УДК 378
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
© 2016
Одарич Ирина Николаевна, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы педагогического проектирования процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля, которое представляет собой практи-ко-ориентированную деятельность по разработке не существующих в практике сложных интегративных, научно-педагогических и профессионально-технологических систем на основе прогностичности результатов профессиональной деятельности и адаптивности использования на различных уровнях образования. Разработанная в рамках педагогического проектирования модель формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительств позволяет формализовать изучаемые процессы, помогает сделать предположение о взаимосвязях и причинах, влияющих на события, или мысленно проследить их возможное развитие. Под моделью формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля понимается система взаимосвязанных между собой компонентов профессионального образования (цели, компоненты и уровни компетенций, условия), которые взаимосвязаны с социальным заказом и специфическими особенностями профессиональной деятельности будущего инженера-строителя. В основу модели заложены основные положения компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного подходов и идеи образования для устойчивого развития профессиональных компетенций.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, модель и моделирование, стадии моделирования, цели моделирования, компоненты модели, профессиональные компетенции бакалавров строительного профиля.
DESIGN OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE FUTURE BACHELORS OF BUILDING PROFILES
© 2016
Odarych Irina Nikolaevna, postgraduate
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The article examines the pedagogical design of the process of formation of professional competence of the future bachelors building profile, which is a practice-oriented development activities do not exist in practice, complex integrative, scientific, pedagogical and professional systems on the basis of predictability of the results of professional activity and adaptability of use in various levels of education. Developed as part of the pedagogical design of the model of formation of professional competence of the future bachelors in preparation of the construction of 270800 allows to formalize the processes studied, helping to make an assumption on the relationship and the reasons influencing events or mentally trace their possible development. Under the model of formation of professional competence of the future bachelors building structure is a system of interconnected components of vocational training (objectives, components and competence levels, conditions), which are related to the social order and the specific features of professional work of the future civil engineer. The model is built on the basic provisions of competence, the activity, learner-centered approaches and ideas of education for sustainable development of professional competencies.
Keywords: instructional design, model and simulation, the simulation stage, the simulation goal, model components, professional competence bachelors building profile.
Формирование профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [1] у бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство требует соответствующего внесения изменений в содержание, методы и формы организации образовательного процесса с целью повышения эффективности процесса обучения будущих инженеров-строителей. Соответственно, необходимо рассмотреть процесс подготовки бакалавров по направлению 270800 Строительство в рамках педагогического проектирования, чтобы определить, с учетом вносимых изменений, оптимальные пути по формированию профессиональных компетенций.
В современной научной литературе педагогическое проектирование рассмотрено в работах В.С. Безруковой [2], В.П. Беспалько [3], И.А. Колесниковой [4], А.М. Новикова [5], Ю.К. Черновой [6] и других [713], в которых авторами представлены различное понимание проектирования в виде моделей, последовательных этапов и стадий.
По мнению В.С. Безруковой [2] переход к проектированию педагогических систем - это сложная многоступенчатая деятельность, которая приближает разработку предстоящей деятельности от общей идеи к конкретным действиям.
В. В. Сериков рассматривает педагогическое проектирование как определенную последовательность от
разработки замысла образовательной системы до диагностики результатов [14].
Особенностью педагогического проектирования является то, что оно представляет собой практико-ориен-тированную деятельность по разработке не существующих в практике сложных интегративных, научно-педагогических и профессионально-технологических систем на основе прогностичности результатов профессиональной деятельности и адаптивности использования на различных уровнях образования [5, 6].
По мнению И.А. Колесниковой [4], в зависимости от объектов исследования, целей и направленности педагогического проектирования, существуют следующие виды:
- социально-педагогическое проектирование, направленное на выявление и изменение внешних и внутренних факторов и условий социокультурной среды, оказывающих влияние на развитие, воспитание, формирование и социализацию личности;
- образовательное проектирование, способствующие институциональным преобразованиям в системе образования и определению содержания образования на различных уровнях обучения;
-психолого-педагогическое проектирование, направленное на построение моделей, связанных с преобразованием личности и межличностных отношений, с учетом особенностей мотивации, восприятия информации, усвоения знаний, участия в деятельности, общении.
