15. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 232 с.
16. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. - М.: Флинта, Наука, 1998. - С. 51.
17. Клобукова Л.П. Обучение языку специальности. - М.: МГУ, 1987. - С. 6-30.
18. Курганова С.П. Практикум по русскому языку. Научный текст. - М.: МГУ, 1991. - С. 31-32.
19. Мотина Е.И. Язык специальности. - М.: Изд-во Моск. университета, 1988, - 230 с.
N.V Sedalischeva
The main characteristic feature of discourse of thematic talk in the speech
of a non-philologist
The author considers the topical demands of students in educational and professional spheres of communication. Communicative competence demands making out discourse as its component to make full-fledged communication. The discourse competence includes knowledge of different types of discourse and rules of their building as well as skills of their comprehension. In the article a discourse of thematic conversation is under consideration which assumes formation and development of reproductive and productive speech in a dialogue which is characteristic for students’ communication.
Key words: communicative needs, discourse, speech act, a type of discourse, communicative purpose, composition, subjective and thematic aspect of discourse, types of speech act, operational aspect of discourse, communicative skills.
УДК 793.3 (571.56) Н.С. Посельская
значение русской школы классического танца в системе хореографического образования
В связи с повышением уровня требований к технической подготовке выпускников хореографических образовательных учреждений, выраженного в расширении лексики и усложнении техники танца, вопрос качества образования является актуальным. Процесс воспитания будущих артистов балета - сложный, требующий от педагога разносторонних знаний в различных областях: в музыке, в психологии творчества, анатомии и физиологии, актерском мастерстве и хореографической стилистике. Однако фундаментом в овладении техникой и качествами профессионального артиста балета был и остается классический танец. Только классический танец способен воспитать тело танцовщика и довести его до совершенства. Все это объединено в единый учебный процесс, основной задачей которого является качественное обучение будущих исполнителей, способных органически влиться в труппы театров и другие профессиональные танцевальные коллективы.
Ключевые слова: балет, хореография, классический танец, исполнительское мастерство, хореографическое мышление, па, репертуар, выразительность рук, апломб корпуса, техника танца, физический статус, танцевальный образ, академический стиль, виртуозное мастерство.
Человек - мастер своей судьбы. В соответствии с этим утверждением в произведениях английского гуманиста и философа Фрэнсиса Бэкона отражаются его этические и социально-политические взгляды, развивается идея исследования объективного мира вокруг нас. Эта мысль, высказанная четыреста лет назад, и сегодня имеет принципиальную актуальность.
ПОСЕЛьСКАЯНаталья Семеновна - директор Якутского хореографического училища имени А.В. Посель-ской.
E-mail: unir@sitc.ru
Полноценная самоотдача своему делу, развитие высоких личностных качеств и таланта, самодисциплина и искреннее желание достичь успеха являются основными качествами, позволяющими индивиду пестовать свою судьбу. Это касается всех сфер деятельности человека. История знает немало примеров, когда люди добивались небывалого успеха, прежде всего, благодаря собственной вере и трудолюбию.
Вместе с тем существуют сферы деятельности, где практически невозможно стать истинным профессионалом без наставничества, передачи опыта «из рук в руки».
К таковым можно отнести искусство классического танца. Даже за самыми уникальными достижениями известных мастеров сцены стоит не только их личный талант и трудолюбие, но и знания и опыт наставников, которые были призваны вести юных дарований к совершенству.
За каждым шагом будущего артиста балета крайне необходим неотступный педагогический надзор, особенно на начальном этапе обучения, когда закладывается фундамент исполнительского мастерства, раскрываются особенности природы таланта артиста. На этом ответственном этапе образ педагога и его мастерство, безусловно, играют определяющую роль.
Профессиональное владение педагогической методикой - всего только «инструмент», с помощью которого шлифуется природный дар ученика. Педагог обучает ребенка не только навыкам исполнения тех или иных «па», танцевальных «фраз» и «предложений». Педагог с самых первых уроков привносит в процесс воспитания свое мироощущение, свое осмысление искусства хореографии [1].
