Научная статья на тему 'Компетентностный подход к организации воспитательного процесса в колледже'

Компетентностный подход к организации воспитательного процесса в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1304
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / EDUCATION DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львова Лариса Семеновна

В статье дается анализ проблем совершенствования воспитания студентов колледжей в контексте современной методологии развития воспитания, новых государственных документов о развитии образования, с позиций компетентностного подхода.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the analysis of problems of perfection of education of students of colleges in a context of modern methodology of development of the education, new state documents on a development of education, from positions of new approaches is given.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к организации воспитательного процесса в колледже»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ

ЛЬВОВА Л.С.

В статье дается анализ проблем совершенствования воспитания студентов колледжей в контексте современной методологии развития воспитания, новых государственных документов о развитии образования, с позиций компетентностного подхода.

In article the analysis of problems of perfection of education of students of colleges in a context of modern methodology of development of the education, new state documents on a development of education, from positions of new approaches is given.

Современный колледж, осуществляющий преемственность уровней начального и среднего профессионального образования, должен иметь воспитательную систему, соответствующую социальному запросу времени. В настоящее время воспитательная функция профессионального образования усиливается, что требует реального обновления содержания, технологий, организации, управления, оценки качества и развития воспитания в профессиональных колледжах. Это обусловлено системной целостностью перехода от государственных стратегий к тактикам и программам действий по развитию образования и воспитания в образовательных учреждениях: 1. принятием новых государственных законодательных и программных документов (новая редакция Закона РФ «Об образовании», НОИ «Наша новая школа», «Федеральный закон № 83 от 8 мая 2010», «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг. от 07.09. 2010 г.»), 2. принятием ФГОС СПО нового поколения; 3. принятием нового регламента аттестации педагогических кадров; 4. реализацией в Москве ГЦП «Рабочие кадры» и «Столичное образование»; 5. переходом на выполнение государственного задания согласно реестру государственных образовательных услуг.

Новизна государственных требований в сфере воспитания в компетентностном векторе развития: перенастройка всей системы образования на освоение современных компетенций, отвечающих требованиям к человеческому капиталу; целевая ориентация на результат образования и воспитания - развитие личности, формирования социальных и профессиональных компетенций; усиление воспитательного потенциала образовательного учреждения; обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения обучающихся; совершенствование условий для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития обучающихся; общественная оценка качества воспитания - по результатам.

Научную методологическую основу развития воспитания и совершенствования воспитательного процесса в колледже составляют психология развития и социализации личности, педагогика профессионального образования, теоретические основы воспитания и воспитательного процесса. Отечественная психологическая теория развития личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, др.), теория деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эль-конин, др.), психология профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, др.) являются основополагающими концептами развития личности обучающегося как цели, объекта, субъекта и результата воспитания. Разработки педагогики профессионального образования (С.Я. Батышев, Г.Д. Бухарова, В.А. Сластенин, И.П. Смирнов, др.); социальной педагогики (А.В. Мудрик, А.А. Реан, др.); теории и методики воспитания (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский, др.), теории и методики дополнительного образования детей и молодежи (Л.Н. Буйлова, Е.Б. Евладова, др.) позволяют обосновать базовые принципы и педагогические категории модели воспитания в колледже. Современные инновационные

разработки позволяют ориентироваться на новые принципы воспитания (системное исследование новых мотиваций молодежи и ориентация на интересы обучающихся (И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко); опираться на теорию целостного воспитательного процесса (В.А. Караковский, М.И. Рожков) и теорию воспитательных систем (Л.И. Новикова); найти новые воспитательные технологии в разработках Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой, «педагогике поддержки» (О.С. Газман) и «педагогике творчества» (С.В. Евтушенко); выявить педагогические условия профессионализации обучающихся в теории профориентации и сопровождении профессиональной карьеры в колледже (М.С. Савина). Гуманистическая парадигма воспитания личности, развернутая в теории воспитательных систем, может быть реализована в инвариантности подходов к организации воспитательного процесса: философско-антропологическом (Л.М. Лузина), синергетическом (Н.Л. Селиванова), акмеологическом (А.А. Бодалев), феноменологическом (М.В. Воропаев), средовом (Ю.С. Мануйлов), событийном (Д.В. Григорьев), герменевтическом (И.Д. Демакова). Научная разработанность подходов к организации и развитию воспитания является методологической основой для создания научно обоснованных моделей и программ воспитания студенческой молодежи.

