СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.Г. Пак
Кафедра социальной педагогики и социологии Оренбургский государственный педагогический университет Пр. Гагарина, 1, Оренбург, Россия, 460000
В статье дано структурно-содержательное выражение смысловых ориентиров субъектно-раз-вивающей социализации студента вуза, определяющих содержательные характеристики исследуемого феномена.
Ключевые слова: субъектно-развивающая социализация, студент, образовательный процесс вуза, смысловые ориентиры субъектно-развивающей социализации студента.
Необходимость определения содержательных характеристик субъектно-раз-вивающей социализации студента обусловлена новым характером, условиями функционирования и трансформации образовательных систем вуза, отражающими общесоциальную потребность в личности, способной ответственно, инициативно действовать в рамках рискогенности современного социума и социальной нестабильности рынка труда. От уровня и качества субъектно-развивающей социализации молодых людей зависит благосостояние государства. Современному обществу необходим профессионально компетентный и конкурентноспособный специалист, обладающий чувством собственного достоинства, способный к диалогу, мобильности, критичности, творчеству, устремленный разносторонне применять свои знания, опыт в области избранной профессии. Перемещение акцентов в шкале общественных ценностей в сторону человеческой индивидуальности ориентирует на субъектно-развивающую социализацию, базирующуюся на идеи утверждения ценности студента как субъекта-творца, субъекта диалога культур, вершителя своего жизненного пути с субъектно-преобразовательным отношением к миру.
В динамически меняющемся обществе миробытия субъектно-развивающая социализация имеет безусловный приоритет (в сравнении с традиционной), являясь основным условием современного развития общества (с учетом внешних факторов по отношению к студенту и внутренних, обеспечивающих его саморазвитие и самосовершенствование), при котором особое значение придается ценности успешной интеграции студента в социум и его готовности к самостоятельной жизни; ценности самоорганизации обучаемого; ценности сосуществования, толерантности в контексте партнерства субъектов образования; ценности социальной и профессиональной самореализации личности и ее свободного саморазвития; ценности смыслотворчества воспроизводства культурных норм, установок, идей и национальной самоидентификации.
Необходимо констатировать, что процесс субъектно-развивающей социализации студента в педагогической науке пока не изучен, практически отсутствуют
специальные исследования, формирующие целостное представление об изучаемом феномене в системе высшего образования. Среди исследований проблемы социализации студенческой молодежи недостаточно обосновано положение о том, что современные реалии существенно меняют структуру, функции, особенности протекания традиционной социализации в контексте ее субъектно-развивающего характера и активной, субъектной роли студента в ходе интеграции в социальную жизнь общества.
В нашем исследовании мы исходили из того, что проблемы и новые задачи субъектно-развивающей социализации студента обусловливают необходимость организации в системе высшего образования постоянно усложняющейся социально ориентированной, информационно-социализирующей и самообразовательной деятельности обучающегося, содержащей новые способы освоения разносодер-жательных культурных полей (сферы познания, общения, досуга, труда, творчества и т.д.) образовательного континуума и социума. При этом происходит накопление у студента инновационных знаний об окружающей действительности, образующих систему познания мира и закладывающих фундамент для проектирования профессиональной и личностной траектории развития обучающегося; расширение взаимодействия обучаемого с окружающим миром, нацеленное на приобретения опыта социального партнерства, социальных отношений с социальными институтами общества, сверстниками, взрослыми; непрерывное саморазвитие и самосовершенствование студента в контексте обогащения новыми жизнеспособными качествами и формирования инновационного стиля мышления [4].
Субъектно-развивающая социализация рассматривается как многоуровневый, динамичный процесс личностно-средового взаимодействия, интегрирующий ин-териоризационный уровень (осознанное усвоение социокультурного опыта общества, социальных норм ценностных ориентаций, стратегий поведения) и интраин-дивидуальный уровень (активная роль индивида, его право на самореализацию, самоопределение и саморазвитие), осуществляемый в форме продуктивно-рефлексивного действования в системе общественных отношений. Мерой социальности обучающегося при этом является совокупность выстроенных динамических взаимосвязей с социумом (социальными партнерами, социальными группами, социальными институтами и т.д.), обретение им своей социокультурной сущности, духовности и творческого начала как субъекта познания, общения, деятельности.
В соответствии с изложенным целесообразно актуализировать проблему выявления содержательных характеристик и смыслов субъектно-развивающей социализации студента в системе высшего образования вуза, раскрывающих сущность исследуемого феномена.
