Научная статья на тему 'Структурная интеграция в условиях университетского комплекса: анализ особенностей развития'

Структурная интеграция в условиях университетского комплекса: анализ особенностей развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕГРАЦИЯ / СТРУКТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / UNIVERSITY COMPLEX / INTEGRATION / STRUCTURAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларченко Ирина Николаевна

В статье рассматриваются интеграционные процессы, проходящие в условиях университетского комплекса. Описывается опыт проведения внутренней и внешней структурной интеграции в техническом вузе, обеспечивающий в настоящее время развитие системы профессионального образования и взаимосвязь с социально-экономической сферой региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларченко Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL INTEGRATION IN CONDITION OF UNIVERSITY COMPLEX: ANALYSIS OF DEVELOPMENT PECULIARITIES

Integration processes, taking place in condition of university complex, are shown in the article. The experience of internal and external structural integration in the technical college, providing the development of professional education system and interconnection with social and economic sphere of region, is described.

Текст научной работы на тему «Структурная интеграция в условиях университетского комплекса: анализ особенностей развития»

ББК С 561. 1 :С 561.8:4 48 YAK 316.354:351/354

И.Н. ЛАРЧЕНКО

I.N. LARCHENCO

СТРУКТУРНАЯ ИНТЕГРАУИЯ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

STRUCTURAL INTEGRATION IN CONDITION

OF UNIVERSITY COMPLEX: ANALYSIS OF DEVELOPMENT PECULIARITIES

В статье рассматриваются интеграционные процессы, проходящие в условиях университетского комплекса. Описывается опыт проведения внутренней и внешней структурной интеграции в техническом вузе, обеспечивающий в настоящее время развитие системы профессионального образования и взаимосвязь с социально-экономической сферой региона.

Integration processes, taking place in condition of university complex, are shown in the article. The experience of internal and external structural integration in the technical college, providing the development of professional education system and interconnection with social and economic sphere of region, is described.

Ключевые слова: университетский комплекс, интеграция, структурная интеграция.

Key words: university complex, integration, structural integration.

Вопросу развития системы профессионального образования сегодня уделяется особое внимание. Некоторые видят в его решении мощный фактор социально-экономического роста государства и повышения его конкурентного преимущества, другие - «...ключ к наращиванию интеллектуального и инновационного потенциала России» [2, с. 5]. Бесспорным остаётся одно: развитие системы профессионального образования в России - это важнейшее направление государственной политики на современном этапе, в основе которого заложена потребность изменить сложившуюся ситуацию по ряду направлений деятельности. Актуализирует вопрос развития системы профессионального образования оценка его качества, изложенная в принятой Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Так, в документе отмечается, что до сих пор «.сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно международным рейтингам российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров.» [1, с. 8]. Заостряет значимость проблемы высказывание Г.Ф. Шафранова-Куцева по поводу современных причин изменения системы профессионального образования. По его мнению, в профессиональном образовании России есть две основные проблемы, одна из которых связана с качеством профессиональной подготовки. Автор, ссылаясь на мнение многих государственных деятелей, исследователей, констатирует, что в настоящее время в российской системе профессионального образования сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как «дисфункциональность» и «отсталость».

Для обеспечения должного развития системы профессионального образования ведутся поиски различных выходов из сложившейся ситуации. Получили общественное признание основные ориентиры его обновления, заключающиеся в инновационном характере профессионального образования, модернизации институтов образования, создания современной системы непрерывного образования и т.п.

В качестве одного из вариантов развития системы профессионального образования можно рассмотреть возможность использования университетского комплекса в решении проблем, используя институциональный подход к изучению вопроса. Институциональный подход позволяет рассматривать университетский комплекс не только как образовательное учреждение, но и как динамичную форму организации общественной жизни, общественных отношений, взаимодействующую с другими социальными группами.

