НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2014, №1
УДК 793.31(571.56)
Ступени развития профессионального хореографического образования
в Республике Саха (Якутия)
И И. Борисова
Раскрывается проблема становления профессионального хореографического образования в Республике Саха (Якутия). Развитие трехступенчатого хореографического образования в Якутии охватило сложный период с 1930-х до начала 2000-х годов. Начальная ступень появилась в 1930-х годах, когда впервые были созданы музыкально-театральные образовательные учреждения - музыкальные школы, танцевальные студии, музыкально-вокальные коллективы, которые затем переросли в профессиональные театры, школы и училища. В те годы преподаватели-специалисты приглашались из Москвы и Ленинграда. Артисты балета Музыкального театра до 1950-х годов были выпускниками полупрофессиональных танцевальных студий, они не получали полного профессионального образования. Подготовка профессиональных артистов балета Якутии, обучение которых требует особых условий и длится 8 лет, с 1950-х до 1990-х годов осуществлялась в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Улан-Удэ. Средняя ступень хореографического образования знаменуется созданием в 1966 году Республиканского культпросветучилища, где начали готовить хореографов народного танца. Создание в 1995 году по инициативе первого Президента РС(Я) М. Николаева Республиканского хореографического училища и Арктического института искусств и культуры в 2000 г. открыло новую страницу - высшую ступень - в развитии профессионального образования Якутии. Ныне артисты балета Государственного театра оперы и балета являются выпускниками Якутского хореографического колледжа имени А. и Н. Посельских и кафедры хореографии АГИИК.
Ключевые слова: ступени, хореографическое образование, музыкальные школы, хореографический колледж, якутский балет, Якутский музыкальный театр, опера и балет.
The article reveals the problems offormation of professional choreographic education in the Republic of Sakha (Yakutia). The development of three-level choreographic education in Yakutia covered difficult period from the 1930s till the early 2000s. Initial level appeared in the 1930s, when musical-theatrical educational institutions - music schools, dance studios, musical and vocal groups were first established and which then developed into professional theatres, schools and colleges. Those years teachers-specialists were invited from Moscow and Leningrad. Ballet dancers of the musical theater till 1950s were graduates of semi-professional dance studios, they did not get a complete professional education. Preparation of professional ballet dancers of Yakutia, which training requires special conditions and lasts 8 years, from 1950s to 1990s was carried out in some central Russian cities - Moscow, Leningrad, Novosibirsk, Ulan-Ude. The middle level of choreographic education appeared in Yakutia with the creation in 1966 the Republican Cultural and Educational College, where folk dance choreographers training started. Founding in 1995 on the initiative of the first president of the Republic of Sakha (Yakutia) M. Nikolaev the Republican Choreographic School and the Arctic Institute of Arts and Culture (AGIIK) in 2000, opened a new page - the highest stage in the development of professional education of Yakutia. Nowadays the ballet dancers of the State Theatre of Opera and Ballet are graduates of the Yakut Choreographic College named after A. and N. Poselskikh and the department of choreography ofAGIIK.
Key words: stages, choreographic education, music schools, choreographic college, Yakut ballet, Yakut musical theatre, opera and ballet.
Введение
Специфика художественного образования состоит в существенном отличии от профессионального гуманитарного и общекультурного об-
БОРИСОВА Ирина Иннокентьевна - доцент ФГБОУ ВПО «Арктический государственный институт культуры и искусств», аспирант ФГОУ ВПО «Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой», borisovagiki@ mail.ru.
разования. Хореографическое образование относится к области образования, которая тесно связана с историей происхождения художественной школы в России. Чтобы проследить и выявить ступени хореографического образования Якутии, необходимо проанализировать историю культурного развития отдельно взятого региона, воспроизвести совокупность явлений, связанных с историей возникновения театрального искусства в хронологической последовательности. Культурологические исследования российских
ученых показали, что «изучение истории художественного образования в России в контексте истории культуры и реформ в области образования предполагает использование типологизации как метода анализа информации» [1]. К наиболее значимым основаниям типологизации художественного образования относятся: государственные или негосударственные типы, специализированный или общекультурный уровни, театральный, хореографический, музыкальный виды, исторические типы - школа, мастерская, классическая модель, профессиональные, любительские формы, начальная, средняя, высшая ступени образования. В статье дается попытка определить ступени развития хореографического образования специализированного уровня в республике, вошедшего в государственную систему управления художественным образованием, особенности и специфика развития которого еще не изучены.
