Научная статья на тему 'Особенности использования инновационных технологий в социальном управлении качеством профессионального образования в условиях университетского комплекса'

Особенности использования инновационных технологий в социальном управлении качеством профессионального образования в условиях университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / KEYWORDS ARE: UNIVERSITY COMPLEX / SOCIAL AND EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND METHODICAL WORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимов Михаил Юрьевич, Ларченко Ирина Николаевна

В статье изложен оригинальный подход к социальному управлению качеством профессионального образования в университетском комплексе. На основе выделения характерных особенностей социально-образовательной инфраструктуры университетских комплексов предлагаются варианты форм, методов и технологий взаимодействия с педагогическими работниками университетского комплекса, а также способы совместной деятельности, позволяющие обеспечить качество профессионального образования в вузе, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимов Михаил Юрьевич, Ларченко Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of using innovative technologies in social management of qualities of professional education under condition of university complex

This article presents the original approach to the social management of the quality of professional education in university complex. Based on typical peculiarities of social and educational infrastructure of university complex, forms, methods and technologies of interaction with teaching staff of university complex and also ways of working together it helps to ensure the quality of vocational education in high school.

Текст научной работы на тему «Особенности использования инновационных технологий в социальном управлении качеством профессионального образования в условиях университетского комплекса»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

*

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.354:351/354 М. Ю. АКИМОВ

И. Н. ЛАРЧЕНКО

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

В статье изложен оригинальный подход к социальному управлению качеством профессионального образования в университетском комплексе. На основе выделения характерных особенностей социально-образовательной инфраструктуры университетских комплексов предлагаются варианты форм, методов и технологий взаимодействия с педагогическими работниками университетского комплекса, а также способы совместной деятельности, позволяющие обеспечить качество профессионального образования в вузе, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: университетский комплекс, инновационные технологии, методическое сопровождение.

В последние годы в России достаточно много говорят и пишут о качестве профессионального образования. Актуальность этого процесса напрямую связана с реализацией основной стратегической задачи каждого образовательного учреждения и

системы профессионального образования в целом, а именно с повышением уровня и качества подготовки специалистов и рабочих кадров. Достигнуть требуемого качества профессионального образования возможно только на основе системных измене-

ний в деятельности образовательных учреждений. При проведении такой работы важно учитывать современные тенденции развития образования, которые касаются структуры профессионального образования и системы оценки деятельности образовательных организаций в целом; создания условий для выполнения целевых ориентиров федеральных государственных образовательных стандартов; внедрения новых подходов к организации взаимодействия вуза и предприятий-партнеров [1, с. 10].

Особенно актуален вопрос обеспечения качества профессионального образования в новых формах высших учебных заведений — университетских комплексах, которые представляют, собой крупные научно-образовательные корпорации, объединяющие в единую целостную систему образовательные и научные организации на основе максимальной структурной и содержательной интеграции профессиональных образовательных программ.

Такое утверждение имеет в своей основе следующие объяснения:

— «масштабность» университетского комплекса формирует особые подходы к координации всей социально-управленческой деятельности вуза на основе обязательного признания специфики входящих в него подразделений, реализующих программы разных уровней образования, от общеобразовательного и до послевузовского;

— социально-образовательная инфраструктура университетского комплекса формируется за счет разных уровней образования и педагогических кадров, которые обеспечивают непрерывность профессионального образования и плавный переход с одного образовательного уровня на другой в рамках одного образовательного пространства вуза;

— в рамках университетского комплекса реализуются особым образом подобранные социальноуправленческие технологии, которые учитывают все уровни образования и способствуют достижению выполнения критериев показателей деятельности образовательного учреждения, лицензионных требований, предназначенных для разных типов образовательных учреждений (начального, среднего, высшего профессионального образования и т.п.).

В соответствии с приведенными выше посылками следует сделать вывод: для обеспечения качества профессионального образования социально-образовательная инфраструктура университетского комплекса, в отличие от других образовательных учреждений, в социальном управлении вузом требует определенных технологий.

Таким образом, в социальном, управлении учебным. заведением, разработка и последующее использование в университетском комплексе инновационных технологий становится актуальной проблемой.

