Научная статья на тему 'Модель интеграции профессионального образования и производства в условиях университетского комплекса'

Модель интеграции профессионального образования и производства в условиях университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимов М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель интеграции профессионального образования и производства в условиях университетского комплекса»

Педагогика и методика преподавания

УДК 316.354:351/354

Акимов Михаил Юрьевич

кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета тел.: (3452) 20-93-02

МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматривается подход к интеграции учебного подразделения обеспечивающего подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях университетского комплекса с производством на основе кластерного подхода.

Ключевые слова: университетский комплекс, «система социальных эффектов», кластерный подход.

Akimov Mikhail Yurievich

PhD in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Transport Exploitation of Tyumen State Oil and Gas University tel.: (3452) 20-93-02

THE INTEGRATION MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATION AND PRODUCTION IN CONDITIONS OF UNIVERSITY COMPLEX

The approach to the integration of educational subdivision providing the training of workers and specialists of middle ranking in conditions of university complex with the production on the basis of cluster approach is presented in the article.

Key words: university complex, «the system of social effects», cluster approach.

Профессиональное образование сегодня постепенно соотносится с процессом формирования новой инновационной стратегии развития Российской Федерации [1]. Кроме того, именно в нем видится основа для наращивания интеллектуального потенциала страны. Эта мысль подтверждается высказыванием В.В. Путина по поводу постановки первоочередных национальных задач, сформулированных в авторской статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» [2], а также современной оценкой его качества, изложенной в стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. [1, с. 8].

Особую значимость приобретают тенденции инновационного развития страны в системе начального и среднего профессионального образования, современная общая ситуация в которых ха-растеризуется отсутствием системы квалификаций рабочих профессий и внятных требований к компетенции специалиста; низким престижем начального и среднего профессионального образования в обществе; несоответствием системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена реальным потребностям экономики, рынка труда; отсутствием среднесрочных прогнозов в разрезе секторов занятости, профессий, квалификаций и т.п.

Вероятно, в качестве решения проблем, «...нужно сделать так, чтобы молодежь видела перспективы, которые открывает среднее профессиональное образование, возможности, создаваемые новой экономикой и развитием технологий, осознала значимость и ценность для общества квалифицированного труда.» [2].

В этом плане мнения многих ученых и специалистов-практиков, бизнесменов сходятся в одном: для соответствия внешним вызовам инновационной стратегии развития страны подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена соответствующего уровня и профиля должна опираться на многоканальную интеграцию учебных заведений со всеми заинтересованными субъектами рыночных отношений [2, 4, 5].

Субъектами рыночных отношений могут выступать научно-исследовательские, производственные предприятия и организации, многоканальная интеграция с которыми обеспечивается на организационном, функциональном, институциональном уровнях. Обратим внимание на то, что и требования федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования ориентируют нас на такое же синергетическое взаимодействие. Это означает, что «.в условиях рыночной экономики, быстрой смены конъюнктуры динамично изменяющегося рынка труда и квалификаций задача подготовки кадров с минимальным сроком производственной адаптации принципиально не может быть решена вне сферы реальной экономики. Подобный опыт, даже при организации учебных цехов, не может быть получен в стенах учебных заведений.» [4, с. 102-103].

Вполне очевидно, что в современных условиях система начального и среднего профессионального образования может успешно функционировать и развиваться только в том случае, если процесс профессиональной подготовки основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов: об-

разовательных, научных учреждений, промышленных предприятий и организаций.

Вместе с тем, к сожалению, приходится констатировать, что в системе начального и среднего профессионального образования сохранилось множество проблем, затрудняющих развитие такого направления.

Во-первых, сегодня практически никто из работодателей четко не формулирует реальные потребности экономики и рынка труда в квалифицированных кадрах и специалистах. Они неохотно участвуют в формировании требований к рабочим и специалистам со стороны самого производства. Хотя надо сказать, что отдельные корпорации, фирмы для внутреннего обучения разрабатывают соответствующие требования, которые находят отражение в корпоративных профессиональных стандартах. Но они, как правило, ограничены внутрифирменными границами и могут соответственно быть использованы только корпоративными образовательными структурами [3, с. 18].

Во-вторых, в силу недостаточно активного участия работодателей в формировании содержания федеральных государственных образовательных стандартов, по мнению президента Союза директоров ССУЗ РФ В.М. Демина, некоторые из них оказались весьма «неудачными». Именно с такой ситуацией пришлось столкнуться педагогическому коллективу нефтегазового колледжа им. Ю.Г. Эрвье Тюменского государственного нефтегазового университета при разработке функциональных карт по рабочим профессиям нефтегазового профиля. В ходе совместного обсуждения их функционального наполнения, с представителями компаний-партнеров, некоторые компетенции по профессии «Бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин» были изменены в связи с их некорректной формулировкой, неприемлемостью в реализации на данном уровне профессионального образования.

