УДК 378.1
ЛОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА
© 2016 Л. Г. Пак
профессор кафедры социальной педагогики и социологии e-mail: [email protected]
Оренбургский государственный педагогический университет
В статье актуализируется проблема содержательной организации педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента в вузе; охарактеризованы этапы педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации обучающегося (педагогически-сопровождаемая социализация, индивидно-обусловленная социализация, многоплановая деятельностная социализация студента); отражено усложнение содержания, форм, способов и средств социальной интеграции обучающегося в разнообразные сферы социальной, профессиональной и образовательной практики.
Ключевые слова: вуз, субъектно-развивающая социализация современного студента, этапы, стратегии, формы, методы и средства педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента.
Динамичные, неустойчивые процессы, обусловленные преобразованиями в социально-экономических, политических и социально-культурных сферах российского общества, оказывают влияние на протекание социализации современного студента, что требует своевременной коррекции личностного становления и профессиональных перспектив молодых людей. На первый план выходит содействие личностному принятию студентом социальных ценностей, норм социума, смена приоритетов взаимодействия и общения (созидательное взаимодействие и диалог), мобилизация ресурсов всех участников социализации, поддержка инициативных проявлений саморазвития обучающегося в свободных формах деятельности. Необходима смена парадигмы традиционной социализации посредством организации специального педагогического обеспечения, связанного с принципиальными изменениями ценностно-смысловых основ содержания, технологий социально ориентированной деятельности студента, нацеленных на получение иного уровня качества и социализации субъектно-развивающего характера, что реализуется одновременно и в плоскости субъект-субъектного взаимодействия (взаимопринятия, взаимопонимания, взаимосотрудничества), и в содержании (возможность получения, пополнения и трансформации социально-профессиональных знаний, способов, отношений; обогащения социального опыта, развития личностных, общекультурных, профессиональных компетенций), и в его результате (успешная интеграция личности в общество).
Модернизированное педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента базируется на следующих постулатах: обновление цели социализации, направленной на самореализацию студента, его социальную успешность при усвоении системы общечеловеческих ценностей; новое содержание социализации, соотнесенное с личными потребностями и опытом субъекта, активно преобразующего свой образ и стиль жизни; вариативность социально ориентированных методов и форм, технологий субъектно-развивающей социализации с учетом их выбора обучающимся; диалогово-созидательный стиль педагогического и профессионального общения;
содействие субъектной включенности студента в социум с продуктивным использованием его внутренних потенций.
Логика педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента просматривается нами в поэтапном движении от педагогически-сопровождаемой социализации (социальное обучение) — к индивидно-обусловленной социализации (мотивы и отношения) — к многоплановой деятельностной социализации (самореализации) студента как субъекта самоопределения, социального пространства, профессиональной деятельности на основе реализации практического воплощения определенных стратегий, набора педагогических форм, методов, условий, технологий и их содержания, разумности выбранных средств взаимодействия, инициирующих саморазвитие, рефлексивно-оценочные процессы становления внутреннего мира обучающегося, ориентировку в окружающем мире и мире собственных ценностей и поступков [Пак 2010].
Первый этап педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента связан с вхождением, интеграцией молодого человека в новую социальную систему высшего образования, которая связана с увеличением количества социализирующих по значимости первичных агентов (сверстники, преподаватели, лидеры молодежных группировок), функционирующих в сфере неформальных, личностных отношений, и вторичных агентов (представители администрации университета, государства) в сфере деловых официальных отношений, формальных контактов.
В данном случае содержание педагогического обеспечения обретает: комплекс целесообразных и взаимообусловленных стратегий (приобщение, ориентирование и содействие) [Шилова 2007], форм, методов и средств, направленных на ознакомление и включенность студента в систему деловых взаимоотношений, организацию образовательного процесса и внеаудиторной деятельности, инициирующих активность обучающегося с учетом его интересов, способностей и возможностей в непростом процессе вхождения личности в новую студенческую общность, в которую включается субъект по мере своего социального становления, по мере взросления (курсы «Введение в специальность»; групповые, коллективные, командные организационные формы деятельности, отвечающие возрастным потребностям студента; создание ситуаций успешности; социометрия, анкетирование обучающегося для диагностики психологического климата и т. д.); условий осуществления доверительного ценностно-личностного взаимодействия посредством организации социально-педагогического сопровождения деятельности студента [Раудсепп 1989]: эмоционального (личностное доверительное общение, выражение близости, эмпатии, заботливости, понимания, симпатии, предоставление межличностного комфорта и безопасности, аффективной связи, недирективное общение); информационного (советы, анализ ситуации, обратная связь, информация, помогающая решать проблемы); статусного (выражение принятия, одобрения, уважения, предоставление возможности для положительного социального сравнения, поддержка самоуважения субъекта, информация, нужная для самооценки, признание индивидуальности); инструментального (услуги, материальная и практическая помощь в достижении цели, решении проблемы, преодолении кризиса); диффузного (позитивная неспецифическая интеракция, дружеское общение, совместное времяпрепровождение, отвлечение от стрессора и т. д.).
