Научная статья на тему 'Технология обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций'

Технология обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / TERMS OF DESIGN TECHNOLOGY OF TRAINING / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS / УРОВНИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ / LEVELS OF EDUCATION / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / FORMS AND METHODS OF TRAINING / ДЕЛОВАЯ ИГРА / МЕТОД КЕЙСА / CASE METHOD / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / CLASSIFICATION PARAMETERS LEARNING TECHNOLOGY / ROLE PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

Для обеспечения формирования у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство понимания учебного процесса как целостной составляющей обучения, указывает на необходимость проектирования технологии обучения по формированию профессиональных компетенций основе интеграции технических, технологических и организационных знаний с целью ликвидации сегментанции и фрагментарности в ее содержании. Основным методом обучения в технологии является деловая игра наиболее целесообразная по эффективности форма выявления уровня усвоения учебного материала, которая дает хорошую возможность будущим инженерам-строителям применить приобретенные знания и умения в практически реальных условиях. Кроме того, использование деловой игры способствует будущим бакалаврам по направлению подготовки 270800 Строительство почувствовать себя в практически реальной профессиональной ситуации и перепробовать различные варианты решения, без угрозы сделать какую-либо ошибку. Применение IT-технологий в образовательном процессе позволяет моделировать виртуальную реальность деятельности будущих инженеров-строителей в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY TRAINING FUTURE TRAINING BACHELOR OF 270800 CONSTRUCTION IN FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE

To ensure the formation of undergraduate students in the direction of preparation 270800 Construction of the understanding of the educational process as an integral component of education, indicates the need for the design technology of training on the formation of professional competencies through the integration of technical, technological and organizational knowledge to eliminate segmental and fragmentation in its content. The main method of learning technology is a business game the most expedient form of detection efficiency level of Learning, which provides a good opportunity to future civil engineers to apply the acquired knowledge and skills in almost real conditions. In addition, the use of business game helps future bachelors in preparation 270800 Construction feel in virtually real professional situation and to try different solutions, without the threat of making any mistake. The application of IT-technologies in the educational process allows you to simulate virtual reality of future engineers in the learning process.

Текст научной работы на тему «Технология обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций»

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 270800 СТРОИТЕЛЬСТВО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

© 2015

И.Н. Одарич, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Для обеспечения формирования у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство понимания учебного процесса как целостной составляющей обучения, указывает на необходимость проектирования технологии обучения по формированию профессиональных компетенций основе интеграции технических, технологических и организационных знаний с целью ликвидации сегментанции и фрагментарности в ее содержании. Основным методом обучения в технологии является деловая игра - наиболее целесообразная по эффективности форма выявления уровня усвоения учебного материала, которая дает хорошую возможность будущим инженерам-строителям применить приобретенные знания и умения в практически реальных условиях. Кроме того, использование деловой игры способствует будущим бакалаврам по направлению подготовки 270800 Строительство почувствовать себя в практически реальной профессиональной ситуации и перепробовать различные варианты решения, без угрозы сделать какую-либо ошибку. Применение 1Т-технологий в образовательном процессе позволяет моделировать виртуальную реальность деятельности будущих инженеров-строителей в процессе обучения.

.Ключевые слова: условия проектирования технологии обучения, внутренние и внешние факторы, уровни содержания обучения, формы и методы обучения, деловая игра, метод Кейса, классификационные параметры технологии обучения.

Разработка структурно-функциональной модели системы подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство позволяет перейти к проектированию технологии обучения по формированию профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [1] в соответствии с направлениями профессиональной деятельности.

Современные исследования в педагогической науке свидетельствуют, что проектирование образовательного процесса подготовки будущих бакалавров является результативным, если будет базироваться на системном понимании процесса обучения, охватывающим все его стороны [2-11].