В-третьих, для решения многих проблем, надо иметь реальные представления о потребностях экономики и социальной сферы региона. Из-за нехватки статистической информации и достаточно взвешенных прогнозов до сих пор сохраняется дисбаланс в подготовке специалистов. Нехватка квалифицированных рабочих кадров является основной проблемой российской экономики. «.Сейчас у нас 70% специалистов с высшим профессиональным образованием, 20% специалистов - со средним и 10% специалистов - с начальным профессиональным образованием. А вот требования рынка на сегодняшний день совсем другое: нужно 80% специалистов с начальным и средним профессиональным образованием и только 20% с высшим образованием...» [5].

В-четвертых, требования современных работодателей, как правило, превышают возможности различных уровней профессионального образования, заложенных как в государственных, так и федеральных образовательных стандартах. Например, работодателю нужен на 95% рабочий с 4-6 разрядом и только 5% с третьим разрядом, 92% должны, по мнению работодателей, иметь среднее (полное) общее образование [4, с. 96].

В качестве одного из способов решения перечисленных проблем можно рассмотреть потенциал образовательного комплекса непрерывного профессионального образования и опыт организации в его условиях интеграции профессионального образования с производством. Это высказывание обосновано следующими фактами:

процесс создания университетских комплексов пока еще не вышел из стадии эксперимента, и поэтому требует анализа достигнутых результатов по всем направлениям работы;

университетский комплекс представляют собой новую форму высшего учебного заведения, который объединяет в единую целостную систему образовательные и научные организации на основе максимальной структурной и содержательной интеграции профессиональных образовательных программ разных уровней (начальное, среднее, высшее, дополнительное профессиональное образование);

качественный профессорско-преподавательский и педагогический составы вуза обеспечивают непрерывность профессионального образования и плавный переход с одного образовательного уровня на другой в рамках одного образовательного пространства комплекса, что облегчает внедрение инновационных образовательных программ, технологий и методик в образовательный процесс вуза;

университетский комплекс способствует созданию условий для формирования «сквозных» профессиональных компетенций за счет реализации разных уровней профессионального образования;

гибкое реагирование на запрашиваемые производством компетенции происходит в рамках университетского комплекса на основе выбора требуемых квалификационных параметров по рабочим профессиям, специальностям, направлениям профессиональной подготовки;

университетские комплексы, осуществляя профессиональную подготовку по рабочим профессиям, специальностям среднего профессионального образования, направлениям подготовки по программам высшего профессионального образования и программам дополнительного профессионального образования, ориентируются на точки роста региона, так называемые территори-

альные кластеры развития;

общность долгосрочных стратегических целей университетского комплекса и производства по развитию территориальных кластеров, способствует формированию единого интегрированного комплекса по проведению совместной образовательной и научной, производственной деятельности;

заинтересованность вуза в формировании востребованного и конкурентного специалиста обеспечивает развитие новых форм взаимодействия с работодателями: привлечению к образовательному процессу специалистов-практиков из базовых и смежных отраслей промышленности, преподавателей внутрифирменного обучения на предприятиях, созданию кафедр на базовых предприятиях и т.п.;

адаптация университетского комплекса к потребностям производства региона обеспечивает получение следующих социальных эффектов от совместной с ним деятельности. «Система социальных эффектов» интерпретируется как результат влияния деятельности вуза на конкретные социальные объекты или субъекты взаимодействия [6];

в условиях университетского комплекса учебное подразделение, реализующие профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования имеет больше преимуществ в организации взаимодействия с производством, чем те, которые функционируют самостоятельно. Преимущество обеспечивается совместно используемыми материальнотехническими ресурсами вуза, возможностью включения преподавателей в научно-исследовательскую деятельность вуза и производства, участием в реализации мероприятий по сотрудничеству вуза с научными организациями и промышленными предприятиями области, обеспечивающими развитие территориального кластера региона.

Таким образом, в условиях университетского комплекса создаются условия для решения проблемы выполнения требований работодателей к квалификациям и разрядам выпускников.

При таком взаимовыгодном сотрудничестве, основанном на общих интересах, возможно участие работодателей в подготовке кадров на всех уровнях профессионального образования.

