СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.354:351/354 М. Ю. АКИМОВ
И. Н. ЛАРЧЕНКО
Тюменский государственный нефтегазовый университет
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
В статье изложен оригинальный подход к социальному управлению качеством профессионального образования в университетском комплексе. На основе выделения характерных особенностей социально-образовательной инфраструктуры университетских комплексов предлагаются варианты форм, методов и технологий взаимодействия с педагогическими работниками университетского комплекса, а также способы совместной деятельности, позволяющие обеспечить качество профессионального образования в вузе, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: университетский комплекс, инновационные технологии, методическое сопровождение.
В последние годы в России достаточно много говорят и пишут о качестве профессионального образования. Актуальность этого процесса напрямую связана с реализацией основной стратегической задачи каждого образовательного учреждения и
системы профессионального образования в целом, а именно с повышением уровня и качества подготовки специалистов и рабочих кадров. Достигнуть требуемого качества профессионального образования возможно только на основе системных измене-
ний в деятельности образовательных учреждений. При проведении такой работы важно учитывать современные тенденции развития образования, которые касаются структуры профессионального образования и системы оценки деятельности образовательных организаций в целом; создания условий для выполнения целевых ориентиров федеральных государственных образовательных стандартов; внедрения новых подходов к организации взаимодействия вуза и предприятий-партнеров [1, с. 10].
Особенно актуален вопрос обеспечения качества профессионального образования в новых формах высших учебных заведений — университетских комплексах, которые представляют, собой крупные научно-образовательные корпорации, объединяющие в единую целостную систему образовательные и научные организации на основе максимальной структурной и содержательной интеграции профессиональных образовательных программ.
Такое утверждение имеет в своей основе следующие объяснения:
— «масштабность» университетского комплекса формирует особые подходы к координации всей социально-управленческой деятельности вуза на основе обязательного признания специфики входящих в него подразделений, реализующих программы разных уровней образования, от общеобразовательного и до послевузовского;
— социально-образовательная инфраструктура университетского комплекса формируется за счет разных уровней образования и педагогических кадров, которые обеспечивают непрерывность профессионального образования и плавный переход с одного образовательного уровня на другой в рамках одного образовательного пространства вуза;
— в рамках университетского комплекса реализуются особым образом подобранные социальноуправленческие технологии, которые учитывают все уровни образования и способствуют достижению выполнения критериев показателей деятельности образовательного учреждения, лицензионных требований, предназначенных для разных типов образовательных учреждений (начального, среднего, высшего профессионального образования и т.п.).
В соответствии с приведенными выше посылками следует сделать вывод: для обеспечения качества профессионального образования социально-образовательная инфраструктура университетского комплекса, в отличие от других образовательных учреждений, в социальном управлении вузом требует определенных технологий.
Таким образом, в социальном, управлении учебным. заведением, разработка и последующее использование в университетском комплексе инновационных технологий становится актуальной проблемой.
Не вдаваясь в подробный анализ, необходимо сказать, что под инновационными технологиями, применительно к обозначенной выше проблеме, следует понимать новые формы, и методы, взаимодействия с педагогическими работниками университетского комплекса, а также способы совместной деятельности, которые направлены на обеспечение качества профессионального образования в вузе, с учетом, особенностей всех реализуемых уровней образования.
Кроме того, процесс «...создания творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирование интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам; создание социокультурных и материальных (экономических)
условий для принятия и действия разнообразных нововведений; инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки; интеграция наиболее перспективных нововведений в реально действующие образовательные системы.» [2, с. 12] также может способствовать социальному управлению качеством профессионального образования в вузе.
Приведем в качестве примера Тюменский государственный нефтегазовый университет, который является университетским комплексом с 2005 года, и рассмотрим те инновационные технологии в социальном управлении вузом, которые были использованы в работе с педагогическими кадрами университета при подготовке его к внешней экспертной оценке деятельности. Специфической особенностью Тюменского государственного нефтегазового университета как университетского комплекса является поэтапное присоединение к нему образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (училище, лицей, колледж) как региональной, так и федеральной форм собственности.