Приоритетным направлением совершенствования воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в современных условиях становится реализация компетентностного подхода в воспитательном процессе. Современность подхода подкреплена задачами образования, провозглашенными в европейском сообществе, где обозначены главные задачи образования молодежи - «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (по материалам доклада Ж. Делора ЮНЕСКО).

Методология компетентностного подхода (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Д. Равен, В.В. Сериков, Н.Хомский, Р.Уайт, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.), воплотившаяся в концепции и стратегии модернизации российского образования до 2010г., узловым понятием определяет компетенции / компетентности обучающихся как цель и результат образования. В общих чертах компетентностный подход означает направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него компетенций средствами решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе. Компетентностный подход актуализирует для организаторов воспитания новое целеполагание воспитывающей деятельности - формирование у студентов социальных компетенций в процессе социализации и воспитания в колледже.

Цель и результат воспитания в колледже с позиций компетентностного подхода - компетентная личность, способная и готовая к обучению в течение всей жизни, мотивированная на личностный рост и профессиональную карьеру, социально-адаптированная в профессиональном сообществе образовательного учреждения и отрасли, конкурентоспособная на рынке труда. Социально-профессиональные компетентности личности, определяющие творческий и профессиональный рост выпускника в самостоятельной жизни и карьере, должны быть обеспечены не только качеством профессионального образования, но и новым содержанием профессионального воспитания в колледже. Позитивная социализация и профессионализация личности студента в воспитательном процессе колледжа - две сущностных центробежных силы воспитательного процесса в новых условиях должны обеспечиваться программами и методиками формирования социальных компетенций обучающихся в общении, учебных ситуациях профессиональной творческой деятельности, педагогических условиях социального взаимодействия.

Структура ключевых социальных компетентций включает компетенции: в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанную на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собствен-

ные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); в бытовой сфере (включая аспекты здоровьесбережения, семейного бытия); в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

По мнению многих исследователей, все компетенции социальны по своей природе и функциональности, так как задаются и реализуются в социуме, в социальных сообществах, разновидностями которых являются студенческое, молодежное, педагогическое сообщества колледжа, района, округа, города, региона, страны и т.д. Кроме названных, существует еще ряд субкультурных сообществ, иногда деструктивных по содержанию и направленности деятельности, в которые также вступает, вовлекается молодежь. Мерой пролонгированного противодействия этому является формирование в воспитательном процессе колледжа компетенций студентов в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой, бытовой видах деятельности. Совокупный компетентност-ный результат воспитания должен быть основой гражданской зрелости и культурной идентичности студента, способного к активному восприятию себя как субъекта жизнедеятельности, самоценности собственной жизни, построения профессиональной карьеры. Коллектив колледжа должен выступать организатором создания педагогических средовых условий, педагогическим инициатором программ позитивной творческой деятельности и общения во внеурочное время, своеобразным навигатором развития студенческой молодежи.

Новыми образовательными стандартами выдвинуты требования к сфере воспитательной работы в колледже - создание социокультурной среды в колледже, реализация компетентностного подхода во внеаудиторной работе, обеспечение прав обучающихся на развитие, участие в общественных, культурных, спортивных, творческих клубах и объединениях. Позиции образовательных стандартов, касающиеся организации воспитательного процесса, отражены в обязательных требованиях ФГОС СПО: 1) к реализации компетентностного подхода в воспитании - «предусматривать при реализации компетентностного подхода внеаудиторную работу для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся»; 2) к созданию условий развития и социализации обучающихся - «формирование социокультурной среды, условий для всестороннего развития и социализации обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и т.п.»; 3) к обеспечению образовательных прав личности обучающихся - «в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов».

