СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ .
Л.Г. Пак
Кафедра социальной педагогики и социоло: Оренбургский государственный педагогическ Пр. Гагарина, 1, Оренбург, Россия, 4
ориентиров субъектно-раз-ные характеристики исследу-
В статье дано структурно-содержательное определен вивающей социализации студента вуза, определяющих емого феномена.
Ключевые слова: субъектно-развивающая^оцйалйзацЛ, студент, образовательный процесс вуза, смысловые ориентиры субъектно-развивающей социализации студента.
Необходимость определенияСодерЖмепьных характеристик субъектно-раз-вивающей социализации студента^бусловлена новым характером^^вловиями функционирования и трансформации образовательных систем вузаЛтраЖаЮщими общесоциальную потребность в личности, способной ответств|Hно,нHй.ЦЙативно действовать в рамках риско?енности современного социума асоциальной нестабильности рынка труда. От уровня и качества субъектно-развиНюшей социали-
зации молодых ству необход циалист, обла, мобильност свои знания, о
в шкале
зависит благосостояние государствиСовременному обще-ессионально компетентный и конкурентноспособный спе-ством собственного достокнствЦ способный к диалогу, чности, творчеству, устремиенный^ногоаспектно применить ,1т в области избранной проф|fcсйЙ^[2]. Перемещение акцентов венных ценностей в сторону человеческой индивидуальности ори-
ю, базирующуюся на идеи ут-творца, субъекта диалога культур, субЪектно-преобразовательным отноше-
субъектно-развивающую^ ия ценности студента как ?шителя своего жизненного ем к миру.
В динамически меняющем^я^бществе субъектно-развивающая социализация имеет безусловный приариЛт (в^равнении с традиционной), являясь основным условием современногпЦflЗflЙTйи общества (с учетом внешних факторов по отношению к студенту и внутренних, обеспечивающих его саморазвитие и самосовершенствование), при котором особое значение придается ценности успешной интеграции студента в социум и его готовности к самостоятельной жизни; ценности самоорганизации обучаемого; ценности сосуществования, толерантности в контексте партнерства субъектов образования; ценности социальной и профессиональной самореализации личности и ее свободного саморазвития; ценности смыслотворчества воспроизводства культурных норм, установок, идей и национальной самоидентификации.
Необходимо констатировать, что процесс субъектно-развивающей социализации студента в педагогической науке пока не изучен, практически отсутствуют
специальные исследования, формирующие целостное представление об изучаемом феномене в системе высшего образования. Исследователями проблемы социализации студенческой молодежи недостаточно обосновано, что современные реалии существенно меняют структуру, функции, особенности протекания традиционной социализации в контексте ее субъектно-развивающег#^щрактера и активной, субъектной роли студента в ходе интеграции в социдлвщуЮжйзнь
ачи субъ-
одимость ор-ющейся социально разовательной дея-оения разносодержа-осуга, труда, творчества
общества.
В исследовании мы исходили из того, что проблемы и ектно-развивающей социализации студента обусловлив ганизации в системе высшего образования постоянно^сло: ориентированной, информационно-социализирующей и само тельности обучающегося, содержащей новые тельных культурных полей (сферы познания
и т.д.) образовательного континуума и социума^ !П§и*этом у студента происходит накопление инновационных знаний об окружающей действительности, образующих систему познания мира и закладывающих фундамент для проектирования профессиональной и личностной траектории развития обучающегося; расширение взаимодействия обучаемого с окружающим миром, нацеленное на приобретения опыта социального партнерства, социальных отношений с социальными институтами общества, сверстниками, взрослыми; непрерывное саморазвитие и самосовершенствование студента в контексте обогащения новыми жизнеспособными качествами и формирования инновационного стиля мышления^].
Субъектно-развирающая социализация рассматривается как многоуровневый, динамичный процесс личностно-средового взаимодействия, интегрирующий инте-риоризационный уровень (осознанное усвоение социокультурного опыта общества, социЯльных^орм ценностных ориентаций^траГегий поведения) и интраин-дивидуальный уровень (активная роль индивида, его право на самореализацию, самоопределение и саморазвитие), осуществляемый в форме продуктивно-рефлексивного действования в системе^бщеОтвенных отношений. Мерой социально-
совокупность выстроенных динамических артнерами, социальными группами, со-им своей социокультурной сущности, субъекта познания, общения, деятельности. В связи с этим целесообразна актуализация проблемы выявления содержательных характеристик и смыслов субъектно-развивающей социализации студента в системе высшего образования вуза, раскрывающих сущность исследуемого феномена.