Важно отметить, что сложная диалектика отношений внутри процесса субъ-ектно-развивающей социализации (единство и самостоятельность, целостность и соподчиненность компонентов, образующих структуру, наличие общего и сохранение специфического) позволяет определить главные характеристики (внутренние и внешние детерминанты) обозначенного процесса автономно, в соподчи-ненности и в динамике взаимодействия с окружающей социокультурной средой и за счет проявления, специфического включения целого набора личностных
структур сознания студента (осмысления, рефлексии, мотивации, опосредования). Следовательно, можно сделать вывод о смысловой самодостаточности этого процесса и его трехплановой активизации: на экзистенциальном уровне выражающейся в проявлении самоценности, самосозидательности, самомотивированности процесса социализации; на уровне действия внутренних факторов — в сознательном «самодостраивании» личности; на уровне действия внешних факторов социализации — путем их интериоризации и перевода во внутренние факторы этого процесса. От оптимального сочетания этих трех факторных направлений зависит эффективность обеспечения субъектно-развивающей социализации личности [3].
Для более детального рассмотрения содержательных характеристик и смыслов субъектно-развивающей социализация студента вуза мы выделили ориентиры исследуемого процесса, обусловливающие его успешность и эффективную интеграцию студента в мир нарастающей информации и усложнения общественных отношений:
— социально-содержательный, определяющий ответственность образовательной системы за преемственное наследование соционорм общества, оптимальное приобщение студента к ноосфере, социосфере и опыту человечества, становление субъекта общественной практики, способного полноценно социализироваться в постиндустриальном социуме;
— культурно-интеракционный, обеспечивающий освоение обучающимся культурного наследия человеческой цивилизации, культурных универсалий социума, социально-ролевых образцов поведения в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотношений;
— индивидуально-деятельностный, предполагающий активизацию субъектной позиции индивида как носителя активности и инициативы, проявление креативного потенциала в оптимальном соотношении индивидуальных и общесоциальных ценностей.
Определение смысловых ориентиров позволяет нам рассмотреть субъектно-развивающую социализацию студента вуза:
— как общий механизм освоения личностью культурного наследия общества, обеспечивающий системность восприятия мира и отдельных его событий как единого целого в масштабе социума, накопление студентом социальных знаний и усвоение основных установок социума;
— как процесс, отражающий бытие в его целостности и всеобщей взаимосвязи отношений, межличностных связей, социального взаимодействия, определяющих формирование социально ориентированных мотивов и эмоционально-ценностных отношений личности к многообразию, многоаспектности социокультурной коммуникации;
— как результат приобретения профессионального, социального и личностного опыта в разнообразных сферах социализации как основы формирования направленности и образа жизни, овладения системой социальных ролей [4].
Выделенные смысловые ориентиры субъектно-развивающей социализации студента вуза имеют конкретное структурно-содержательное выражение.
Социально-содержательный ориентир определяет в качестве основных следующие положения: личностно ориентированный, деятельностный, социально-педагогический подходы к организации образовательного процесса; конструирование социально ориентированной деятельности студента вуза на основе интеграции совокупности фактов, понятий, сведений, которые позволяют развивать триединство личности посредством мышления, чувств, действий; опережающий характер субъектно-развивающей социализации в вузе.
Социально-содержательный ориентир субъектно-развивающей социализации студента в образовательном процессе вуза как сфера гуманитарной социокультурной практики создает установку у обучающего на овладение не только системой знаний, но и системой инновационно-творческих умений, позволяющих успешно творить экосоциальную действительность. В этой связи принципиальное значение приобретает переосмысление и экогармонизация и креативизация накопленных предметных знаний в системе высшего образования в знание Живого как средства экосоциализации студентов, обеспечивающей интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций молодежи в обществе и природе [2].
Культурно-интеракционный ориентир предполагает учет консенсуса всех субъектов социообразовательной деятельности в поиске путей и средств обновления методов и технологий, обеспечивающих личностно ориентированный и социализирующий смысл в организации и содержании образовательного процесса; открытости системы высшего образования социуму, смыслового единства, целостности и взаимосвязанности человека, природы, общества: «человек — человек», «человек — среда», «человек — профессия» и т.д.; приоритетности диалогизма, реализации субъект-субъектных отношений со-действия, со-знания, со-творчества в событийной общности полисубъектного образовательного процесса.
