Научная статья на тему 'Модель содержательной интеграции в условиях университетского комплекса: региональный подход к развитию системы непрерывного образования'

Модель содержательной интеграции в условиях университетского комплекса: региональный подход к развитию системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТОВ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / UNIVERSITY COMPLEX / SYSTEM OF SOCIAL EFFECTS / CONTENT INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимов Михаил Юрьевич

В статье рассматривается региональный подход к развитию системы непрерывного профессионального образования. На примере университетского комплекса показана модель содержательной интеграции профессиональных образовательных программ, учитывающая потребности субъектов и объектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF CONTENT INTEGRATION IN CONDITIONS OF UNIVERSITY COMPLEX: REGIONAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT of THE SYSTEM OF UNINTERRUPTED PROFESSIONAL EDUCATION

The regional approach to the development of uninterrupted professional education system is analyzed in the article. By the example of university complex the model of content integration of professional educational programs, taking into account the requirements of subjects and objects of education is presented.

Текст научной работы на тему «Модель содержательной интеграции в условиях университетского комплекса: региональный подход к развитию системы непрерывного образования»

УДК 316.354:351/354

Акимов Михаил Юрьевич

кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета тел.: (3452) 20-93-02

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается региональный подход к развитию системы непрерывного профессионального образования. На примере университетского комплекса показана модель содержательной интеграции профессиональных образовательных программ, учитывающая потребности субъектов и объектов образования.

Ключевые слова: университетский комплекс, система социальных эффектов, содержательная интеграция.

Akimov Mikhail Yuryevich

PhD in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Transport Exploitation of Tyumen State Oil and Gas University tel.: (3452) 20-93-02

THE MODEL OF CONTENT INTEGRATION IN CONDITIONS OF UNIVERSITY COMPLEX: REGIONAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF UNINTERRUPTED PROFESSIONAL EDUCATION

The regional approach to the development of uninterrupted professional education system is analyzed in the article. By the example of university complex the model of content integration of professional educational programs, taking into account the requirements of subjects and objects of education is presented.

Key words: university complex, system of social effects, content integration.

В утвержденной Правительством Российской Федерации в декабре 2011 г. Стратегии инновационного развития России до 2020 г. отмечается, что кроме качества образования значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. К сожалению, приходится признать, что ключевые для инновационного развития страны личностные качества, такие как мобильность, потребность реализовать свой потенциал и строить свою профессиональную карьеру, повышать свой квалификационный уровень в течение всей жизни в целом недостаточно развиты у российских граждан по сравнению с населением других стран с более высокой инновационной активностью. Это подтверждается результатами исследований, проведенных Федеральной службой государственной статистики. По их данным, в России участие населения (в возрастной группе 25 - 64 г.) в непрерывном образовании в 2008 г. составило 24,8%, тогда как в Великобритании - 37,6, Германии - 41,9 и Финляндии - 77,3%» [1, с. 8]. Следовательно, обучение в течение всей жизни для граждан нашей страны является недостаточно значимым мотивом и потребностью.

Такую ситуацию можно объяснить социологическими исследованиями последних лет, посвященных изучению этого вопроса. Так, результаты проведенной работы показали, что система профессионального образования в России в значительной мере перестала выполнять функцию социального лифта и, напротив, даже в отдельных случаях стала «...инструментом консервации барьеров, значительного усиления расслоения между различными социальными группами населения...» [2, с. 63]. Появилось распространенное мнение о дисфункциональности российского профессионального образования [3], его неспособности воспроизводства социальной структуры общества, ориентированной на инновационное обновление страны. «.Если структура подготовки кадров, будет воспроизводить анахроничную социальную структуру общества, то о какой модернизации, инновационном обновлении страны может идти речь ...» [2, с. 65].

Можно констатировать, что проблема носит комплексный характер и находит выражение в следующих вызовах системе профессионального образования: отсутствие гибкого механизма профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; недостаточное качество профессионального образования; падение престижа специальностей и направлений технического профиля и т.п.

По этому поводу можно привести мнение Г.Ф. Шафранова-Куцева Он пишет, что социальнопрофессиональная структура общества должна быть гибкой, подвижной, с определенным запасом прочности, чтобы своевременно отвечать на инновационные вызовы развития страны. Степень этой профессиональной гибкости, подвижности как раз и закладывается, формируется в учреждениях профессионального образования. Все развитые страны рассматривают повышение образовательного уровня населения как обязательный и главенствующий фактор обеспечения инноваци-

онного развития своего государства.

