Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление и социализация личности обучающихся'

Студенческое самоуправление и социализация личности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипенко Л. В.

В статье рассматриваются аспекты социализации обучающихся колледжа в процессе студенческого самоуправления. Автор раскрывает тему с позиций практико-ориентированного подхода, апробированного на базе колледжа. Результаты мониторинговых исследований и технология управления развитием личности (социализация) доказали эффективность такого подхода.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article aspects of college students' socialization in the process of self-governing are considered. The author discloses the problem from a position of a practically-oriented approach which has been approved in the college. Monitoring results and personal development control technology (socialization) have proved the effectiveness of such an approach.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление и социализация личности обучающихся»

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

АНТИПЕНКО Л.В.

В статье рассматриваются аспекты социализации обучающихся колледжа в процессе студенческого самоуправления. Автор раскрывает тему с позиций практикоориентированного подхода, апробированного на базе колледжа. Результаты мониторинговых исследований и технология управления развитием личности (социализация) доказали эффективность такого подхода.

In this article aspects of college students’ socialization in the process of self-governing are considered. The author discloses the problem from a position of a practically-oriented approach which has been approved in the college. Monitoring results and personal development control technology (socialization) have proved the effectiveness of such an approach.

Уникальным социальным институтом, призванным формировать у молодых людей навыки демократии, саморазвития и самодисциплины, понимания интересов и возможностей других, способности к высокорефлексивному социальному поведению являются образовательные учреждения среднего профессионального образования. Основной задачей которых является профессионализация и социализация молодежи. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию, самореализации и самоуправлению представляют огромную ценность сами по себе, так как они являются показателями личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. С этим связана успешность человека как субъекта трудовой деятельности, достижение им профессионального успеха, а также его профессиональное долголетие, что уже подтверждено практикой.

На сегодняшний день студенческое самоуправление сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач: стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном, культурном отношениях; стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; стать средством социально-правовой самозащиты. Участие в студенческом самоуправлении - это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества, формирующиеся именно в юношеском возрасте.

Говоря о «полезном результате» развития и внедрения самоуправления обучающихся, мы учитываем конечную цель любой образовательной системы - обучение, воспитание и развитие личности. Достижением этой цели является результат, который надо искать в личности выпускника, а не в безличных «технологиях обучения», «методах воспитания», «организации воспитательного процесса», «создании материальной пользы». Здесь важным является самооценка собственных успехов, устойчивость жизненной позиции, профессиональных устремлений, степень развития социальных контактов студентов друг с другом. Поэтому все элементы самоуправления должны быть не просто включены в процесс взаимодействия, а направлены на достижение целей обучения, воспитания и развития (социализации) личности.

Новому поколению профессионалов, получивших подготовку в системе начального и среднего профессионального образования, предстоит включиться в новые, непривычные и нестандартные производственные отношения, труд в условиях его качественного преобразо-

Профессиональное образование. Столица | № 1 2010 1

вания, как в технологическом, так и социальном плане.

Профессиональная адаптация связана с уровнем развития способностей обучающегося к той или иной профессии. Предпосылки профессиональной адаптации закладываются в ходе учебновоспитательного процесса, теоретического и практического обучения, прохождения производственной практики. Успешности прохождения адаптационного периода способствует мотивация, активность, самостоятельность и настойчивость самих обучающихся. Все это, в целом, может являться хорошей основой для формирования личности, высокой готовности к трудовой деятельности по избранной профессии. Таким образом, одной из целей воспитательной работы образовательного учреждения представляется социализация студентов: общая социализация - в социокультурном плане и профессиональная - в карьерном.

В исследовании доказано, что через активное участие в учебно-воспитательном процессе у обучающихся: формируется определенный тип работника в зависимости от форм собственности и характера общественных отношений; обосновываются признаки культуры труда, которые выражаются в овладении современными способами труда, в скорости выполнения заданий, в качестве продукции, в уровне развития профессиональной этики; развивается специфическая система профессиональных отношений и привычек, на основе которых вырабатывается культура делового и межличностного взаимодействия с другими людьми, партнерами по совместной деятельности; развивается творческая направленность личности, предрасполагающая к новаторской, конструктивной деятельности, нравственному, эстетическому, духовному росту; формируется потребность в развитии самоуправления.