Культурно-интеракционный ориентир субъектно-развивающей социализации студента концентрирует в себе принципиально новую концепцию жизнеспособности студента в логике объединения усилий всех субъектов социума в изменяющемся обществе; определяет фасилитирующий смысл и организацию «сопровождающих отношений» в рамках гармонизации личностно-средового взаимодействия; предусматривает достижение взаимосогласованных действий в социуме (взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка и т.д.).
Индивидуально-деятельностный ориентир субъектно-развивающей социализации создает установку на реализацию индивидуальной стратегии самопознания и самореализации студента, обеспечивающей формирование социально ориентированных мотивов и накопление социального опыта личности; развитие субъектности как способности к самостоятельному жизнепостроению и жизне-творчеству на основе активного включения в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность.
Индивидуально-деятельностный ориентир обусловлен в большей степени личностным, субъективным фактором, а сама избирательность индивида и есть критерий, оставляющий за ним право того, что может быть именуемо как личностная, социальная и профессиональная самосоциализируемость. Именно избирательная система социально-профессиональных знаний, установок, норм, ценностей,
которые личность «переплавляет» в «социальные планы» в мире собственной субъектности, вырабатывая ценностно-смысловые ориентиры деятельности, предопределяет способность студента свободно ориентироваться в пространстве социокультурного бытия, осмысливать себя в связях с миром и определять для себя и меру субъектной включенности, и меру собственного творчества при достижении формулируемых для себя целей [1]. Рассматриваемый ориентир субъектно-развивающей социализации студента в образовательном процессе вуза определяет действенную направленность и динамику социального становления обучающегося за счет усиления значимости личностно-индивидуальных координат, личност-но значимых целей, ценностей и собственно-профессиональной позиции обучающегося.
Подчеркнем, что все смысловые ориентиры субъектно-развивающей социализации студента не следует рассматривать обособленно друг от друга, поскольку они тесно взаимосвязаны между собой, являясь одновременно автономными, и предусматривают возможность их единовременного трехмерного пересечения в системе высшего образования.
Таким образом, субъектно-развивающая социализация студента — многоуровневый, динамичный процесс личностно-средового взаимодействия, по форме и содержанию развивающийся во времени, предусматривающий одновременное влияние социума на личность и личности на функционирование социальных сфер общества; предполагающий включенность обучающегося в социальную структуру общества на основе интериоризационного и интраиндивидуального уровней. Направленность субъектно-развивающей социализации вуза студента задается социально-содержательным, культурно-интеракционным, индивидуально-деятель-ностным ориентирами, которые одновременно являются и автономными, и, объединяясь, составляют единое целое в специфичности их динамических связей, обеспечивая панорамное видение наиболее важных линий личностного, социального и профессионального становления обучающегося.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Дмитриева О.В. Социализации личности студента в образовательном пространстве вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. — Оренбург, 2004.
[2] Лапина З.Г., Шилин К.И. Экософия духовной культуры будущего // ЭЖЗ. — Т. 14. — М., 2007.
[3] Митрофанова И.И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования: Дисс. ... канд. социол. наук. — Хабаровск, 2004.
[4] Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: Монография. — М.: Спутник, 2010.
LITERATURA
[1] Dmitrieva O.V. Sotsializatsii lichnosti studenta v obrazovatelnom pro-stranstve vuza: Diss. ... kand. ped. nauk. — Orenburg, 2004.
[2] Lapina Z.G., SрШn K.I. Ekosofiya duhovnoy kulturyi buduschego // EJZ. — T. 14. — M.: 2007.
[3] Mitrofanova I.I. Osobennosti professionalnoy sotsializatsii lichnosti stu-denta v sisteme vyis-shego obrazovaniya: Diss. ... kand. sotsiol. nauk. — Habarovsk, 2004.
[4] Pak L. G. Subyektno-razvivayuschaya sotsializatsiya studenta vuza: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya: Monografiya. — M.: Sputnik, 2010.
SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS
THE SUBJECT-DEVELOPING SOCIALIZATION OF A STUDENT IN SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION
L.G. Pak
Chair of social pedagogics and sociology Orenburg state pedagogical university Gagarin Ave., 1, Orenburg, Russia, 460000
In article structural and substantial expression of semantic reference points of subject-developing socialization of the student of the higher education institution, defining substantial characteristics of a studied phenomenon is given.
Key words: subject-developing socialization, the student, educational process of higher education institution, semantic reference points of subject-developing socialization of the student.