Не вдаваясь в подробный анализ, необходимо сказать, что под инновационными технологиями, применительно к обозначенной выше проблеме, следует понимать новые формы, и методы, взаимодействия с педагогическими работниками университетского комплекса, а также способы совместной деятельности, которые направлены на обеспечение качества профессионального образования в вузе, с учетом, особенностей всех реализуемых уровней образования.

Кроме того, процесс «...создания творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирование интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам; создание социокультурных и материальных (экономических)

условий для принятия и действия разнообразных нововведений; инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки; интеграция наиболее перспективных нововведений в реально действующие образовательные системы.» [2, с. 12] также может способствовать социальному управлению качеством профессионального образования в вузе.

Приведем в качестве примера Тюменский государственный нефтегазовый университет, который является университетским комплексом с 2005 года, и рассмотрим те инновационные технологии в социальном управлении вузом, которые были использованы в работе с педагогическими кадрами университета при подготовке его к внешней экспертной оценке деятельности. Специфической особенностью Тюменского государственного нефтегазового университета как университетского комплекса является поэтапное присоединение к нему образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (училище, лицей, колледж) как региональной, так и федеральной форм собственности.

Основным критерием по отбору образовательных учреждений для последующей интеграции их в университетский комплекс было соответствие направлений профессиональной подготовки учреждений специальностям и кафедрам вуза. «В 2009 году структура университетского комплекса включала в себя: 9 учебных институтов (институт гуманитарных наук, технологический институт, институт транспорта, институт нефти и газа, институт геологии и геоинформатики, институт менеджмента и бизнеса, институт промышленных технологий и инжиниринга, институт сервиса и управления, институт кибернетики, информатики и связи); 4 колледжа (нефтегазовый, торгово-экономический, технологический, политехнический); общеобразовательный лицей; 19 филиалов, расположенных в городах юга и автономных округах севера Тюменской области. Общее количество образовательных программ с учетом аспирантуры, докторантуры, повышения квалификации, профессиональной подготовки составляло 650. Количество обучающихся, учитывая все образовательные уровни, было более 60 тысяч человек.» [3, с. 51].

Сложившаяся социально-образовательная инфраструктура вуза оказывает существенное влияние на социально-экономическую сферу Тюменской области, так как полностью ориентирована на удовлетворение потребностей предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса региона в специалистах и рабочих кадрах технологического и технического профиля, научных, инновационных технологиях и технических решениях.

В то же время особенности Тюменского государственного нефтегазового университета как университетского комплекса и его роль в региональном образовательном пространстве обозначили в 2007 году проблему разработки определенных инновационных технологий в социальном управлении вузом при подготовке его к внешней экспертной оценке деятельности. Формированию проблемы способствовал ряд объективных причин: «...территориально-географическое местоположение учебных подразделений вуза; количество и спектр реализуемых основных образовательных программ; опыт участия учебных подразделений в процедуре самообследо-вания и самоанализа деятельности; вариативность организационных структур управления учебным подразделением...» [3, с. 54]; особенность структуры

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

и содержания методической работы в подразделениях университетского комплекса и т.п.

Для решения проблемы были сформулированы следующие задачи:

1. Разработать комплекс методических материалов для учебных подразделений университетского комплекса с учетом всех уровней образования для подготовки их к внешней экспертной оценке деятельности.

2. Подобрать и внедрить в практику работы университетского комплекса наиболее эффективные формы и методы работы с профессорско-преподавательским составом, педагогическими работниками учебных подразделений, способствующие их подготовке к самоанализу деятельности;

3. Осуществить системное методическое сопровождение процедуры подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности [3, с. 59 — 60].

Решение первой задачи позволило университету разработать методические документы: инструкции, регламенты, порядки с учетом всех уровней образования. Была проведена работа по наполнению новым содержанием, методических материалов с учетом

критериев показателей деятельности образовательных учреждений, лицензионных требований, предназначенных для разных типов образовательных учреждений (общеобразовательного, начального, среднего, высшего профессионального образования). Новое содержательное наполнение методических материалов послужило основой для выбора форм и методов методической работы с педагогическими работниками вуза, характерных только для университетского комплекса.

