УДК370.154
СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА
М.В. Хохлова
В статье обосновывается необходимость формирования субъектного опыта сотрудничества бакалавров как компонента готовности к профессиональной деятельности. Раскрываются результаты экспериментальной работы формирования опыта сотрудничества средствами проектной деятельности. Ключевые слова: субъектный опыт сотрудничества бакалавров, проектная деятельность.
Характер профессиональных отношений базируется сегодня на различных формах совместной деятельности и командной работы. Вместе с тем, проблемы, возникающие во взаимоотношениях партнеров по деятельности, сложны и многообразны. Организация целенаправленного делового взаимодействия требует от его участников определенного опыта, позволяющего устранить из практики непродуманные, спонтанные и импульсивные решения. Это значит, что каждый субъект деятельности должен иметь определенный опыт сотрудничества и применять его на практике.
Современная подготовка студентов к профессиональной деятельности в учреждениях высшего профессионального образованиянаправлена на формирование их готовности к решению широкого спектра профессиональных задач и регламентирована содержанием образовательных стандартов (ФГОС ВПО). В них выделены области и объекты профессиональной деятельности, области профессиональной деятельности и следующие группы компетенций, отражающие специфику содержания направления профессиональной деятельности выпускника высшей школы: общекультурные (ОК), профессиональные (ПК).
В связи с тем, что одной из основных задач модернизации системы высшего профессионального образования является подготовка профессионально компетентного субъекта профессиональной деятельности, способного адаптироваться в сложных социокультурных обстоятельствах. Таким образом, развитие социальной компетентности бакалавров становится важным показателем их готовности к будущей профессиональной деятельности. Сущность «социальной компетентности», представляющей особый интерес для изучения данного вопроса, изучали В.М. Басова, С.С. Бахтеева, Н.Н. Беденко, И.А. Зимняя, Е.И. Зарипова, Е.В. Коротаева, О.А. Крузе-Брукс, Т.И. Самсонова, Т.В. Смолеусова, В.В. Цветков и др. Следует отметить, что социально компетентный выпускник способен проявлять высокую адаптивность, готовность к решению профессиональных задач в команде, заинтересованность в повышении эффективности профессиональной деятельности, что позволяет ему принимать новые пути ее развития и активно сотрудничать с широким кругом участников профессиональной среды. При этом опыт сотрудничества с коллегами, руководством, и другими субъектами профессиональной деятельности позволит ему успешно реализоваться в ней и быть конкурентоспособными на рынке труда. Это приводит к расширению границ профессиональной и социальной компетентности бакалавра, который владеет специальными знаниями, видами профессиональной деятельности, управляет новой техникой, новыми формами прогрессивных форм организации труда, в частности совместной деятельностью. Важно отметить, что в современных условиях характер профессиональных отношений предполагает накопление индивидуального опыта труда — субъектного опыта, который становится важным условием успешной профессиональной адаптации работника.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами определено содержание понятия «субъектный опыт сотрудничества» - это индивидуальный конструкт профессионального опыта будущего бакалавра, представленный совокупностью взаимообусловленных компонентов (когнитивного, операционно-практического, эмоционально-ценностного, рефлексивного), обеспечивающего эффективное достижение результатов преобразовательной деятельности во взаимодействии всех ее субъектов.
Рассмотрим содержание видов деятельности бакалавров на примере профессий инженерной направленности:
- направление подготовки 270800 «Строительство»: изыскательская, проектно-конструкторская, производственно- технологическая и производственно-управленческая, экспериментально-исследовательская, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная;
- направление подготовки 250700 «Ландшафтная архитектура»: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная;
- направление подготовки 280100 «Природоустройство и водопользование»: проектно-изыскательская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская
- направление подготовки 250400 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектно- конструкторская.
Анализ содержания видов деятельности раскрытых в ФГОС ВПО по подготовке бакалавров различных направлений и профилей позволяет сделать вывод, что ряд видов деятельности отражают специфику направлений подготовки бакалавров (например - технологическая, производственно-технологическая, художественная, изыскательская и др.). Однако целый ряд из них имеет надпредметный характер, так как содержат компетенции, востребованные в каждом направлении профессиональной деятельности. К ним, прежде всего, можно отнести организационно-управленческую и проектную виды деятельности.