Для отслеживания результативности поставленной цели был организован мониторинг структуры самоуправления, обеспечивающей социализацию студентов. Была создана рабочая группа, в которую вошли: информационно-аналитический отдел, отвечающий за сбор и обработку данных, освещение мероприятий, предоставление отчетов, презентацию деятельности; отдел профилактической работы, целью которого является предупреждение возможных конфликтов, проблемных ситуаций, отслеживание показателей социально-психологического климата в коллективе; отдел консультативно-развивающей работы, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить проведение индивидуальных бесед и подготовку семинаров, тренингов и мастер-классов; центр профориентации, занимающийся сопровождением процесса поиска работы и последующего трудоустройства студентов старших курсов и выпускников.

Результаты мониторинга были неполными без подключения в экспериментальную работу педагогов-психологов колледжа. Важнейшим элементом деятельности психологопедагогической службы образовательного учреждения становится сегодня организация мониторинга процесса адаптации и социализации обучающихся. Опыт нашего исследования показывает, что она диагностируется дифференцировано по следующим критериям: готовность обучающихся разных социальных групп к обучению в колледже, самостоятельной жизни и профессиональной деятельности (познавательная, профессиональная и коммуникативная компетенции, социальная и профессиональная адаптированность); готовность и способность педагогических работников колледжа к осуществлению воспитательной работы с разносоциальным (разнофункциональным) составом обучающихся; эффективность воспитательной работы колледжа в целом и по интегральным показателям эффективности студенческого самоуправления.

На основе полученных данных мониторинга разработана и реализована программа по-

вышения компетентности преподавателей, мастеров и педагогов-исследователей, задействованных в эксперименте. Мастера производственного обучения и преподаватели совместно со специалистами психолого-педагогической службы проходят цикл занятий, направленный на приобретение навыков эффективного взаимодействия с разными категориями обучающихся и их родителями в рамках реализации программы студенческого самоуправления.

Технология управления развитием личности воспитанников (их социализация) во второй половине дня включает: формирование художественного и поэтического самосознания, укрепление здоровья; формирование культуры общения в коллективе; развитие самостоятельности и креативности обучающихся.

Наблюдение за внеучебными занятиями во второй половине дня помогает кураторам групп сформировать для себя представление о социально-психологических портретах студенческих коллективов. Кроме того, в это время проводится развивающая работа, индивидуальная психодиагностика, направленная на изучение профиля личности будущего специалиста-профессионала. В частности, особое внимание уделяется таким личностным качествам, как социальная ответственность, развитие самостоятельного мышления и самосознания, желания и умения включаться в ситуацию общения, умения вступать в общение, определять предмет и цель общения, положительно настроиться на диалог, стремления не входить в состояние конфронтации, устранять психологический дискомфорт и др.

В студенческих коллективах работу во второй половине дня курирует совет соуправления, состоящий из представителей групп. На заседаниях студенты - члены совета - учатся критически и независимо выражать свое мнение, совершенствовать свою личность, обогащать духовный мир, используя творческие способности, овладение общими и специальными знаниями сообразно выбору будущей профессии. Они проявляют высокую коммуникативную активность, основанную на выполнении коллективных и индивидуальных дел, формируют положительное отношение к общечеловеческим ценностям. Помогают выбирать и организовывать выполнение программ саморазвития и коррекции поведения.

Особое место занимает работа студенческого страхового общества, в рамках, студенческого Совета обучающихся, где формируется новый тип мышления, новое понимание своего места в жизни, обществе. Обучающиеся, посещающие это общество, как показал эксперимент, легче адаптируются в постколледжный период, способны выражать интересы и социальные потребности самих обучающихся.

Творческие объединения клубов влияют на формирование системы профессиональных ценностей обучающихся: веру в свои профессиональные возможности, способность к адекватной оценке ситуации, сознательное и самостоятельное принятие решений, стремление овладеть новым видом деятельности, заинтересованность, неравнодушное отношение к своим товарищам. Следовательно, создаются условия для самореализации обучающихся в социально-востребованной деятельности.