Овладение высоким исполнительским мастерством классического танца во многом зависит от познания и усвоения его природы, его средств выражения, школы. В современной хореографической педагогике подробно разработана методика исполнения отдельных элементов классического танца. Однако если правила их выполнения считаются законом, то обычно обходятся молчанием такие стороны методики, как построение урока, количество учебных примеров в различных разделах урока, сочетание элементов движений, воспитывающих определенные качества будущего артиста балета, наконец, способы «хореографического мышления». Это огромный пласт в методике, едва тронутый исследователями.
До недавнего времени не существовало не только единой системы в методике преподавания классического танца, но не было даже программы, и преподавание в значительной степени зависело от навыков и вкусов преподавателей [2].
В истории отечественной балетной педагогики была, как видим, предпринята попытка покончить с бессистемностью и осуществить разработку программы и методических указаний к ней, базируясь на богатом опыте московского и ленинградского хореографических заведений [1].
Впервые стройная система классического танца была изложена в 1934 г. в работе А.Я. Вагановой «Основы классического танца». Это была система, которая утверждалась в неразрывной связи с театральной практикой. В этой связи следует заметить, что если в двадцатые годы прошлого века было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые - главной задачей стало создание современного репертуара. С 1931 по 1937 гг. А.Я. Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский
фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни». Осуществленные А.Я. Вагановой новые редакции балетов «Лебединое озеро» в 1933 г. и «Эсмеральда» в 1935 г. отвечали общему направлению поисков советских хореографов 1930-х годов. В новых спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую принял балетный мир, и современники стали называть ее Вагановской [3].
Прославленная советская балерина и педагог
Н.М. Дудинская вспоминала: «Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех - от артисток кордебалета до ведущих балерин, нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы - это и есть отличительные черты школы Вагановой» [4].
Ныне педагогический метод А.Я. Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы. На сегодняшний день хореографические училища России, в т.ч. и Якутское хореографическое училище имени А.В. Посельской, развиваются на основе «школы А.Я. Вагановой».
Несколькими годами позднее после выхода в свет книги А.Я. Вагановой «Основы классического танца» выходит книга Н.И. Тарасова в соавторстве с коллегами по методике классического тренажа. Это были первые опыты системного подхода к осмыслению методических проблем в преподавании классического танца. Впервые были сделаны не только практические, но и теоретические шаги к слиянию петербургской и московской методик преподавания, к их взаимообогащению [1].
Первой совместной работой мастеров явился учебный фильм «Методика классического танца». Его постановка и съемки начались почти сразу после Великой Отечественной войны по сценарию, разработанному А.Я. Вагановой и Н.И. Тарасовым. Их совместная работа над фильмом, вышедшем в 1947 г., - итог многолетнего труда педагогов старейших русских балетных школ. Авторов объединяла не только влюбленность в классический танец, преданность балетной педагогике, но и опыт научного осмысления методических проблем.
Эти усилия по слиянию методик преподавания вели к синтезу двух ведущих балетных школ страны. Предпосылки к этому были заложены еще в начале 1930-х гг., когда из Ленинграда в Москву были переведены на постоянную работу маститые педагоги В.А. Семенов, А.И. Чекрыгин, М.А. Кожухова, Е.П. Гердт, М.М. Леонтьева, П.А. Гусев, А.В. Лопухов [1].
Проблемы взаимовлияния разных школ и различных методик не столь однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Споры об этом часто поверхностны: оппоненты обеспокоены лишь признанием приорите-
тов той или другой школы. В основе же, если рассматривать их непредвзято, лежат глубокие исторические предпосылки. Начиная с момента зарождения балетного искусства в России, и французская, и итальянская школы, соприкоснувшись с колоритом русского исполнительства, получили новое развитие, приобрели новое качество и превратились в русское национальное искусство. Сама история свидетельствует о неизбежности взаимодействия школ и методик, способствующих дальнейшему продвижению к новым художественным открытиям. Если же рассматривать проблемы взаимосвязи школ шире, то и театр иногда весьма значительно и по-своему оказывает влияние на решение тех или иных проблем методики.