Таким, образом, организация воспитательного процесса на новом этапе должна быть ориентирована на формирование компетенций (социальных, ключевых, общих, общекультурных). Педагогическое прогнозирование результата воспитательной деятельности в большей степени должно быть нацелено на личность студента, формирование его социальных компетенций. Поэтому новизна компетентностного подхода для практиков образования разворачивается особым ракурсом педагогического целеполагания и организации воспитательной деятельности: студент - не объект, а субъект воспитательного процесса. Необходимо создавать условия развития субъектности обучающихся в воспитательном процессе: не просто вовлекать студента в поток общеколледжных и классно-групповых мероприятий, а создать условия для его личностного развития в деятельности: активизировать, мотивировать его активность, самостоятельность, интерес, желание проявить себя, создавать средовые ситуации успеха, наблюдать, сопровождать, контролировать и поддерживать этот процесс, учить студентов ставить перед собой новые задачи развития и учиться вместе с ними.

Переориентация воспитательного процесса на реализацию компетентностного подхода

означает новизну подхода ко всем компонентам организации воспитания студентов в колледже: планирования и прогнозирования результатов, поиска новых механизмов управления и студенческого самоуправления, отбора педагогических и воспитательных программ и методик, гуманизации образовательного процесса и создания педагогической среды, технологиям совершенствования профессиональных компетенций инженерно-педагогического состава в вопросах воспитания, методического сопровождения самообразования педагогов, психологопедагогического сопровождения обучающихся в воспитательном процессе.

Опора на компетентностный подход в воспитательном процессе не вступает в противоречие с иными подходами, которые осуществляются в воспитательной работе колледжа (гуманистический, герменевтический, личностно-деятельностный, мыследеятельностный и др.), поскольку ориентирует организаторов воспитания на компетенции студентов как конечный результат и совершенствование качества воспитательной работы, дает инструментарии оценки качества по сформированным компетенциям в различных направлениях деятельности. Социальные компетенции студентов могут быть выявлены на основе критериев, сформулированных И.А. Зимней: критерии мотивационной готовности, владения содержанием компетенции, накопления личностного опыта, ценностно-смыслового отношения к процессу и результатам своей деятельности и общения, навыков эмоционально-волевой регуляции.

Целенаправленность на социальные компетенции обучающихся отвечает задачам профессионального развития личности обучающегося в воспитательном процессе (Э.Ф. Зеер). Согласно возрастной периодизации детства (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), ведущей деятельностью обучающихся на ступенях начального и среднего профессионального образования является учебнопрофессиональная деятельность, в процессе которой актуализируется развитие социальнопрофессиональной активности личности. Однако личностно-образующая функция ведущей деятельности в парадигме субъектности (В.А. Петровский) и личностного смыслообразования деятельности разворачивает аспектность личностного смысла деятельности, и по Э.Ф. Зееру, разворачивается доминантными видами деятельности не по структуре возрастной периодизации, а согласно личностно значимым развивающим видам деятельности. Система образования должна обеспечить многовариантные ситуации разнообразной социально-полезной, продуктивной творческой деятельности обучающихся. Социально обусловленными ситуациями деятельности современной студенческой молодежи являются ситуации, в которых обучающийся должен проявить свою гражданскую зрелость, социально-культурную идентичность, лидерские, предпринимательские компетенции, определяющие его самостоятельность и конкурентоспособность в профессиональном сообществе. Социально-профессиональная активность личности обучающегося, освоение социальных компетенций в процессе нового качественного опыта продуктивной творческой, общественно-полезной деятельности, результативность этой деятельности (внеучебные достижения) становятся качественными показателями динамики социализации и профессионального развития личности студентов в колледже.

Компетентностный подход к организации воспитательного процесса способен разрешить противоречие в оценке качества воспитательной деятельности колледжа: привести к гармоническому соотношению количественные характеристики всего контингента обучающихся в колледже к качественным характеристикам результатов личностного развития и общественнополезной творческой деятельности каждого обучающегося. В настоящее время, оценивая результаты воспитательной работы колледжа, анализируется документационное обеспечение организации воспитательной работы в колледже (концепция, программа воспитания, планово-отчетная документация, программно-методическое обеспечение), учитываются показатели и организационно-педагогические условия профилактики правонарушений, ориентируются в основном на общее количество и перечисление внеучебных достижений студентов и студенческих творческих коллективов колледжа в целом. Если соотнести количество достижений к

контингенту обучающихся колледжа, то результат очевиден: в целом 10 - 25% , в некоторых колледжах - до 50% включенности студентов в общественно полезную, социально активную творческую деятельность. Компетентностный подход позволяет приблизить оценку качества воспитания к оценке динамики социализации обучающихся в компетентностных показателях учета внеучебных достижений каждого обучающегося.