Соответственно процесс формирования профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-
конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ). экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [1] будущих бакалавров строительного профиля осуществляется в контексте психолого-педагогического проектирования, направленного на повышение эффективности учебного процесса на основе использования образовательных и коммуникативных технологий с учетом существующих и моделируемых условий.
Моделирование представляет собой упрощенное воспроизведение характеристик некоторого объекта специально разработанным для его изучения [15-25]. Это обусловлено тем, что существующая педагогическая реальность представляет сложное образование, где учесть все существующее связи и взаимодействия в рамках образовательного процесса не представляется возможным, вследствие чего велико разнообразие моделей, в которых рассматриваются педагогические системы, процессы и их развитие, взаимодействие и коммуникации, взаимоотношения и управление ими, формы и методы обучения и т.д. При этом в каждом конкретном случае разработанная модель выполняет свое предназначение только тогда, когда она достаточно определенно соответствует рассматриваемому объекту или процессу.
А.Д. Дахин, рассматривая «проектирование» и «моделирование», считает что проект, как система, является подсистемой модели, и наоборот, само проектирование может состоять из более мелких моделей [26].
При этом В.А. Сластенин указывает, что моделирование - это материальное или мысленное, изоморфное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования системы [27].
Ю.З. Кушнер отмечает, что изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте [28].
Таким образом, понятие «модель» имеет большое количество смысловых значений: как концептуальный инструмент, направленный на управление моделируемым процессом или системой; искусственно создаваемый объект, отображающий в обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между различными элементами этого объекта; уменьшенное подобие реальных существующих систем и процессов; мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая отражает или воспроизводит объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [4, 5 и др.].
В данном случае, в рамках проведенного исследования, под «моделью» понимается упрощенное графическое описание процесса формирования профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ). экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтаж-но-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ) [1] у бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство.
Исходя из целей моделирования процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля, то педагогическое проектирование направлено на:
1) понимание процесса формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей, их структуры, развития и взаимодействия;
2) управление образовательным процессов, направленным на поиск оптимальных управленческих воздействий в рамках заданных целей, критериев и показателей;
3) прогнозирование вероятностных последствий реализации процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки
270800 Строительство в рамках определенных способов и форм воздействия на процесс.
Рассматривая педагогическое проектирование, А.М. Новиков в своих работах выделяет следующие стадии ее осуществления:
1. Концептуальная, которая состоит из: а) выявления противоречий, б) формулирования проблемы, в) определения проблематики, г) определения цели, д) выбора критериев.
2. Моделирования, которое состоит из: а) построения моделей, б) оптимизации моделей, в) выбора модели (принятия решения).
3. Конструирования, которое состоит из: а) декомпозиции, б) агрегирования, в) исследования условий, г) построения программы.
4. Технологической подготовки [5].
Отмечая, что проектируемая модель должна отвечать определенным требованиям, А.М. Новиков говорит о том, что она должна отличаться ингерентностью (согласованностью со средой), простотой, адекватностью [5].
Компоненты модели формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля (целевой, содержательный, технологический и результативный блоки) и входящие в них элементы, представляют собой структурированную и целостную систему процесса обучения, способствующей простоте ее использования как инструмента реализации. Соответственно адекватность модели формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей обеспечивает достижение поставленной цели педагогического проектирования в соответствии с заданными критериями. Все это свидетельствует о том, проектируемая модель формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство «достаточно полна, точна и истинна» [5] (рисунок 1).
Социальный заказ ФГОС ВПО Профстандарт
Цель: формирование профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство
Методологические подходы: системный; когнитивный; деятельно стный; компетентно стный; лично схно -ориентированный Принципы: объективностии научности, систематично сти и последовательности, сознательно сти и активно сти. пр е емственно ста, модульности
Содержание спецкурса по формированию профессиональных компетенций у студентов бакалавриата
изыскательская ипроектно-конструктор екая (ИиПК) пр отвод ственно-технологическая и пр о извод ственио-упр авл енче екая {ПТиПУ) экспериыен тально-исследовате льекая (ЭИ; монтажно-наладочная и сервисно-зкеплуатационн ая ГМНиСЭ1
Технология обучения по спецкурсу будущих бакалавров формированию профессиональных компетенций
Формы: лекции, семинары, индивидуальные занятия Методы: деловые игры, метод Кейса, лекции-презентации, творческие проекты и т.д. Средства. информационно-коммуникационные технологии, тестовые технологии и т.д.
