Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 97
И.И.Борисова
ПЕРВЫЙ ЯКУТСКИЙ БАЛЕТ «СИР СИМЭГЭ» -«ПОЛЕВОЙ ЦВЕТОК»
Эта статья рассказывает о первом якутском балете «Сир симэгэ» («Полевой цветок»), поставленном в 1947 г. в Якутском музыкально-драматическом театре. История балета Саха интересна своими национальными традициями, основанными на менталитете и религии народа.
В становлении театрального искусства Якутии происходило одновременно возникновение композиторской, сценографической и вокальной школ. Первые литературные шаги в области театра делали и авторы либретто. В балете «Сир симэгэ» авторами выступили драматург Д.К. Сивцев, известный уже в то время как Суорун-Омоллоон, композитор М.Н. Жирков, сценограф Г.И. Ту-ралысов и московский балетмейстер С.В. Владимиров-Климов.
Ключевые слова: якутский балет «Сир симэгэ», национальные традиции, Якутский музыкально-драматический театр.
В 1930-е гг. двадцатого столетия - время рождения балетного искусства во всех союзных и автономных республиках СССР. Благодаря обучению своих кадров балетмейстеров в центральных городах России, стали появляться разные театральные жанры и стили, основанные на национальном фольклоре. Не была исключением в этом процессе и Республика Якутия (Саха). Самобытность и своеобразие якутского фольклора, богатое наследие народного творчества помогли созданию интереснейшего балетного театра, основанного на поэтичности и театральности национального эпоса - олонхо, сложной модели обрядов в сочетании с русской школой классического танца.
За 60 лет существования якутский профессиональный балетный театр проделал большой путь в освоении классического балета. Сегодня мы наблюдаем на сцене Якутского государственного Театра оперы и балета имени Суорун-Омоллоона (ЯГТОиБ) в постоянном репертуаре такие полнометражные спектакли классического наследия, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Дон-Кихот», «Баядерка». Любому балетному театру необходимо освоение классики как
98 Вопросы организации хореографического образования
школы, фундамента, при наличии которого можно создавать национальные балеты. Балетмейстеры, работавшие в Якутии, понимали важность воплощения национальной темы на якутской сцене. Одними из первых таких постановок стали балеты «Сир симэгэ» в 1947 г. и «Чурумчуку» в 1964 г., которые вошли в историю якутского театра и стали его классическим наследием.
В 1947 г. тогда еще в Якутском музыкально-драматическом театре две премьеры: опера «Нюргун Боотур» и балет «Сир симэгэ» - возвестили «о рождении профессиональной якутской музыки как новой, самостоятельной ветви музыкальной культуры»1.
Итак, балет «Сир симэгэ» - в переводе «Полевой цветок» -появился на свет в преддверии 25-летнего юбилея ЯАССР. Либретто принадлежало перу якутского драматурга С. Омолло-она, музыку на основе народных якутских мелодий написали композиторы М.Н. Жирков и Г.И. Литинский. Постановщиком балета стал прибывший в Якутию балетмейстер Сергей Владимиров-Климов. Педагогом-репетитором была известная балерина Ольга Зимина, приглашенная из Новосибирска. К моменту постановки балета состав якутской труппы насчитывал 65 человек. Уже тогда показали свое мастерство способные молодые артисты балета Иннокентий Христофоров, Лаврентий Ме-кюрдянов, Мария Жорницкая, Ксения Посельская, Нинель Силь-ванович и др.
С. Омоллоон использовал в своем либретто мотивы якутской сказки «Старуха Бэйбэрикээн»: «У одинокой старушки Бэй-бэрикээн нет никого, кто бы утешал ее в старости. Однажды утром около дороги она увидела прекрасный цветок. Это была сказочная птица-стерх, возвращенная людям доброй волшебницей Аан Мичил в виде полевого цветка. И вдруг - о чудо! -цветок превращается в красивую девушку, которую Бэйбэрикээн решает удочерить. В девушку влюбляется молодой охотник Харахсын Бэргэн, случайно увидевший ее. Они полюбили друг друга. Но злые духи во главе с шаманкой Тимир Джигилик убивают девушку. Бэргэном завладевает шаманка, принявшая облик его любимой. И снова идет по дороге убитая горем
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 99
Бэйбэрикээн. Не веря своим глазам, она опять видит прекрасный полевой цветок. Омытый слезами старушки, цветок оживает. Обман колдуньи разоблачен. Разгневанный охотник Бэргэн вступает в борьбу с шаманкой и побеждает. Балет заканчивается народным праздником»2.