На основании это определяющим условием оптимизации образовательного процесса подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций является использование системного подхода в педагогическом проектировании структурных компонентов и содержания профессионального обучения. Следовательно, первым условием при проектировании технологии обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство является обеспечение системного подхода в ее разработке.

Формирование у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство понимания учебного процесса как целостной составляющей обучения, указывает на необходимость проектирования технологии обучения по формированию профессиональных компетенций основе интеграции технических, технологических и организационных знаний с целью ликвидации сегментанции и фрагментарности в ее содержании.

На основании этого понимания вытекает второе условие разрабатываемой технологии обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство - интеграция как системообразующий принцип дидактической системы процесса обучения.

В связи с тем, что любая профессиональная подготовка, в том числе и студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство, является целенаправленной, поэтому третьим условием проектируемой технологии обучения становится изменение программно-целевых компонентов образовательного процесса, которая подразумевает:

- оптимальное содержание подготовки будущих бакалавров по формированию профессиональных ком-

петенций;

- рациональный подбор форм и методов обучения, способствующих эффективности процесса подготовки студентов бакалавриата;

- совершенствование материально - технического обеспечения образовательного процесса на основе внедрения современных информационных технологий и технических средств;

- определение условий, способствующих научно-исследовательской и инновационной активности будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство в рамках учебного процесса и самостоятельной работы;

- выявление направлений образовательной деятельности, обеспечивающих результативность и эффективность обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Строительство [1] и введение в действие с 2015 года Профессионального стандарта организатора строительного производства (ПСОСП) [12], определяет на современном этапе новое понимание трудности проблемы, специфики задач и содержания подготовки будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство, что предъявляет повышенные требования к образовательному процессу в рамках реализации технологии обучения, которые должна включать:

- формирование профессиональных компетенций и умений по организации производства строительных работ на объекте капитального строительства в соответствии с профессиональным стандартом;

- выявление недостатков существующей системы профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство;

- определение современных форм, методов и средств обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство;

- совершенствование материально-технического обеспечения содержания подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство;

- введение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс подготовки будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство;

- осуществление постоянного контроля, на основе традиционного подхода и использования тестовых технологий проверки знаний, за уровнем теоретического и

практического усвоения материала студентами.

С целью обеспечения оптимальности в содержательных компонентах этапов, направленных на целостность подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство, необходимо вносить изменения и осуществлять регулярную корректировку образовательного процесса.

Данное понимание определяется тем, что в условиях перехода содержания Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Строительство и Профессионального стандарта организатора строительного производства в содержание обучения, происходит недостаточных учет перспектив развития смежных наук в контексте изменений строительной индустрии и строительных технологий, а также психолого-педагогических требований к образовательному процессу.

Рассмотрение содержания обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство, на основе интеграции педагогического, психологического, технического и технологического подходов в получении профессиональных знаний, позволило определить системообразующие подходы, влияющие на целенаправленность и результативность образовательного процесса в рамках реализации технологии обучения.

Исходя из того, что обучение будущих бакалавров, в рамках профессиональной подготовки по направлению 270800 Строительство, будет эффективным в формировании профессиональных компетенций студентов, то образовательный процесс должен выступать единым содержательным целым с содержанием преподавания как общепрофессиональных, так специальных курсов.

В соответствии с этим были определены основные подходы, повлиявшие в технологии обучения на содержание подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций.

Соответствие содержания обучения требованиям нормативных документов, общества и социума. Данный подход свидетельствует о необходимости соответствия каждого модуля обучения в технологической подготовке будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство современным требованиям государства, работодателей и сообщества.

Целостность содержательной и процессуальной стороны обучения. Это обусловлено необходимостью обеспечения практической направленности в конструировании содержания в подготовке студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство в рамках формирования профессиональных компетенций, чтобы обеспечить соотнесение обучения с существующими кардинальными изменениями в строительной области и в строительных технологиях.