От музыкальной студии до Республиканского хореографического колледжа
Истоки развития художественной культуры в Якутии берут начало в первых десятилетиях двадцатого века. Развитие шло исключительно быстро, особенно после 1930-х годов - объявления всеобщего начального образования. Первым органом управления культурой была секция искусств Внешкольного подотдела Губернского отдела народного образования, созданная в 1920 году [2]. Секция искусств наметила два русла развития культуры: организация театрального дела и музыкальное просвещение. Процесс становления музыкальной культуры протекал трудно, с подъемами и спадами, в преодолении не столько творческих задач, сколько организационных и финансовых трудностей. На основе возникновения драматических театров (русского - 1920 г. и якутского - 1925 г.) к середине 30-х годов проявились первые ступени к формированию якутского музыкального театра. Эти годы становления театрального и музыкального искусства Якутии тесно связаны с возникновением композиторской, сценаристской школ, музыкальных и хореографических студий республики. Предварительный опыт создания музыкального учебного заведения в 1920 году не удался из-за острой нехватки специалистов. После такой неудачи прошло 10 лет, прежде чем начали приниматься новые усилия по организации музыкального образования.
В 1931 году по инициативе приехавшего из Москвы художественного руководителя драматического театра А.А. Глебова был создан «Теа-
комбинат» с рядом мастерских: изобразительного искусства, театральная, музыкально-вокальная (музомастерская), балетная. В первый год его существования работу начали приезжие специалисты: пианисты Ж. Лежава, Е. Юдковский, скрипач М. Шараборин, балетмейстер Н. Ягор. Начинались попытки переноса на профессиональную сцену элементов якутского народного танца. Балетмейстер Н.Ф. Ягор в сезоне 1933/34 г. поставила танцы в пьесе П.А. Ойунского «Красный шаман». Но музыкальная мастерская просуществовала всего три года и «не оставила после себя сколько-нибудь заметного следа в развитии музыкального образования» [3, с.73].
В этом же году из Москвы приехал квалифицированный балетмейстер С.В. Владимиров-Климов. С его приходом в балетной мастерской начинают осуществляться постановки национальных якутских танцев, танцев других народов и перенос классических балетов.
Итак, балетная мастерская начала свою работу с октября 1934 года. В сущности, возник начальный тип образовательной системы как мастерская полулюбительской формы. «Усилия музыкальной студии были направлены, прежде всего, на подготовку певцов и балета будущего оперного театра, и поэтому основную и наиболее многочисленную группу составляли вокалисты, а затем танцовщики. Занятия по хореографии проводились с 16 ч. 30 мин. до 19 ч. 30 минут ежедневно. В мастерской занимались 15 человек, из них 11 учащихся» [3, с.151]. В 1934/35 г. С.В. Владимиров-Климов поставил танец девушек в драматической пьесе Суоруна Омоллоона «Кузнец Кюкюр». 11 декабря 1934 года государственная комиссия приняла и допустила к показу балет Ш. Гуно «Вальпургиева ночь». Таким образом был сделан первый шаг к овладению классической хореографии.
В 1939 году по инициативе С.В. Владимирова-Климова при Государственном русском театре была организована еще одна балетная студия. Силами студийцев был поставлен ряд концертных номеров - «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно из репертуара мастерской, «Половецкие пляски» А. Бородина и несколько отдельных балетных номеров. В 1940 году на базе Государственного национального хора был организован Якутский музыкально-вокальный коллектив (ЯМВК), в составе которого возникла балетная труппа, т.е. созданная в 1934 году балетная студия-мастерская под руководством С.В. Владимирова-Климова явилась основой создания полупрофессиональной хореографической школы, учащиеся которой были первыми артистами в оперных, балетных и драматических спектаклях. «Идея музыкальной студии, учебного заведения,
«вмонтированного» в исполнительский коллектив с целью повышения его профессионализма, в Якутии оказалась весьма устойчивой. Практически это была единственная форма обучения музыке с 1931 по 1944 год, т.е. с появления музо-мастерской при Якутском драматическом театре и до открытия первой музыкальной школы, а затем еще несколько лет существовала параллельно с ней» [3, с.150]. В начале 1940-х годов в творческих коллективах Якутии в связи с военным положением произошла смена руководства. С августа 1941 года руководство балетной труппой ЯМВК принял Иван Алексеевич Каренин, только что приехавший из Москвы.