Балет состоял из двух актов и шести картин. К сожалению, описание хореографии балета нигде не сохранилось. Однако есть характеристика партитуры «Сир симэгэ». Ее дает якутский дирижер Галина Кривошапко, которая работала над балетом с композиторами Марком Жирковым и Георгием Литинс-ким. Именно по этой характеристике мы можем примерно судить о характере действия, о построении балета в целом, о танцах, в него входивших.
В музыке были преимущественно использованы материалы, записанные у знатока якутских народных песен и танцев Сергея Зверева. «Музыка балета композиторов М. Жиркова и Г. Литин-ского делится на три вида: музыку танцев, иллюстративную и музыку драматических ситуаций»3, - пишет В. Санников в книге «О жизни и деятельности М. Жиркова». Оценивая значение партитуры, дирижер Кривошапко считает, что «к достоинствам музыки относится танцевальное решение сюжета. Пантомиме и симфоническим связкам отведено меньше места. Оркестровые вступления к картинам невелики и, как правило, связаны с описательным действием»4. Дирижер подводит нас к мысли, что «музыка дает ключ к решению спектакля самым сильным средством хореографии - языком классического танца», то есть, что музыка балета решена в лучших традициях классического балета. Вероятно, балет был насыщен вальсами, лирическими адажио, вариациями. Но наряду с ними была и группа музыкальных номеров жанрового плана, предназначавшихся для характерных танцев. Галина Кривошапко отмечает: «...написанный с легким юмором дуэт стариков - свахи и свата, виртуозный сольный танец с махалкой, пляска охотников, жизнерадостный танец молодежи, обрядовые танцы - расстилание ковра, заплетания девяти кос невесты и другие. Всем им
100 Вопросы организации хореографического образования
присущи народно-песенная основа при разнообразии характера тем, ясность формы, ритмическая четкость»5.
Дирижер описывает несколько тем, лейтмотивом проходящих сквозь музыку балета: «Есть в балете несколько лейттем. Лирическая, нежная тема девушки-стерха - основа сольных вариаций героини, обрамляющих развернутое танцевальное построение девушек-птиц (соло, дуэт, па де труа, соло и кода). Та же лирическая тема звучит в дуэте Сир симэгэ (зарождение любви) и в Адажио из финала балета»6.
Наряду с достоинствами балета, Галина Михайловна также отмечает: «Некоторые отрывки по своему характеру поэтически близки знаменитым «лебединым» сценам из балета П. Чайковского «Лебединое озеро». Полет стерхов, воздушный и грациозный, интонационно родственный теме Полевого цветка, хоть и разнящийся с ней темпом, изложением, развитием. Мелодическое единство - не только смысловая связь, но и основное зерно драматургического развития партитуры»7.
То, что фольклорные элементы вошли в балет разнообразно и широко можно понять из отзывов на спектакль. Постановщик балета С. Владимиров-Климов писал: «В мою задачу как постановщика первого якутского балета входило как можно ярче отобразить всю прелесть народной сказки, воплотить ее в одну из самых сложных форм театрального искусства - хореографии. Приступая к постановке балета, я взял в основу его народные якутские танцы и игры, придав им законченную классическую форму»8.
«В народных традициях решался обряд сватовства девушки Сир симэгэ и героя Бэргэна в финале спектакля»9, - вспоминает позже балетмейстер Козлов, который возобновил балет «Сир симэгэ» в 1961 г.
Движения якутских народных танцев «претворялись в партии главной героини Сир симэгэ, элементы шаманских камланий - в партии ведьмы Тимир Джигилик. Массовые танцы стерхов во многом основывались на элементах классического танца. Финал балета традиционно был воплощен в танце осуохай»10.
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 101
Отзываясь на одну из премьер, этнограф М. Жорницкая позже вспоминала о хореографии предшествующего спектакля: «Несомненное достижение автора и постановщика в том, что они не механически перенесли на сцену народный танец, а создали на основе народных движений, подвижных игр новые сценические танцы. Постановщиком балета был использован богатый национальный костюм якутов. Сценические костюмы были созданы по мотивам бытового национального костюма заслуженным деятелем искусств РСФСР и народным художником ЯАССР Г.М. Туралысовым»11. Для первого спектакля все необходимое доставалось буквально «из-под земли». Артисты были одеты в шелк и меха, костюмы получились натуральными и красивыми.