Основным критерием по отбору образовательных учреждений для последующей интеграции их в университетский комплекс было соответствие направлений профессиональной подготовки учреждений специальностям и кафедрам вуза. «В 2009 году структура университетского комплекса включала в себя: 9 учебных институтов (институт гуманитарных наук, технологический институт, институт транспорта, институт нефти и газа, институт геологии и геоинформатики, институт менеджмента и бизнеса, институт промышленных технологий и инжиниринга, институт сервиса и управления, институт кибернетики, информатики и связи); 4 колледжа (нефтегазовый, торгово-экономический, технологический, политехнический); общеобразовательный лицей; 19 филиалов, расположенных в городах юга и автономных округах севера Тюменской области. Общее количество образовательных программ с учетом аспирантуры, докторантуры, повышения квалификации, профессиональной подготовки составляло 650. Количество обучающихся, учитывая все образовательные уровни, было более 60 тысяч человек.» [3, с. 51].
Сложившаяся социально-образовательная инфраструктура вуза оказывает существенное влияние на социально-экономическую сферу Тюменской области, так как полностью ориентирована на удовлетворение потребностей предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса региона в специалистах и рабочих кадрах технологического и технического профиля, научных, инновационных технологиях и технических решениях.
В то же время особенности Тюменского государственного нефтегазового университета как университетского комплекса и его роль в региональном образовательном пространстве обозначили в 2007 году проблему разработки определенных инновационных технологий в социальном управлении вузом при подготовке его к внешней экспертной оценке деятельности. Формированию проблемы способствовал ряд объективных причин: «...территориально-географическое местоположение учебных подразделений вуза; количество и спектр реализуемых основных образовательных программ; опыт участия учебных подразделений в процедуре самообследо-вания и самоанализа деятельности; вариативность организационных структур управления учебным подразделением...» [3, с. 54]; особенность структуры
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
и содержания методической работы в подразделениях университетского комплекса и т.п.
Для решения проблемы были сформулированы следующие задачи:
1. Разработать комплекс методических материалов для учебных подразделений университетского комплекса с учетом всех уровней образования для подготовки их к внешней экспертной оценке деятельности.
2. Подобрать и внедрить в практику работы университетского комплекса наиболее эффективные формы и методы работы с профессорско-преподавательским составом, педагогическими работниками учебных подразделений, способствующие их подготовке к самоанализу деятельности;
3. Осуществить системное методическое сопровождение процедуры подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности [3, с. 59 — 60].
Решение первой задачи позволило университету разработать методические документы: инструкции, регламенты, порядки с учетом всех уровней образования. Была проведена работа по наполнению новым содержанием, методических материалов с учетом
критериев показателей деятельности образовательных учреждений, лицензионных требований, предназначенных для разных типов образовательных учреждений (общеобразовательного, начального, среднего, высшего профессионального образования). Новое содержательное наполнение методических материалов послужило основой для выбора форм и методов методической работы с педагогическими работниками вуза, характерных только для университетского комплекса.
Решая вторую задачу, в практику работы университетского комплекса были внедрены новые формы и методы работы с педагогическими коллективами учебных подразделений, обеспечивающие улучшение качества профессионального образования, а именно:
— тематические обучающие семинары для заместителей директоров, руководителей предметно-цикловых комиссий и методических объединений по содержанию внешней экспертизы деятельности;
— выездные обучающие семинары-смотры, практикумы для сотрудников филиалов вуза по про-
Таблица
Инновационные технологии в социальном управлении качеством профессионального образования
в университетском комплексе
Задачи Наименование уровней образовательных программ:
общеобразовательный начальное профессиональное среднее профессиональное высшее профессиональное послевузовское
1. Разработка методических материалов для учебных подразделений - план подготовки университета к внешней оценке деятельности; - рекомендации к структуре и содержанию отчета о результатах самообследования; - перечень материалов, необходимых для работы комиссии в дирекции института, филиала (при наличии в структуре кафедр), на выпускающей кафедре, колледже, филиале; - типовой план предупреждающих мероприятий; - методические рекомендации; - информационные материалы по процедуре внешней экспертной оценки деятельности; - типовые формы отчетов по самоанализу деятельности; - слайд-презентации; - детализированный перспективный план работы по подготовке программы к внешней экспертной оценке деятельности; - детализированные планы работ функциональных служб по подготовке к внешней экспертной оценке деятельности; - распорядительные документы (распоряжение, приказ) о выполнении плана подготовки к внешней экспертной оценке деятельности, о проведении процедуры самообследования; - план работы комиссии по процедуре самообследования университета; - детализированный план формирования разделов (подразделов) отчета о результатах самообследования университета с назначением ответственных; - нормативная база для работы подкомиссий по основным направлениям деятельности университета.