Целостность структуры содержания профессиональной подготовки. В соответствии с данным подходом определение содержания в технологии обучения будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство должно на каждом этапе соотносится с общей системой профессиональной подготовки студентов.

Особенностью проектирования содержания педагогической технологии обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство является необходимость учета многих факторов (фактор (лат. factor «делающий, производящий») — причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты), основополагающими являются:

1. Внешние факторы, которые определяются:

- потребностями работодателей, общества и социума;

- современными требованиями, предъявляемыми к подготовке будущих бакалавров согласно ФГОС ВПО 96

по направлению Строительство и Профессиональным стандартом организатора строительного производства;

- существующим состоянием профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство;

- необходимостью обеспечения в содержании обучения будущих бакалавров соответствия, соотнесения и преемственности как требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Строительство так и требований к обобщенным трудовым функциям в Профессиональном стандарте организатора строительного производства.

2. Внутренние факторы, которые определяются:

- мотивационной направленностью профессионального обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство;

- закономерностями усвоения учебного материала в рамках профессиональной подготовки;

- спецификой профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей.

Охарактеризуем кратко каждый из вышеперечисленных факторов.

Потребности работодателей, общества и социума.

Современное общество не может существовать без качественного образования, а последнее - без подготовки высококвалифицированных строительных кадров, сущность профессиональной деятельности которых определяется владениями современными строительными технологиями и инновациями в строительной области.

Формирование высококлассного будущего инженера-строителя осуществляется в ходе профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство, цели которой, с одной стороны, включают общеобразовательные, то есть общими для всех специальностей, а с другой - специальные, присущими лишь данному профилю профессионального обучения. Отбор содержания у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций должен производиться в рамках общих и специальных (профессиональных) целей обучения.

Современные требования, предъявляемые к подготовке будущих бакалавров согласно ФГОС ВПО по направлению Строительство и Профессиональным стандартом организатора строительного производства.

При проектировании содержания обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство необходимо учитывать не только уровень развития строительной области, но и появление, и внедрение в производство современных инновационных строительных технологий.

Резкое повышение уровня сложности подготовки будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство предъявляет новые требования к будущим инженерам-строителям в плане профессиональной мобильности и быстрому усвоение новых (инновационных) строительных технологий. Соответственно содержание подготовки студентов бакалавриата должно учитывать требования по формированию профессиональных компетенций в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Строительство и обобщенных трудовых функций в контексте Профессионального стандарта организатора строительного производства.

Существующее состояние профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство.

Профессиональная подготовка студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство в своем содержании включает в себя инвариантную составляющую, которая определяется конкретными фундаменталь-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13)

ными, общепрофессиональными и специальными знаниями, умениями, необходимые руководителю будущему инженеру-строителю и закрепленные в ФГОС ВПО по направлению Строительство и Профессиональным стандартом организатора строительного производства.

Наряду с инвариантной составляющей профессиональной подготовки будущих бакалавров имеет место вариативная компонента, структура и содержание которой можно определить путем сопоставления результатов системного анализа профессиональной деятельности инженеров-строителей и содержания программы в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Строительство и Профессиональным стандартом организатора строительного производства.

Обеспечение в содержании обучения будущих бакалавров соответствия, соотнесения и преемственности как требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Строительство так и требований к обобщенным трудовым функциям в Профессиональном стандарте организатора строительного производства.

В реализации задач по обеспечению единства содержания в профессиональной подготовке студентов бакалавриата по формированию профессиональных компетенций, в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Строительство и обобщенных трудовых функций в рамках Профессионального стандарта организатора строительного производства встают новые проблемы в обеспечении их соотнесения, взаимосвязи и преемственности в существующем учебном процессе.

Основными из которых являются:

- обеспечение преемственности курса «Железобетонные и каменные конструкции» («ЖиКК»)в содержании профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство;

- выявление теоретических основ курса «ЖиКК» для взаимосвязи науки и практики в строительном производстве и современных строительных технологиях;

- совершенствование сквозной системы по вовлечению будущих инженеров-строителей в инновационную деятельность по профилю будущей профессиональной деятельности.

