СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Ю.Ю. Орлова,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.14 — Административное право;
административный процесс Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Суслова Г.Н.
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы сущности и содержания управленческой деятельности в органах внутренних дел.
Ключевые слова: управление; управленческая деятельность; черты управленческой деятельности; стадии управленческой деятельности; формы управленческой деятельности; методы управленческой деятельности; управленческая технология.
THE NATURE AND CONTENT OF MANAGEMENT IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Yu.Yu. Orlova,
graduated in a military academy of faculty of preparation of scientific and pedagogical and scientific shots of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. This article discusses nature and content of management in the internal affairs. Keywords: management; management activity; features of management activities; stage management activities; forms of management activities; methods of management activities; management technology.
В ходе реформы системы МВД России, особое значение приобретают вопросы совершенствования организации управления1, так как ни один орган внутренних дел не может функционировать эффективно, если дает сбои механизм управления.
Рассмотрение содержания управленческой деятельности необходимо начать с уяснения ее сущности.
Во-первых, данный вид деятельности имеет:
• системность (определенную последовательность выполнения, соблюдение очередности и тд.);
• интеллектуальный компонент (организовы-
вает подготовку и реализует управленческие решения, действия);
• информационность (получение, анализ, переработка, хранение, выдача управленческой информации);
• непрерывность и повседневность;
• комплексность (данный вид деятельности образует сложное комплексное явление, в которое входят: люди; знания; информация; технические средства).
Во-вторых, управленческая деятельность представляет собой социально-психологическое яв-
ление. Каждый сотрудник, занятый ею, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. К примеру, организация исполнения управленческих решений по своему содержанию является сложным и трудоемким видом деятельности субъектов управления. В процессе ее выполнения субъект управления нередко сталкивается с разного рода организационными, техническими или психологическими трудностями и от его умения решать и преодолевать возникшие проблемы зависит эффективность управленческой деятельности, степень достижения конечного результата.
Рассмотрев черты управленческой деятельности, переходим к рассмотрению ее форм.
Форма — способ существования содержания неотделимый от него и служащий его выражением2.
Следовательно, форма — это управленческое действие, имеющее внешнее проявление или внеш-невыраженный результат управленческой деятельности (к примеру, принятое управленческое решение).
Обычно среди форм управленческой деятельности выделяют правовые, посредством которых происходит фиксирование управленческих решений и действий, и неправовые, которые связаны с выполнением определенных действий. Нельзя говорить, что существуют формы, применимы к любому случаю, так как каждая форма содержит лишь потенциал для решения конкретной управленческой задачи.
Правовые формы непосредственно влекут установление правовых норм, возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Следует отметить, устную словесную правовую форму, которая часто используется при решении вопросов повседневного оперативного характера: устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение устного взыскания.
В отличие от правовых форм управленческой деятельности результатом неправовых форм является сам факт их осуществления. Например, организационные действия, направленные на работу с личным составом подразделения выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, инструктажей, в организации взаимодействия подразделения в целом, в обучении исполнителей, разработке методических рекомендации и др.
Далее рассмотрим методы управленческой деятельности. Так, Атаманчук Г.В. под методами управленческой деятельности подразумевает «способы и приемы анализа и оценки управленческих
ситуаций, использование правовых и организационных форм влияния на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях»3, на наш взгляд это определение является наиболее подходящим для органов МВД России.
Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности, цикличности. Определенная последовательность выполнения, соблюдение очередности, повторяемость видов работ в процессе управления в определенный интервал времени приводит нас к понятию управленческого цикла.
По нашему мнению, цикл имеет следующие стадии:
• анализ и оценка управленческой ситуации;
• прогнозирование управленческой ситуации;
• разработка правовых актов и организационных мероприятий;
• обсуждение и принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий;
• организация исполнения принятых решений;
• контроль выполнения;
• оперативное информирование;
• обобщение проведенной управленческой деятельности;
• оценка новой управленческой ситуации.