Приведем содержание организационно-управленческой деятельности бакалавров на основе ФГОС ВПО.
Таблица1
Содержание организационно-управленческой деятельности бакалавров различных направлений _подготовки_
Направление подготовки-270800 «Строительство» Направление подготовки-280100 «Природоустройство и водопользование»
— Организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования; — Контроль за соблюдением технологической дисциплины; — Организации работы малых коллективов исполнителей, планирование работы персонала и фондов оплаты труда; — Разработка оперативных планов работы первичного производственного подразделения; и др. — Организация работы трудового коллектива при создании и эксплуатации объектов природоустройства и водопользования; — Составление технической документации; — контроль качества работ.
Анализ содержания организационно-управленческой деятельности представленной в ФГОС ВПО по подготовке бакалавров различных направлений и профилей позволяет сделать вывод, о необходимости формирования в процессе обучения в вузе у студентов ряда компетенций, составляющих субъектный опыт сотрудничества, значимый в их дальнейшем профессиональном труде. Профессиональной опыт совместно-распределенной деятельности деятельности бакалавров в ФГОС ВПО отражен как в общекультурных, так и профессиональныхкомпетенциях. Таблица 2 Компетенции, востребованные в реализации организационно-управленческой деятельности бакалавров различных направлений профессиональной подготовки
Направление подготовки бакалавров - 270800 «Строительство» Направление подготовки-280100 «Природоустройство и водопользование»
— Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК- 3); — Способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); — Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); — Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); — Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); — Готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантности к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11); — Владеет методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения (ПК-15). — Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); — Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способен находить профессиональные решения, в том числе в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-7); — Способен организовывать работу малых групп исполнителем с обеспечение требований безопасности жизнедеятельности на производстве (ПК-13).
В ходе нашей опытно-экспериментальной работы осуществляемой на базе ФГБОУВПО «БГИТА» мы выделили в качестве ведущего средства формирования опыта субъектного опыта сотрудничества другой универсальный для всех направлений подготовки вид профессиональной деятельности-проектную. Содержание данного вида деятельности, представленное учебными задачами, заданиями и ситуациями в контексте специфики будущей профессиональной деятельности, реализовывалось нами в ходе выполнения будущими бакалаврами учебных проектов. Следует отметить, что, по нашему мнению, основными требованиями к разработке содержания проектной деятельности, направленной на формирование субъектного опыта сотрудничества бакалавров являются:
— учет содержания предшествующего субъектного опыта студентов;
— личностная значимость субъектного опыта сотрудничества для каждого отдельно взятого студента и направленность на его формирование (расширение, углубление, структурирование, интегрирование, обобщение);
— обеспечение развития личности студента как субъекта проектной деятельности;
— способствование формированию эмоционально-ценностного компонента субъектного опыта сотрудничества, т.е. проявлению эмоционального отношения к изучаемому материалу, положительному отношению к различным видам и формам сотрудничества, ответственности за процесс и результат совместной проектной деятельности и других качеств;
— обеспечение формирования специальных знаний, умений и навыков студентов с учетом их значений в социальном развитии и возможности их реализации в проектной и в других видах будущей профессиональной деятельности.
Исследование сформированности субъектного опыта сотрудничества у будущих бакалавров осуществлялось нами среди студентов третьего курса обучения на основе следующих критериев:когнитивный, операционно-практический, эмоционально-ценностный, рефлексивный по уровням: низкий, средний, высокий.