- формирование преемственности у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство научных понятий терминологического аппарата в процессе изучения курса «ЖиКК».

Рассмотрение вопросов осуществления преемственности формирования научных понятий в образовательном процессе курса «ЖиКК» связанно с усвоением фундаментальных, общепрофессиональных и спецдисциплин.

Формирование научных понятий у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство представляет собой сложный процесс, происходящий во времени и состоящий в постепенном раскрытии в курсе «ЖиКК» наиболее существенных особенностей и свойств предметов и явлений. Успешность реализации курса «ЖиКК», на наш взгляд, зависит ряда педагогических условий:

- одновременно со спиралеобразным движением от формирования простейших понятий к более сложным должен совершаться процесс перехода от абстрактных понятий к конкретным, непрерывно осуществляться связь с действительностью;

- развиваемые понятия следует быстрее включать в многообразные связи со смежными понятиями данного обучения, шире использовать их в процессе формирования новых понятий;

- вновь сформированные понятия целесообразно быстрее включать в образовательный процесс, особенно в решение практико-ориентированных задач;

- между определениями понятий, даваемыми различными интерпретаторами, должно соблюдаться и един-

ство в трактовке научных понятий;

- в управлении учебным познанием следует соблюдать общепринятые стандарты в терминах, символических обозначениях и графических изображениях понятий;

- определение понятия должно содержать возможность его дальнейшего развития, отражение его специфики при изучении смежных дисциплин;

- понятийный аппарат должен представлять собой открытую систему, позволяющую непрерывно включать в оборот новые, появляющиеся в связи с быстро развивающейся наукой, понятия, которые следует оперативно доносить до сведения обучаемых.

С учетом выше изложенных правил и условий в нашем диссертационном исследовании осуществлялась реализация преемственности в курсе «ЖиКК» формирования научных понятий при проектировании содержания педагогической технологии по формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство.

Мы обобщенно рассмотрели факторы, которые влияют на профессиональную подготовке студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство и, которые, по отношению к проектируемой технологии обучения по курсу «ЖиКК», являются внешними. В рамках обеспечения целостности содержательной и процессуальной компонент курса «ЖиКК» по подготовке будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство необходимо определить также и внутренние факторы, присущие самой системе, понимая под ними элементы процесса обучения и элементы учебного процесса, влияющие на проектирование содержания профессиональной подготовки.

Мотивационная направленность профессионального обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство

Проектирование программы по курсу «ЖиКК» должно сопровождаться тщательным изучением преобладающих среднестатистических мотивов и интересов будущих инженеров-строителей. При этом их необходимо учитывать в пропорциях разных видов содержания, разных видов знаний и разного типа способов деятельности.

Закономерность усвоения учебного материала в рамках профессиональной подготовки.

Усвоение информации по курсу «ЖиКК», как сложной познавательной деятельности, осуществляется посредством ряда психических процессов - восприятия, памяти, внимания, мышления.

При формировании содержания профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство по курсу «ЖиКК» необходимо выделять удовлетворение познавательных потребностей будущих инженеров-строителей. Соответственно с этим все понятия и факты, включаемые в программу курса «ЖиКК», должны соответствовать уровню подготовленности студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство, иначе их усвоение будет недоступным, а как результат - познавательные потребности будущих инженеров-строителей не получат удовлетворения.

Специфика профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей.

При проектировании технологии обучения по курсу «ЖиКК» будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство мы рассматривали фундаментальную, общепрофессиональную и специальную подготовку. И если первый вид подготовки не зависит от специфики специальности, то общепрофессиональная и специальная подготовка для различных специальностей носит неоднородный характер. Поэтому в содержании технологии профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей должны быть представлены тематические разделы и модули, отражающие эту специфику.