Каждая из стадий в органах МВД России имеет
отличие в виде набора интеллектуальных и практических действий. Например, зачастую трудности встречаются при исполнении принятых решений. Ведь данная стадия включает в себя: доведение информации до исполнителей; обеспечение правильной трактовки содержания решения; обсуждение и согласование между исполнителями плана работы по реализации решения; осуществление конкретных действий для реализации решения. К сожалению, на сегодняшний момент указанная стадия мало освоена теоретически и практически.
В настоящее время часто игнорируется стадия контроля выполнения и стадия оперативного информирования. Контроль понимается однобоко, только как подведение итогов. Между тем, контроль информирует о ходе и состоянии реализации решений, а информирование должно осуществляться с начала исполнения решения.
Одной из основных стадий является стадия обобщения проведенной управленческой деятельности и стадия оценки новой управленческой ситуации. В данном аспекте выделяют: соответствие полученных итогов целям, задачам, которые были в решении сформулированы; использование при
реализации решения форм, методов, средств и т.д., которые были в нем намечены и предложены; действия исполнителей, направленные на получение результата.
Необходимо отметить, что по каждому моменту следует давать объективную оценку управленческой ситуации.
По мнению автора, использование в полном объеме возможностей стадий управленческой деятельности в органах внутренних дел на современном этапе способствует наилучшей реализации целей и функций управления в органах внутренних дел, а также упорядочению управленческой деятельности, что и является одним из приоритетных направлений реформирования системы МВД России.
Нельзя не отметить тот факт, что управленческие технологии появились вследствие развития науки управления. Цель её в органах внутренних дел — системное соединение интересов общества, современного научного знания, практического опыта, целей и функций управления, элементов управленческой деятельности. Например, слабым местом в управленческих технологиях органов внутренних дел является технология контроля, так как для определения реальных показателей необходимо выделить технологии обратных связей.
Вышеизложенное позволяет прийти к следующим выводам.
1. Управленческая деятельность имеет циклический, стадийный характер и осуществляется с помощью определенный методов, средств, форм и технологий управленческого воздействия аппаратов Министерства внутренних дел на подчиненные им подразделения.
2. Данная деятельность представляет собой совокупность отношений: социальных; организационных; информационных; технологических; правовых. Указанные отношения возникают при решении задач, стоящих перед органами внутренних дел.
3. Содержание управленческой деятельности включает в себя:
определение целей, задач (подразделения, сотрудников);
разработку и совершенствование их организационной структуры;
обеспечение материальными, информационными и другими ресурсами; подготовку и реализацию управленческих решений;
обеспечение взаимодействия органов, служб, сотрудников;
регулирование их организации и функцио-
нирования с учетом изменении оперативной обстановки и отклонений от намеченных целей;
• создание эффективности системы учета и контроля.
4. В органах внутренних дел процесс управления представляет собой постоянно осуществляемую управленческую деятельность, направленную на строгое применение соответствующих форм, методов, средств и технологий. Управленческий процесс связан с поиском гибких форм согласования и упорядочения коллективного совместного труда, реализацией функций управления, осуществлением организационной, информационно-аналитической, контрольно-регулирующей и научно-методической деятельности.
5. Управление и управленческая деятельность — разные понятия. Управленческая деятельность обеспечивать подготовку и внедрение в жизнь управленческих решений и действий, она не имеет самоценности, а только призвана обслуживать реализацию целей и функций управления.
Подводя итог, автор предлагает следующее определение управленческой деятельности: «Управленческая деятельность в органах внутренних дел представляет собой особый вид деятельности специально созданных структурных подразделений и назначенных должностных лиц, обладающих относительной самостоятельностью, направленный на обеспечение согласованности, оптимального функционирования и развития системы органов внутренних дел с целью эффективного решения стоящих перед ней задач».
1 Состоялось заседание Расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел России (Электронный документ) // Официальный сайт МВД России. — URL: http//www. mvd.ru/news/item/14118/ (дата обращения 26.03.2013)
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1988. С.699.
3 См.: Г.В. Атаманчук. Теория государственного управления. — М.: Издательство «Омега-Л», 2013. С.219.