9.2. К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ВЫРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Соспинов Мерген Николаевич, адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: [email protected]
Аннотация: Обеспечение эффективной борьбы с преступностью и правонарушениями в целом требует глубокой оценки степени влияния на эти социальные явления объективных условий, с одной стороны, и правоохранительных усилий государства - с другой. Совершенно очевидно, что данная оценка должна влиять на управленческие решения, связанные с организацией и функционированием органов внутренних дел, стоящих на переднем крае борьбы с преступностью, на критерии, используемые для определения эффективности деятельности, на методы, последовательность и темпы работы.
Ключевые слова: управленческие решения, органы внутренних дел, методы выработки и исполнения управленческих решений.
TO THE QUESTION OF METHODS OF FORMULATION AND
EXECUTION MANAGEMENT DECISIONS IN THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES
Sospinov Mergen Nikolaevich, adjunct at internal affairs management chair. Place of study: Academy of Management of MIA Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: Maintenance of effective struggle against criminality and offenses as a whole demands a deep estimation of degree of influence on these social phenomena of objective conditions, on the one hand, and law-enforcement efforts of the state - with another. Abundantly clear that the given estimation should influence the administrative decisions connected with the organization and functioning of law-enforcement bodies, standing on a first line of struggle against criminality, on the criteria used for definition of efficiency of activity, on methods, sequence and rates of work.
Keywords: administrative decisions, law-enforcement bodies, methods of development and execution of administrative decisions.
Управление органами внутренних дел, полицией как их составной частью, имеет конечной целью социально одобряемый уровень состояния борьбы с правона-рушительством1. Поэтому изучение вопросов, связанных с подготовкой и принятием управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы органов внутренних дел, требует, прежде всего, обратиться к методам этой деятельности, то есть к способам, приемам организации и регулирования, функционально присутствующим в процессах управленческой деятельности явлений, перспективам их совершенствования.
В теории управления сложилось представление о том, что методы воздействия субъекта принятия управленческих решений классифицируются на всеобщие методы управления (убеждение и принужде-
1 См.: О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. // Рос. газ. 2011. 8 июня.
ние), административные методы, социально-
психологические методы и экономические2.
При классификации методов управления весьма важным является выбор признака, посредством которого раскрывается сущность метода управления. Таким признаком является содержание деятельности по управлению, т.е. цели, функции, задачи, особенности объектов и субъектов управления и виды их воздействия. Например, по своей природе функции управления могут быть либо функциями познания (познавательно-программирующие функции), либо функциями воздействия на объект управления (организационно-
регулирующие функции). В процессе управления происходит соединение функций познания и функций воздействия посредством перехода первой во вторую3. Например, изучение оперативной обстановки в регионе (реализация функций познания) необходимо для рационального распределения сил и средств в борьбе с преступностью (реализация функций воздействия). Нетрудно понять, что именно функции воздействия направлены на исполнение решений, выработанных субъектом управления.
Альтернативный характер методов управления реализуется в необходимости выбора одного из нескольких возможных вариантов решений для достижения цели. При этом субъективное начало в реализации методов управления обусловлено наличием определенных знаний, опыта, квалификации субъектов и объектов управления, объективное же начало - определяется степенью эффективности (результативности) применения результатов научного познания существующей реальности в управленческой сфере.
Как представляется, вопрос о соотношении функций управления и соответствующих им методов управленческой деятельности представляет определенный научный интерес. Функция выработки и принятия управленческого решения может быть определена как деятельность субъекта управления, связанная с определением цели, выбором путей, способов и средств ее достижения. Отсюда - метод выработки и принятия управленческого решения - это, прежде всего, способ исследования, сбора и анализа необходимой информации. Следовательно, функция выработки и принятия управленческого решения - это, по существу, содержание метода познания управленческой деятельности. Одновременно метод выработки и принятия управленческого решения - это средство, способ реализации функций познания.
В сфере внутренних дел для методов управления (познавательных и воздействия) классифицирующим признаком является цель. Познавательные методы помогают исследовать реальные объекты - органы внутренних дел различных уровней и компетенции, исходя из их целевого предназначения. Методы же воздействия способствуют реализации результатов познания для достижения устойчивости системы и её совершенствования, как управленческой деятельности, так и общих результатов служебной деятельности.
Общенаучные методы познания постоянно реализуются в практической деятельности органов внутренних дел. Например, методы анализа и синтеза используются при оценке оперативной обстановки, подведения итогов работы подразделений и служб за месяц, квар-
2 См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: с лекций. - М.: Омега-Л, 2004. -302с.
См.: Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления: Словарь-справочник. - М.: Академия управления МВД России, 1997. -268с.