В ходе осуществления первого этапа педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента происходит освоение студентом новых социальных ролей (студент, коммуникатор, социальный партнер, сокурсник, член студенческого сообщества, активист и др.), интерпретация и осмысление ролевых ожиданий и их значимости. Данный процесс можно охарактеризовать как
переживаемую и осознаваемую позицию собственного существования в контексте актуализации и расширения возможностей студента именно как субъекта социализации. Студент осознает сложность и многообразие выбора социальных ценностей и ориентиров, круга общения, института ровесников, выполняющих ряд функций других социализирующих институтов (семьи, школы, учителей), затрат индивидуальных усилий и времени, поскольку повышается степень осознанности тех социальных и профессиональных ценностей, которые усваиваются личностью посредством приобщения к соответствующей профессиональной культуре. На уровне действия внешних социальных факторов субъектно-развивающей социализации путем их интериоризации и перевода во внутренние структуры личности происходят процессы самопознания, самоосмысления, которые позволяют выявлять перспективы самосовершенствования саморазвивающегося субъекта. Критерием социальной «интеграции» студента вуза на первоначальный уровень педагогически-сопровождаемой социализации является становление личности студента как субъекта познания, ориентированного на освоение и усвоение социальных знаний, правил социального поведения, социальной культуры, накопление субъектного опыта [Пак 2013].
На втором этапе педагогического обеспечения происходит обновление направленности субъектно-развивающей социализации студента, что отражается в содержании и формах, способах и средствах совместной деятельности, характере взаимодействия и уровне общения студента в образовательной и социальной сферах общества, стимулировании перехода на более высокий уровень активной социализации, ориентированной на субъектную освоенность обучающимся социальной реальности. Для предоставления наибольших возможностей для личностного роста студентов, обретения смысловых субъективных ориентиров в будущей профессиональной и социальной деятельности необходимо педагогическое обеспечение, характеризующееся преобладанием стратегий (оптимизации, актуализации, интенсификации) [Шилова 2007], направленных на усиление, насыщение, расширение степени индивидуального участия студента в освоении окружающей действительности, повышение сплоченности, сознательности, продуктивности взаимодействий в квазипрофессиональной и социокультурной деятельности, формирование способности к сотрудничеству, солидарности, взаимопомощи, к осмыслению и прогнозированию долгосрочных социальных и профессиональных перспектив. В соответствии с этим значимым условием педагогического обеспечения является активизация межличностных отношений субъектов социализации, аккумулирующая процессы взаимопонимания, сопереживания, способы действий, развитие мышления, выработку коммуникационных, рефлексивных способностей, освоение культурных норм и образцов поведения студента в обществе, отношениях с другими людьми.
Данный этап характеризуется привлечением специализированных институтов, осуществляющих профессиональную социализацию студентов (базы практик), так как высшее учебное заведение консолидируется с другими институтами социализации (производство, профессиональное сообщество), имеющих целью предоставление наибольших возможностей для личностного роста студентов, обретения ими смысловых субъективных ориентиров в будущей профессиональной социальной деятельности. Педагогическое обеспечение становится более профессионально направленным и выступает как социально ориентированное пространство сосуществования возможностей, выборов, предпосылок, условий, влияний, потенций личностного, социального и профессионального становления студента, включенного в более широкое социальное окружение, где задаются множества субъект-субъектных
отношений, составляющих сферу общезначимых смыслов, в которых обучающийся приобретает опыт коммуникативных практик, взаимодействий, социальных связей.
На данном этапе преобладающими являются активные формы, методы и средства педагогического обеспечения (использование карт обучения, интеллектуальная игра, опрос, медиа-семинар, подготовка интернет-газеты, электронных коллажей, организация творческих встреч, проведение телемостов на актуальные проблемы современности, социальные пробы в образовательных и социальных учреждениях, решение конкретных ситуаций, конкурсы и творческие социально-профессиональные самопрезентации, выпуск различной продукции с символикой вуза, факультета и т.д.), способствующие интеграции теоретической подготовки и накопленного практического опыта самоутверждения, творческого самовыражения, приобретению важных социально и профессионально значимых качеств, создающих базу для формирования активной жизненной позиции, собственного стиля деятельности.
