УДК 14.35.09
организация здоровьесберегающего учебного пространства
ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ЛЕСНОй ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ
информатизации
Л.Д. Якимова1, Н.А. Эверт2
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 660049, Красноярск, пр. Мира, 82,
e-mail: [email protected]
2Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия
Статья посвящена обоснованию необходимости конструирования учебного пространства при подготовке бакалавров лесной отрасли с позиции здоровьесбережения. Изложены информационные особенности компьютерной системы, предназначенной в помощь преподавателю для осуществления этой деятельности.
Ключевые слова: здоровьесбережение, учебное пространство, информатизация, бакалавр, лесная отрасль.
This article is about necessity of educational enviroment creating for bachelor in forest industry training from the perspective of healthsaving. Informational characteristics of suitable computing system for teachers are described.
Key words: healthsaving, educational enviroment, informatization, bachelor, forest industry.
ВВЕДЕНИЕ
Информатизация общества, в том числе и образования, привнесла в существование человека невиданные до сих пор по масштабам влияния информационные средства. Преображаются все виды его жизнедеятельности - от досуговых до производственных, в том числе - в лесной отрасли. Наиболее интенсивно информатизация лесного хозяйства осуществляется через развитие электронной картографии, использование цифровой аэро- и космической информации, автоматизацию системы отслеживания лесных ресурсов и др.
Модернизация российского образования, частично сохранив традиционные формы, значительно обновила их посредством усиления мотивации обучаемых. Это актуализировало необходимость формирования целевых установок личности на ранних этапах ее развития, воспитание ответственности, дисциплинированности, самостоятельности и др. качеств. Такой подход нашел отражение в принятии федеральных образовательных стандартов третьего поколения, основу которых составляют профессиональные и общекультурные компетенции. Процесс перехода на новую социально нормативную систему функционирования образования сопровождается активными исследованиями психологических регуляторов педагогической деятельности и определением содержания методов и технологий образовательного процесса.
категория «здоровье» - ключевая общекультурная компетенция
БАКАЛАВРА ЛЕСНОй ОТРАСЛИ
Большое внимание в стандартах третьего поколения уделяется так же общекультурным компетенциям бакалавра лесной отрасли - системно-деятельност-
ным компетенциям социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления. Такой подход вполне актуален, так как помогает будущему молодому профессионалу гармонично влиться в производственную деятельность.
Нами было проведено исследование по выявлению наиболее значимых для студентов качеств, способствующих их профессиональной и жизненной состоятельности. Выбор этих качеств (целеустремленность, мотивированность, коммуникабельность, направленность на интересы окружающих, ответственность, развитие логического, аналитического и системного мышления, организационные и управленческие качества, информационная грамотность, культура поведения, психическое, социальное и со-магическое здоровье) был обоснован на следующих общекультурных компетенциях направлений подготовки бакалавров 280100 «Природообустройство и водопользование» и 250100 «Лесное дело» (ФГОС ВПО..., 2010):
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей её достижения;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе;
- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные
требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
50% респондентов - студентов лесохозяйствен-ного факультета - на первое место поставили здоровье (психическое, социальное и соматическое), 30 % - целеустремленность, 20 % студентов отдали предпочтение остальным качествам. Поэтому в своем исследовании исходим из того, что в общекультурных компетенциях ведущее место принадлежит тем, которые направлены на здоровьесбережение. Рассмотрим это понятие подробнее.
Проблема здоровьесбережения россиян в настоящее время является одной из ключевых. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года среди основных приоритетов социальной и экономической политики выделяется распространение стандартов здорового образа жизни (Концепция..., 2009). Особую тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения. Так, например, проведенный Н.М. Макаровой анализ данных о состоянии здоровья современных школьников г. Магнитогорска свидетельствует о том, что 95,1% детей и подростков в городе нуждается в различных лечебно-оздоровительных мероприятиях, причем около 9% - в обследовании и лечении в стационарных условиях, 12% детей необходима санаторная реабилитация (Макарова, 2006). И.Р. Рыбина в своих исследования приводит данные о том, что около 30% детей, приходящих в 1-й класс, имеют отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 80% и более нельзя назвать абсолютно здоровыми (Рыбина, 2011).