Решая вторую задачу, в практику работы университетского комплекса были внедрены новые формы и методы работы с педагогическими коллективами учебных подразделений, обеспечивающие улучшение качества профессионального образования, а именно:

— тематические обучающие семинары для заместителей директоров, руководителей предметно-цикловых комиссий и методических объединений по содержанию внешней экспертизы деятельности;

— выездные обучающие семинары-смотры, практикумы для сотрудников филиалов вуза по про-

Таблица

Инновационные технологии в социальном управлении качеством профессионального образования

в университетском комплексе

Задачи Наименование уровней образовательных программ:

общеобразовательный начальное профессиональное среднее профессиональное высшее профессиональное послевузовское

1. Разработка методических материалов для учебных подразделений - план подготовки университета к внешней оценке деятельности; - рекомендации к структуре и содержанию отчета о результатах самообследования; - перечень материалов, необходимых для работы комиссии в дирекции института, филиала (при наличии в структуре кафедр), на выпускающей кафедре, колледже, филиале; - типовой план предупреждающих мероприятий; - методические рекомендации; - информационные материалы по процедуре внешней экспертной оценки деятельности; - типовые формы отчетов по самоанализу деятельности; - слайд-презентации; - детализированный перспективный план работы по подготовке программы к внешней экспертной оценке деятельности; - детализированные планы работ функциональных служб по подготовке к внешней экспертной оценке деятельности; - распорядительные документы (распоряжение, приказ) о выполнении плана подготовки к внешней экспертной оценке деятельности, о проведении процедуры самообследования; - план работы комиссии по процедуре самообследования университета; - детализированный план формирования разделов (подразделов) отчета о результатах самообследования университета с назначением ответственных; - нормативная база для работы подкомиссий по основным направлениям деятельности университета.

2. Формы и методы работы с профессорско-преподавательским составом вуза, педагогическими работниками, обеспечивающие подготовку к самоанализу деятельности - тематические обучающие семинары для заместителей директора, руководителей комиссий; - индивидуальное целевое обучение учителей по их подготовке к внешней экспертной оценке деятельности; - инструктивно-методические совещания с заместителями директора, руководителями методических комиссий по направлению; - методический совет; - педагогический совет; - совещания при директоре; - обобщение опыта работы по организации самоанализа деятельности; - практикум по написанию отчета по самообследованию программы. - тематические обучающие семинары; - индивидуальное целевое обучение педагогических работников процедуре выполнения самоанализа деятельности, подготовке к внешней экспертной оценке деятельности; - совещания при директоре; - инструктивно-методические совещания; - педагогический совет; - учебно-методический совет; - обобщение опыта работы преподавателей по самоанализу деятельности; - практикум по написанию отчета по самообследованию программы; - внутренние аудиты качества. - комплекс методических мероприятий, направленных на групповое целевое обучение педагогических работников выполнению процедуры самоанализа деятельности, подготовке к внешней экспертной оценке деятельности; - совещания при директоре; - инструктивно-методические совещания; - педагогический совет; - учебно-методический совет; - обобщение опыта работы преподавателей, функциональных служб по самоанализу деятельности; - практикум по написанию отчета по самообследованию программы; - внутренние аудиты качества. - производственные совещания; - семинары по ознакомлению функциональных служб и кафедр с процедурой проведения внешней экспертной оценки деятельности,подго-товкой к улучшению требований; - коллегиальное обсуждение организации работы функциональных служб и кафедр по улучшению нормативов; - участие в работе обучающих курсов для работников других учебных подразделений. - производственные совещания; - коллегиальное обсуждение организации работы функциональных служб и кафедр по улучшению нормативов; - организация обучающих курсов, семинаров для работников других учебных подразделений.

3. Методическое сопровождение подготовки

- практическая помощь и поддержка

учителей в подготовке к внешней экспертной оценке деятельности (консультирование);

- совместное планирование действий

функциональных служб по улучшению нормативов;

- сопровождение процесса выполнения нормативов общеобразовательной подготовки, повышения квалификации учителей;

- практическая помощь в формировании подкомиссий по

подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности и организация их работы;

- помощь в организации контроля процедуры подготовки программы к внешней экспертной оценке деятельности;

- помощь в устранении отклонений

выявленных в ходе внутреннего аудита;

- обобщение результатов контроля готовности подразделения в разных формах;

- стимулирование достижений.

