НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 793.3 (571.56)
Педагогические условия организации хореографического образования в Республике Саха (Якутия)
Н.С. Посельская
В связи с повышением уровня требований к технической подготовке выпускников хореографических образовательных учреждений, выраженный в расширении лексики и усложнения техники танца, вопрос качества образования является актуальным. Процесс воспитания будущих артистов балета - сложный, требующий от педагога разносторонних знаний в различных областях: в музыке, в психологии творчества, анатомии и физиологии, актерском мастерстве и хореографической стилистике.
Ключевые слова: классический танец, исполнительское мастерство, хореографическое мышление, репертуар, выразительность рук.
Due to the increased current requirements for technical training of graduates of choreographic schools which are expressed in expanding the lexis of dance and complexity of its technique, the problem of the quality of education today has become particularly topical. Educating future ballet dancers is a complex process that requires a teacher versatile knowledge in various fields such as music, art psychology, anatomy and physiology, acting technique and choreographic stylistic.
Key words: classical dance, performing art, choreographic thinking, repertoire, expressiveness of hands.
Человек - мастер своей судьбы. В соответствии с этим утверждением в произведениях английского гуманиста и философа Фрэнсиса Бэкона отражаются его этические и социально-политические взгляды, развивается идея исследования объективного мира вокруг нас. Эта мысль, высказанная четыреста лет назад, и сегодня имеет принципиальную актуальность.
Полноценная самоотдача своему делу, развитие высоких личностных качеств и таланта, самодисциплина и искреннее желание достичь успеха являются основными качествами, позволяющими индивиду пестовать свою судьбу. Это касается всех сфер деятельности человека. История знает немало примеров, когда люди добивались небывалого успеха, прежде всего благодаря собственной вере и трудолюбию.
Вместе с тем, существуют сферы деятельности, где практически невозможно стать истинным профессионалом без наставничества, передачи
ПОСЕЛЬСКАЯ Наталья Семеновна - директор, художественный руководитель, педагог классического танца
кой, sakhabanet@gmail.ru 30
опыта «из рук в руки». Даже за самыми уникальными достижениями известных мастеров сцены стоит не только их личный талант и трудолюбие, но и знания и опыт наставников, которые были призваны вести юных дарований до совершенства.
В 1992 году при Якутском музыкальном училище имени Марка Жиркова было организовано хореографическое отделение. Как ни парадоксально, но причиной организации этого отделения стала экономическая ситуация в стране. В начале 90-х годов прошлого века полностью прекратилась практика обучения детей в хореографических училищах России. Как раз в это время в 1991 году якутский музыкальный театр по Указу Президента Р С (Я) преобразовывается в государственный театр оперы и балета, которому в 2000 году присваивается имя народного писателя республики Суоруна Омоллоона. Театр со статусом «государственный» - несомненная заслуга дальновидной политики руководства республики, так как по существующему положению организация подобного рода театров связана с соответствующими критериями, такими как численность населения, учебная база, культурное наследие и история.
Гордость Республики Саха (Якутия) - государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХОРЕОГТАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
- Суоруна Омоллоона в период становления в новом статусе стал испытывать недостаток профессиональных кадров. Сознавая всю катастрофичность сложившейся ситуации, была доказана необходимость создания балетной школы в Якутске, и в 1995 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева было создано Рес-
ствии переименованное в ГОУ «Якутское хореографическое училище имени A.B. Посельской». С открытием в 1995 году Республиканского хореографического училища наступил новый этап в истории якутского балета. С этого момента появилась уникальная возможность обучать артистов балета, не выезжая за пределы республики, и своевременно пополнять балетную труппу Государственного театра оперы и балета молодыми артистами.
За каждым шагом будущего артиста балета крайне необходим неотступный педагогический надзор, особенно на начальном этапе обучения, когда закладывается фундамент исполнительского мастерства, раскрываются особенности природы таланта артиста. На этом ответственном этапе образ педагога и его мастерство, безусловно, играют определяющую роль.