— Мотнваиноннын
Критерии
Когнитивный
Деятепъностнын
Показатели
1
Уровни: бакалавр,
низкий ооладающии
с формир ованными
средний профессиональ-
выеокнн ными
компетенциями
Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство
Осуществление педагогического проектирования процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство позволило разработать его модель как наглядного упрощенного видения исследуемого объекта с целью определения компонентов, взаимосвязей, особенностей функционирования и развития, что способствует пониманию сущности процесса.
Следовательно, разработанная в рамках педагогического проектирования модель системы формирования профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей соответствует предъявляемым к ней требованиям:
- обеспечивает отражение изучаемого объекта и учебного процесса в модели по формированию профессиональных компетенций;
- имеет способность к замещению процесса по формированию профессиональных компетенций;
- способствует получению новой информации о процессе формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство.
Таким образом, под моделью формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля понимается система взаимосвязанных между собой компонентов профессионального образования (цели, компоненты и уровни компетенций, условия), которые взаимосвязаны с социальным заказом и специфическими особенностями профессиональной деятельности будущего инженера-строителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки Строительство, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 54
2. Безрукова, В. С. Словарь нового педагогического мышления / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Альтернативная педагогика, 2006. - 94 с.
3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - Москва : Институт профессионального образования МО России, 1995. - 336 с.
4. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учебное пособие / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 288 с.
5. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития / А. М. Новиков. - Москва : ИЦП НПО РАО, 1997. - 154 с.
6. Чернова, Ю. К. Квалимитрическое проектирование образовательного процесса : методология и практика : учебное пособие / Ю. К. Чернова, В. В. Щипанов; под науч. ред. А. И. Субетто. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 250 с.
7. Третьякова Е.М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 116-119.
8. Клочкова Г.М. Концептуальные основы проектирования системы формирования конструкторской компетентности студентов технического профиля в вузе // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 28-31.
9. Ремезова Л.А. Проектирование социально-пе-дагогическтих условий обеспечения социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 98-102.
10. Одарич И.Н. Технология обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800
Строительство по формированию профессиональных компетенций // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 95-101.
11. Коростелев А.А., Лодатко Е.А. Проектирование профессиональной подготовки управленческих кадров по применению инновационного подхода в аналитической деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 5763.
12. Галеева Е.В., Галкина И.А. Педагогическая технология развития эмотивной лексики и овладения эмоциональными представлениями в дошкольном возрасте // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 51-53.
13. Петрова С.Ю. Применение метода типового проектирования на основе «1с: предприятие 8» при обучении бакалавров экономического образования жизненному циклу информационных систем // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 162-164.
14. Сериков, В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - Москва : Академия, 1999. - 205 с.
15. Богданова А.В. Возможности моделирования в диагностике качества образования на основе мульти-агентных связей // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 109-113.
16. Одарич И.Н. Особенности моделирования организации учебного процесса по формированию профессиональной компетентности бакалавра // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-44.
17. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование системы профессиональной подготовки студентов к инновационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 161-166.
18. Желнина Е.В. Методологические принципы социально-управленческого моделирования в сфере инновационной активности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 138-142.
19. Цымбалару А.Д. Моделирование образовательного пространства младших школьников в условиях вариативности организационных форм обучения // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 79-82.
20. Айстраханов Д.Д. Модели содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих машиностроительного профиля // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 31-33.
21. Старостина А.Н. Деятельностный и личностный подходы как методологические принципы моделирования образовательного процесса геометро-графической подготовки инженеров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-36.
22. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование инновационно-ориентированной учебно-исследовательской среды, обеспечивающей качество сформированности инновационной готовности будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 44-47.
23. Ярыгин О.Н., Беляев М.А., Темирджанова М.А. Принятие управленческих решений в многокритериальных задачах на основе вероятностной матрицы парных сравнений // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 98-100.
24. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
25. Гурьянов В.И. Построение объектных моделей по моделям системной динамики Дж. Форрестера // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 116-118.
26. Дахин, А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А. Н. Дахин. -Москва : НИИ школьных технологий, 2009. - 292 с.
27. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
28. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования / Ю.З. Кушнер.- Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.