СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
АНТИПЕНКО Л.В.
В статье рассматриваются аспекты социализации обучающихся колледжа в процессе студенческого самоуправления. Автор раскрывает тему с позиций практикоориентированного подхода, апробированного на базе колледжа. Результаты мониторинговых исследований и технология управления развитием личности (социализация) доказали эффективность такого подхода.
In this article aspects of college students’ socialization in the process of self-governing are considered. The author discloses the problem from a position of a practically-oriented approach which has been approved in the college. Monitoring results and personal development control technology (socialization) have proved the effectiveness of such an approach.
Уникальным социальным институтом, призванным формировать у молодых людей навыки демократии, саморазвития и самодисциплины, понимания интересов и возможностей других, способности к высокорефлексивному социальному поведению являются образовательные учреждения среднего профессионального образования. Основной задачей которых является профессионализация и социализация молодежи. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию, самореализации и самоуправлению представляют огромную ценность сами по себе, так как они являются показателями личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. С этим связана успешность человека как субъекта трудовой деятельности, достижение им профессионального успеха, а также его профессиональное долголетие, что уже подтверждено практикой.
На сегодняшний день студенческое самоуправление сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач: стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном, культурном отношениях; стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; стать средством социально-правовой самозащиты. Участие в студенческом самоуправлении - это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества, формирующиеся именно в юношеском возрасте.
Говоря о «полезном результате» развития и внедрения самоуправления обучающихся, мы учитываем конечную цель любой образовательной системы - обучение, воспитание и развитие личности. Достижением этой цели является результат, который надо искать в личности выпускника, а не в безличных «технологиях обучения», «методах воспитания», «организации воспитательного процесса», «создании материальной пользы». Здесь важным является самооценка собственных успехов, устойчивость жизненной позиции, профессиональных устремлений, степень развития социальных контактов студентов друг с другом. Поэтому все элементы самоуправления должны быть не просто включены в процесс взаимодействия, а направлены на достижение целей обучения, воспитания и развития (социализации) личности.
Новому поколению профессионалов, получивших подготовку в системе начального и среднего профессионального образования, предстоит включиться в новые, непривычные и нестандартные производственные отношения, труд в условиях его качественного преобразо-
Профессиональное образование. Столица | № 1 2010 1
вания, как в технологическом, так и социальном плане.
Профессиональная адаптация связана с уровнем развития способностей обучающегося к той или иной профессии. Предпосылки профессиональной адаптации закладываются в ходе учебновоспитательного процесса, теоретического и практического обучения, прохождения производственной практики. Успешности прохождения адаптационного периода способствует мотивация, активность, самостоятельность и настойчивость самих обучающихся. Все это, в целом, может являться хорошей основой для формирования личности, высокой готовности к трудовой деятельности по избранной профессии. Таким образом, одной из целей воспитательной работы образовательного учреждения представляется социализация студентов: общая социализация - в социокультурном плане и профессиональная - в карьерном.
В исследовании доказано, что через активное участие в учебно-воспитательном процессе у обучающихся: формируется определенный тип работника в зависимости от форм собственности и характера общественных отношений; обосновываются признаки культуры труда, которые выражаются в овладении современными способами труда, в скорости выполнения заданий, в качестве продукции, в уровне развития профессиональной этики; развивается специфическая система профессиональных отношений и привычек, на основе которых вырабатывается культура делового и межличностного взаимодействия с другими людьми, партнерами по совместной деятельности; развивается творческая направленность личности, предрасполагающая к новаторской, конструктивной деятельности, нравственному, эстетическому, духовному росту; формируется потребность в развитии самоуправления.
Для отслеживания результативности поставленной цели был организован мониторинг структуры самоуправления, обеспечивающей социализацию студентов. Была создана рабочая группа, в которую вошли: информационно-аналитический отдел, отвечающий за сбор и обработку данных, освещение мероприятий, предоставление отчетов, презентацию деятельности; отдел профилактической работы, целью которого является предупреждение возможных конфликтов, проблемных ситуаций, отслеживание показателей социально-психологического климата в коллективе; отдел консультативно-развивающей работы, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить проведение индивидуальных бесед и подготовку семинаров, тренингов и мастер-классов; центр профориентации, занимающийся сопровождением процесса поиска работы и последующего трудоустройства студентов старших курсов и выпускников.
Результаты мониторинга были неполными без подключения в экспериментальную работу педагогов-психологов колледжа. Важнейшим элементом деятельности психологопедагогической службы образовательного учреждения становится сегодня организация мониторинга процесса адаптации и социализации обучающихся. Опыт нашего исследования показывает, что она диагностируется дифференцировано по следующим критериям: готовность обучающихся разных социальных групп к обучению в колледже, самостоятельной жизни и профессиональной деятельности (познавательная, профессиональная и коммуникативная компетенции, социальная и профессиональная адаптированность); готовность и способность педагогических работников колледжа к осуществлению воспитательной работы с разносоциальным (разнофункциональным) составом обучающихся; эффективность воспитательной работы колледжа в целом и по интегральным показателям эффективности студенческого самоуправления.
На основе полученных данных мониторинга разработана и реализована программа по-
вышения компетентности преподавателей, мастеров и педагогов-исследователей, задействованных в эксперименте. Мастера производственного обучения и преподаватели совместно со специалистами психолого-педагогической службы проходят цикл занятий, направленный на приобретение навыков эффективного взаимодействия с разными категориями обучающихся и их родителями в рамках реализации программы студенческого самоуправления.
Технология управления развитием личности воспитанников (их социализация) во второй половине дня включает: формирование художественного и поэтического самосознания, укрепление здоровья; формирование культуры общения в коллективе; развитие самостоятельности и креативности обучающихся.