2. Формы и методы работы с профессорско-преподавательским составом вуза, педагогическими работниками, обеспечивающие подготовку к самоанализу деятельности - тематические обучающие семинары для заместителей директора, руководителей комиссий; - индивидуальное целевое обучение учителей по их подготовке к внешней экспертной оценке деятельности; - инструктивно-методические совещания с заместителями директора, руководителями методических комиссий по направлению; - методический совет; - педагогический совет; - совещания при директоре; - обобщение опыта работы по организации самоанализа деятельности; - практикум по написанию отчета по самообследованию программы. - тематические обучающие семинары; - индивидуальное целевое обучение педагогических работников процедуре выполнения самоанализа деятельности, подготовке к внешней экспертной оценке деятельности; - совещания при директоре; - инструктивно-методические совещания; - педагогический совет; - учебно-методический совет; - обобщение опыта работы преподавателей по самоанализу деятельности; - практикум по написанию отчета по самообследованию программы; - внутренние аудиты качества. - комплекс методических мероприятий, направленных на групповое целевое обучение педагогических работников выполнению процедуры самоанализа деятельности, подготовке к внешней экспертной оценке деятельности; - совещания при директоре; - инструктивно-методические совещания; - педагогический совет; - учебно-методический совет; - обобщение опыта работы преподавателей, функциональных служб по самоанализу деятельности; - практикум по написанию отчета по самообследованию программы; - внутренние аудиты качества. - производственные совещания; - семинары по ознакомлению функциональных служб и кафедр с процедурой проведения внешней экспертной оценки деятельности,подго-товкой к улучшению требований; - коллегиальное обсуждение организации работы функциональных служб и кафедр по улучшению нормативов; - участие в работе обучающих курсов для работников других учебных подразделений. - производственные совещания; - коллегиальное обсуждение организации работы функциональных служб и кафедр по улучшению нормативов; - организация обучающих курсов, семинаров для работников других учебных подразделений.
3. Методическое сопровождение подготовки
- практическая помощь и поддержка
учителей в подготовке к внешней экспертной оценке деятельности (консультирование);
- совместное планирование действий
функциональных служб по улучшению нормативов;
- сопровождение процесса выполнения нормативов общеобразовательной подготовки, повышения квалификации учителей;
- практическая помощь в формировании подкомиссий по
подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности и организация их работы;
- помощь в организации контроля процедуры подготовки программы к внешней экспертной оценке деятельности;
- помощь в устранении отклонений
выявленных в ходе внутреннего аудита;
- обобщение результатов контроля готовности подразделения в разных формах;
- стимулирование достижений.
- консультирование педагогических работников;
- помощь в проведении мероприятий, направленных на
подготовку педагогических работников к проведению процедуры самообследования деятельности;
- совместное планирование действий
функциональных служб по улучшению нормативов;
- практическая помощь в формировании состава подкомиссий по подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности;
- помощь в организации и проведении процедуры контроля
подготовки программ к внешней экспертной оценке деятельности;
- обобщение результатов самоконтроля
готовности программ в разных формах;
- помощь в устранении отклонений
выявленных в ходе внутреннего аудита;
- стимулирование достижений.