«Профессиональное владение педагогической методикой - всего только «инструмент», с помощью которого шлифуется природный дар ученика. Педагог обучает ребенка не только навыкам исполнения тех или иных «па», танцевальных «фраз» и «предложений». Педагог с самых первых уроков привносит в процесс воспитания свое мироощущение, свое осмысление искусства хореографии» [2].
Овладение высоким исполнительским мастерством классического танца, во многом зависит от познания и усвоения его природы, его средств выражения, школы. В современной хореографической педагогике подробно разработана методика исполнения отдельных элементов классического танца. Однако если правила их выполнения считаются законом, то обычно обходятся молчанием такие стороны методики, как построение урока, количество учебных примеров в различных разделах урока, сочетание элементов движений, воспитывающих определенные качества будущего артиста балета, наконец, способы «хореографического мышления». Это огромный пласт в методике, едва тронутый исследователями.
«До недавнего времени, не существовало не только единой системы в методике преподавания классического танца, но не было даже программы, и «преподавание в значительной степени зависело от навыков и вкусов преподавателей» [3].
В истории отечественной балетной педагогики была, как видим, предпринята попытка «покончить
с бессистемностью» и осуществить разработку программы и методических указаний к ней, «базируясь на богатом опыте московского и ленинградского хореографических заведений» [2].
Впервые стройная система классического танца была изложена в 1934 году в работе А.Я. Вагановой «Основы классического танца» [3]. Это была система, которая утверждалась в неразрывной связи с театральной практикой. В этой связи следует заметить, что если в двадцатые годы прошлого века было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара. С 1931 по 1937 гг. А.Я. Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни». Осуществленные А.Я. Вагановой новые редакции балетов «Лебединое озеро» в 1933 г. и «Эсмеральда» в 1935 г. отвечали общему направлению поисков советских хореографов тридцатых годов. В новых спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую принял балетный мир и которую современники стали называть Вагановской [1].
Прославленная советская балерина и педагог Н.М. Дудинская вспоминала: «Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех - от артисток кордебалета до ведущих балерин - нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы это и есть отличительные черты школы Вагановой» [5].
Ныне педагогический метод А.Я. Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы. На сегодняшний день хореографические училища России, не является исключением и Якутское хореографическое училище им. A.B. Посельской, развиваются на основе «школы Вагановой».
Несколькими годами позднее после выхода в свет книги А.Я. Вагановой «Основы классического танца» [3], выходит книга Н.И. Тарасова в соавторстве с коллегами [5] по методике классического тренажа. Это были первые опыты системного подхода к осмыслению методических проблем в преподавании классического танца. Впервые были сделаны не только практические, но и теоретические шаги к слиянию петербургской и московской методик преподавания, к их взаимообогащению [2].
ПОСЕЛЬСКАЯ
Первой совместной работой мастеров явился учебный фильм «Методика классического танца». Его постановка и съемки начались почти сразу после войны по сценарию, разработанному А.Я. Вагановой и Н.И. Тарасовым. Их совместная работа над фильмом, вышедшем в 1947 г., - итог многолетнего труда педагогов старейших русских балетных школ. Авторов объединяла не только влюбленность в классический танец, преданность балетной педагогике, но и опыт научного осмысления методических проблем.
Как показала жизнь, усилия по слиянию методик преподавания не прошли бесследно. Несмотря на постоянно сохранявшийся дух соперничества между ленинградцами и москвичами, методическая наука продвигалась к синтезу двух ведущих школ страны. Предпосылки к этому были заложены еще в начале тридцатых годов прошлого столетия, когда из Ленинграда в Москву были переведены на постоянную работу маститые педагоги В.А. Семенов, А.И. Чекрыгин, М.А. Кожухова, Е.П. Гердт, М.М. Леонтьева, П.А. Гусев, A.B. Лопухов [2].