В связи с этим высокий уровень качества фундаментальных знаний по курсу «ЖиКК», как компонента в структуре его готовности к профессиональной деятельности, должен отвечать современным тенденциям - повышение значимости фундаментальных наук в теоретической и профессиональной подготовке специалистов [13-20].

Специальные знания должны выполнять основную роль в становлении высококлассного инженера-строителя как личности, готовой к успешной профессиональной деятельности и выполнения обобщенных трудовых функций.

Рассмотрим уровни специальной подготовки в структуре готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство к реализации профессиональной деятельности на основе выполнения обобщенных трудовых функций.

Предметно - содержательный уровень предполагает овладение студентами бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство системой специальных знаний по курсу «ЖиКК», понимание связей внутри изучаемых дисциплины, а также и другими естественно - научными знаниями. Этот уровень подразумевает умение выделять в изучаемых теориях и практиках возможности их применения к решению практических задач профессионального характера. Действенность специальных дисциплин и их методов позволяет описать и исследовать изучаемые процессы и явления.

Деятельностно - процессуальный уровень предполагает умение усваивать знания и применять их на практике. Он включает в себя свободную ориентировку в системе управленческихи и психологических теорий; умение выделять в каждой из них базовые совокупности, позволяющие изучать новые более обобщенные теории; умение построить алгоритм решения прикладной задачи или исследования изучаемого процесса; умение экстраполировать приемы действий, приобретенные в процессе усвоения знаний, на изучение общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин.

Личностно-мотивационный уровень характеризуется тем, что будущий инженер-строитель осознает структуру профессиональных, управленческих и психологических теорий, их место в профессиональной подготовке. Они понимают, что действенность их знаний проявляется в умении самостоятельно построить модели профессионального процесса и явлений, рассмотрение которых дает возможность прогнозировать их дальнейшее развитие, управлять этим развитием с помощью параметров модели, а также совершенствовать ее.

Умение будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство применять различные методы к решению профессиональных задач помогает поиску оптимального решения, а умение оценивать результат решения и его прогнозирование способствует развитию профессиональной интуиции.

Проектируя методику профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей по курсу «ЖиКК», мы считаем, что их фундаментальная и специальная подготовка должна быть нацелена на третий уровень - лич-ностно - мотивационный.

Это обеспечит, на наш взгляд, овладение студентами бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство системой прикладных фундаментальных знаний, которые могут быть применены в решении вопросов и задач общепрофессиональных и специальных дисциплин, без которых не возможна профессиональная деятельность будущих инженеров-строителей.

Логический анализ науки позволяет определить место и роль каждого знания, понятия, фактов в общей системе научных знаний по курсу «ЖиКК», т.к. приводит к созданию своего рода «пирамиды понятий», вершиной которой являются ведущие идеи, теории наук, широким основанием - типичные факты (единичных объектов), а между вершиной и основанием располагаются слои вза-

имосвязанных понятий и законов, чем выше от основания слой, тем более общий и широкий характер носят входящие в него понятия.

Такой логический анализ позволяет отобрать в общей системе фундаментальных дисциплин такие научные знания, которые имеют значимость в профессиональной деятельности и работают на ведущие идеи, необходимые для их сознательного усвоения в курсе «ЖиКК».

Разработка технологии обучения будущих инженеров-строителей является главным фактором реализации системы повышения качества подготовки будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство в практическом плане.

Рассмотрение содержательного аспекта каждого этапа курса «ЖиКК» позволило перейти к общей системе обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство по формированию по формированию профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [1].

Для обеспечения результативности технологии очень важно рационально использовать соответствующие формы и методы обучения.

При обучении будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство использовались такие формы педагогического процесса, как лекционно-прак-тические занятия. В связи с тем, что обучение осуществлялось в практико-ориентированном варианте, поэтому практически «чистых» лекционных и практических занятий не осуществлялось, т.к. одновременно давались и теоретические знания и практическая их отработка на примере решения конкретных профессиональных ситуаций.