Современные условия развития подрастающего поколения, действительно, во многом связаны с риском возникновения различных отклонений в становлении их здоровья, что обусловлено возрастанием стрессовых, социальных, экологических, психологических нагрузок, в том числе нагрузок, возникающих в процессе образования детей и молодежи на всех его уровнях. Это вызывает необходимость организации образовательного процесса с позиций сохранения и укрепления здоровья его участников, что требует соответствующей подготовленности педагогов разных профилей, к организации здоровьес-берегающего образования. Важность ориентации их на подготовку к здоровьесберегающей деятельности выступает в качестве современного требования к профессиональной подготовке преподавателей самых разных специальностей и профилей и закреплена рядом соответствующих государственных документов и правительственных распоряжений.
Для выявления основных аспектов категории «здоровья», мы опирались на разработки И.Л. Платоновой, И.Р. Рыбиной, О.В. Поляковой, основанные на социокультурном подходе. Соглашаясь с позицией И.Л. Платоновой, определяем здоровье человека как способность индивида реализовывать биологически адаптивный потенциал жизнедеятельности посредством культурологического ресурса в условиях социально детерминированной среды (Платонова, 2010). Взаимосвязь категорий «здоровья» и «жизнеспособности» подчеркивается в исследованиях И.Р. Рыбиной: «здоровье - одна из сущностных характеристик человека, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции» (Рыбина, 2011). О.В. Полякова так же выявляет в понимании здоровья важность социокультурного аспекта: «устойчивое здоровье - это модернизация постоянно развивающихся культуротворческих социокультурных приоритетов в условиях современного общества с присущими ему особенностями здоровьесберегаю-щих, духовно-нравственных качеств личности с целью сохранения, укрепления и повышения культуры здорового образа жизнедеятельности подрастающего поколения» (Полякова, 2011). Таким образом, категорию «здоровья» мы представляем как совокупность физического, социального, психического и духовно-нравственного аспектов здоровья.
Вследствие того, что студент в образовательном учреждении проводит 80% времени в контакте с преподавателем, присутствуя на занятиях, важную роль играет организация самого учебного пространства с позиции его здоровьесбережения.
ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Существуют различные мнения в понимании образовательного пространства и образовательной среды. Понятие «образовательное пространство» рассматривается многими учеными с позиций системного подхода (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Г.П. Сериков и др.), системно-синергетического подхода (Г. Хакен, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов и др.), ментально-эмоционального (А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова и др.), культурологического подхода (А.И. Бондаревская, Э.Н. Гусинский и др.), личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, Б.Д. Эльконин и др.), социально-географического (А.К. Костин, О.А. Леонова и др.), дистанционного (В.З. Коган, Ю.С. Давыдов и др.), локально-постерного подхода (С.Д. Каракозов, М.М. Поташник и др.). Следует отметить, что на современном этапе развития научной педагогической мысли категория «пространство» начинает рассматриваться через призму субъект-субъектных взаимодействий и становится продуктом и результатом деятельности самого субъекта, «объективизированным в ходе культурогенеза» (Образовательное..., 2012). Многие исследователи (С.К. Бондырева, П.И. Пид-
касистый и др.) совершенно справедливо, на наш взгляд, рассматривают образовательную среду как составную часть образовательного пространства, осваиваемую субъектом.
А.В. Бахметов, Н.М. Макарова, И.Л. Платонова, О.В. Полякова, А.Н. Руденко в своих исследованиях подчеркивают исключительную важность таких видов здоровьесберегающей деятельности педагогов по формированию культуросообразных нравственных ценностей, как создание образовательно-развивающейся среды, интеллектуально-нравственных лич-ностно ориентированных ситуаций, социокультурной педагогической поддержки, этической защиты.
При этом Н.М. Макарова основой для укрепления здоровья обучаемых считает самопознание и выделяет следующие функции его развития: информационную, диагностическую, прогностическую, адаптивную, корректирующую, саморегулирующую и развивающую (Макарова, 2006). Должны быть сформированы мотивы на сохранение своего здоровья, умений и навыков самоанализа, объяснения, принятия себя, самоконтроля и изменения своего поведения. Здоровьесберегающие методики по развитию самопознания, по ее мнению, должны включать: а) методы (педагогическая диагностика, частично-поисковые, исследовательские, методы проблемного изложения, проекты, рефлексивные и др.); б) приёмы (диагностика, игровые, дискуссионные, рефлексивные, голографические, приемы продуктивной обратной связи, моделирование ситуаций, актуализация жизненного опыта и др.); в) формы организации обучения (интегративные уроки, практические и лабораторные работы, факультативные занятия, конференции, защиты проектов, дискуссии, индивидуальные консультации учащихся, тематические экскурсии и др.).