тал, полугодие и т. д. Анализируя состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, управленческую деятельность органов внутренних дел, мы мысленно расчленяем явления и процессы, выявляем отношения между ними. Примером служит статистика учета преступлений по видам, способам совершения, объектам преступной деятельности, лицам, совершившим преступления. Процедурой обратной анализу является синтез. Если анализ входит органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образует его первую стадию, в результате анализа мы выявляем признаки, свойства и отношения состояния преступности и охраны общественного порядка. С использованием методов синтеза, выявляются тенденции изменения охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Принимая решение о расстановке сил и средств (на основании анализа прошедшего этапа работы ОВД) субъект управления (руководитель) использует также метод индукции - вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта, т. е. принимая любое решение, руководитель предвосхищает положительный результат, основываясь на элементы индукции как метода познания. Например, анализируя случайную выборку административных правонарушений в городе Москве, результаты выводов могут быть перенесены на всю генеральную совокупность административных правонарушений в городе. Выборка будет репрезентативной (соответствующей) генеральной совокупности событий.
Абстракция используется в управлении путем отвлечения от несущественного (малозначительного), выделяя тем самым главное, что существенно упрощает задачу познания. Однако научная абстракция предполагает не только умение упрощать ситуацию, но и усмотрение общего принципа для решения множества однотипных задач. Одновременно для решения комплексных задач используют методы формализации и моделирования4.
Гипотеза в управлении является допущением или предположением истины, значение которой не определено. Гипотеза в управлении предполагает выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений. Например, гипотеза о неравномерности поступления сообщений о происшествиях в дежурную часть органов внутренних дел подтверждается экспериментальным методом хронометража в различное время суток и дней недели. Метод аналогии (соответствие, сходство) широко используется в управлении. Изучая результаты социального эксперимента в территориальных органах МВД России (ТОВД) одного региона, мы переносим полученные выводы на однотипные ТОВД других регионов - тех, что имеют структурно-штатное подобие и находятся в примерно равных условиях функционирования.
Методы исследования широко используются в управлении ОВД. Они подразделяются на методы сбора информации и методы её анализа. К числу первых относятся различные формы опроса (анкетирование, интервью, экспертные опросы и т. д.), наблюдение, обработка документов. К числу методов анализа относятся использование статистических группировок,
4 См.: Основы управления в органах внутренних дел. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2009. С. 70-73.
ранжирование, шкалирование, индексирование, выявление зависимостей.
В отличие от методов познания и на их основе - выработки управленческих решений, административные методы - это способы воздействия на деятельность органа, должностных лиц со стороны субъекта управления путем прямого установления их обязанностей, чаще всего - изданием приказа, распоряжения, опирающегося на систему подчиненности.
Административные методы можно подразделить на административно-правовые и административно-
организационные. Административно-правовые - выражаются в форме нормативных или индивидуальных актов. К административно-организационным методам воздействия можно отнести совещания, заседания, методические сборы, схемы расстановки сил и средств и т д. Особо следует выделить организационные методы управленческой деятельности - способы воздействия на структуру системы, ее внутреннюю организацию, с целью обеспечения эффективного функционирования.
Административный метод как способ регулирования отношений между управляющими и управляющими системами может быть признан наиболее распространенным методом управления в системе государственного аппарата; он имеет характер «власти-
подчинения» и базируется в основном на методе принуждения. Приказы, запреты, распорядительство - это разновидности административного воздействия, без которого государственное управление невозможно. Административному методу присуще централизованное и прямое воздействие на управляемые объекты. Он сочетает в себе правовое и организационное начало. Содержание административного метода регулирования как способа воздействия на объекты управления с одной стороны носит организационный характер, а с другой, являясь отношениями между субъектом и объектом управления, - отражают волевую взаимосвязь между ними. Разделение правовых и организационных начал в административном методе условно и имеет целью подчеркнуть неправовую природу последних.
Экономические методы, связанные с процессами управления, также оказывают на последние существенное влияние. Экономический метод - это своего рода способ воздействия на управляемую систему, основанный на использовании объективных закономерностей развития экономики. Вместе с тем следует иметь в виду, что экономические и административные методы - это способы воздействия на систему и процессы управления не прямо, а через сознание и психику людей, участвующих в управлении. Люди - субъекты и объекты управления - ставят перед собой определенные цели и принимают волевые усилия для их достижения, устанавливают сложную систему психологических отношений между собой.
В общей психологии руководства и подчинения можно выделить методы:
а) психолого-педагогический,
б) социально-психологический.
Психолого-педагогический метод руководства исследует приемы индивидуально направленного управляющего воздействия. Например, начальник оказывает на подчиненного определенное воспитательное, педагогическое воздействие прямо или косвенно. Прямо - в том случае, когда он дает ему советы или указания лично. Косвенное влияние оказывается начальником на подчиненного своим личным примером.