Современный компетентностный вектор в воспитательном процессе - это ориентация на формирование социальных компетенций каждого из более 70 тысяч юношей и девушек, обучающихся в настоящее время по 214 профессиям и специальностям НПО - СПО в 78 колледжах системы профессионального образования Департамента образования города Москвы. Каждый колледж имеет сложившийся кадровый потенциал, многолетний опыт, отраслевую специфику, педагогические традиции. Многообразен и интересен качественный опыт воспитания московских колледжей в таких направлениях, как развитие волонтерства в колледже № 26; движение военно-патриотических поисковых отрядов в колледжах № 7, 26, 46, 53; развитие самоуправления - в колледжах № 20, 51; развитие художественного творчества - в колледжах № 23, 34, 36, 37, 36, 59, 60, 61; развитие научно-технического творчества в колледжах № 20, 21, 27, 31, 39, 54; развитие музеев в колледжах № 14, 26, 27, 36, 48, 54, 57, 59; развитие дополнительного образования - в колледжах № 7, 8, 13, 14, 18, 21; 34; развитие предпринимательства - в колледжах № 11, 37, 48; психолого-педагогическое сопровождение - в колледжах № 16, 20, 21, 23, 27, 34, 57, 60; развитие спорта и физической культуры - в колледжах № 12, 21, 33, 52, 57.

Следует отметить, что организация воспитательной работы в системе столичного профессионального образования в настоящее время имеет структурированную сеть: организацию, руководство, управление, контроль, методическое сопровождение воспитательной работы в колледжах осуществляют Учебно-методический центр, Центр физического, военнопатриотического воспитания, Московский дом научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов среднего профессионального образования под общим руководством управления профессионального образования Департамента образования города Москвы.

Сетевая структура позволила привести к единству требований в организации воспитания, активизировать ресурсы развития таких направлений, как спортивное, физкультурнооздоровительное, военно-патриотическое, художественное и научно-техническое творчество, развитие самоуправления и волонтерства, развернуть разнообразные конкурсные программы для педагогов и обучающихся среднего профессионального образования, интегрировать творческие достижения колледжей в городские и федеральные конкурсные программы. Разнообразие конкурсных программ и спортивных марафонов - это значимое завоевание в процессе модернизации, так как соревнования, конкурсы и фестивали открыли большие возможности для личностного и творческого продвижения, профессионального становления обучающихся и педагогов. Городская система воспитания студентов колледжей - открытая развивающаяся система, готовая к реализации новых задач.

Выполнение государственного задания на организацию образовательной услуги в области воспитания - так можно сформулировать современную задачу организаторов воспитания в колледже в соответствии с новыми государственными требованиями. Перед инженерно-педагогическими кадрами встает ответственная задача выполнения государственного задания на реализацию государственных образовательных услуг. Реестр государственных услуг, предоставляемых системой образования Департамента образования города Москвы, включает 50 наименований, 25 из которых направлены на обеспечение процесса воспитания в ГОУ СПО. Таким образом, государственное задание на организацию процесса воспитания в колледже означает обеспечение государственных образовательных услуг согласно реестру: организация воспитательного процесса; реализация про-

грамм дополнительного образования детей и молодежи; предоставление психологической, консультативно-диагностической помощи субъектам образовательного процесса; организация психологопедагогического и социально-правового сопровождения, индивидуально-ориентированной помощи одаренным детям и детям с повышенной мотивацией к учению, специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация работы психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов, оздоровительной и профилактической работы и социально-правового просвещения; организация психологического мониторинга здоровья, способностей и возможностей обучающихся; организация питания, проживания и содержания обучающихся; выявление, сопровождение и поддержка одаренных обучающихся; организация и проведение культурно-массовых, спортивных, физкультурно-оздоровительных, туристических, военно-патриотических и др. мероприятий; организация мероприятий по подготовке обучающихся к военной службе и др.