А.В. Бахметов модель формирования культуры самосбережения здоровья педагога представляет как единство и взаимосвязь содержательного, технологического и оценочного компонентов и последовательность этапов ее реализации. Система принципов по формированию культуры самосбережения здоровья педагога основана на единстве теории и практики, совокупности дидактических приемов, обращении к жизненному опыту педагога, доступности использования средств обучения, открытости взаимоотношений «педагог-слушатель». Процесс формирования культуры самосбережения здоровья имеет, по его мнению, четыре фазы - мотивационную, теоретическую, практическую и рефлексивную - и три стадии: потребностно-мотивационную; содержательно-дея-тельностную; рефлексивно-оценочную. В качестве этапов формирования культуры самосбережения здоровья, определяющие характер изменения состояния педагога А.В. Бахметов выделяет осознание, самоопределение, информационное обогащение, опыт практических действий, рефлексия (Бахметов, 2011).
А.Н. Руденко утверждает, что эффективность функционирования системы педагогической поддержки личностного роста студента в образователь-
ном процессе на каждом этапе её становления обеспечивается созданием следующих педагогических условий: введением разноуровневого обучения, которое предоставит студенту возможность выбора, создаст ситуации успеха, тем самым повысить мотивацию и психологическую комфортность образовательного процесса; организацией взаимодействия студентов в разноуровневой микрогруппе как совместной деятельности на основе принципов учения в сотрудничестве; поддержкой преподавателем позиции студента как субъекта рефлексивного управления собственным личностным ростом и сотворца процесса собственного образования (Руденко, 2011).
Таким образом, организовать здоровьесберега-ющее пространство способен только такой педагог, который понимает его ценность, знает здоровьесбе-регающие технологии, способен применять и разрабатывать соответствующие методики и выстраивать отношения с обучаемыми с позиций сбережения здоровья, умеет анализировать, диагностировать и корректировать учебные ситуации в процессе преподавания своей дисциплины. Преподаватель понимает, что для осуществления успешной профессиональной деятельности будущий специалист должен не только обладать комплексом знаний, умений и навыков, но и состояться как гармоничная, саморазвивающаяся, социализированная личность, способная создавать вокруг себя атмосферу здоровьесбережения.
информационная система «мониторинг профессионального
САМООБРАЗОВАНИЯ» КАК СРЕДСТВО
реализации педагогом здоровьесберегающих технологий
Опираясь на вышеперечисленные научные разработки для психолого-педагогической поддержки учебного процесса нами была разработана модель информационной системы, состоящая из четырех блоков: информационного, аналитического, диагностического и коррекционного (Эверт, 2004). На ее основе разработан программный комплекс «Мониторинг профессионального самообразования» (Якимов,2009, Мониторинг...), который может продуктивно применяться преподавателем по разрешению вопросов, связанных с организацией здоро-вьесберегающего учебного пространства.
Информационно-текстовый аспект состоит из двух разделов: информационной справки, содержащей педагогические термины в алфавитном порядке, и методологической справки, представленной материалами с использованием гиперссылок по наиболее актуальным проблемам педагогической науки и образования. Всего в методологической справке содержится более 1000 машинописных страниц.
Следующий, рефлексивно-аналитический аспект мониторингового комплекса представлен большим набором научно-практических сведений, связанных с различными видами анализа уроков и занятий в образовательных учреждениях.
Невозможно переоценить значимость диагностического аспекта компьютерного образовательного комплекса, который предназначен для диагностики, оценивания, тестирования профессионального становления и изучения личности педагога. Этот аспект содержит несколько групп тестов, нацеленных на выявление индексов профессиональной компетентности, профессиональной культуры, а также дополнительных тестов с формированием отчетов в текстовый файл и в формат электронных таблиц. Тесты тематически сгруппированы в виде дерева, что даёт возможность определить не только результат отдельного теста, но и подсчитать индекс любой «ветки дерева» или общий индекс. В программном комплексе содержится более 100 тестов и диагностических карт.