В качестве примера возьмём Тюменский государственный нефтегазовый университет, который готовит более 60% всех отечественных специалистов нефтегазового профиля. Одной из особенностей Тюменского государственного нефтегазового университета как университетского комплекса выступает его сложно построенная организационная структура. В состав университетского комплекса входят 7 учебных институтов, 14 филиалов, 2 колледжа, общеобразовательный лицей, институт дополнительного образования, институт повышения квалификации и переподготовки кадров, институт третьего возраста, центр дистанционного образования, 18 научно-исследовательских институтов и центров. Контингент обучающихся по всем образовательным программам в университете составляет более 65 тысяч человек. Общее количество программ, по которым вуз может вести подготовку, включает в себя более 640 наименований по 20 укрупнённым группам специальностей высшего профессионального образования, 18 укрупнённым группам среднего и 15 - начального профессионального образования, охватывающих практически все отрасли социально-экономической сферы ЗападноСибирского региона. Количество программ дополнительного профессионального образования составляет 19 наименований, программ магистерской подготовки - 29.

Вполне естественно, что перед вузом встают проблемы, связанные с организацией управления учебным заведением. В этом плане мнение Г.Ф. Шафранова-Куцева по поводу того, с чего надо начинать модернизацию профессионального образования, соответствует интересам вуза. Он считает, что требуется решительный пересмотр сложившихся схем управления в профессиональном образовании. В последние годы, пишет автор, в рамках крупных университетских комплексов появились подразделения начального и среднего профессионального образования, среднего (полного) общего образования. «...Получается так, что в университетском комплексе стали присутствовать интересы трёх управленческих структур - Министерства образования и науки Российской Федерации, министерства или департамента образования и науки субъекта федерации и муниципалитета.» [2, с. 242] и совершенно беспризорным, по его мнению, остаётся уровень дополнительного профессионального образования работающего населения.

Конечно, решить проблемы «неопределённости» и «неразберихи в структурах управления профессиональным образованием» университетский комплекс вряд ли сумеет, так как это достаточно глубокая проблема, однако сможет предложить свой сценарий организации управленческой деятельности с учётом интересов всех заинтересованных групп [2, с. 242].

В этом ракурсе можно описать опыт работы университета по организации структурной интеграции. Такой вид интеграции является частью общей интеграции, которая понимается как объединительный процесс, направленный на достижение качества профессионального образования в вузе, создание условий для формирования и последующего развития профессиональных компетенций, востребованных на региональном рынке труда и квалификаций.

Структурная интеграция в университетском комплексе имеет в два направления развития: внутренний и внешний. Внутренняя интеграция проходит внутри учебного заведения и направлена на объединение нескольких структурных подразделений университетского комплекса в одну укрупнённую организационную структуру. Внешняя интеграция ориентирована

на синергетическое взаимодействие с предприятиями-партнерами вуза, другими научными и образовательными центрами и учреждениями, населением области.

Таким образом, объектом внутренней интеграции выступает внутреннее подразделение вуза (институт, колледж), объектом внешней интеграции - региональный рынок труда и квалификаций (предприятия, население как потребители образовательных услуг).

Внутреннюю и внешнюю интеграцию можно условно представить в виде моделей: первую как «учебное подразделение + учебное подразделение», вторую как «вуз + региональный рынок труда и квалификаций».

Предпосылки проведения внутренней интеграции учебных подразделений в университетском комплексе заключались в следующем: наличии разнообразных организационных структур управления учебными подразделениями в вузе; необоснованно завышенной численностью административно-управленческого аппарата; дублировании специальностей и профессий в присоединённых учебных заведениях; нерациональном использовании учебно-лабораторной базы и так далее. Однако, как показывает опыт работы других университетских комплексов, в вузе может сохраняться своя организационная структура управления в каждом учебном подразделении, «.в определённой мере повторяющая в сокращённом варианте организационную структуру управления центральной администрации.» [3, с. 13].

Внутренняя структурная интеграция в университетском комплексе проходит с учётом принципа профилизации в построении социально-образовательной инфраструктуры вуза. Реализация принципа предполагает максимальную концентрацию профессиональных образовательных программ всех уровней образования, объединённых одним или несколькими родственными направлениями подготовки; кадрового потенциала; учебно-методического и материально-технического ресурсов в одном учебном подразделении университетского комплекса.

Рассмотрим результаты внутренней структурной интеграции, проведённой в филиале города Ялуторовска и учебных подразделениях года Тюмени.