Проблемы взаимовлияния разных школ и различных методик не столь однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Споры об этом часто поверхностны: оппоненты обеспокоены лишь признанием приоритетов той или другой школы. В основе же, если рассматривать эти проблемы непредвзято, лежат глубокие исторические предпосылки. Начиная с момента зарождения балетного искусства в России, и французская, и итальянская школы, соприкоснувшись с колоритом русского исполнительства, получали новое развитие, приобретали новое качество, превращаясь в русское национальное искусство. Сама история свидетельствует о неизбежности взаимодействия школ и методик, способствующих дальнейшему продвижению к новым художественным открытиям. Если же рассматривать проблемы взаимосвязи школ шире, то и театр по-своему, иногда весьма значительно, оказывает влияние на решение тех или иных проблем методики.
Сценический опыт убедительно подтверждает, что школа классического танца, располагая огромным диапазоном технических и выразительных средств, является той профессиональной основой, которой пользуются исполнители всех жанров театральной хореографии. Но это относится только к школе, к исполнительской технике танца, тогда как будущий артист балета должен овладевать умением создавать психологический образ своего героя, научиться работать над ролью.
Классический танец, как и любой другой вид искусства, в течение столетий видоизменялся, усложнялся, приобретал качественно новые черты. Как образно-хореографическая система дви-
жений человека, он прошел большой и сложный путь формирования и развития. Изучение истории развития классического танца в России, совершенствование технического арсенала имеет большое значение не только для творческого осмысления опыта прошлого и обогащения традиций, но и для привнесения этого богатого опыта в другую исторически сложившуюся среду, в частности, в Якутию, где классический танец в силу исторических, этнокультурных и географических факторов, просто не мог иметь столь богатых традиций.
Классический танец может совершенствоваться по линии балетмейстера, исполнительского мастерства, методики преподавания, теории, но его хореографическая первооснова, школа, должна оставаться неизменной так же, как музыкальный звукоряд [4].
Русская школа классического танца продолжает неуклонно сохранять свои традиции, совершенствоваться и творчески развиваться. Но школу иногда упрекают в том, что она недостаточно хорошо вооружает будущих артистов балета соответствующими навыками для участия в новых современных постановках, где используются балетмейстером различные стили танца: гротесковый, эксцентрический и акробатический. На это великий хореограф Н.И. Тарасов отвечал: «если сам балетмейстер хорошо владеет школой классического танца и к тому же талантлив, ему хватает ее пластических ресурсов для оформления своих оригинальных и современных постановок»^].
Школа классического танца не заставляет заучивать определенный комплекс движений, а при помощи своих упражнений обучает тело и воспитывает сознание исполнителя, чтобы он мог действовать так свободно, разнообразно и выразительно, как это понадобится балетмейстеру в его хореографических произведениях. Это основная учебная задача балетной школы.
Конечно, в творческой жизни театра школа занимает очень скромное место и своим развитием во многом ему обязана. Но, растворяясь в мастерстве балетмейстера и исполнителя она, тем не менее, сказывается во всех их действиях. Вообще школа может быть самым близким, надежным и полезным творческим другом хореографа любой специальности, если она хорошо им усвоена и познана.
Процесс воспитания будущих артистов балета - сложный, требующий от педагога разносторонних знаний в различных областях: в музыке, в психологии творчества, анатомии и физиологии, актерском мастерстве и, наконец, в хореографической стилистике. Базой в обучении, в комплексе специальных дисциплин, безусловно, является классический танец: только он способен воспитать
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
тело танцовщика и довести его до совершенства. Все это объединено в единый учебный процесс, основной задачей которого является воспитание профессиональных исполнителей, способных влиться в труппы театров и безболезненно войти в текущий репертуар. Техника классического танца - это, прежде всего выучка, воспитание всего организма человека - мышц, психики, нервной системы, что невозможно без физической, систематически повторяющейся нагрузки и приобретения необходимых для театральной хореографии двигательных навыков.