Основным методом обучения в данном случае является деловая игра - наиболее целесообразная по эффективности форма выявления уровня усвоения учебного материала, в добавок такой подход дает хорошую возможность будущим инженерам-строителям применить приобретенные знания и умения в практически реальных условиях [21-25]. Кроме того, использование деловой игры способствует будущим бакалаврам по направлению подготовки 270800 Строительство почувствовать себя в практически реальной профессиональной ситуации и перепробовать различные варианты решения, без угрозы сделать какую-либо ошибку.

Рис. 1. Требования к разработке сценария деловой игры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные тенденции в системе образования предполагают переход процесса обучения на новый технологический уровень на основе применения новых информационных технологий. Использование 1Т-технологий в образовательном процессе определяется следующим обстоятельством: осуществление профессиональной подготовки студентов бакалаври-

ата по направлению 270800 Строительство на основе применения технических средств, позволяющих моделировать виртуальную реальность деятельности будущих инженеров-строителей в процессе обучения [26-31].

Рассматривая компетентностный подход в подготовке будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство, следует соблюдать требования, которые необходимы для разработки сценария деловой игры (рис. 1).

Также необходимо учитывать цели, на реализацию которых направлена разрабатываемая деловая игра по формированию профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство (рис. 2).

Кейс-л|етод

Case-Study-Method Case-Problem-Method

Помимо описания случая предоставляется и весь объем информационного материала, которым могут пользоваться участники. Основной упор в работе над случаем делается иа анализ и синтез проблемы и на принятие решения. В ходе описания случая эксплицитно называются н проблемы. Таким образом, остается больше времени на разработку вариантов решения и подробное обсуждение решении.

Case-Incident-Method Stated - Problem - Method

1 1

Предоставление готовых решенийиих I Задача учащихся :я, Бперьуто очередь б ознакомлении со структурой процесса принятия решений на практике, Б критической оценке принятых решений и в разработке альтер-

Рис. 2. Цели деловой игры

Использование в образовательном процессе подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство инновационных методов и технологий обучения является перспективным направлением в обеспечении качества образования будущих инженеров-строителей по формированию профессиональных компетенций.

Применение деловых игр, в рамках реализации ком-петентностного подхода в подготовке будущих инженеров-строителей, позволил сделать вывод о их целесообразности использования в образовательном процессе (рис. 3)

Рис. 3. Особенности использования деловых игр в образовательном процессе

Как показала практика использования деловых игр в процессе подготовке будущих бакалавров по направлению 270800 Строительство, что соответственно разработанные деловые игры - средство обучения, способствующая развитию профессиональных компетенций в рамках реализации курса «ЖиКК».

В современном образовательном процессе применяются различные образовательные технологии, одним из которых является метод «Кейс». В этом отношении метод «Кейс» (или «Кейс-метод», как принято в педагогической науке) - способ обучения, направленный на описание конкретных профессиональных и управленческих ситуаций [32-36].

В рамках проектируемой технологии был положен Case-Study-Method и Case-Incident-Method, как показавшие наибольшую результативность (рис.4)._

В центре внимания находится процесс получения информации. Форма работы требует много времени, ее можно рассмотреть кал особенно приближенную к практике, потому чт .1 на практике именно получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Рис. 4. Особенности стадий «Кейс-метода»

Будущие инженеры-строители должны проанализировать конкретную профессиональную и управленческую ситуацию, в рамках выполнения обобщенных трудовых функций согласно Профессионального стандарта организатора строительного производства, разобраться в сути проблемы, сформулировать различные варианты целесообразного решения и выбрать оптимальное из них.