И.А. Каренин окончил Московское хореографическое училище, затем работал в Большом театре артистом балета. Балетмейстерское образование получил в Ленинградской консерватории [4], работал в Киеве в ансамбле песни и пляски. Приехав в Якутск, И. Каренин силами артистов балета поставил танцы народов СССР и мира, а также одноактные классические спектакли «Половецкие пляски» Бородина, «Вальпургиева ночь» Гуно. В связи с небольшим количественным составом и недостаточной профессиональностью танцовщиков в те годы репертуар балетной труппы мог формироваться только из одноактных балетов. Ко времени приезда Каренина в Якутск балетная труппа насчитывала 36 человек, что позволяло варьировать составы в одноактных постановках. Каренин активно работал не только по дальнейшему обучению артистов балета, но и проявлял интерес к якутским сценическим танцам. Начиная с 1941 года, он с драматургом Д.К. Сивцевым задумывается о создании якутского национального балета. В начале октября 1942 года в Якутском государственном музыкально-драматическом театре был организован первый вечер балета. Газета «Кыым» так отреагировала на показ: «Этот вечер показал успехи и недостатки якутского балета. Вечер призывал якутян на борьбу с гитлеризмом. В первом отделении вечера участники показали владение техникой танца. Во втором отделении представили академически-классические номера и миниатюры на современные темы. Балетный вечер стал еще одной ступенью к созданию национального балетного спектакля» [5]. Таким образом, музыкальная студия формирующегося оперно-балетного театра постепенно начинала создавать базу для среднего учебного заведения.
Вопрос об открытии музыкальной школы поднимался неоднократно. Причем речь шла о необходимости создания именно школы-интерната, так как большая часть якутского населения жила в отдаленных селах. И только в 1944 году
была открыта первая музыкальная школа Якутии одновременно с Музыкальным театром-студией. В первый учебный год в школе-интернате поселилось 18 детей, на второй год их число возросло до 44 человек [3, с.153]. Первоначально были открыты классы фортепьяно, скрипки, виолончели и хореографии. Но самым многочисленным оказался балетный класс. Балетмейстером был назначен ученик И. Каренина И.Д. Христофоров. Процесс формирования педагогического состава школы давался с трудом, наблюдалась большая текучесть кадров. Многие высокопрофессиональные музыканты уезжали из Якутии из-за плохих бытовых условий, нехватки помещений и низкой оплаты труда. Но, тем не менее, предшествовавшая появлению музыкальных и хореографических учебных заведений музыкальная студия, претерпевшая ряд больших переломов, дала несомненный положительный результат. Благодаря деятельности студии в 1947 году удалось осуществить постановку первой якутской оперы «Нюргун Боотур» и балета «Полевой цветок», эти две премьеры можно считать началом возникновения профессионального музыкального театра в Якутии.
В 1948 году музыкальный театр-студия был объединен с Якутским драматическим театром. Вновь образованный театр стал именоваться Якутским государственным музыкально-драматическим [6]. В связи с этим театр-студия, готовящий музыкальные кадры для национального хореографического и музыкального искусства, был ликвидирован, и на долгое время в Якутии не стало самостоятельного музыкального театра. Из архива музыкального театра: «в 1948 году в связи с упразднением музыкального театра-студии ликвидированы хор, балет и симфонический оркестр. После 1948 года в якутском искусстве вообще, а в музыкальном искусстве в частности, был определенный застой» [7]. Балетмейстеры С. Владимиров-Климов и И. Каренин уехали. Оставшись без специалистов, артисты балета в отчаянии стали искать выход из создавшегося положения. Из первых танцовщиков-исполнителей в эти трудные годы ответственность за судьбу балета взял на себя И. Христофоров. Он взялся и за обучение детей танцевальному искусству, за постановки и возобновление спектаклей, сохранение накопленного репертуара. «В 1948 году был объявлен набор во вновь открытое вокальное и хореографическое отделения музыкального училища, которое стало называться Якутским музыкально-художественным училищем» [8]. Так открылось первое профессиональное образовательное учреждение средней ступени, в котором обучение велось по шестилетней программе. Для обучения учащих-
ся пригласили Н.М. Ходерова из Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Первый выпуск хореографического отделения (7 человек) состоялся в 1952 году, следующий - в 1955 году (также в составе 7 студентов).