Таблица 3
Результаты сформированности субъектного опыта сотрудничества по когнитивному и операционно-_практическому критериям по результатам формирующего этапа эксперимента_
№ Операционно-практические умения сотрудничества КГ ЭГ
1 Знание приемов и умение вести диалог в качестве формы взаимодействия Высокий 7,1% Средний 32,3% Низкий 60,6% Высокий 12,9% Средний 32,2% Низкий 54,9%
2 Знание приемов и умение аргументировать свою точку зрения Высокий 8,2% Средний 30,2% Низкий 61,6% Высокий 14,1% Средний 30,9% Низкий 55%
3 Знание приемов и умение активно слушать точку зрения партнера Высокий 6,8% Средний 33,5% Низкий 59,7% Высокий 10,6% Средний 33,3% Низкий 56,1%
4 Знание приемов и имение приходить к общему мнению Высокий 8,1% Средний 35,7% Низкий 56,2% Высокий 14,2% Средний 35,5% Низкий 50,3%
5 Знание приемов и умение решать конфликтные ситуации Высокий 5,8% Средний 35,2% Низкий 59% Высокий 12% Средний 34,9% Низкий 53,1%
6 Знание приемов и умение распределить роли в малой группе Высокий 8,1% Средний 35,4% Низкий 56,5% Высокий 12% Средний 35,2% Низкий 52,8%
Наиболее значимых результатов в различии формирования субъектного опыта сотрудничества средствами проектной деятельности в контрольных и экспериментальных группах мы добились по эмоционально-ценностному и рефлексивному критериям. Так при изучении эмоционально-мотивационной ориентации в межгрупповом взаимодействии были получены следующие результаты: в контрольных группах 52,4 % испытуемых имели с низкий уровень субъектного сотрудничества, 40,6% испытуемых -средний уровень, 7% студентов -высокий уровень. В экспериментальных группах низкий уровень субъектного опыта сотрудничества имели 31,6% студентов; 45,5% - достигли среднего уровня и 22,9% испытуемых -высокий уровень.
При изучении мотивации к межгрупповому взаимодействию или готовности к сотрудничеству были получены следующие результаты: в контрольных группах 53,2%испытуемых с низким уровнем; 38,3% испытуемых со средним уровнем, 8,5% испытуемых
с высоким уровнем субъектного опыта сотрудничества. В экспериментальных группах соответствующие уровни были представлены следующим процентным выражением: 25,4 %;52,4%;22,2%.
При изучении мотивационной ориентации в межличностных коммуникациях были получены следующие результаты: в контрольных группах 51,3% испытуемых - с низким уровнем; 39,8%со средним уровнем; 8,9% - испытуемых с высоким уровнем. В экспериментальных группах соответствующие уровни были представлены следующим процентным выражением: 30%; 38,5%; 31,5%.
При изучении уровня сформированности опыта сотрудничества по рефлексивному критерию на формирующем этапе эксперимента были получены следующие результаты: в контрольных группах 49,4% испытуемых снизким уровнем субъектного опыта сотрудничества; 41,3% испытуемых со средним уровнем; 9,3% испытуемых с высоким уровнем. В экспериментальных группах соответствующие уровни были представлены следующим процентным выражением: 28,4%;53,4%;18,2%.
Достоверность полученных результатов и высокая эффективность формирования субъектного опыта сотрудничества бакалавров в проектной деятельности подтверждена на основе ряда стандартных показателей и приемов, как ф*- критерия Фишера, U - критерия Манна Уитни,
Q — критерию Розенбаума, коэффициента ранговой корреляции rs — Спирмена.
The article makes the case for a regional cooperation experience Bachelors as part of preparedness activities. Are the results of the pilot work of experience by means of project activities. Based on the subjective experience of bachelors, project work.
Список литературы
1.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003.№5. С. 34-42.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf- Дата обращения: 15.12.2011.
3. Лаврентьева, О.С., Хохлова, М.В. Развитие опыта сотрудничества в учебно-проектной деятельности учащихся начального профессионального образования [Текст] / О.С. Лаврентьева, М.В. Хохлова // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики / под ред. А.В. Антюхова. Брянск: РИО БГУ, 2010. № 1. С. 119-126.
4. Матяш, Н.В. Проектная деятельность как структурная единица процесса обучения [Текст] / Н.В. Матяш // Инновации в образовании. М: Эйдос 2010. №11. С. 23-31.
5. Осницкий,А.К. Проблемыисследованиясубъектнойактивности [Текст] / А.К. Осницкий // Вопр. психол. 1996. № 1. С. 5-19.
6. Осницкий, А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. - [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч. журн. - 2009. - Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php. Дата обращения: 12.05.2011.
Об авторе
Хохлова М. В. - доктор педагогических наук, профессор, Брянская государственная инженерно-технологическая академия, [email protected]