Особенности взаимодействия с производством в условиях университетского комплекса представлялись автором статьи на международных научно-практических конференциях и семинарах. В соавторстве с Ларченко И.Н. эта проблема была освещена в публикации, посвященной условиям перехода на федеральные государственные образовательные стандарты [7].

В этом контексте можно рассмотреть модель интеграции учебного подразделения нефтегазового колледжа имени Ю.Г. Эрвье Тюменского государственного нефтегазового университета с производством. Реализуемая в этом учебном подразделении модель представляет собой определенным образом подобранные организационно-управленческие, организационно-педагогические, социальнопсихологические условия и способы совместной деятельности, реализуемые на основе «принципов эффективного взаимодействия», обеспечивающие надежность в системе взаимодействия: профессиональное образование - предприятия на основе кластерного подхода [3]. Кластерный подход рассматривается как процесс формирования интегрированной структуры, включающей в себя учебное подразделение, научные организации, промышленные компании, объединенных долгосрочным взаимовыгодным социальным партнерством.

Организационно-управленческие условия обеспечивают планирование, организацию и контроль деятельности по обеспечению взаимодействия с производством со стороны колледжа. Организационно-педагогические условия направлены на развитие профессионального уровня педагогических работников и мастеров производственного обучения для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов и производства. Социальнопсихологические условия формируют мотивацию и готовность к обеспечению взаимодействия, как со стороны педагогического состава учебного подразделения, так и со стороны производства. Способы совместной деятельности представляют собой совокупность совместных мероприятий, направленных на обеспечение интеграции [8, 9].

Раскроем содержание принципов:

1. Принцип регионализации профессионального образования, предполагает ориентацию учебного подразделения вуза в содержании и структуре подготовки кадров по программам начального и среднего профессионального образования на требования регионального производства. Так, в условиях колледжа это проявляется в ежегодной корректировке объема профессиональной подготовки по рабочим профессиям и специальностям среднего профессионального образования нефтегазового профиля, реализации новых направлений подготовки по рабочим профессиям, завершению обучения по непрофильным для учебного подразделения профессиям и специальностям. Принцип предусматривает привлечение работодателей к процессу непрерывной профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе совместного проектирования содержания функцио-

нальных карт по всем рабочим профессиям и специальностям среднего профессионального образования учебного подразделения, совместного планирования образовательной, научной деятельности, предусматривающий взаимную увязку образовательного и производственного процесса. Взаимное участие в процессе преподавания дисциплин и предметов в учебном подразделении, руководство дипломными проектами, участие в итоговой государственной аттестации, организации повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения учебного подразделения на производственных рабочих местах, профессиональной подготовке работников предприятии в учебном подразделении и т.п.

2. Принцип непрерывности профессионального образования, обеспечивает возможность преемственности реализуемых образовательных программ в колледже и плавный переход на следующий уровень профессионального образования в другом учебном подразделении вуза.

3. Принцип профилизации образовательных программ, обеспечивает концентрацию программ одного профиля в одном учебном подразделении вуза.

4. Принцип диверсификации образовательных услуг, заключается в оперативном, адекватном реагировании на потребности рынка труда в требуемых квалификациях, разрядах за счет имеющегося перечня основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки, развитию новых форм и технологий обучения (заочная форма, с сокращенным сроком освоения программы, с использованием дистанционных технологий).

5. Принцип сетизации профессионального образования. Под ним понимается «.совместная деятельность образовательных и иных организаций, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных структур, а также - при необходимости - ресурсов организаций экономики, управления, науки, культуры, спорта.» [4, с. 31]. Следовательно, сетизация профессионального образования позволяет по-новому выстраивать отношения с образовательными учреждениями не входящими в состав университетского комплекса на основе реализации взаимных интересов и создания условий для обеспечения образовательных потребностей производства и конкретных субъектов образования.

Руководство названными принципами способствовало разработке и реализации новых способов организации совместной деятельности учебного подразделения с производством, к которым относятся:

исследование рынка труда и квалификаций в регионе по рабочим профессиям и специальностям среднего профессионального образования нефтегазового профиля. Вследствие проведенной работы была открыта подготовка по четырем новым рабочим профессиям, расширен перечень дополнительных квалификаций. Отработана схема содержательной интеграции в условиях университетского комплекса. Так, обучающиеся по программам начального профессионального образования стали дополнительно получать требуемую работодателями рабочую квалификацию посредством параллельного освоения программ профессиональной подготовки и осваивать следующий уровень профессионального образования (среднее профессиональное) с сокращенным сроком обучения по профильной специальности. Студенты, получающие среднее профессиональное образование, стали параллельно получать рабочую квалификацию и высшее профильное образование с сокращенным сроком освоения программы и т.п.;