Состояние же балетной труппы театра после выхода первого балета, т.е. с 1947 и почти до конца 1950-х годов, оставалось необычайно сложным. После 1948 года шли мучительные поиски и восстановление утраченных ценностей. Потребовалось неизмеримое мужество тех, кто хотел доказать, что Якутия имеет право на свой национальный балет. Огромная заслуга в этом нелегком завоевании принадлежит И. Хри-стофорову. Из числа его учеников вышли заслуженные артисты республики Л. Мекюрдянов, М. Местников, О. Терентьева, М. Харлампьева, Н. Колесова, А. Мохотчунова и др.
Новый вид искусства - классический балет, возникший в 1930-х годах во всех республиках СССР, в том числе и в Якутской автономной республике, требовал от исполнителей серьезного профессионального образования. Студии при театрах, музыкально-театральные училища в ту пору не могли справиться с этой сложной задачей. «Процесс развития системы музыкального образования и подготовки кадров в период от середины 50-х к середине 80-х годов развернулся по трем направлениям - формирование сети детских музыкальных школ, превращение музыкального отделения художественно-музыкального училища в самостоятельное учебное заведение и обучение якутской молодежи в музыкальных училищах и консерваториях страны» [3, с.200]. Балетному искусству кадры готовили хореографические училища государственного типа средней ступени художественного образования. Из первого набора якутской музыкальной школы ученицу Евдокию Степанову выбрали для учебы в Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой) по предложению Н.Д. Сильванович. После окончания училища молодая танцовщица Е. Степанова приехала в Якутск, но условия, в которых она оказалась, вынудили ее уехать работать солисткой балета в Узбекский академический театр оперы и балета им. А. Навои. В 1960 году она вернулась в родную Якутию, став солисткой балета Государственного музыкально-драматического театра. С её приходом связана постановка трехактного балетного спектакля «Чурумчуку» на музыку Ж. Батуева в хореографии К. Карпинской, сохранившегося до наших дней и ставшего наследием национального классического репертуара.
До 1964 года в якутской балетной труппе была только одна балерина с полным профессио-
нальным образованием - Евдокия Степанова. Кордебалет состоял из выпускников хореографического отделения музыкального училища. Надо было дальше пополнять театр профессиональными кадрами.
Событием для якутского профессионального образования стало решение Министерства культуры РСФСР в 1958 году направить 15 детей в Новосибирское хореографическое училище. Такое решение значительно помогло разрешить задачу подготовки кадров для театра. За год до этого намечалось проведение Вечеров якутской культуры в Москве. В связи с этим Председатель Совета Министров ЯАССР А. Кучеров написал письмо министру культуры СССР Михайлову, что «Якутский музыкально-драматический театр для показа намечаемого репертуара должен иметь свой постоянный хор, оркестр и балет. Поэтому просим увеличить штат театра на 57 единиц и в том числе хор - 30 человек, оркестр -12 человек, балет - 6 человек и другой персонал». Далее в этом документе пишется о том, что «на период подготовки и проведения Вечеров дополнительно требуется для хора 70 человек, балета 45 человек, оркестра 31 человек...» [9]. Просьба была выполнена частично, но, по всей вероятности, она послужила тому факту, что в 1958 году будущие артисты были направлены учиться в Новосибирск.
Впервые в центр Сибири была отправлена целая группа якутских детей для обучения хореографическому искусству. Новосибирское хореографическое училище было создано в 1956 году, куда принимались учащиеся из разных регионов России. В 1964/1966 годах группа выпускников возвращается в Якутию. На сцене зажглись новые звезды - А. Попов, К. Иванова, С. Саввина, Н. Посельская, Н. Христофорова и др., которые сразу вошли в премьерный спектакль «Чурумчу-ку» и подняли уровень исполнительского мастерства на новую ступень.
