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka V. I. Dalja / sost. N. V. Shahmatova i dr. - SPb. : Ves', 2004. - 735 s.

17. Usova A. V. Formirovanie u shkol'nikov nauchnyh ponjatij v processe obuchenija. - M. : Pedagogika, 1986. - 176 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.