Важно отметить, что сложная диалектика отношений внутри процесса субъ-ектно-развивающей социализации (единство и самостоятельность, целостность и соподчиненность компонентов, образующих структуру, наличие общего и сохранение специфического) позволяет определить главные характеристики (внутренние и внешние детерминанты) обозначенного процесса автономно, в сопод-
обучающегося при этом яв взаимосвязей с социумом (со циальными институтами и т.д.) духовности и творческого начала к
ние
чиненности и в динамике взаимодействия с окружающей социокультурной средой и за счет проявления, специфического включения целого набора личностных структур сознания студента (осмысления, рефлексии, мотивации, опосредования). Следовательно, можно сделать вывод о смысловой самодостаточности этого процесса и его трехплановой активизации, которая на экзистенциаль^!м^ровне выражается в проявлении самоценности, самосозидательности, самомотивированности процесса социализации; на уровне действия внутренних фактора« — в сознательном «самодостраивании» личности; на уровне действияюнешних факторов социализации — путем их интериоризации и перевода во внутренние факторы этого процесса. От оптимального сочетания этих^сех^икторных направлений зависит эффективность обеспечения субъектно-развивающей социализации личности [4].
Для более детального рассмотрения содержательных характеристик и смыслов субъектно-развивающей социализация^тудшта вуза мы выделили ориентиры исследуемого процесса, обусловливающие его успешность и эффективную интеграцию студента в мир нарастающей информации и усложнения общественных отношений: * ^^
— социально-содержательный (определяющий ответственн тельной системы за преемственное наследование соционорм о ное приобщение студента к ноосфере, социосфере и опыту ление субъекта общественной практики, способного полноц ваться в постиндустриальном социуме);
— культуурно-Знтеракционный (обеспечиваю о
культурного наследия человеческой цивилизации, культ циума, социально-ролевых образцов поведения в м никаций, связей и взаимоотношений);
ндивидуально-деятельностный позиции индивида как носителя
потенциала в оптимально ных ценностей). Определение смысловы азвивающую социализа — как общий мех ства, обеспечивающий как единого целого в мас:
ть образова-оптималь-ества, станов-'циализиро-
обучающимся ных универсалий со-новляющихся комму-
гающий активизацию субъект-инициативы, проявление креа-ении индивидуальных и общесоци-
:тиров позволяет нам рассмотреть субъектно-вуза:
ия личностью культурного наследия обще-сть восприятия мира и отдельных его событий е социума, накопление студентом социальных зна-
ний и усвоение основных установок социума;
— как процесс, отражающий реальное бытие в его целостности и всеобщей взаимосвязи отношений, межличностных связей, социального взаимодействия, определяющих формирование социально ориентированных мотивов и эмоционально-ценностных отношений личности к многообразию, многоаспектности социокультурной коммуникации;
— как результат приобретения профессионального, социального и личностного опыта в разнообразных сферах социализации как основы формирования направленности и образа жизни, овладения системой социальных ролей [5].
Выделенные смысловые ориентиры субъектно-развивающей социализации студента вуза имеют конкретное структурно-содержательное выражение.
Социально-содержательный ориентир определяет в качестве основных следующие положения: личностно ориентированный, деятельностный, социально-педагогический подходы к организации образовательного процесса; конструирование социально ориентированной деятельности студента вуза на основе интеграции совокупности фактов, понятий, сведений, которые пшвоЪяют развивать триединство личности посредством мышления, чувств, действий; опережающий характер субъектно-развивающей социализаци
Социально-содержательный ориентир субъект ции студента в образовательном процессе вуза к культурной практики создает у обучающего системой знаний, но и системой инновационн успешно творить экосоциальную действитцл" значение приобретает переосмысление и э накопленных предметных знаний в системе вы
как средства экосоциализации студентов, обеспечивающей интенсивное ление личностных качеств, отношений и позиций молодежи в обще
р°де [3]. Г |
Культурно-интеращиощый^р иентир предполагает уче субъектов социообразовательной деятельности в поиске
и в вузе.
азвивающей социализа-ра гуманитарной социо-овладение не только умений, позволяющих той связи принципиальное армонизация, экокреативизация 'его образования в знание Живого
танов-ри-
ления методов и и социализирую цесса; открытост целостност ловек» логиз творчеств
нологий, обеспечивающих лично сл в организации и содержа высшего образования социуму вязанности человека, при среда», «человек — професс ии субъект-субъектных
нсуса всех обнов-иентированный тельного про-слового единства, ва: «человек — че-.; приоритетности диа-й содействия, сознания, со-
событийной общности поли но-интеракционный о студента концентрирует в себе пр Юстщстудента в логике объеди ющемся обществе; определяет дающих отношений» в рамк ствия; предусматривает д
ьно
образовательного процесса. ектно-развивающей социализации новую концепцию жизнеспособ-й всех субъектов социума в изменя-щий смысл и организацию «сопровож-изации личностно-средового взаимодей-взаимосогласованных действий в социуме (взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка и т.д.).
