СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Л.Г. Пак
Кафедра социальной педагогики Оренбургский государственный педагогический университет ул. Советская, 19, Оренбург, Россия, 460014
В статье обосновывается специфика субъектно-развивающего потенциала вуза в целостности социокультурно-ориентирующего и личностно-центрированного конструктов. Охарактеризованы основные приоритеты субъектно-развивающего потенциала вуза (социокультурная интегративность, социумность, антропоцентричностъ, инновационностъ, культурологичность).
Ключевые слова: субъектно-развивающий потенциал вуза, социализация студента, приоритеты субъектно-развивающего потенциала вуза, субъект социализации.
На современном этапе российское общество находится в динамической фазе преобразования, которая характеризуется высокими требованиями к профессионализму выпускников вузов, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности и конкурентоспособных на рынке труда.
В условиях ускоряющихся социальных процессов, усложнения отношений и взаимосвязей в системе общества необходима ориентация системы высшего образования на целенаправленное развитие индивидуально-личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей студента.
Данная тенденция предполагает выявление субъектно-развивающего потенциала вуза, сущность которого проявляется в установлении гармоничных отношений образовательной системы и социума (социальный заказ на подготовку в вузе компетентного специалиста, способного успешно осваивать социальную действительность), образовательного процесса и личности (закрепление за обучающимся статуса субъекта образования, субъекта процесса личностного и социального становления, создание условий для проявления внутренних механизмов саморазвития, субъектных свойств молодых людей, определяющихся балансом экстериориза-ции и интериоризации).
Содержание высшего профессионального образования в контексте субъектно-развивающего потенциала задается вектором социализирующего начала, пронизывающим актуальные для студента виды и формы жизнедеятельности: познание (образовательная, информационно-просветительская сферы), позволяющее расширить диапазон знаний о мире; социосфера как система общественных отношений в аспекте освоения культуры (производственная, семейно-бытовая сфера), обеспечивающая выбор и реализацию ведущих типов отношений, отношение субъекта к миру в целом, к другим людям, к себе; творчество (сфера реализации личностных потенциалов), актуализирующее способности и социально и личностно значимые качества обучаемых; досуг (досугово-рекреационная сфера), обогащающий способы познания окружающей действительности.
Субъектно-развивающий потенциал вуза соответствует потребностям индивидуального и социального развития студента, определяя институциональные возможности и условия социализации и самореализации обучающегося (использование современных методов, технологий обучения, движущими силами в которых являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество, погружение в социокультурную и информационно-компьютеризированную среду для обогащения индивидуального мышления, методов и способов познания мира, образа «Я» в профессии, социуме, становление самосознания личности как условие творческой реализации собственных целей и ценностей).
Следовательно, субъектно-развивающий потенциал вуза соотносится и диалектически взаимосвязан с модернизацией системы образования, определяет единое смысловое пространство, концентрирующееся вокруг целенаправленного развития и саморазвития индивидуально-личностных особенностей обучающегося, удовлетворения потребностей общества в подготовке современного образованного специалиста, выдвижения интеллектуально-духовных ценностей, механизмов успешной интеграции студента в социум.
В ходе исследования обосновано, что субъектно-развивающий потенциал вуза обладает динамическими свойствами (обогащения, развития, активизации, инициирования, раскрытия), достаточными и необходимыми для оптимального осуществления образовательного процесса, достижения целей и качественного результата деятельности вуза, а также актуализации индивидуально-личностных свойств студента, обусловленных внутренней сущностью.
Перевод субъектно-развивающего потенциала вуза в реальные условия осуществления в каждом конкретном случае имеет свою специфику, так как актуализация потенциала имеет двойственный характер: первый связан с активностью личности, ее ценностными ориентациями, признанием права на свободное самоопределение и выбор стратегии жизнеосуществления в образовательной системе; второй — с усилиями субъектов образования по созданию определенных условий освоения нового социокультурного и социально-профессионального пространства.
В содержании субъектно-развивающего потенциала вуза, обеспечивающего развитие индивидуально-личностных особенностей студента как субъекта социализации вуза, мы выделяем социокультурно-ориентирующий конструкт (определяет позицию приобщения студента к ценностям современного социума, его индивидуальное самоопределение в мире культурных ценностей, характеризует ориентационное поле выбора основ жизнедеятельности студента, которое регулирует, направляет, мотивирует его поведение и программирует перспективы нахождения собственного места в культуре и социуме); личностно-центрированный конструкт (представлен характеристикой личностно ориентированной парадигмы образования, обеспечивающей развитие субъектности обучающегося, рефлексивной сущности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития; проявляется в обновлении характера социально-ценностных взаимосвязей субъектов образования, построении созидательного взаимодействия и диалога в сознательном конструировании персонального поля жизнедеятельности студента, творческой активизации освоения способов и средств преобразования себя, мира, других людей).
Охарактеризуем основные приоритеты субъектно-развивающего потенциала вуза: социокультурная интегративность, социумностъ, антропоцентричностъ, ин-новационностъ, культурологичность.
Социокультурная интегративность — ориентация на познание целостной картины мира (предметный мир социума и культуры, мир духовных ценностей), сфер культурного бытия (политической, нравственной, семейной и т.д.), взаимосвязей человека, природы и общества; единство и взаимодействие всех субъектов образования, отражающих социокультурную специфику современной ситуации развития социума; изучение и использование учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем; реализация совокупности ваимодополняющих социально ориентированных средств, методов, форм и технологий образования.