Постепенно в колледже сформировалась воспитательная работа, адекватно отразившая ту реальную предметно-развивающую среду, способствующую внедрению студенческого самоуправления, которая создана в образовательном учреждении усилиями нескольких поколений его работников.

В творческих группах развивается умение работать с источниками информации, выделять из нее главное, структурировать информацию для получения логической схемы рассуждения.

Внеаудиторные занятия оказывают влияния на формирование системы профессиональных ценностей студентов таких как: вера в свои профессиональные возможности; способность к адекватной оценке ситуации; сознательное принятие решений; самостоятельность принятия решений; любопытство и любознательность в различных областях, стремление овладеть новым видом деятельности; заинтересованность, неравнодушное отношение к своим товарищам.

Обучая навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности, мы привлекаем их реальной возможности участия в управлении колледжем. Сам процесс обучения обучающихся включает в себя несколько последовательно реализуемых стадий и мероприятий:

1. Обучение навыкам самоуправления, тайм-менеджмента, руководства и лидерства педагогов колледжа.

2. Выявление при поддержке психологической службы колледжа инициативной группы среди обучающихся.

3. Проведение с обучающимися занятий по вопросам самоуправления и тренингов руководства и лидерства, жизненных навыков, самопрезентации.

4. Обеспечение преемственности основного состава органа студенческого самоуправления и заинтересованных в этом представителей педагогического коллектива.

СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

Предметно - развивающая среда

Клубы по интересам Бассейн Спортзал Территория

/ Г '

Изостудия Плавания Спортивные под-

Соревнования вижные игры

Занятия англий- Оздоровительные Природоведческие

ским языком мероприятия кружки

Музыкальная Досуг Досуг

гостиная Праздники Праздники

взвивающая србрР’

Обучающиеся являются важными и заинтересованными участниками процесса жизнедеятельности колледжа. Мы исходим из обязательности принятия их субъектной позиции в

управлении образовательным учреждением. Обучающимся предоставляется право оценивать своих руководителей, участвовать в квалификационных комиссиях, обсуждать способы борьбы с недостатками, решать вопросы распределения стипендий и т.д. Это вызывает «эффект сопричастности к управлению», развивает диалогичность между администрацией, педагогами и студентами.

Социализируя обучающихся колледжа, мы тем самым включаем их в социальную среду и процесс разработки модели студенческого самоуправления, воспроизводим систему социальных связей и отношений будущего выпускника колледжа.

Системный подход в применении к нашему исследованию позволил рассмотреть процесс социализации обучащихся колледжа как систему, состоящую из основных компонентов: когнитивный связан с приобретением знаний и умений социальных отношений для функционирования в социуме; мотивационно-ценностный характеризуется сформированностью ценностных представлений, умением делать нравственный выбор, способностью определить мотив поведения, наличием целостной «Я-концепции»; деятельностно-творческий подход определён творческим подходом к самостоятельной деятельности, адекватной оценкой собственной деятельности и деятельности сверстников, характером совместной работы.

Изучая социализирующие возможности культурной среды колледжа, мы выделяем и такой компонент как социальные отношения, который способствует усвоению индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Все компоненты социализации обучающихся колледжа тесно взаимосвязаны, образуют целостную систему, так как, будучи взяты по отдельности, они способны обеспечить решение только ряда частных задач. И только их совокупность даёт возможность эффективно организовать процесс развития студенческого самоуправления.

Таким образом, социализация уточняется нами как процесс включения (приобщения) обучающихся в систему социальных ценностей и социальных ролей воспитательными методами и средствами в соответствии с потребностями и уровнем развития личности.

Библиографический список

1. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологи-ческие основы управленческой деятельности. Книга 2. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 2004

3. Моргунов Е.Б. Личность и организация. М.: Бизнесс-школа, 2000. - 260 с.

4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб. 2006. - 479 с.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, социализация, самоуправление, системный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.