Содержание и глубина хореографического произведения могут быть полностью раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Точность позволяет танцовщику обрести не только пластическую стройность, отчетливую фразировку движения, уверенность в своих силах, но и творческую активность. Техника танца прививается с первых шагов обучения на основе строжайшего принципа - от простого к сложному. Поэтому приступать к изучению каждого последующего, более сложного движения можно только тогда, когда все предшествующее будет достаточно точно освоено и отработано учащимися. Необходимо крайне внимательно следить за тем, чтобы все элементы, из которых слагается новое движение, были тщательно подготовлены в своей первооснове.
Одним из важнейших элементов техники классического танца является свобода исполнительства. Известно, что действиями человека управляют интеллект и эмоции. Не менее активные функции в движениях человека выполняют его мышцы, при помощи которых он совершает свои физические действия. Мышцы артиста балета должны обладать достаточной силой, выносливостью, эластичностью и подвижностью, только тогда они будут выполнять свою работу экономно и целесообразно, без чрезмерной напряженности, которая ведет к скованности, а не свободе физического действия. Чем более развиты двигательные способности мышц, тем свободнее артист может действовать на сцене.
С самого начала следует прививать учащимся умение двигаться достаточно энергично и уверенно, но всегда расчетливо и экономно, избегая чрезмерного мышечного напряжения, которое может войти в привычку и помешать развитию координации движения, связать и ограничить свободное проявление индивидуальности учеников, породить исполнительский схематизм.
Для правильного развития мышечной свободы движения не нужны особые уроки. На основе обычного построения учебных заданий надо неуклонно отрабатывать у учащихся стремление двигаться экономно, целесообразно, без лишнего
мышечного напряжения. Иначе никакие, даже са-
ства не помогут учащимся обрести подлинную свободу действия.
Исследования по сравнительному анализу и комплексной оценке физического статуса учащихся Якутского хореографического училища им. A.B. Посельской, проведенные в сотрудничестве с Якутским медицинским институтом, выявили отставание в росте и развитии мышечной массы тела у якутских студентов, связанные с территориальными особенностями Якутии, чем у учащихся Красноярского государственного хореографического училища.
В этой связи по нашей инициативе были организованы и проведены научно-практические конференции «Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях
рамках Федеральной программы «Культура России»» (Якутск, 2003 г.); «Актуальные вопросы здоровья, питания и физического развития учащихся хореографических училищ» (Якутск, 2008 г.); «Профессиональное хореографическое образование: опорно-двигательный аппарат» (Якутск, 2009 г.) с приглашением представителей хореографических учебных заведений России. В итоге были выработаны практические рекомендации, которые в настоящее время успешно претворяются в жизнь. Организованы курсы подготовительных классов для детей, поступающих в хореографическое училище, значительно повысилось качество образования и организация производственно-сценической практики.
Педагогам рекомендовано проводить занятия ежедневно не менее двух академических часов на протяжении всего курса обучения, чтобы мышцы учащихся обрели достаточную силу, выносливость и подвижность. Случаи пропуска нескольких уроков подряд или в разбивку отрицательно сказывается на исполнительской технике. Мышцы слабеют, становятся скованными в своем движении. В целях восстановления и обретения необходимой эластичности, выносливости мышц, точности и свободы движений, учащимся приходится приложить немало сил и времени.
Изучение новых движений классического танца должно быть строго последовательным, систематическим и слагаться из ранее хорошо усвоенных элементов, к которым добавляется новая хореографическая деталь. Это приводит к тому, что мышцы учащихся начинают работать гораздо активнее, точнее, экономнее и свободнее, без лишней напряженности. Пропуски занятий в изучении танцевальной техники, как правило, нарушают пластическую слитность и соразмерность работы мышц. Правильные движения развиваются толь-
АБРАМОВА
ко тогда, когда ученики хорошо знают и чувствуют меру своего мышечного напряжения, его спад и нарастание, а для этого необходимо крайне последовательно подходить к изучению элементов классического танца.