- консультирование педагогических работников;

- помощь в проведении мероприятий, направленных на

подготовку педагогических работников к проведению процедуры самообследования деятельности;

- совместное планирование действий

функциональных служб по улучшению нормативов;

- практическая помощь в формировании состава подкомиссий по подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности;

- помощь в организации и проведении процедуры контроля

подготовки программ к внешней экспертной оценке деятельности;

- обобщение результатов самоконтроля

готовности программ в разных формах;

- помощь в устранении отклонений

выявленных в ходе внутреннего аудита;

- стимулирование достижений.

- консультирование

педагогических работников;

- помощь в проведении мероприятий, направленных на

подготовку педагогических работников к проведению процедуры самообследования деятельности;

- совместное планирование действий

функциональных служб по улучшению нормативов;

- практическая помощь в формировании состава подкомиссий по подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности;

- содействие переходу в режим самоконтроля деятельности по подготовке к внешней экспертной оценке деятельности;

- обобщение результатов самоконтроля

готовности программ в разных формах.

- помощь в устранении отклонений,

выявленных в ходе внутреннего аудита;

- стимулирование достижений.

- консультирование;

- участие в работе по согласованию и обсуждению деятельности по улучшению нормативов;

- консультирование в вопросах формирования состава подкомиссий по подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности;

- организация перехода в режим самоконтроля деятельности по выполнению мероприятий программы по подготовке к внешней экспертной оценке деятельности;

- поддержка коллегиального обсуждения

результатов подготовки программ к внешней экспертной оценке деятельности;

- помощь в организации процедуры

обобщения результатов самоконтроля готовности программ к внешней экспертной оценке деятельности в разных формах.

- помощь в устранении отклонений,

выявленных в ходе внутреннего аудита;

- стимулирование достижений.

- консультирование;

- участие в согласовании и обсуждении

с ППС мероприятий по вопросам улучшения нормативов;

- консультирование в вопросах формирования подкомиссий по подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности;

- переход в режим самоконтроля деятельности по выполнению мероприятий программы по подготовке программ к внешней экспертной оценке деятельности;

- поддержка коллегиального обсуждения результатов подготовки программ к внешней экспертной оценке деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- помощь в организации процедуры

обобщения результатов самоконтроля готовности программ к внешней экспертной оценке деятельности в разных формах;

- помощь в устранении отклонений,

выявленных в ходе внутреннего аудита;

- стимулирование достижений.

цедуре проведения внешней экспертной оценки деятельности;

— организация, просмотр и обсуждение слайд-презентаций по технологии проведения внешней экспертизы образовательных программ;

— практикумы по написанию отчетов по процедуре самообследования образовательных программ;

— обмен опытом работы учебных подразделений по подготовке их к внешней экспертной оценке деятельности;

— специальные тематические занятия в системе повышения квалификации педагогических работников учебных подразделений университетского комплекса, посвященные вопросам внешней экспертной оценки деятельности и самоанализу работы.

Решение третьей задачи было направлено на организацию методического сопровождения подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности. Методическое сопровождение рассматривалось как специально организованное систематическое взаимодействие с педагогическими работниками, профессорско-преподавательским составом учебных подразделений университетского комплекса, направленное на выработку оптимальных путей улучшения процедуры, выполнения критериев показателей деятельности образовательных учреждений и лицензионных требований, предназначенных для разных типов образовательных учреждений.

В качестве оптимальных путей были выбраны следующие методы сопровождения процедуры подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности, среди которых отмечаются следующие:

1. Педагогическая поддержка, реализуемая в виде

оказания помощи педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому составу университета в освоении новой информации по содержанию и структуре проведения внешней экспертной оценки деятельности вуза.

2. Психологическая поддержка, включающая в себя признание личных достижений педагогических работников, профессорско-преподавательского состава и их роли в процессе подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности.

3. Правовая поддержка, предполагающая оказание правовой помощи и осуществление контроля за соблюдением требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность вуза по подготовке к внешней экспертной оценке деятельности.

4. Информационная поддержка, заключающаяся в обеспечении педагогических работников, профессорско-преподавательского состава вуза всей необходимой для работы информацией по подготовке их к внешней экспертной оценке деятельности и т.п.