Период с 1950-х до середины 80-х годов связан со стремительным ростом количества музыкальных школ и детских школ искусств. Республика пыталась наверстать упущенное, сократить отставание в культурном развитии от других регионов России. Хореографическое образование было необходимо для дальнейшего развития балетной труппы музыкально-драматического театра. Поэтому воспитание хореографических кадров в центральных городах страны продолжалось. Новые поколения выпускников Новосибирского хореографического училища прибывали в труппу якутского балета с 1973 по 1998 годы: М. Колмогорова (1973), Г. Кузьмина (1974), Е. Иванова и М. Мекюрдянова (1975), Н. Бал-лыева (1979), И. Мясоедов (1985), О. Абрамова
(1986), А. Анисимов и Ю. Зубков (1988), А. Носова и В. Петров (1989), Д. Дмитриев (1990), Д. Еремеева (1994), Г. Саввинов (1995), Т. Алексеева (1997), А. Киргитаун (1998).
В Ленинградское хореографическое училище после выпуска в 1958 году балерины Е. Степановой почти десять лет не поступили дети из Якутии. Только в 1967 году в Якутию приехала известный педагог М.В. Боярчикова для отбора детей в ЛАХУ им. А. Я. Вагановой. В первый приезд Мария Владимировна набрала девочек -А. Степанову, В. Захарову, Е. Мырееву, которые благополучно окончили школу в 1975 году по классу педагога Н.А. Петровой. По окончании училища выпускницы ЛАХУ сразу влились в балетную труппу Якутского музыкального театра. Через два года М.В. Боярчикова вновь приехала в Якутск и набрала еще 5 детей. В 1977 году ленинградское образование получили якутские танцовщицы - И. Пудова, З. Федорова-Попова, Г. Эверстова, И. Борисова по классу педагога Л.Н. Сафроновой. После окончания училища дипломированные выпускницы стали артистами балета Якутского музыкального театра. К середине 1980-х выпускники ЛАХУ исполняли все ведущие партии классического и национального репертуара театра. К тому времени якутская труппа уже полностью состояла из профессиональных кадров. Несколько выпускников были из Московского, Пермского и Улан-Удэнского хореографических училищ - Б. Матвеев, А. Ерюхина (Москва), М. Будникова, С. Прокопьева (Пермь), Г. Дулова (Улан-Удэ).
«До 1990-х годов в отечественной системе хореографического образования не имелось профильных балетных вузов. Хореографические училища, выпускавшие артистов балета, относились к среднему профессиональному образо-ванию»[10, с. 43]. Так, проучившись в балетных училищах восемь лет с 10-летнего возраста, выпускники как исполнители получали высшее профобразование, но в связи с возрастной категорией учащихся (с 10 до 18 лет), теоретически это образование называлось «среднеспециаль-ное», т.е. средней ступенью образования.
Конец XX и начало XXI века для Республики Саха (Якутия) связаны с большими переменами. Президент республики М.Е. Николаев много внимания уделял культуре и театральному искусству. Культурную политику президентского правления М. Николаева называют серебряным веком якутской культуры, характеризующимся поиском культурных корней и возрождением традиций. В эти годы открылись новые учреждения культуры, образования и спорта. В начале 1990-х годов музыкальный театр получил статус Государственного театра оперы и балета РС(Я).
С тех пор он имеет полноценную в количественном и качественном плане труппу, обладает опытом постановки спектаклей классического наследия, современных российских авторов, на его сцене рождаются произведения якутских композиторов.
С преобразованием в 1992 году хореографического отделения в музыкальное училище, а в 1995 году образованием Республиканского хореографического училища, как субъекта образовательного учреждения, открывается следующая страница истории якутского хореографического профессионального образования средней ступени.
Н.С. Посельская, в прошлом балерина, выпускница Новосибирского хореографического училища, стала инициатором создания первой балетной школы в Якутии. «С этого момента появилась уникальная возможность обучать артистов балета, не выезжая за пределы республики, и своевременно пополнять балетную труппу Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона молодыми артистами» - писала Н. Посельская в своей диссертации. За основу проекта хореографического училища взята Концепция художественного образования, утвержденная в 2001 году Министерством образования и Министерством культуры РФ. Основополагающим принципом системы профобразования в области искусства является преемственность и непрерывность образовательного процесса - училище (СПО) - вуз (ВПО). Необходимость открытия Якутского хореографического училища Н. Посельская обосновывала объективной потребностью в эффективной организации и функционировании профессионального хореографического образования на основе историко-педагогического опыта и педагогического наследия русской школы классического танца и совершенствованием художественного и технического арсенала искусства балета.