Продуктивное педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации личности на втором этапе связано с выполнением новых профессиональных социальных ролей и определяется повышением активности и избирательности, то есть субъектности самой личности на уровне действия внутренних факторов индивида, которые выражаются в сознательном «самодостраивании» личности в профессиональном, личностном и социальном самосовершенствовании. Студенты как субъекты профессиональной деятельности начинают комбинировать полученные знания и навыки для решения профессионально важных задач, расширяются их возможности принимать ответственные решения, связанные с пониманием собственной значимости. Уровень индивидно-обусловленной социализации студента определяется становлением самостоятельности, ответственности, выработкой собственного мировоззрения, направленности личности, стремлением обучающегося к знанию, изучению нового, возможностям выбора средств осуществления деятельности, определению профессионально-ценностных ориентиров в овладении специальностью, то есть субъектно-личностным смыслом обучения, наращиванием личностного знания и субъективного опыта, реализуемых обращенностью молодого человека к своим внутренним резервам построения собственного «образа окружающего социума», включающего образ «действий», «мыслей», «профессии», своего «Я», «жизни» и т.д.
На третьем этапе педагогического обеспечения происходит существенное изменение целей и задач субъектно-развивающей социализации студента вуза. Эффективность социализации оценивается не только по степени успешности усвоения и воспроизведения социальных знаний, ценностей и навыков, а с точки зрения стремления студента к социально результативному воспроизводству установок социума, самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, постановке и решению новых задач, направленных не только на изучение социальной реальности, событий, явлений, но и на самопознание и созидание своего «Я».
Педагогическое обеспечение в этом случае осуществляется посредством стратегий (гармонизации, проблематизации и рефлексии, активизации) [Шилова 2007], с использованием форм, методов, средств (деловых и ролевых игр, имитирующих профессионально-педагогическую деятельность, студенческих научных конференций, предметных олимпиад, «Школы социально-педагогического мастерства», консультаций по электронной почте, социально-педагогических мастерских, социальных проектов, волонтерства и т.д.), ориентирующих на личностную самореализацию, творческое самовыражение студента во всесторонних аспектах учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности, активизацию рефлексивных способностей,
высокий уровень самоорганизации жизнедеятельности студента, формирование индивидуального своеобразия социальной и профессионально-субъектной позиции обучающегося, гармоничное встраивание в систему социальных отношений [Пак 2010].
Педагогическое обеспечение на данном этапе способствует успешной субъектно-развивающей социализации студента посредством создания благоприятных возможностей для самовыражения и развития личности студента как исследователя, преобразователя действительности; привлечения к принятию решений по вопросам собственной жизни и деятельности, стимулирования реализации их призвания, способностей, инициативы и творчества, которое открывает перед обучающимся множество жизненных перспектив, требуя вместе с тем от него профессиональной компетентности. Только на основе приоритета индивидуализации и самоактуализации личности с позиции развитой субъектности студент способен гармонично включаться в инновационные процессы преобразования действительности и своей Самости, относиться к себе как профессионалу, оценивать, регулировать и корректировать способы профессиональной деятельности, с позиции рефлексивного мышления контролировать ее ход и результаты, изменять ее формы и приемы.
Таким образом, логика педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза отражает в определенной степени этапы перехода от педагогически-сопровождаемой социализации — к индивидно-обусловленной социализации — к многоплановой деятельностной социализации студента. Непрерывная поэтапность педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации способствует превращению студента как индивида в индивидуальность — в субъект образовательного процесса, социализации, изменению его социального статуса, социальных и культурных ролей, в ходе чего вырабатывается его грамотное отношение к окружающему миру (природе, обществу, культуре, будущему), что предопределяет личностно-индивидуальный стиль осуществления жизненных и профессиональных планов.
Библиографический список
Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М.: Спутник, 2010. 178 с.
Пак Л. Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры (Institut für interkulturelle Kommunikation), 2013. 312 с.
Раудсепп М. Субъект и поддерживающая среда // Средовое условие развития социальных общностей. Таллин: Таллиннский педагог. ин-т им. Э. Вильде, 1989. С. 7886.
Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям. 2-е изд., переработ. и доп. Красноярск : КГПУ, 2007. 218 с.