В этом контексте надо внимательнее присмотреться к образовательным комплексам непрерывного профессионального образования, создание которых пока еще не вышло из стадии эксперимента и поэтому требует анализа всех его положительных и негативных тенденций [4, с. 19].

В основе создания образовательных комплексов непрерывного профессионального образования заложены базовые принципы непрерывности образования, единства учебного, научного и инновационного процессов, реализации единой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, инновационной направленности деятельности и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных и другие [5].

Особую значимость приобретает создание образовательных комплексов в технических вузах. С этой точки зрения рассмотрим Тюменский государственный нефтегазовый университет и покажем, как воплощается на практике политика создания в нем системы непрерывного инженерного образования.

Сегодня вуз представляет собой крупный университетский комплекс, объединяющий в единую целостную систему не только образовательные, но и научные подразделения. Структура университетского комплекса включает в себя 7 учебных институтов, 14 филиалов, 2 колледжа, общеобразовательный лицей, институт дополнительного образования, институт повышения квалификации и переподготовки кадров, институт третьего возраста, центр дистанционного образования, 18 научноисследовательских институтов и центров. Контингент обучающихся по всем образовательным программам в университете составляет более 65 тыс. чел. Общее количество программ, по которым вуз может вести подготовку, включает в себя более 640 наименований по 20 укрупненным группам специальностей высшего профессионального образования, 18 укрупненным группам среднего и 15 -начального профессионального образования, охватывающих практически все отрасли социальноэкономической сферы Западно-Сибирского региона. Количество программ дополнительного профессионального образования составляет 19 наименований, программ магистерской подготовки - 29.

Отличительной особенностью университетского комплекса выступает созданная в нем система многоуровневой подготовки специалистов и рабочих кадров технического профиля; система партнерских отношений с региональными предприятиями и организациями в области подготовки высококвалифицированных специалистов технического, технологического, социальноэкономического профиля; система проведения научных исследований и внедрения научных разработок, технологий в региональное промышленное производство и социальную сферу.

Рассматривая возможности университетского комплекса в развитии системы непрерывного инженерного образования, можно привести в качестве примера систему социальных эффектов, полученную от его деятельности (табл. 1). Система социальных эффектов интерпретируется как результат влияния деятельности вуза на конкретные социальные объекты или субъекты взаимодействия.

Таблица 1

Система социальных эффектов университетского комплекса_______________________

Объекты и субъекты влияния Система социальных эффектов университетского комплекса

Региональный рынок труда Возможность получения специалиста за короткие сроки с требуемыми квалификационными параметрами. Формирование структуры и содержания подготовки специалистов с учетом требований потенциальных работодателей. Обучение специалистов по заказам предприятий. Подбор специалистов для предприятия и подготовка их в соответствии с требованиями предприятий.

Выпускник школы Возможность выбора образовательной траектории, удовлетворяющей интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям выпускника. Возможность освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, получения основной и дополнительной квалификации в едином образовательном пространстве университета.

Специалист (рабочий) производства Возможность освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, получения основной и дополнительной квалификации с учетом требований предприятия. Возможность получения профессиональной подготовки по востребованной предприятием профессии.

Служащий Возможность повышения квалификации, профессиональной переподготовки за счет дополнительных образовательных программ в соответствии с требованиями организации.

Незанятое население Возможность получения новой рабочей профессии за счет опережающего обучения. Возможность получения новой специальности и квалификации.

Население «третьего возраста» Предоставление пожилым гражданам возможности реализации права на образование. Удовлетворение потребности в дальнейшем развитии. Повышение уровня функциональной грамотности и социальной компетенции представителей старшего поколения.

Родители обучающихся Решение проблемы адаптации молодых людей; сокращение финансовых издержек; получение востребованной специальности или рабочей профессии.

Обучающийся университета Возможность результативного завершения образования на каждом уровне для тех, кто не готов пока получить образование более высокого уровня; возможность плавного освоения уровней образования за счет перехода с одного уровня на другой для тех, кто готов освоить следующий уровень образования; повышение конкурентоспособности выпускника через спектр дополнительных квалификаций и специальностей.

Возможность развития системы непрерывного инженерного образования в университетском комплексе обеспечивается интеграционными процессами (внутренние, внешние, содержательные, структурные и т.п.). Остановимся на содержательной интеграции и рассмотрим ее потенциал в развитии непрерывного профессионального образования в вузе.

Содержательная интеграция обозначает объединительный процесс, отражающий взаимодействие и глубокое взаимопроникновение компонентов дидактической системы, результатом которого является развитие личности учащегося [6, с. 30].

В социальном ракурсе содержательная интеграция интерпретируется как процесс формирования устойчивых взаимосвязей между процессом преобразований и отношением к нему субъектов образования, анализа их социального самочувствия.