- консультирование
педагогических работников;
- помощь в проведении мероприятий, направленных на
подготовку педагогических работников к проведению процедуры самообследования деятельности;
- совместное планирование действий
функциональных служб по улучшению нормативов;
- практическая помощь в формировании состава подкомиссий по подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности;
- содействие переходу в режим самоконтроля деятельности по подготовке к внешней экспертной оценке деятельности;
- обобщение результатов самоконтроля
готовности программ в разных формах.
- помощь в устранении отклонений,
выявленных в ходе внутреннего аудита;
- стимулирование достижений.
- консультирование;
- участие в работе по согласованию и обсуждению деятельности по улучшению нормативов;
- консультирование в вопросах формирования состава подкомиссий по подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности;
- организация перехода в режим самоконтроля деятельности по выполнению мероприятий программы по подготовке к внешней экспертной оценке деятельности;
- поддержка коллегиального обсуждения
результатов подготовки программ к внешней экспертной оценке деятельности;
- помощь в организации процедуры
обобщения результатов самоконтроля готовности программ к внешней экспертной оценке деятельности в разных формах.
- помощь в устранении отклонений,
выявленных в ходе внутреннего аудита;
- стимулирование достижений.
- консультирование;
- участие в согласовании и обсуждении
с ППС мероприятий по вопросам улучшения нормативов;
- консультирование в вопросах формирования подкомиссий по подготовке подразделения к внешней экспертной оценке деятельности;
- переход в режим самоконтроля деятельности по выполнению мероприятий программы по подготовке программ к внешней экспертной оценке деятельности;
- поддержка коллегиального обсуждения результатов подготовки программ к внешней экспертной оценке деятельности;
- помощь в организации процедуры
обобщения результатов самоконтроля готовности программ к внешней экспертной оценке деятельности в разных формах;
- помощь в устранении отклонений,
выявленных в ходе внутреннего аудита;
- стимулирование достижений.
цедуре проведения внешней экспертной оценки деятельности;
— организация, просмотр и обсуждение слайд-презентаций по технологии проведения внешней экспертизы образовательных программ;
— практикумы по написанию отчетов по процедуре самообследования образовательных программ;
— обмен опытом работы учебных подразделений по подготовке их к внешней экспертной оценке деятельности;
— специальные тематические занятия в системе повышения квалификации педагогических работников учебных подразделений университетского комплекса, посвященные вопросам внешней экспертной оценки деятельности и самоанализу работы.
Решение третьей задачи было направлено на организацию методического сопровождения подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности. Методическое сопровождение рассматривалось как специально организованное систематическое взаимодействие с педагогическими работниками, профессорско-преподавательским составом учебных подразделений университетского комплекса, направленное на выработку оптимальных путей улучшения процедуры, выполнения критериев показателей деятельности образовательных учреждений и лицензионных требований, предназначенных для разных типов образовательных учреждений.
В качестве оптимальных путей были выбраны следующие методы сопровождения процедуры подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности, среди которых отмечаются следующие:
1. Педагогическая поддержка, реализуемая в виде
оказания помощи педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому составу университета в освоении новой информации по содержанию и структуре проведения внешней экспертной оценки деятельности вуза.
2. Психологическая поддержка, включающая в себя признание личных достижений педагогических работников, профессорско-преподавательского состава и их роли в процессе подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности.
3. Правовая поддержка, предполагающая оказание правовой помощи и осуществление контроля за соблюдением требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность вуза по подготовке к внешней экспертной оценке деятельности.
4. Информационная поддержка, заключающаяся в обеспечении педагогических работников, профессорско-преподавательского состава вуза всей необходимой для работы информацией по подготовке их к внешней экспертной оценке деятельности и т.п.
Наблюдение и практический опыт работы в этом направлении позволили сформулировать ряд необходимых условий, которых необходимо придерживаться при использовании инновационных технологий в социальном управлении качеством профессионального образования в университетском комплексе. К этим условиям относятся.