Сценический опыт убедительно подтверждает, что школа классического танца, располагая огромным диапазоном технических и выразительных средств, является той профессиональной основой, которой пользуются исполнители всех жанров театральной хореографии. Но это относится только к школе, к исполнительской технике танца, тогда как будущий артист балета должен овладевать умением создавать психологический образ своего героя, научиться работать над ролью.
Классический танец, как и любой другой вид искусства, в течение столетий видоизменялся, усложнялся, приобретал качественно новые черты. Как образнохореографическая система движений человека он прошел большой и сложный путь формирования и развития. Изучение истории развития классического танца в России, совершенствование технического арсенала имеет большое значение не только для творческого осмысления опыта прошлого и обогащения традиций, но и для привнесения этого богатого опыта в другую исторически сложившуюся среду, в частности, в Якутию, где классический танец в силу исторических, этнокультурных и географических факторов просто не мог иметь столь богатых традиций.
Классический танец может совершенствоваться по линии балетмейстера, исполнительского мастерства, методики преподавания, теории, но его хореографическая первооснова - школа - должна оставаться неизменной так же, как музыкальный звукоряд [5].
Русская школа классического танца продолжает неуклонно сохранять свои традиции, совершенствоваться и творчески развиваться. Но школу иногда упрекают в том, что она недостаточно хорошо вооружает будущих артистов балета соответствующими навыками для участия в новых современных постановках, где используются балетмейстером различные стили танца: гротесковый, эксцентрический и акробатический. На это великий хореограф Н.И. Тарасов отвечал: «Если сам балетмейстер хорошо владеет школой классического танца и к тому же талантлив, ему хватает ее пластических ресурсов для оформления своих оригинальных и современных постановок»[5, с. 242].
Школа классического танца не заставляет заучивать определенный комплекс движений, а при помощи своих упражнений обучает тело и воспитывает сознание исполнителя, чтобы он мог действовать так свободно, разнообразно и выразительно, как это понадобится балетмейстеру в его хореографических произведениях. Это основная учебная задача балетной школы.
Конечно, в творческой жизни театра школа занимает очень скромное место и своим развитием во многом ему обязана. Но, растворяясь в мастерстве балетмейстера и исполнителя, она тем не менее сказывается во всех их действиях. Вообще школа может быть самым близким, надежным и полезным творческим другом хореографа любой специальности, если она хорошо им усвоена и познана.
Процесс воспитания будущих артистов балета -сложный, требующий от педагога разносторонних знаний в различных областях; в музыке, в психологии творчества, анатомии и физиологии, актерском мастерстве и, наконец, в хореографической стилистике. Базой в обучении, в комплексе специальных дисциплин, безусловно, является классический танец: только он способен воспитать тело танцовщика и довести его до совершенства. Все это объединено в единый учебный процесс, основной задачей которого является воспитание профессиональных исполнителей, способных влиться в труппы театров и безболезненно войти в текущий репертуар. Техника классического танца - это, прежде всего выучка, воспитание всего организма человека -мышц, психики, нервной системы, что невозможно без физической, систематически повторяющейся нагрузки и приобретения необходимых для театральной хореографии двигательных навыков.
Содержание и глубина хореографического произведения могут быть полностью раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Точность позволяет танцовщику обрести не только пластическую стройность, отчетливую фразировку движения, уверенность в своих силах, но и творческую активность. Техника танца прививается с первых шагов обучения на основе строжайшего принципа - от простого к сложному. Поэтому приступать к изучению каждого последующего, более сложного движения можно только тогда, когда все предшествующее будет достаточно точно освоено и отработано учащимися. Необходимо крайне внимательно следить за тем, чтобы все элементы, из которых слагается новое движение, были тщательно подготовлены в своей первооснове.