В первом случае в качестве обоснования реализуемых действий выдвигались предложения по изменению существующей структуры управления филиалом. В результате поэтапного вхождения в состав филиала образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в структуре филиала образовалось три относительно самостоятельных учебных подразделения: технический лицей, технологический колледж, социально-экономический колледж. Расширенный административно-управленческий аппарат филиала (четыре директора, пятнадцать заместителей директора и так далее) затруднял выполнение управленческих решений. В результате проведения внутренней интеграции произошло изменение общей структуры управления филиалом на основе уровнево-отраслевого принципа построения образовательного пространства. Образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования были рассредоточены в четырёх корпусах по уровням образования. В результате делегирования функций в центральные службы филиала на местах сохранились только те, которые касались организации учебного, методического, научного процессов. В результате внутренней интеграции повысилась эффективность управления, изменились условия для повышения оплаты труда педагогических работников.

В учебных подразделениях, расположенных в городе Тюмени, структурная интеграция происходила в форме объединения «институт + колледж». В результате работы, проведённой на базе института менеджмента и бизнеса, появилось отделение начального и среднего профессионального образования. Предпосылками интеграции выступили соответствие направлений подготовки; общность стратегических целей и задач развития; территориальное

местоположение и т.п. Такая интегрированная структура «учебное подразделение + учебное подразделение» обеспечила диверсификацию портфеля образовательных услуг, унификацию учебно-методического комплекса для разных уровней образования, преодоление кадрового дефицита, рационализацию загрузки учебных площадей, снижение расходов на административно-управленческий аппарат. Сегодня в структуре вуза таких интегрированных учебных подразделений несколько.

Особенностью внешней структурной интеграции выступает её ориентация на взаимодействие не только с другими высшими учебными заведениями и научными организациями, академическими научно-исследовательскими институтами и центрами, но и с предприятиями-партнёрами с целью создания межвузовских научно-исследовательских лабораторий и центров, полигонов, баз производственных практик, учебно-производственных центров.

Внешняя структурная интеграция проходит с учётом кластерного принципа в организации внешнего взаимодействия. Опыт работы в этом направлении был изложен в программе «Тюменский государственный нефтегазовый университет - системообразующий элемент Западно-Сибирского энергетического кластера» и представлен на конкурс по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2006 году.

Результаты влияния внутренней и внешней структурной интеграции на интересы разных социальных групп университетского комплекса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности влияния внутренней и внешней интеграции на интересы социальных групп

Направление интеграции Способы проявления Субъекты взаимодействия Интересы социальных групп

1 2 3 4

Внутренняя интеграция (модель «учебное подразделение + учебное подразделение») Сформированный запас специальных «сквозных» компетенций Педагогические работники учебного подразделения Рационализация рабочего времени за счёт концентрации учебной, методической, научной нагрузки в одном подразделении. Возможность профессионального роста и освоения содержания программ другого уровня образования. Возможность получения дополнительных доходов за счёт участия в подготовке специалистов другого уровня образования в рамках одного подразделения

Быстрое и оперативное решение вопросов управления учебным подразделением Административно-управленческий персонал учебного подразделения Согласованность выполняемых должностных обязанностей. Отсутствие дублирования функций. Изменение должностных обязанностей

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

Быстрая и гибкая переориентация в соответствии с запросами рынка труда и квалификаций Административно-управленческий персонал вуза Изменение соотношения количества административно-управленческого персонала и педагогических работников в подразделении. Рационализация штатного расписания подразделения. Оптимизация организационной структуры управления. Сокращение финансовых расходов. Сокращение времени на выполнение управленческих решений

Условия «беступиковости» профессионального образования. Свободный доступ к образованию. Индивидуальный график непрерывного образования. Удовлетворённость обучением. Социальная мобильность Учащийся начального профессионального образования учебного подразделения Возможность продолжения обучения. Снижение проблем в адаптации к условиям учебного подразделения. Возможность получения престижной профессии. Приобретение готовности к прогнозируемым изменениям. Возможность самореализации. Возможность получения материального и морального вознаграждения за результаты деятельности

Студент среднего профессионального образования учебного подразделения Возможность продолжения обучения на следующем уровне образования с сокращённым сроком обучения. Возможность обучения по интегрированным учебным планам. Возможность получения рабочей профессии в учебном подразделении. Возможность получения дополнительной квалификации. Отсутствие проблем в адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Возможность получения престижной специальности.