— обязательное проведение процедуры перспективного планирования содержания организационнометодического обеспечения на неделю, месяц, год;
—привлечение к процедуре проведения самоанализа деятельности всех функциональных уровней
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
управления учебным подразделением вуза через разнообразные формы методической работы;
— организация и проведение мониторинга промежуточных достижений для последующего улучшения установленных требований;
— организация поддержки целевых установок профессорско-преподавательского состава и педагогических работников учебных подразделений университетского комплекса на инновационное развитие и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения и воспитания;
— формирование в университетском комплексе информационного банка данных педагогических достижений профессорско-преподавательского состава и педагогических работников подразделений по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий обучения и воспитания и т.п.;
— стимулирование деятельности педагогических работников и профессорско-преподавательского состава университета на процессы улучшения аккредитационных показателей и лицензионных требований;
— информирование педагогических работников и профессорско-преподавательского состава вуза о конкурентных преимуществах вуза, существующих проблемах и т.п.
Мероприятия, способствующие развитию социальной системы управления качеством профессионального образования в вузе, приведены в таблице [3, с. 65 68]. Из данной таблицы следует, что более детальная проработка каждого действия зависит от уровня образования и решаемой задачи.
Предложенные инновационные технологии развития социального управления качеством профессионального образования в условиях университетского комплекса на примере подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности позволили учебному заведению:
—максимально привлечь сотрудников университетского комплекса к процессу подготовки вуза к внешней экспертной оценке деятельности;
—повысить эффективность использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов учебных подразделений в процессе подготовки к внешней оценке деятельности университета;
— создать условия для реализации крупных программ. и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера.
Библиографический список
1. Акимов, М. Ю. Развитие готовности педагогических работников к инновационной направленности в подготовке специалистов и рабочих кадров / М. Ю. Акимов // От инноваций к качеству образования: сборник материалов Всерос. науч.-ме-тод. конф. / М. Ю. Акимов, И. Н. Ларченко. — Тюмень, 2011. — С. 10-13.
2. Инновационные процессы в образовании: теория и практика : сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Г. Новикова, Е. Е. Федотова. — М. : АПК и ПРО, 2001. — 272 с.
3. Университетский комплекс: инновационные технологии обеспечения качества профессионального образования / М. Ю. Акимов [и др.] ; под ред. А. Н. Силина. — Тюмень, 2011. — 204 с.
АКИМОВ Михаил Юрьевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), помощник проректора по учебно-методической работе и инновационному развитию.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ЛАРЧЕНКО Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, директор нефтегазового колледжа имени Ю.Г. Эрвье.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2011 г.
© М. Ю. Акимов, И. Н. Ларченко
Книжная полка
ББК 658.38/П64
Потуданская, В. Ф. Неблагоприятные условия труда на промышленных предприятиях: социально-экономические последствия / В. Ф. Потуданская, Т. В. Морозова. - М. : Экономика, 2011. - 178 с. - ISBN 978-5282-03197-3.
Рассмотрены социальные и экономические последствия, возникающие при наличии неблагоприятных условий труда на предприятии. Дана оценка условий труда работников промышленных предприятий, позволяющая определить состояние условий труда на рабочих местах, выявить последствия неблагоприятных условий труда и разработать программу по улучшению состояния производственной среды предприятия как направление социально-экономического развития промышленных предприятий. Предложения по гуманизации условий труда могут быть использованы при разработке социально-экономической политики регионов.
ББК 658.5/П64
Потуданская, В. Ф. Нормирование труда управленческого персонала: теоретико-методологические аспекты исследования и развития / В. Ф. Потуданская, И. В. Цыганкова, А. Н. Миядин. - М. : Экономика, 2011. -185 с. - ISBN 978-5-282-03196.
Рассмотрены актуальные проблемы нормирования труда в современных экономических условиях, раскрыты особенности нормирования труда управленческого персонала, специфика применяемых норм, исследованы научные подходы к труду управленческого персонала, определены факторы, влияющие на нормирование труда управленческого персонала, предлагаются приоритетные направления совершенствования системы управления нормированием труда на промышленных предприятиях.