Республиканское хореографическое училище им. А. Посельской за 15 лет подготовило свыше 90 специалистов в области хореографического искусства. Выпускники востребованы и ныне составляют 90% артистов Государственного театра оперы и балета и Национального театра танца. Обучается 100 учащихся из разных районов республики. Образовательная деятельность ведется в соответствии с государственными лицензиями, выданными Министерством культуры РФ и Министерством образования РС (Я) по специальности «хореографическое искусство» по очной форме сроком 8 лет по специальности «артист балета» и 5 лет по специальности «артист ансамбля народного танца». Обучение со-
ответствует программе, разработанной Московской академией хореографии и Санкт-Петербургской академией Русского балета. Учащиеся неоднократно участвовали в фестивалях и конкурсах хореографических училищ в России и за рубежом. В 2012 году сайт министерства культуры РС (Я) сообщил: «семь выпусков хореографического училища составляют ныне большую часть современной балетной труппы театра. Благодаря традиционному единству «школа -театр», стали возможны масштабные постановки выдающегося Ю. Григоровича, требующие большого количества исполнителей. На премьере балета «Лебединое озеро» учащиеся и выпускники местного хореографического училища исполнили кордебалетные и массовые сцены.
С 2012 года училище переименовано в Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хореографический колледж им. А. и Н. По-сельских».
Заключение
Якутское профессиональное хореографическое образование преодолело короткий, но сложный путь освоения классического танца. Сегодня оно входит в стандарты третьего поколения.
В начале 1990-х годов Ленинградское и Московское хореографические училища вошли в вузовскую систему, породив совершенно новый тип учебных заведений - профильный балетный вуз. Они стали центрами, формирующими новый виток развития хореографического образования в России. Вслед за ними и другие регионы в институтах искусств и культуры стали открывать кафедры «исполнительское искусство», по окончании которых выпускники могут получать высшее образование с квалификацией «артист балета». В Министерстве культуры РФ этот вопрос стоит на обсуждении как самая актуальная проблема, стоящая перед трехступенчатой системой воспитания художественных кадров. Трудности в этой сфере связаны, прежде всего, с отсутствием законодательных прав в каждой из этих ступеней.
С 2008 года в Министерстве образования РФ были утверждены Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения. «Особенность процесса разработки стандартов третьего поколения заключается в том, что такие не подкрепленные законодательством (нетиповые) особенности балетного образования (ранее зафиксированные в стандартах специального среднего профессионального образования хореографическое искусство, артист балета), как ранняя профессионализация (профессиональное обучение детей с 10-летнего возраста), телесный характер образования, сопряжение в рамках единого учебного плана общего и профессионального образования, нетиповой срок среднего профессионального образования 7 лет и 10 месяцев и другие, не смогут найти отражения в стандартах третьего поколения»[10, с.52] - говорится в документах УМО Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.
Якутской хореографии предстоит войти в «новую систему российского образования - формирование компетенций специалистов, деятельность которых в отдельных профессиях должна подниматься до уровня искусства, а базироваться на науке и профессионализме» [11, с. 52].
Литература
1. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. - М., 1996. - С. 53.
2. Автономная Якутия. - 1931. - 28 сентября. - С. 3.
3. Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985). -Новосибирск, 1994.
4. Христофоров И. Об искусстве хореографии // Хотугу сулус. - Якутск, 1964. - С.35.
5. Кыым. - 1942. - 22 октября. - С. 3.
6. ЦГА ЯАССР. Ф. 1006, оп. 4, д. 4., л. 7.
7. ЦГА ЯАССР. Ф. 1344, оп. 1, д.99, л.19.
8. ЦГА ЯАССР. Ф. 1344, оп. 1, д. 231.
9. ЦГА ЯАССР. Ф.1006, оп.4, д. 43, л.22.
10. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2008. - №1 (19).
11. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2010. - №1 (23).
Поступила в редакцию 04.02.2014