Индивидуально-деятельностный ориентир субъектно-развивающей социализации создает установку на реализацию индивидуальной стратегии самопознания и самореализации студента, обеспечивающей формирование социально ориентированных мотивов и накопление социального опыта личности; развитие субъектности как способности к самостоятельному жизнепостроению и жизне-творчеству на основе активного включения в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность.
Индивидуально-деятельностный ориентир обусловлен в большей степени личностным, субъективным фактором, а сама избирательность индивида и есть
критерий, оставляющий за ним право того, что может быть именуемо как личностная, социальная и профессиональная самосоциализируемость. Именно избирательная система социально-профессиональных знаний, установок, норм, ценностей, которые личность «переплавляет» в «социальные планы» в мире собственной субъектности, вырабатывая ценностно-смысловые ориентиры деятельности, предопределяет способность студента свободно ориентироваться в пространстве социокультурного бытия, осмысливать себя в связях с миром и определять для себя и меру субъектной включенности, и меру собственного творчества при достижении формулируемых для себя целей [1]. Рассматриваейыйориентир субъектно-развивающей социализации студента в образовательном процессе вуза определяет действенную направленность и динамику социального становления обучающегося за счет усиления значимости личностно-индивидуальных координат, лич-ностно значимых целей, ценностей и собственной профессиональной позиции обучающегося.
Подчеркнем, что все смысловые Ориентиры субъектно-развивающей социализации студента не следует рассматривать обособленно друг от друга, поскольку они тесно взаимосвязаны между собой, являясь одновременно автономными, и предусматривают возможность их единовременного трехмерного пересечения в системе высшего образования.
Таким образом, субъектна-развивающая социализация^уд1нта^— многоуровневый, динамичный процесс личностно-средового взаимодействия, по форме и содержанию развивающийся во времени, предусматривающий одновременное влияние социума на личность и личности на функционирование социальных сфер общества; предполагающий включенность обучающегося в социальную струк-снове интериоризационного и интраиндивидуального уровней. субъектно-развивающей социализации вуза студента задается -содержательным, культурно-интеракционным, индивидуально-дея-м ориентирами, которые одновременно являются и автономными, и, яясь, составляют единое целое в специфичности их динамических свя-ей, обеспечивая панорамное видение наиболее важных линий личностного, со-иального и профессионального становления обучающегося.
гЛИТЕРАТУРА
[1] Дмитриева О.В. Социализации личности студента в образовательном пространстве вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. — Оренбург, 2004. [Dmitrieva O.V. Socializacii lichnosti studenta v obrazovatelnom prostranstve vuza: Diss. ... kand. ped. nauk. — Orenburg, 2004.]
[2] Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалиста // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 2. — С. 73—77. [Kazarenkov V.l. Ce-lostnost universitetskoj podgotovki specialista // Vestnik RUDN. Serija "Psikhologija i peda-gogika". — 2009. — No 2. — S. 73—77.]
[3] Лапина З.Г., Шилин К.И. Экософия духовной культуры будущего // Энциклопедия живого знания. — Т. 14. — М., 2007. [Lapina Z.G., Shilin K.I. Ekosofija dukhovnoj kultury budu-shhego // Enciklopedija zhivogo znanija. — T. 14. — M., 2007.]
туру о1 На со
[4] Митрофанова И.И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования: Дисс. ... канд. социол. наук. — Хабаровск, 2004. [Mitro-fanova I.I. Osobennosti professionalnoj socializacii lichnosti studenta v sisteme vysshego ob-razovanija: Diss. ... kand. sociol. nauk. — Khabarovsk, 2004.]
[5] Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: тсорстикр-методологи-ческие основания: Монография. — М.: Спутник, 2010. [PakL.G. Subekno-mZViVajushhaja socializacija studenta vuza: teoretiko-metodologicheskie osnovanija: Mocogrfja. — M.: Sputnik, 2010.]
CONTENT-RELATED CH OF THE SUBJECT-DEVEL OF STUDENTS IN THE SYSTEM O
Chair Oren
Gagarin
TICS CIALIZATION HER EDUCATION
edagogics and Sociology Pedagogical University Orenburg, Russia, 460000
The article submits the structural and content-related expression of th^ subject-developing socialisation of the students of the higher educational institutiO related characteristics®! a s'uv'ed phenomenon.
nce points of defining the content-
Key words: subject-leveloping socialization, student, education!
tution, semanticrefi
f higher education insti-
ints of subject-developing socialization o