Воспитание будущего артиста балета происходит в контексте правильного отношения к искусству танца. Оставаться самим собой - вот учебная задача, которая ведет ученика к естественности. Это позволяет ему в полной мере раскрыть свою индивидуальность в создании правдивого, глубоко реалистического танцевального образа. В исполнительском творчестве простота - это наивысшая степень лаконизма, которая не терпит ничего лишнего, чужого, наносного. В то же время простота движения в искусстве балета не может быть полной, если отсутствует исполнительская строгость, которая означает академическое совершенство и отточенность хореографических форм.
Качество образования в хореографическом училище зависит не только от знания школы, но и глубокого понимания современности, музыкальной и актерской культуры. В хореографических училищах России, не говоря уже о педагогах, имеется
процесса. У каждого из них своя, индивидуальная методика ведения предмета, но все они объединяются, когда речь идет о чистоте классического стиля, за реалистическое направление в хореогра-
В настоящее время для всех школ классического танца, расположенных на пространстве бывшего Советского Союза, характерен академический строгий стиль. Русский балет, признанный во всем мире, потому и является «классическим», что он в лучшем смысле слова консервативен [2]. И именно, классицизм призван развивать балет в правильном направлении в Якутии и нивелировать некоторые показатели, связанные с этно-террито-риальными особенностями.
На современном этапе Якутское хореографическое училище является самой молодой кузницей, готовящей профессиональных артистов балета в России, но на его счету немало побед, ярких выступлений на фестивалях и конкурсах, более 60 выпускников получивших профессиональное образование молодых артистов.
Основной задачей образовательного процесса в хореографическом училище является формирование танцующего актера - профессионала, мастера. Процесс воспитания будущих артистов балета - сложный, требующий от педагога всеобъемлющих знаний в разных областях: в музыке, в психологии творчества и физиологии, не говоря уже о методических знаниях, актерском и композиционном мастерстве, хореографической стилистике. Базой в обучении, безусловно, является классический танец: только он способен воспитать тело танцовщика и довести его до профессионального совершенства.
На наш взгляд, дальнейшее развитие профессионального хореографического образования в Якутии заключается в сохранении высокого академического стиля классического танца, в развитии и совершенствовании его виртуозного мастерства, культуры и методики преподавания. Такова задача, стоящая перед педагогами настоящего и будущего поколения хореографов Республики Саха (Якутия).
Литература
1. Леонова М.К. Из истории Московской балетной школы (1945-1970). - М.: МГАХ, 2008.-768 с.
2.МсрицВ.Э., ТарасовН.И., ЧекрыгинА.И. Методика классического тренажа. -М.-Л., 1940. - 384 с.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 7 изд-С-П.: Лань, 1982. -192 с.
4. Сайт Академии русского балета:
И11 р: //\\\\\\. \ а аа по\а. ги/ра ас. р И р 91 с1= 111&р1с1=6
5. Тарасов Н. И. Классический танец. - М.: Искусство, 1971.-496 с.
УДК 378.637:376.112.4
О сущности профессионально-педагогической компетентности будущего коррекционного педагога
Н.А. Абрамова
Статья посвящена проблеме изучения сущности профессионально-педагогической компетентности будущего учителя. В ней затронуты вопросы, касающиеся профессиональной подготовки __будущих учителей - коррекционных педагогов
«гт»ч1ап« тт д л. в условиях компетентностного подхода к со-
АБРАМОВ А Наталья Андреевна -к. п. н., доцент кафед- ^ ^ ,,
ры педагогики дошкольного воспитания Педагогичес- держанию образования. В статье рассмотрело институтаСВФУ им. М.К. Аммосова, д.т. (4112) 36- ны точки зрения различных исследователей по-15-62.