Мария Жорницкая в то время была исполнительницей роли ведьмы Тимир Джигилик. Молодая балерина, закончившая накануне войны Киевское хореографическое училище и оказавшаяся в Якутии в связи с эвакуацией, после премьеры балета «Сир симэгэ» обратилась к изучению якутского народного танца. Ее интерес к танцевальной сфере фольклора оказался настолько глубоким, что стал основой ее деятельности в последующие годы. М. Жорницкая закончила исторический факультет педагогического института, написала и защитила кандидатскую диссертацию по теме «Якутские народные танцы».
Через много лет якутские исследователи, анализируя удачные и неудачные стороны этого балета, определили значение спектакля как первый шаг к освоению классического танца. Балет создавался в условиях послевоенных трудностей, и только молодость, огромное желание работать в этом спектакле помогали мужественно переносить нехватку продуктов, одежды, жилья. «В балете было занято около ста исполнителей»12. Ведущие роли исполняли Н. Сильванович и К. Посельская -Сир симэгэ, И. Христофоров - Бэргэн, М. Белолюбская - Бэйбэ-рикээн и М. Жорницкая - Тимир Джигилик.
Первый танцовщик, исполнитель главной роли Бэргэна Иннокентий Христофоров вспоминал, имея в виду артистов-якутов:
102 Вопросы организации хореографического образования
«В работе над балетом основной трудностью был наш недостаточный профессионализм, как в танцевальном, так и в актерском отношении. Почти никто из нас никогда не видел балетного спектакля»13. Судя по словам И. Христофорова и по воспоминаниям очевидцев, надо сказать, что все-таки балет «Сир симэгэ» был больше фольклорным, чем классическим. Основные массовые сцены были решены в народном стиле, хотя партитура балета предполагала стиль классический. Приемы и формы классического балета были применены очень скупо.
Балет шел два сезона, затем был возобновлен только в 1961 г. балетмейстером В.В. Козловым. Но и после возобновления спектакль не выдержал испытания временем и сошел с репертуара театра. Тем не менее балет «Сир симэгэ» остался в истории якутского балета как первый полнометражный спектакль, родившийся на национальной якутской почве, созданный в творческом союзе московского хореографа и якутских композиторов, либреттиста и художника. Ценность этой постановки состоит в претворении в жизнь балетного спектакля впервые в республике, имеющей издревле только архаичную культуру, в сложнейшие послевоенные годы, когда, несмотря на житейские проблемы, деятели якутской культуры стремились к вершинам профессионального театрального искусства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985). - Новосибирск, 1994. - С. 125. - Далее: Головнева Н.И....
2 Кривошапко Г. Музыкальная культура якутского народа. - Якутск, 1982. - С. 133. - Далее: Кривошапко Г.
3 Санников В. О жизни и деятельности М.Н. Жиркова. - Якутск, 1987. - С. 26.
4 Кривошапко Г... - С. 134.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Владимиров-Климов С. Первый якутский балет // Социалистическая Якутия, 1947, 21 октября. - С. 3.
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 103
W Козлов В. Первые балетные спектакли // Социалистическая Якутия, 1959, 2 декабря. - С. 3.
10 Там же.
11 Жорницкая М. Новая постановка театра // Социалистическая Якутия, I960, 17 апреля. - С. 3.
12 Головнева Н.И.... - С. 125.
13 Козлов В. Первые балетные спектакли // Социалистическая Якутия, 1959, 2 декабря. - С. 3.
Abstract
This article about the first Yakut ballet «Sir simehe» («the Field flower»), carried out in 1947 in Yakutsky musical-drama theatre. The ballet history Sakha is interesting by the national traditions based on mentality and religion of the people.
In formation of a theatrical art ofYakutia there was simultaneously an occurrence of composer, scenographic and vocal schools. The first literary steps in the field of theatre were done also by authors of the libretto. In ballet «Sir simehe» authors have acted playwright D.K. Sivtsev, known already at that time as Suorun-Omolloon, composer M.N. Zhirkov, set designer G.I. Turalysov and the Moscow ballet master S.V. Vladimirov-Klimov.
Keywords: Yakut ballet «Sir simege», national traditions, Yakutsky musicaldrama theatre.