Объединения людей как социальные образования (по службе или взаимным интересам) изучаются с позиции социальной психологии, предметом которой являются особенности групповой, коллективной и массовой психологии. Для руководителя важно объективно оценивать труд исполнителей и стимулировать его, используя поощрения как фактор мотивации поведения.
Значительный интерес в плане повышения эффективности управления представляет проблема психологии межличностных отношений в коллективе. В рамках достаточно большого подразделения всегда существует несколько групп сотрудников, объединенных не только служебными (официальными) связями, но и чувствами взаимной симпатии или общего интереса. Такие неофициальные (неформальные) группы в социальной психологии называются микрогруппами, внутри которых возможны три вида отношений:
1) неофициальная группа и ее лидер активно поддерживает официальную организацию и ее лидера;
2) случай, когда обе стороны не испытывают отчетливо выраженных эмоций друг к другу:
3) случай неприязненных отношений между ними.
Первый вид отношений наиболее предпочтительный,
второй - требует организационной работы руководителя совместно с сотрудниками, третий - требует совместный усилий всех и, не редко, принятия радикальных решений, в том числе - перевода формального или неформального лидера в другое подразделение (последнее более распространено).
Рационализация трудовых процессов и операций является одним из основных элементов, обеспечивающих экономию времени и повышающим эффективность управленческого труда. Посредством рационализации методов работы сотрудники получают возможность более эффективно организовывать свой трудовой процесс, высвобождаются в возможных пределах от технических трудовых операций и тем самым получают более благоприятные условия для осуществления функций творческого характера. Рационализация работы сотрудников органов внутренних дел представляет собой два взаимосвязанных направления: организационное и техническое.
Организационное направление включает в себя комплекс мер, способствующих повышению эффективности труда сотрудников органов внутренних дел за счет наилучшей организации различных управленческих операций. К ним относятся рационализация технологии работы с документами, совершенствование организационно-технической подготовки, методики и стиля проведения совещаний, устранение избыточных перемещений и т. д.
Техническое направление заключается в использовании разнообразных технических средств, оргтехники и вычислительной техники, позволяющих сократить время на выполнение технических операций, облегчить управленческим работникам умственной и физический труд. При этом использование различных средств механизации автоматизации управленческого труда тесно связано с организационным направлением и подчинено ему. В этом случае экономится время и совершенствуется организация проведения совещания, в ходе которого доклады не зачитываются, а лишь обсуждаются. Только сочетание этих двух направлений создает возможность максимально рационализировать управленческий труд и повысить его эффективность. Основное содержание работы по механизации и автоматизации управленческого труда
заключается в широком использовании технических средств сбора, передачи обработки, хранения, копирования и отображения информации.
Значительный рост информационных потоков во всех сферах управления, в том числе и в управленческой деятельности органов внутренних дел, приводит к необходимости увеличения числа работников, обрабатывающих информацию. Рост управленческого аппарата МВД, в свою очередь, приводит к уменьшению доли работников, занимающихся оперативной деятельностью. Это связано с низкой производительностью труда сотрудников, занятых обработкой информации в системе МВД России. Интенсификация же использования компьютерной техники, средств связи, автоматизированных рабочих мест позволяет значительно повысить производительность управленческого труда, облегчить трудовую деятельность работников аппарата управления, сократить время по заполнению документов и, одновременно, высвободить штатную численность, необходимую для укомплектования должностей оперативноследственного состава. С помощью компьютеров можно построить модель задачи, рассчитать действие всех внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на предмет управления, выработать оптимальное решение. По данным психологов человек может оценить взаимное влияние 5-6 факторов. С помощью информационно-вычислительной техники число исследуемых факторов может быть увеличено в 20 раз.
Использование основанной на возможностях ЭВМ интеллектуальной системы поддержки принятия управленческих решений, построенной на базе экспертных систем, позволяет, по мнению С.И. Королькова, а) переложить на средства автоматизирования управления вопросы определения и классификации возможных вариантов решения задач управления по степени целесообразности их использования; б) реализовать режим работы индуктивного обучения системы на основе анализа результатов реализации рекомендуемых решений в динамике накопления опыта управления; в) обеспечить текущий контроль базы знаний по степени непротиворечивости и возможности классификации рекомендуемых решений; г) учесть нечеткость априорной информации в оценках вариантов принимаемых решений5.
С помощью современных информационных технологий можно организовать замкнутый контур управления, когда субъект управления, приняв решение и поручив исполнение его объекту управления, продолжает отслеживать и своевременно вмешиваться в исполнение принятого решения. Подобная организация выработки и организации исполнения позволит существенно повысить эффективность управленческих решений в ОВД. Так что в настоящее время для решения проблемы оптимизации алгоритма выработки и принятия управленческих решений недостаточно лишь традиционных методов, базирующихся, как правило, на профессиональном опыте и интуиции лица, принимающего решение. Требуется привлечение новых информационных технологий, обеспечивающих автоматизирование процессов принятия решений и контроля их исполнения.