Наблюдение и практический опыт работы в этом направлении позволили сформулировать ряд необходимых условий, которых необходимо придерживаться при использовании инновационных технологий в социальном управлении качеством профессионального образования в университетском комплексе. К этим условиям относятся.

— обязательное проведение процедуры перспективного планирования содержания организационнометодического обеспечения на неделю, месяц, год;

—привлечение к процедуре проведения самоанализа деятельности всех функциональных уровней

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

управления учебным подразделением вуза через разнообразные формы методической работы;

— организация и проведение мониторинга промежуточных достижений для последующего улучшения установленных требований;

— организация поддержки целевых установок профессорско-преподавательского состава и педагогических работников учебных подразделений университетского комплекса на инновационное развитие и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения и воспитания;

— формирование в университетском комплексе информационного банка данных педагогических достижений профессорско-преподавательского состава и педагогических работников подразделений по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий обучения и воспитания и т.п.;

— стимулирование деятельности педагогических работников и профессорско-преподавательского состава университета на процессы улучшения аккредитационных показателей и лицензионных требований;

— информирование педагогических работников и профессорско-преподавательского состава вуза о конкурентных преимуществах вуза, существующих проблемах и т.п.

Мероприятия, способствующие развитию социальной системы управления качеством профессионального образования в вузе, приведены в таблице [3, с. 65 68]. Из данной таблицы следует, что более детальная проработка каждого действия зависит от уровня образования и решаемой задачи.

Предложенные инновационные технологии развития социального управления качеством профессионального образования в условиях университетского комплекса на примере подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности позволили учебному заведению:

—максимально привлечь сотрудников университетского комплекса к процессу подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности;

—повысить эффективность использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов учебных подразделений в процессе подготовки к внешней оценке деятельности университета;

— создать условия для реализации крупных программ. и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера.

Библиографический список

1. Акимов, М. Ю. Развитие готовности педагогических работников к инновационной направленности в подготовке специалистов и рабочих кадров / М. Ю. Акимов // От инноваций к качеству образования: сборник материалов Всерос. науч.-ме-тод. конф. / М. Ю. Акимов, И. Н. Ларченко. — Тюмень, 2011. — С. 10-13.

2. Инновационные процессы в образовании: теория и практика : сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Г. Новикова, Е. Е. Федотова. — М. : АПК и ПРО, 2001. — 272 с.

3. Университетский комплекс: инновационные технологии обеспечения качества профессионального образования / М. Ю. Акимов [и др.] ; под ред. А. Н. Силина. — Тюмень, 2011. — 204 с.

АКИМОВ Михаил Юрьевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), помощник проректора по учебно-методической работе и инновационному развитию.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ЛАРЧЕНКО Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, директор нефтегазового колледжа имени Ю.Г. Эрвье.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.12.2011 г.

© М. Ю. Акимов, И. Н. Ларченко

Книжная полка

ББК 658.38/П64

Потуданская, В. Ф. Неблагоприятные условия труда на промышленных предприятиях: социально-экономические последствия / В. Ф. Потуданская, Т. В. Морозова. - М. : Экономика, 2011. - 178 с. - ISBN 978-5282-03197-3.

Рассмотрены социальные и экономические последствия, возникающие при наличии неблагоприятных условий труда на предприятии. Дана оценка условий труда работников промышленных предприятий, позволяющая определить состояние условий труда на рабочих местах, выявить последствия неблагоприятных условий труда и разработать программу по улучшению состояния производственной среды предприятия как направление социально-экономического развития промышленных предприятий. Предложения по гуманизации условий труда могут быть использованы при разработке социально-экономической политики регионов.

ББК 658.5/П64

Потуданская, В. Ф. Нормирование труда управленческого персонала: теоретико-методологические аспекты исследования и развития / В. Ф. Потуданская, И. В. Цыганкова, А. Н. Миядин. - М. : Экономика, 2011. -185 с. - ISBN 978-5-282-03196.

Рассмотрены актуальные проблемы нормирования труда в современных экономических условиях, раскрыты особенности нормирования труда управленческого персонала, специфика применяемых норм, исследованы научные подходы к труду управленческого персонала, определены факторы, влияющие на нормирование труда управленческого персонала, предлагаются приоритетные направления совершенствования системы управления нормированием труда на промышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.