Для реализации указанных государственных услуг в штатном расписании колледжей - должностные категории руководящих и педагогических работников подразделения воспитательной работы: заместитель директора по УВР, руководители структурных подразделений, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, и др. Согласно должностным инструкциям педагогических работников выполнение задач воспитания в учебном процессе является функциональной обязанностью преподавателей и мастеров производственного обучения, классных руководителей, всех руководящих и педагогических работников. В квалификационных характеристиках и новом регламенте педагогической аттестации выдвинуто требование оценки качества образования и воспитания.

Качественное выполнение государственного задания на воспитание студентов колледжей может быть обеспечено созданием организационно-педагогических условий в двух направлениях:

- для формирования социальных компетенций обучающихся в ситуациях обучения, общения, деятельности;

- для совершенствования профессиональных компетентностей инженерно-педагогических кадров колледжа в вопросах организации, содержания и методики воспитывающей деятельности.

Внедрение инновационных технологий воспитательной работы - требование времени. Компетентностная модель развития воспитания в колледже отвечает злободневному запросу времени. Ориентация на развитие у студентов компетенций лидерства, социального взаимодействия, предпринимательства - ответ на вызовы времени. Следовательно, «Школы лидерства», «Школы волонтерства», «Школы или общественные академии предпринимательства и профессиональной карьеры» как технологичные формы развития социальных компетенций студентов должны найти свое место в воспитательных проектах колледжей.

Главным фактором перехода к новой качественной ступени развития воспитания в профшколе является вопрос готовности педагогов колледжей, их профессиональной педагогической компетентности в осуществлении задач воспитательной деятельности, что далеко не во всем соответствует масштабным задачам преобразований. Необходимо акцентировать внимание на необходимости создания условий для профессионального развития инженернопедагогических кадров, обучения технологиям профессиональной рефлексии педагогов, обобщения и трансляции актуального опыта воспитания. Непрерывность профессионального развития самих педагогов - показатель их мотивационной готовности к решению новых задач воспитания. Информационная интенсивность нового времени показывает, как быстро устаревает знание, становятся архаичными методы, теряют коммуникативную привлекательность скучные лекции или классные часы. Большое значение в связи с этим должно быть отдано обучению педагогов ИКТ - компетенциям не только потому, что это требование современных квалификационных характеристик, а прежде всего затем, чтобы сблизить язык межпоколенческого

общения для понимания. Психологические службы колледжа призваны осуществлять консультативную и просветительскую работу с педагогами, реализовывать адекватные меры профилактики педагогического выгорания, тренинговых групповых форм совершенствования педагогического мастерства.

Таким образом, реализация компетентностного подхода к организации воспитательного процесса в колледже означает серьезную переориентацию воспитательной системы колледжа на новое целеполагание, методологическое обоснование компетентностно-ориентированного содержания и технологий воспитательной работы, оценку качества воспитания по результатам

- социальным компетенциям каждого обучающегося. Необходимость внедрения компетентностного подхода обеспечена научной методологией, отвечает современным государственным задачам модернизации образования и развития воспитания, соответствует интересам развития личности обучающегося.

Библиографический список:

1. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. ЮНЕ^О, 1996.

2. Дополнительное образование детей (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов) - М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 864 с.

3. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательном учреждении. (Методические рекомендации). - М.: МО РФ Институт общего образования, 1996. - 47с.

4. Евтушенко С.В. Педагогика творчества. - М.: ФИРО, 2008. - 239 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

6. Зимняя И.А. Kомпетентностный подход. ^ково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - № 8. 2006.

7. Иванов Д. А. Kомпетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.:ЛПKиПР0,2003.-101 с.

8. краковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.: Педагогика, 1992.- 129с.

9. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. - М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. - 336 с.

10. Савина М.С. Формирование ключевых компетенций обучающихся: предпринимательство, трудоустройство, коммуникации- М.:НП «АПО»,2006.- 126 с.

11. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: Ориентация на интересы молодежи. - Екатеринбург: ИД «Сократ, 2005. - 184 с.

12. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы /под ред. И.А. Зимней. - М.: «Агентство Издательский сервис», 2005. - 480 с.

Ключевые слова: развитие воспитания, воспитательный процесс, социальные компетенции студентов.

Keywords: education development, educational process, social competence of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.