При этом можно выбрать из дерева тестов диагностики, которые позволят определить текущие характеристики профессиональной культуры (всего 11 диагностических карт), субъектно-личностной культуры (всего 26 этических карт: педагогического соответствия и противопоказания), профессионального тестирования (около 50 тестов), вышеназванных компетентностных карт, объединенных в четыре индекса способностей, и другие. Достоинством предложенной диагностики является формирование представлений педагога о себе в самооценке.
Наибольший интерес для преподавателей представляет организационно-коррекционный аспект, который содержит игры, тренинговые задания, обеспечивающие сохранность здоровья: конфликтологические, феликсологические, организационные, методические, диалогические, психорегулятивные.
Использование компьютерного комплекса для организации здоровьесберегающей работы позволяет:
- сформировать целостное образовательное пространство;
- создать учебную ситуацию, которая предназначена для оказания помощи студенту в овладении целостным человеческим опытом, а не простого выполнения предметных действий, формальных правил поведения и мышления;
- обеспечить здоровьесберегающий характер обучения, исключить «дидактогению», т. е. всякое психическое давление на личность словом, делом;
- обеспечить диалогичную сферу общения;
- поддержать педагога в формировании живого, духовного, истинного учебного знания;
- обеспечить повышение качества образования, которое сориентировано не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей, включая умения студента учиться, действовать и познавать.
ВЫВОДЫ
Таким образом, формирование здоровьесберега-ющего образовательного пространства в процессе преподавания дисциплин понимаем как создание благоприятных условий для учения, заключающих-
ся в формировании культуры соматического, нравственного и психологического здоровья, создания ситуации самоопределения и ответственности будущих специалистов лесной отрасли. При этом педагог занимает позицию организатора, тьютора, сопровождающего процесс обучения, воспитания и развития будущего специалиста лесной отрасли, а использование компьютерной системы «Мониторинг профессионального образования» является своеобразной информационной поддержкой в этой деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бахметов, А.В. Педагогические условия формирования культуры самосбережения здоровья педагога: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / А.В. Бахметов. - Москва, 2011. - 20 с. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009). Мониторинг профессиональной компетентности и культуры работников образовательных учреждений. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2009610140. / Эверт Н.А., Якимова Л.Д., Якимов И.С., Якимов С.П. Макарова, Н.М. Педагогические условия развития опыта самопознания старшеклассников как основы укрепления их здоровья: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Н.М. Макарова. - Магнитогорск, 2006. - 24 с. Образовательное пространство в современной философии и теории образования (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.rcde.ru/method/985.html (дата обращения 11.09.2012). Платонова, И.Л. Формирование здоровьеориентирован-ного мышления будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08. / И.Л. Платонова. - Магнитогорск, 2010. - 22 с. Полякова, О.В. Социокультурные основы процесса формирования здоровья старшеклассников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / О.В. Полякова. -Рязань, 2011. - 20 с. Рыбина, И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / И.Р. Рыбина. - Орел, 2011. - 24 с. Руденко, А.Н. Педагогическая поддержка личностного роста студентов в образовательном процессе вуза: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / А.Н. Руден-ко. - Чита, 2011. - 23 с. ФГОС ВПО по направлению подготовки 280100 «При-родообустройство и водопользование» / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 № 776; ФГОС ВПО по направлению подготовки 250100 «Лесное дело» / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 № 854. Эверт, Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования: учеб. пособ. /
H.A. Эверт. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 356 с.; Эверт, Н.А. Профессиональная компетентность: диагностика профессиональной компетентности работников образовательных учреждений (педагог, педагог-организатор, педагог дополнительною образования, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, методист): учеб.-метод. пособ. / Н.А. Эверт.
- Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.
- 252 с.; Эверт, Н.А. Этика и деонтология педагога в обновлённом образовании: учеб.- метод. пособ. /
H.A. Эверт. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. - 340 с.
Якимов И.С., Якимова Л.Д. Адаптация системы мониторинга профессиональной компетентности и культуры работников образования для использования в высшей школе // VII Всероссийская конференция по теоретическим основам проектирования и разработки распределенных информационных систем (ПРИС-2009): материалы конференции, 10-11 декабря 2009 г. -С. 151-152.
Поступила в редакцию 01 ноября 2012 г. Принято к печати 07 декабря 2012 г.