Социумностъ — это образование как социальный институт общества, полифункциональное по своему влиянию социальное явление, сфера социальных взаимодействий, отношений, взаимосвязей, в которых происходит передача сложившихся ценностей в обществе, обмен личностными смыслами и социальным опытом, социальными установками и ценностями, что позволяет достичь в процессе самоопределения личности выбора жизненного пути и самоутверждения студента как активного субъекта жизнедеятельности; предоставление наибольших возможностей для личностного роста обучающихся, становления социально значимых убеждений, ориентаций, идеалов, необходимых для достижения студентом успеха в социуме.
Антропоцентричностъ — это глубокое понимание сущности студента как био-социо-духовного существа, его самоценности, особенностей и возможностей, взаимоотношения обучающегося и природы, культуры; представления о месте человека во Вселенной, его роли в истории Земли и человеческого общества; расширение используемых средств для обеспечения полифункциональных механизмов взаимодействия студента с отдельными аспектами его жизни (труд, отдых, семейные обязанности и пр.), взаимосвязи процессов интеграции и дифференциации психики, поведения, самосознания; опора на антропологическое знание в рамках организации образовательного процесса; повышение значения деятельности каждого человека в процессе познания окружающего мира, природы, Вселенной, а значит, признание его свободы и ответственности.
Инновационностъ — это ориентированность на изменения в экономике и социальной сфере, опора на культурные ценности нового тысячелетия, формирование способности преобразования существующей практики, проективной детерминации будущего, ответственность за него, видение перспективы, вера в себя и свои способности влиять на это будущее; активизация субъектности жизнедеятельности, самообразования и самореализации студента для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики, внедрение социокультурных инноваций, разработка, освоение, использование и распространение новых идей и теорий, открытий и изобретений; построение совершенно новых совместнодеятельностных и взаимосозидательных форм социальной коммуникации, сохранение устойчивой социальности (воспроизводство ценностей, норм общества, которые поддерживает современный институт образования, создание
предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство).
Культурологичность — это сохранение культурных и этнических особенностей; восстановление утраченных связей поколений, учет традиций как воплощение человеческого опыта, состояния природы, человеческой души, человека и человечества; отражение в содержании образовательного процесса абсолютных ценностей и целей: жизнь, семья, труд, познание, патриотизм, Отечество, духовное возрождение и т.д., переход к культуросообразному процессу развития и социализации личности в вузе, воспитание в студентах навыка толерантных контактов, использование технологий межкультурной коммуникации.
Благодаря субъектно-развивающему потенциалу в вузе осуществляется целенаправленный отбор и реализация в образовательном процессе на основе междисциплинарного синтеза интегративных, целостных и гармоничных знаний (способность знаний гармонизировать отношения индивида с социумом, окружающими людьми, с собой), адекватных данному этапу общественного развития и масштабу решаемых задач в русле личностного для студента смысла образования.
Актуализация субъектно-развивающего потенциала вуза связана с реализацией личностно ориентированной парадигмы высшего образования, созданием условий для наиболее полноценного индивидуально-личностного развития студента как субъекта социализации, который сам «творит учение» и «преобразовывает и формирует самого себя» посредством продуктивной самореализации, акцентуации ценности самовыражения личности в социуме, взаимопроникновения процессов обучения и воспитания в высшей школе, которые подчинены одним и тем же закономерностям и организуются с учетом успешной социализации личности с новым мышлением и мировоззрением в контексте диалогового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Динамичность субъектно-развивающего потенциала вуза обусловливает сближение общественных и индивидуальных потребностей на основе субъективного принятия студентом общественно значимых целей обучения как личностно значимых. Студенты проходят развитие от субъекта совместной (разрозненной) деятельности к субъекту индивидуальной и общественно значимой деятельности посредством выделения собственного «Я» в общественном «Мы» в системе группы, курса, вуза, факультета, социума в целом.
Таким образом, субъектно-развивающий потенциал вуза, рассматриваемый в целостности социокультурно-ориентирующего и личностно-центрированного конструктов, определяет средства реализации и предвидения оптимальных путей развития и функционирования образовательного процесса вуза с учетом реалий современного социума и индивидуально-личностных особенностей студента, изменяет ориентиры реализации характеристик студента как субъекта социализации в системе отношений к обществу, учебе, людям, к самому себе.
Субъектно-развивающий потенциал вуза обеспечивает не только расширение диапазона знаний об окружающей действительности, присвоение студентом новой информации, но и накопление опыта преобразовательной деятельности, эмоцио-
нально-творческого отношения к миру и человеку в нем, а также систему социокультурных ориентаций, определяющих его поведение в многообразии окружающего мира.
При реализации субъектно-развивающего потенциала вуза личность студента раскрывается как целостная саморазвивающаяся система, как субъект самостоятельного жизнетворчества, который проявляет активность во всех видах практического и духовного взаимодействия с миром на основе реализации собственной субъектной позиции как важнейшего источника индивидуального саморазвития.
SUBJECT-DEVELOPING POTENTIAL OF HIGH SCHOOL IN DEVELOPMENT INDIVIDUALLY-PERSONAL FEATURES OF A STUDENT AS SUBJECT OF SOCIALIZATION
L.G. Pak
Chair of social pedagogics The Orenburg state pedagogical university Soviet Str., 19, Orenburg, Russia, 460014
In the article specificity of the subject-developing potential of high school in integrity sociocul-tural-focusing and personal-aligned constructs is proved. The basic priorities of the subject-developing potential of high school (sociocultural integrativity, sociality, antropotcentration, innovation, culturelogics) are characterized.
Key words: the subject-developing potential of high school, socialization of the student, priorities of the subject-developing potential of high school, the subject of socialization.