Наблюдение за внеучебными занятиями во второй половине дня помогает кураторам групп сформировать для себя представление о социально-психологических портретах студенческих коллективов. Кроме того, в это время проводится развивающая работа, индивидуальная психодиагностика, направленная на изучение профиля личности будущего специалиста-профессионала. В частности, особое внимание уделяется таким личностным качествам, как социальная ответственность, развитие самостоятельного мышления и самосознания, желания и умения включаться в ситуацию общения, умения вступать в общение, определять предмет и цель общения, положительно настроиться на диалог, стремления не входить в состояние конфронтации, устранять психологический дискомфорт и др.
В студенческих коллективах работу во второй половине дня курирует совет соуправления, состоящий из представителей групп. На заседаниях студенты - члены совета - учатся критически и независимо выражать свое мнение, совершенствовать свою личность, обогащать духовный мир, используя творческие способности, овладение общими и специальными знаниями сообразно выбору будущей профессии. Они проявляют высокую коммуникативную активность, основанную на выполнении коллективных и индивидуальных дел, формируют положительное отношение к общечеловеческим ценностям. Помогают выбирать и организовывать выполнение программ саморазвития и коррекции поведения.
Особое место занимает работа студенческого страхового общества, в рамках, студенческого Совета обучающихся, где формируется новый тип мышления, новое понимание своего места в жизни, обществе. Обучающиеся, посещающие это общество, как показал эксперимент, легче адаптируются в постколледжный период, способны выражать интересы и социальные потребности самих обучающихся.
Творческие объединения клубов влияют на формирование системы профессиональных ценностей обучающихся: веру в свои профессиональные возможности, способность к адекватной оценке ситуации, сознательное и самостоятельное принятие решений, стремление овладеть новым видом деятельности, заинтересованность, неравнодушное отношение к своим товарищам. Следовательно, создаются условия для самореализации обучающихся в социально-востребованной деятельности.
Постепенно в колледже сформировалась воспитательная работа, адекватно отразившая ту реальную предметно-развивающую среду, способствующую внедрению студенческого самоуправления, которая создана в образовательном учреждении усилиями нескольких поколений его работников.
В творческих группах развивается умение работать с источниками информации, выделять из нее главное, структурировать информацию для получения логической схемы рассуждения.
Внеаудиторные занятия оказывают влияния на формирование системы профессиональных ценностей студентов таких как: вера в свои профессиональные возможности; способность к адекватной оценке ситуации; сознательное принятие решений; самостоятельность принятия решений; любопытство и любознательность в различных областях, стремление овладеть новым видом деятельности; заинтересованность, неравнодушное отношение к своим товарищам.
Обучая навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности, мы привлекаем их реальной возможности участия в управлении колледжем. Сам процесс обучения обучающихся включает в себя несколько последовательно реализуемых стадий и мероприятий:
1. Обучение навыкам самоуправления, тайм-менеджмента, руководства и лидерства педагогов колледжа.
2. Выявление при поддержке психологической службы колледжа инициативной группы среди обучающихся.
3. Проведение с обучающимися занятий по вопросам самоуправления и тренингов руководства и лидерства, жизненных навыков, самопрезентации.
4. Обеспечение преемственности основного состава органа студенческого самоуправления и заинтересованных в этом представителей педагогического коллектива.
СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА
Предметно - развивающая среда
Клубы по интересам Бассейн Спортзал Территория
/ Г '
Изостудия Плавания Спортивные под-
Соревнования вижные игры
Занятия англий- Оздоровительные Природоведческие
ским языком мероприятия кружки
Музыкальная Досуг Досуг
гостиная Праздники Праздники
взвивающая србрР’
Обучающиеся являются важными и заинтересованными участниками процесса жизнедеятельности колледжа. Мы исходим из обязательности принятия их субъектной позиции в
управлении образовательным учреждением. Обучающимся предоставляется право оценивать своих руководителей, участвовать в квалификационных комиссиях, обсуждать способы борьбы с недостатками, решать вопросы распределения стипендий и т.д. Это вызывает «эффект сопричастности к управлению», развивает диалогичность между администрацией, педагогами и студентами.
Социализируя обучающихся колледжа, мы тем самым включаем их в социальную среду и процесс разработки модели студенческого самоуправления, воспроизводим систему социальных связей и отношений будущего выпускника колледжа.
Системный подход в применении к нашему исследованию позволил рассмотреть процесс социализации обучащихся колледжа как систему, состоящую из основных компонентов: когнитивный связан с приобретением знаний и умений социальных отношений для функционирования в социуме; мотивационно-ценностный характеризуется сформированностью ценностных представлений, умением делать нравственный выбор, способностью определить мотив поведения, наличием целостной «Я-концепции»; деятельностно-творческий подход определён творческим подходом к самостоятельной деятельности, адекватной оценкой собственной деятельности и деятельности сверстников, характером совместной работы.
Изучая социализирующие возможности культурной среды колледжа, мы выделяем и такой компонент как социальные отношения, который способствует усвоению индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
Все компоненты социализации обучающихся колледжа тесно взаимосвязаны, образуют целостную систему, так как, будучи взяты по отдельности, они способны обеспечить решение только ряда частных задач. И только их совокупность даёт возможность эффективно организовать процесс развития студенческого самоуправления.
Таким образом, социализация уточняется нами как процесс включения (приобщения) обучающихся в систему социальных ценностей и социальных ролей воспитательными методами и средствами в соответствии с потребностями и уровнем развития личности.
Библиографический список
1. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологи-ческие основы управленческой деятельности. Книга 2. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 2004
3. Моргунов Е.Б. Личность и организация. М.: Бизнесс-школа, 2000. - 260 с.
4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб. 2006. - 479 с.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, социализация, самоуправление, системный подход.