Итак, для эффективного управления силами и средствами в интересах обеспечения безопасности государства, защиты жизни, здоровья, достоинства и чести граждан сотрудникам органов внутренних дел необхо-
5 Корольков С.И. Развитие МВД России как субъекта обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс. 2010. №3. С. 10-11.
димо принимать точные, своевременные, обоснованные и выполнимые, т.е. обеспеченные ресурсами, управленческие решения. Отсюда следует, что:
Управленческое решение, принимаемое в органах внутренних дел, - это задание, выдаваемое в одностороннем порядке в соответствии с установленной процедурой компетентным руководителем (субъектом управления) службам, подразделениям и сотрудникам органов внутренних дел, которое направлено на решение задач, стоящих перед органами внутренних дел.
Решения обычно подразделяют на две большие группы: программируемые и непрограммируемые.
Программируемые решения строятся на базе установленных правил, нормативных актов и опыта. Непрограммируемые решения не ограничиваются нормативными актами. Они принимаются в случае непредвиденных или вновь возникших проблем, при этом управленец в основном опирается на личный опыт и знания. В интересах руководителя - необходимо избегать непрограммируемых решений.
В зависимости от объема времени, которым располагает руководитель, его управленческие решения можно подразделить на исследовательские - когда достаточно времени для принятия решения, и спонтанные, или кризисно-интуитивные - принимаемые в ответ на конкретную опасность. На спонтанное решение накладываются эмоции лица, его принимающего, которые могут быть не оправданы логикой. Как следствие подобное управленческое решение может быть и недостаточно обоснованным.
Процесс выработки управленческого решения состоит из следующих этапов: выявление и формулирование проблемы, выдвижение гипотез, постановка задачи по разрешению проблемы, разработка вариантов решения, выбор оптимального варианта по заданному критерию, принятие решения.
Организация исполнения управленческого решения включает в себя следующие стадии: подбор исполнителей; доведение решения до исполнителей; расстановка, инструктаж, обучение исполнителей; обеспечение деятельности исполнителей; организация взаимодействия исполнителей; контроль за деятельностью исполнителей, учет их работы и, наконец, подведение итогов исполнения решений.
Процесс выработки и организации исполнения управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел Российской Федерации, должен быть основан как на традиционных, проверенных практикой методах, так и на использовании современных информационных технологий.
Список литературы:
О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. // Рос. газ. 2011. 8 июня.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Омега-Л, 2004. - 302 с.
Корольков С.И. Развитие МВД России как субъекта обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс. 2010. №3. С. 10-11.
Основы управления в органах внутренних дел. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2009. -480 с.
Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления: Словарь-справочник. - М.: Академия управления МВД России, 1997. - 268с.
Literature list:
About police: the Federal law of the Russian Federation from February, 7th, 2011 // Russian gazette. 2011. on June, 8th.
Atamanchuk G.V. Theory of the government: the Course of lectures. - Moscow: the Omega-l, 2004. -302p.
S.I.development's regulates of the Ministry of Internal Affairs of Russia as subject of maintenance of national safety // Administrative law and process. 2010. №3. P. 10-11Management bases in law-enforcement bodies. The textbook / Under the editorship of A.P. Korenev. -Moscow: the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Publishing house "Board-M", 2009.-480askov E.F. Theory and practice of social management: the Dictionary-directory. - Moscow: Academy of
management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1997.-268p.
Рецензия
на статью адъюнкта факультета подготовки научнопедагогических кадров Академии управления МВД России Соспинова Мергена Николаевича на тему: «К вопросу о методах выработки и исполнения управленческих решений в органах внутренних дел».
Научная статья, подготовленная адъюнктом Соспи-новым М.Н., посвящена вопросам использования в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации традиционных и современных методик выработки и исполнения управленческих решений.
Статья логически выверена, соблюден порядок последовательного изложения смыслового материала. Предпринята попытка обосновать авторскую позицию, позволяющую сделать вывод о сущности и содержании управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел, их типологии и методах, используемых на различных стадиях управленческого цикла. Автором предпринята попытка определить характерные признаки управленческого решения как научной категории, основные этапы выработки, принятия и исполнения управленческих решений, вкратце охарактеризовать методологию этой деятельности. В этом плане работа Соспинова М.Н. имеет несомненную научную ценность.
Вывод: Научная статья адъюнкта Соспинова М.Н., на тему: «К вопросу о методах выработки и исполнения управленческих решений в органах внутренних дел» соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам данного уровня, следовательно, может быть опубликована в научно-практическом издании.
Доцент кафедры управления органами внутренних дел Академии управления МВД России
кандидат юридических наук, полковник полиции
Б.Е Власов