Одним из важнейших элементов техники классического танца является свобода исполнительства. Известно, что действиями человека управляют интеллект и эмоции. Не менее активные функции в движениях человека выполняют его мышцы, при помощи которых он совершает свои физические действия. Мышцы артиста балета должны обладать достаточной силой, выносливостью,
эластичностью и подвижностью, только тогда они будут выполнять свою работу экономно и целесообразно, без чрезмерной напряженности, которая ведет к скованности, а не свободе физического действия. Чем более развиты двигательные способности мышц, тем свободнее артист может действовать на сцене.
С самого начала следует прививать учащимся умение двигаться достаточно энергично и уверенно, но всегда расчетливо и экономно, избегая чрезмерного мышечного напряжения, которое может войти в привычку и помешать развитию координации движения, связать и ограничить свободное проявление индивидуальности учеников, породить исполнительский схематизм.
Для правильного развития мышечной свободы движения не нужны особые уроки. На основе обычного построения учебных заданий надо неуклонно отрабатывать у учащихся стремление двигаться экономно, целесообразно, без лишнего мышечного напряжения. Иначе никакие, даже самые квалифицированные уроки актерского мастерства не помогут учащимся обрести подлинную свободу действия.
Исследования по сравнительному анализу и комплексной оценке физического статуса учащихся Якутского хореографического училища имени А.В. Посель-ской, проведенные в сотрудничестве с медицинским институтом ЯГУ, выявили отставание в росте и развитии мышечной массы тела у якутских студентов, связанные с климатическими особенностями Якутии, по сравнению с учащимися Красноярского государственного хореографического училища.
В этой связи по нашей инициативе были организованы и проведены научно-практические конференции «Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока» в рамках Федеральной программы «Культура России»» (Якутск, 2003); «Актуальные вопросы здоровья, питания и физического развития учащихся хореографических училищ» (Якутск, 2008); «Профессиональное хореографическое образование: опорно-двигательный аппарат» (Якутск, 2009) с приглашением представителей хореографических учебных заведений России. В итоге были выработаны практические рекомендации, которые в настоящее время успешно претворяются. Организованы курсы подготовительных классов для детей, поступающих в хореографическое училище, значительно повысились качество образования и организация производственносценической практики.
Педагогам рекомендовано проводить занятия ежедневно, не менее двух академических часов на протяжении всего курса обучения, чтобы мышцы учащихся приобрели достаточную силу, выносливость и подвижность. Пропуски нескольких уроков подряд или вразбивку отрицательно влияют на исполнительскую технику, т.к. мышцы слабеют, становятся скованными в своем движе-
нии. В целях восстановления и обретения необходимой эластичности, выносливости мышц, точности и свободы движений учащимся приходится затрачивать немало сил и времени.
Изучение новых движений классического танца должно быть строго последовательным, систематическим и слагаться из ранее хорошо усвоенных элементов, к которым добавляется новая хореографическая деталь. Это приводит к тому, что мышцы учащихся начинают работать гораздо активнее, точнее, экономнее и свободнее, без лишней напряженности. Правильные движения развиваются только тогда, когда ученики хорошо знают и чувствуют меру своего мышечного напряжения, его спад и нарастание, а для этого необходимо крайне последовательно подходить к изучению элементов классического танца.
Воспитание будущего артиста балета происходит в контексте с правильным отношением к искусству танца. Оставаться самим собой - задача, которая ведет ученика к естественности. Это позволяет ему в полной мере раскрыть свою индивидуальность в создании правдивого, глубоко реалистического танцевального образа. В исполнительском творчестве простота - это наивысшая степень лаконизма, которая не терпит ничего лишнего, чужого, наносного. В то же время простота движения в искусстве балета не может быть полной, если отсутствует исполнительская строгость, которая означает академическое совершенство и отточенность хореографических форм.
Качество образования в хореографическом училище зависит не только от знания школы, но и глубокого понимания современности, музыкальной и актерской культуры. В хореографических училищах России имеется свой определенный почерк организации учебного процесса. У каждого из них своя, индивидуальная методика ведения предмета, но все они объединяются, когда речь идет о чистоте классического стиля, за реалистическое направление в хореографии.