В условиях применения в образовательном процессе «Кейс-метода» выделяют полевые ситуации, которые основаны на фактических (реальных) материалах, и кресельные, или так называемы вымышленные кейсы, при этом главными критериями оценками результативности обучения являются: а) способность будущих инженеров-строителей связать полученные теоретические знания в соответствии с практической ситуацией, и б) насколько студент бакалавриата может актуально использовать полученные знания в курсе «ЖиКК».

Основываясь на теоретических положениях технологии индивидуализации обучения [37-42], можно определить классификационные параметры технологии обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [1], а именно по:

- уровню применения: модульная;

- философской основе: приспобливающаяся;

- основному фактору развития: социогенная + психогенная;

- концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная;

- ориентации на личностные структуры: информационная + операционная + эвристическая;

- характеру содержания и структуры: проникающая;

- типу управления: программная;

- организационным формам: групповая, индивидуальная;

- подходу к слушателю: личностно - ориентированная;

- преобладающему методу: кейс-метод (Case-Study-Method и Case-Incident-Method);

- категории обучаемых: студенты бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство [37].

Целевые ориентации:

развитие профессионального потенциала будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство ;

формирование у будущих инженеров-строителей профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая

(ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [1] на основе уровня готовности студентов.

Концептуальные основы.

Образовательный процесс подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство строится в рамках управляемого усвоения модулей курса «ЖиКК» на основе применения современных образовательных технологий. Реализация спецкурса «ЖиКК» осуществляется определенным дозированием учебного материала, имеющего определенную логику и последовательность.

Принципы обучения [37].

Первый принцип - выстраивание иерархии модулей обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство по курсу «ЖиКК», имеющих определенную последовательность и преемственность.

Второй принцип - наличие обязательной обратной связи в рамках управления процессом подготовки студентов бакалавриата по направлению 270800 Строительство по курсу «ЖиКК».

Третий принцип - обязательность пооперационной подачи и раскрытия материала по курсу «ЖиКК».

Четвертый принцип - личностно-ориентирован-ный процесса обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство по курсу «ЖиКК», обеспечивающий успешное формирование профессиональных компетенций будущими инженерами-строителями.

Пятый принцип - применение в образовательном курсе «ЖиКК» современных образовательных, информационных, тестовых технологий и методов.

Вид обучающей программы - Комбинированная программа.

Основой курса «ЖиКК» является алгоритмизация процесса обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки 270800 Строительство, представляющая собой логическую последовательность по решению профессиональны задач в рамках формирования профессиональных компетенций. Обучение будущих инженеров-строителей осуществляется как по блочному, так и модульному варианту.

Предусмотренная в технология обучения по курсу «ЖиКК» система контроля за усвоением знаний - оценочная, на основе отслеживания результатов обучения на текущем, промежуточном и итоговом этапе изучения спецдисциплины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Строительство, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 54. "

2. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.

3. Атлягузова, Е. И. Формирование базовых компетенций студентов технического профиля (на примере изучения курса «Основы систем автоматизированного проектирования») : дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Атлягузова. - Тольятти, 2011. - 135 с,

4. Горина Л.Н., Фрезе Т.Ю., Фесина М.И. Проектирование лабораторного практикума для инженерных дисциплин на основе процессного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 66-68.

5. Бареева, Э.А. Формирование профессиональных компетенций студентов строительного колледжа : дисс. ... канд. пед. наук / Э.Р. Бареева - Саратов, 2011.- 177 с. 100

6. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2013. № 7 (11). С. 112-116.

7. Варфоломеева Т.П., Хамзина Д.Ф. Социальные ценности и установки студентов-психологов на начальном и завершающем этапе обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 17-19.

8. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление.

2014. № 4. С. 28-30.

9. Глухова Л.В. Управление знаниями: дивергентный подход // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 3 (29). С. 165-168.

10. Жданкина И.Ю., Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Активизация деятельности студентов направления подготовки высшего образования в процессе обучения в неязыковых образовательных организациях (на примере дисциплины «Иностранный язык») // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 88-90.

11. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

12. Профессиональный стандарт. Организатор строительного производства / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н.