Окончание табл.1

1 2 3 4

Приобретение готовности к прогнозируемым изменениям. Возможность самореализации. Возможность получения материального и морального вознаграждения за результаты деятельности

Внешняя интеграция (модель «вуз + региональный рынок труда и квалификаций») Переход к «клиен-тоориентирован-ным» схемам взаимодействия Работодатели Возможность получения высококвалифицированного специалиста и рабочего с заданными квалифицированными параметрами, отвечающего требованиям предприятия. Возможность повышения квалификации работников предприятия в учебном подразделении. Возможность участия в формировании содержания подготовки специалистов и рабочих кадров. Возможность участия в формировании структуры подготовки специалистов и рабочих кадров

Организация «сетевого взаимодействия» Учебные заведения Академический обмен студентами. Совместное использование учебно-лабораторной базы, полигона. Проведение совместных научных, учебно-методических мероприятий учащихся, студентов, педагогических работников

Условия «беступиковости» профессионального образования. Свободный доступ к образованию. Индивидуальный график непрерывного образования Население Возможность получения качественного основного, дополнительного профессионального образования. Возможность получения востребованной профессии. Возможность выбора собственной траектории получения образования

Анализ полученных результатов внутренней и внешней структурной интеграции в университетском комплексе позволил сделать следующие выводы:

- объединение институтов, институтов и колледжей, филиалов обеспечило единообразие организационных структур управления учебными подразделениями;

- концентрация всех форм подготовки и переподготовки по родственным направлениям в объединённом подразделении вуза исключило дублирование специальностей и профессий в вузе;

- объединение учебных подразделений сформировало механизмы рационального использования и оснащения учебно-лабораторной базы кафедр и отделений с учётом принципа «тройного назначения в её эксплуатации»;

- в работе с региональными партнёрами-предприятиями стали использоваться индивидуальные формы взаимодействия, вариантами которого выступают организация стажировок и практик на предприятии и выполнение выпускниками университета комплекса квалифицированных, высокоинтеллектуальных, в том числе научно-исследовательских работ; целевая подготовка специалистов и рабочих кадров для предприятия, которая предполагает отбор кандидата и последующее финансирование его обучения; организация курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки сотрудников производства по программам, разработанным совместно с работодателями и с учётом их требований;

- проведена работа по созданию консорциума нефтегазовых вузов, в рамках которой была осуществлена экспертиза электронных тестовых материалов, определены мероприятии по совместному использованию учебных баз производственных практик.

В то же время оценка достигнутых преимуществ позволила выявить ряд ключевых проблем.

Во-первых, до сих пор наблюдается недостаточное нормативно-правовое обеспечение процесса формирования системы непрерывного профессионального образования в рамках университетского комплекса, что продолжает оказывать влияние на развитие интеграционных процессов в вузе.

Во-вторых, увеличивается риск постепенного снижения общего объёма контингента обучающихся в учебных подразделениях вуза за счёт изменения демографической ситуации в городе и регионе и, как следствие этого, прогнозируется неравномерность в распределении контингента учащихся и студентов в учебных подразделениях университетского комплекса.

В-третьих, происходит изменение требований со стороны предприятий и организаций региона к качеству подготовки высококвалифицированных рабочих с начальным профессиональным образованием и специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.

Подводя итог вышесказанному, необходимо констатировать, что внутренняя и внешняя структурная интеграции в университетском комплексе обеспечивает развитие системы профессионального образования и взаимосвязь с социально-экономической сферой региона.

Литература

1. Российская Федерация. Распоряжение. «Об Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] : распоряжение : [утверждено Правительством РФ 8 декабря 2011 г., № 2227р]. - Режим доступа : Интернет портал Правительства Российской Федерации / http://правительство.рф/gov/гesults/17449/

2. Шафранов-Куцев, Г.Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы : монография [Текст] / Г.Ф. Шафранов-Куцев. - Тюмень : ТГУ, 2011. - 296 с.

3. Тимофеев, В.В. Эффективное функционирование колледжей в составе университетского комплекса на основе дивизионального подхода [Текст] / В.В. Тимофеев, Л.Г. Старкова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 7. - С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.