В настоящее время для всех школ классического танца, расположенных на пространстве бывшего Советского Союза, характерен академический строгий стиль. Русский балет, признанный во всем мире, потому и является «классическим», что он в лучшем смысле слова консервативен [1]. И именно классицизм призван развивать балет в правильном направлении в Якутии и нивелировать некоторые показатели, связанные с этно-территориальными особенностями.
Дальнейшее развитие профессионального хореографического образования в Якутии заключается в сохранении высокого академического стиля классического танца, в развитии и совершенствовании его виртуозного мастерства, культуры и методики преподавания. Такова задача, стоящая перед педагогами настоящего и будущего поколения хореографов Республики Саха (Якутия).
Л и т е р а т у р а
1. Леонова М.К. Из истории Московской балетной школы (1945-1970). - М.: МГАХ, 2008. - 768 с.
2. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. - М.; Л., 1940. - 384 с.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Седьмое издание. - СПб.: Лань, 1982. - 192 с.
4. http://www.vagaшva.ru/page.php?id=Ш&pid=6: (дата обращения: 27.01.2010).
5. Тарасов Н.И. Классический танец. - М.: Искусство, 1971. - 478 с.
N.S. Poselskaya
The significance of Russian school of classical dance in the system of choreographic education
In connection with increasing of the level of requirements to the education of the graduates in choreographic schools characterizing with broadening of vocabulary and complication of techniques of dance, the issue of education quality is rather urgent. The process of education of the future ballet dancers is quite complicated requiring versatile knowledge of a teacher in various spheres: music, psychology of art, anatomy and physiology as well as actor mastery and choreographic style. However the basis of mastering in techniques and quality of a professional ballet dancer was and remains classical dancing. The classical dancing is able to train a body and bring it to perfection. All these mentioned are united into the integrated educational process aimed at qualitative education of the future dancers who will be able to join organically the troupes of theatres and other professional dancing groups.
Key words: ballet, choreography, classical dance, masterly performance, choreographic mind, pas, repertoire, arms flexibility, aplomb of body, dancing techniques, physical status, dancing image, academic style, unsurpassed skills.
УДК 316.61-057.87 Д.Н. Девятловский, В.В. Игнатова
ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ДИАГНОСТИКА
Особую роль в профессиональной подготовке студентов-экономистов играет формирование праксиологических умений. Рассмотрены теоретические подходы к интерпретации понятия «умения», основные праксиологические умения экономистов, а также описывается диагностика сформированности данных умений.
Ключевые слова: праксиологические умения, праксиология, подходы, диагностика, критерий, уровень, характеристика, сформированность, экономист.
В настоящее время изменение системы экономического образования необходимо рассматривать как составную часть рыночных преобразований в России. Современная экономическая ситуация характеризуется динамизмом, неопределенностью, повышенным риском. Это влечет за собой увеличение спроса на специалистов экономического профиля, удовлетворяющих запросам сложив-
ДЕВЯТЛОВСКИй Дмитрий Николаевич - аспирант Сибирского государственного технологического университета, г Красноярск.
E-mail: devyatlovskiy@mail.ru
ИГНАТОВА Валентина Владимировна - д.п.н., профессор Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск.
E-mail: Valyaig7@yandex.ru
шегося рынка. От уровня профессиональной компетентности экономиста зависят сроки реализации актуальных экономических программ и планов, оптимальность принимаемых решений и соответственно результативность хозяйственной деятельности.
Принятые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по экономическим специальностям в целом обеспечивают подготовку специалиста-экономиста, отвечающего требованиям XXI в. Но их наличие не обеспечивает качественной подготовки такого специалиста. Необходимо разработать такое педагогическое обеспечение их реализации, которое бы способствовало формированию и развитию праксиологических умений.
Проблема формирования умений до сих пор вызывает дискуссии среди ученых. Термин «умения» трактуется