13. Михелькевич, В. Н. Целевая функционально-ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: концепция, технология обучения, опыт реализации / В. Н. Михелькевич, Н. В. Охтя. - Самара : Самарский государственный технический университет, 2004. - 48 с,

14. Саранов, А. М. Функции методологии педагогики в инновационном поиске развивающейся школы: [Текст ] / А. М. Саранов // Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности. - Волгоград, 1998. - С. 226-234.

15. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.

16. Гаврилова М.И. Концепция системы качества подготовки специалиста пищевых производств // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 2325.

17. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды, обеспечивающей качество сформированности инновационной готовности будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 44-47.

18. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Система целевой функционально-ориентированной подготовки специалистов с заданными свойствами // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 207-210.

19. Пасынчук К.Н. Сущность понятия «качество подготовки» будущих специалистов по пожарной безопасности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 7074.

20. Гринев С.Я. аспекты формирования профессиональной культуры у будущих специалистов управления проектами // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 19-22.

21. Артамонова А.А. Роль тренингов и деловых игр в процессе обучения и профессиональной адапта-

ции персонала современной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 229-232.

22. Фатхуллина А.А. Деловая активность как многоуровневая категория // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 166-172.

23. Яковлева Е.Л. Многообразные облики игры: попытка философского осмысления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 87-90.

24. Ярыгина Н.А., Никифорова Е.В. К внедрению новых подходов в изучении экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 298-300.

25. Герасимов К.Б. Игровое моделирование развития системы управления процессами предприятия // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 149-154.

26. Деревянко Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих горных инженеров в условиях интерактивных технологий обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 19-22.

27. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «Современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.

28. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

29. Шкиль О.С. Профессиональная компетентность дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 137-140.

30. Назаренко Г.А. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию демократической политической культуры старшеклассников на основе использования информационно-коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 37-39.

31. Богданова А.В. К вопросу о готовности студентов вузов к эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий // Вектор науки

Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 29-31.

32. Репинецкая Ю.С. Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 127-129.

33. Абрамова Н.В. Опыт применения метода концептуальных карт для оценивания программ подготовки менеджеров в вузах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 9-12.

34. Чеджемов А.Ю., Чеджемов С.Р. Из опыта применения инновационных методов преподавания правоведения в медицинском вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 211-214.

35. Abaeva F.B. Modern methods of teaching students speaking in foreign language // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 7-9.

36. Сутягина Н.И. Метод динамического программирования при принятии микроэкономического решения // Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42). С. 72-77.

37. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.

38. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход /

B. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.

39. Юрловская И.А. Индивидуализация обучения как одна из тенденций современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 292294.

40. Koval N.N. Part-time school laboratory - innovative model in the adult education postgraduate education // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15).

C. 92-94.

41. Муковоз А.П. Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 30-32.

42. Платонова Т.Е. Система психолого - дидактических задач и соответствующих приемов обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 84-86.

TECHNOLOGY TRAINING FUTURE TRAINING BACHELOR OF 270800 CONSTRUCTION IN FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE

© 2015

I.N. Odarych, postgraduate

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. To ensure the formation of undergraduate students in the direction of preparation 270800 Construction of the understanding of the educational process as an integral component of education, indicates the need for the design technology of training on the formation of professional competencies through the integration of technical, technological and organizational knowledge to eliminate segmental and fragmentation in its content. The main method of learning technology is a business game - the most expedient form of detection efficiency level of Learning, which provides a good opportunity to future civil engineers to apply the acquired knowledge and skills in almost real conditions. In addition, the use of business game helps future bachelors in preparation 270800 Construction feel in virtually real professional situation and to try different solutions, without the threat of making any mistake. The application of IT-technologies in the educational process allows you to simulate virtual reality of future engineers in the learning process.

Keywords: terms of design technology of training, internal and external factors, levels of education, forms and methods of training, role play, case method, classification parameters learning technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.