СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, СПЕЦИФИКА УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВОЙНОВА О.А.
В статье рассмотрены особенности учебно-воспитательной работы в колледже. Автором обоснована модель воспитательной работы.
In the article features of teaching and educational work in college are considered. The author proves model of educational work.
Воспитательная работа построена на лучших традициях колледжа, поддерживаемых в течение всего периода его существования и продолжающих развиваться в наши дни.
Воспитательная работа в колледже строится, исходя из того, что результат воспитания мы видим в социальном развитии студентов, предполагающих позитивное изменение в их взглядах, мотивах и реальных действиях.
Воспитание личности студента - непрерывный процесс, и он включает в себя как учебное, так и неучебное время.
В соответствии с предполагаемым результатом в учебном заведении разработана, апробирована и внедрена модель воспитательной системы «Воспитание профессионала», целью которой является воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, обладающей четко сформированными навыками профессионализма, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Воспитательная система колледжа максимально интегрирует образовательный, производственный, воспитательный процессы по целям, идеологии, содержанию. Они должны быть взаимодополняющими и взаимопересекающимися. Только при таком сочетании можно добиться практической цели деятельности учебно-воспитательной системы: выпускник-
профессионал.
Ядром воспитательной работы является студенческий и педагогический коллектив. Для функционирования воспитательной системы созданы все условия: определены классные руководители, распределены воспитатели для работы с детьми сиротами, создана система дополнительного образования, ежемесячно проводятся методические объединения классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, есть предметные объединения, система повышения квалификации, материальные условия, внешние связи. Все это обеспечивает включение студентов в воспитательный процесс. А участие студентов в мероприятиях говорит об эффективности воспитательной работы.
Достоинство человека определяется не тем, как он идет к цели, а каким путём он идет.
Процесс воспитания подростков в условиях современной жизни постоянно усложняется. Традиционные методы воспитания, какими являются убеждение, стимулирование, требование, положительные примеры не перестают быть эффективными и действенными, хотя и требуют разработки инновационных технологий.
Человек, семья, Отечество, труд, знание, культура, мир, земля - вечные, абсолютные ценности, которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности личности студента, образуя основу воспитания.
В содержание и организацию воспитательной деятельности включены следующие задачи:
- создание условий для развития личности и реализации ее творческой активности;
- развитие воспитательной среды и воспитательной системы колледжа
- формирование здорового образа жизни и экологической культуры;
- развитие студенческого самоуправления и институтов коллективной студенческой самоорганизации;
- воспитание культуры межнационального общения;
- воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом.
Организационная структура управления воспитательной деятельности ГОУ СПО Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23
Заместитель директора по УВР
і
Руководитель физ. воспитания
I
Директор колледжа
г
Заместитель директора по УВР (2 площадка)
~Г
Педагоги - психологи
И
Заместитель директора по соц. вопросам
Кураторы групп
Руководители секций
Социальные педагоги
Главный врач
Мастера п/о
Медсестры
Старший воспитатель
Диетсестра
Воспитатели
Руководитель музея 1 1 Администратор столовой
Заведующий библиотекой — Библиотекарь
Педагоги дополнительного образования
В основу воспитательной системы положены целевые Программы, отражающие направления деятельности, использующие многолетний опыт нашего педагогического коллектива, вокруг которых объединяются студенты и преподаватели для достижения поставленной цели и решения задач:
1. Программа «С добром в будущее» создана по инициативе студентов в 2004 году, приоритетным направлением программы является гражданско-патриотическое воспитание.
2. Программа «Возьмемся за руки, друзья!» создана в 2006 году; основным направлением программы является воспитание толерантности.
3. Программа «Хлебушко - всему свету дедушка!» создана в 2008 году, основным направлением программы является воспитание у студентов уважения к традициям колледжа, к русскому фольклорному искусству, обычаям и обрядам, бережному отношению к хлебу.
3. Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся и студентов колледжа»
Основными направлениями программ является усиление координации предупредительно
- профилактической деятельности среди студентов, воздействие на правосознание молодежи, посредством проведения мероприятий, деловых игр, моделирующих нормативные отношения в группе, сообществе, семье.
4. Программа «Реабилитация и адаптация детей-сирот и детей-инвалидов».
Программа рекомендаций педагогам колледжа по формированию и реализации коррекционно-развивающей работы.
5. Программа «Досуг».
Программа по развитию у студентов творческой активности, самостоятельности, возможности проявлять свои способности в различных видах творческой деятельности, стремления интересно и содержательно проводить досуг.
Колледж индуст-
Гражданско- Благотвори- рии гостеприим-
правовое тельные акции ства и менедж-
мента №23, г. Москва
Экологическое на- Общественно-
правление полезная работа
6. Программа «Планета ССУ» - программа по развитию студенческих инициатив и студенческого самоуправления.
Программа, направлена на понимание собственной роли студентов в делах образовательного учреждения и развития личностных и профессиональных качеств будущих специалистов.
Воспитательная система динамична и подвижна, сочетает в себе традиции и инновации. Это система живая, развивающаяся, которая выстраивается и существует в конкретной ситуации, в соответствии с логикой и потребностями настоящего момента.
Качество обучения и воспитания (то есть качество образования) характеризуется результатами:
- глубиной понимания студентами материала;
- освоением навыков самообразования;
- развитием творческих способностей; сформированностью общеучебных навыков;
- сформированностью показателей общеличностного развития и общеэтических знаний;
- умением применять полученные знания на практике.
Доминантой воспитательного процесса колледжа является обучение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Вся работа педагогического коллектива направлена на социальную адаптацию данной категории учащихся к условиям современной жизни.
И практика убеждает, что чем больше включены дети - сироты в разнообразную деятельность, тем меньше они создают и нам и себе проблем!
Без сотрудничества, без взаимопонимания, без диалога учебное заведение остановится в развитии. «Уча других, мы учимся сами». У педагогов - знания, жизненный опыт, сложившаяся система ценностей, приоритетов. У обучающихся - жажда познания, «незавершенность», непосредственность, искренность, обостренное чувство современности.