Кроме того, ориентация на внешние потребности субъектов образования, анализа их социальных предпочтений характеризуется корпоративными взаимосвязями, которые обеспечиваются за счет привлечения к процессу формирования содержания подготовки специалиста, потенциальных работодателей. Работодатели участвуют в формировании востребованных в профессиональной сфере качеств выпускника через предложенные ими компетенции, которые отражают заданные требования к его образовательной подготовке.

В табл. 2 представлены варианты содержательной интеграции в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

Таблица 2

Варианты содержательной интеграции профессиональных образовательных программ в университетском комплексе__________________

Наименование уровней образовательных программ

общеобразо- вательный начальное профес- сиональное среднее профес- сиональное высшее профес- сиональное дополнительное профес- сиональное профес- сиональная подготовка

Очная форма обучения Очная, очнозаочная (вечерняя) формы обучения Очная, очнозаочная (вечерняя), заочная формы обучения Очная, очнозаочная (вечерняя), заочная формы обучения Очная форма обучения Очная форма обучения

Обучение по интегрированным учебным планам

Обучение с сокращенным сроком освоения образовательной программы

Обучение с сокращенным сроком освоения образовательной программы

Параллельное обучение

Параллельное обучение | Параллельное обучение

Ориентация на образовательные потребности студентов, предприятий и организаций региона актуализирует процесс разработки и реализации разных вариантов интеграции профессиональных

образовательных программ. Так, обучающиеся по программам начального профессионального образования могут дополнительно получить рабочую квалификацию посредством параллельного освоения программ профессиональной подготовки и освоить следующий уровень образования (среднее профессиональное) с сокращенным сроком обучения по профильной специальности. Студенты, получающие среднее профессиональное образование, могут также параллельно получить рабочую квалификацию и высшее профильное образование с сокращенным сроком освоения программы. Студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования, могут параллельно освоить программы подготовки по рабочим профессиям или получить квалификацию, обучаясь по программам среднего профессионального образования. Точно такие же возможности имеют обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования.

Содержательная интеграция в университетском комплексе проходит с учетом принципа профи-лизации построения образовательного пространства в вузе. Обеспечение выполнения достигается за счет максимальной концентрации профессиональных образовательных программ всех уровней (начального, среднего, высшего), объединенных одним или несколькими родственными направлениями подготовки (нефтегазовое дело, машиностроение и т.п.) в одном учебном подразделении университетского комплекса. Такой принцип в построении образовательного пространства вуза позволяет сегодня эффективно использовать кадровый потенциал учебного подразделения, его учебнометодический ресурс, осуществлять модернизацию его материально-технической базы, и что немаловажно - позволяет формировать потенциальный контингент обучающихся на каждый последующий уровень профессионального образования. Сегодня в университете начинают проходить процессы содержательной реструктуризации, которая характеризуется формированием эффективных механизмов развития внутренних ресурсов университетского комплекса и внешних взаимосвязей. Содержательная реструктуризация способствует корректировке новых направлений подготовки, специальностей, профессий в соответствии с требованиями инновационной экономики региона и позволяет провести адаптацию содержания профессиональных образовательных программ.

За счет синергетического (вместе действующего) объединения преподавательских кадров и представителей предприятий-партнеров единой материально-технической базы, согласованного методического обеспечения будет обеспечено формирование востребованных компетенций.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод: университетский комплекс способен обеспечить развитие непрерывного инженерного профессионального образования за счет содержательной интеграции профессиональных образовательных программ, тесного взаимодействия с предприятиями-партнерами. Системная организация профессионального образования опирается на потенциальные возможности каждой его ступени. Но особое место в ней занимает высшая профессиональная школа, которая связывает по вертикали и общее, и начальное, и среднее профессиональное образование, повышение квалификации работников. [2, с. 25]. Созданная в вузе система многоуровневой профессиональной подготовки обеспечит формирование востребованных инновационной экономикой компетенций, значительно повысит качество и престиж инженерного образования в регионе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227 р. URL: http://правительство.рф/gov/results/17449/ (дата обращения 10.01.2012).

2. Шафранов-Куцев Г.Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы: монография. Тюмень, 2011.

3. Шереги Ф.Э. Дисфункциональность российского профессионального образования // Труд и социальные отношения. 2009. № 12.

4. Концепция развития профессионального образования в Тюменской области до 2020 года. Тюмень, 2010.

5. Об университетских комплексах: Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 676 // СПС «Консультант Плюс».

6. Попова Г.Г. Интеграция содержания образования в образовательных учреждениях НПО // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.