реализация программ профориентационной работы и мероприятий, по профессиональному самоопределению обучающихся и абитуриентов. Это позволило сформировать потенциальный контингент для конкретных предприятий и организаций с учетом получения требуемого уровня профессионального образования, квалификации, разряда;

дооснащение и модернизация существующей учебно-лабораторной базы учебного подразделения и полигона;

разработка, совместно с работодателями, функциональных карт по каждой рабочей профессии и специальности среднего профессионального образования в которых нашли отражение «сквозные» профессиональные компетенции, формируемые с уровня начального профессионального образования и выше на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и внутрикорпоративных профессиональных требований к работникам производства. В качестве примера совместного результата работы можно привести выдержки из функциональной карты рабочей профессии и специальности среднего профессионального (табл. 1 и 2) [7], где перечень конкретных функций, знаний, умений и практических навыков были дополнены в ходе взаимодействия с работодателями. Ими же была установлена их значимость по 4-бальной шкале;

разработка учебно-методических комплексов по всем рабочим профессиям и специальностям среднего профессионального образования в соответствии с учетом требований федераль-

ных государственных образовательных стандартов. Завершение согласования их содержания с работодателями;

проведение корректировки содержания и структуры управления методической работой в колледже. Сформированы новые направления, связанные с развитием профессионального уровня преподавателей и мастеров производственного обучения учебного подразделения. В структуру управления методической работой были введены дополнительно подструктуры: проблемная лаборатория разработки газовых месторождений, научное общество студентов и учащихся «Эврика», временные творческие группы и т.п.

Примечания к таблицам:

Ф - федеральный уровень требований;

Р - региональный уровень требований;

С - специальный вид компетенций;

* - должность в соответствии с ФГОС.

Таблица 1

Фрагмент функциональной карты для рабочей профессии 131003.03 «Бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин» _________________

Функции Иметь практический опыт, уметь, знать Долж- ность* Значимость Уровень требований Вид компетенций

1 2 3 4

Вид деятельности 1. Ведение технологического процесса бурения на скважинах

ПК 1.2. Выбирать рациональный режим бурения по геологическим характеристикам пород Выбирать рациональный режим бурения в зависимости от геологической характеристики и характера пород 1-3 + Ф, Р С

Проводить бурение гидравлическими забойными двигателями 1-3 + Ф С

Проводить бурение электробурами 1-3 + Ф С

Использовать нормативно-техническую документацию 1-3 + Ф С

Проводить роторное бурение 1-3 + Р С

Проводить горизонтально направленное бурение 1-3 + Р С

Применять навыки бурения в изменяющихся геологических условиях 1-3 + Р С

Таблица 2

Фрагмент функциональной карты для специальности среднего профессионального образования 131003 «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Функции Иметь практический опыт, уметь, знать Долж- ность Значимость Уровень требований Вид компетенций

1 2 3 4

Вид деятельности 1. Проведение буровых работ в соответствии с техническим регламентом

ПК 1.2. Выбирать способы и средства контроля технологических процессов бурения Составлять геологотехнический наряд на бурение скважин 4 + Ф С

Выбирать способы и средства контроля технологических процессов бурения 3-9 + Ф С

Определять свойства буровых и тампонажных растворов 3-9 + Р С

Составлять режимнотехнологическую карту 4 + Р С

Составлять геологический разрез разбуриваемой породы 4 + Р С

Таким образом, сегодня уже отмечены пути по улучшению реализации эффективных механизмов интеграции профессионального образования и производства. Предложенная для рассмотрения практика реализации модели интеграции профессионального образования и производства, в условиях университетского комплекса, основана на взаимовыгодных условиях, что обеспечивает подготовку рабочих и специалистов среднего звена соответствующего уровня и профиля в соответствии с вызовами инновационной стратегии развития страны и территориального кластера региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительством РФ от 08.12.2011 № 2227. URL: http://правительство.рф/gov/results/17449/ (дата обращения 01.12.2012).

2. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Российская газета. 2012. 13 февраля. URL: http://www.rg.ru/printable/2012/02/13/putin-statya.html (дата обращения 01.12.2012).

3. Мухамедзянова Г.В., Ибрагимов Г.И. НПО-СПО: больше проблем, чем путей решения // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 8.

4. Шафранов-Куцев Г.Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы: монография. Тюмень, 2011.

5. Начальное профессиональное образование сегодня - самое незащищенное // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 1.

6. Акимов М.Ю., Ларченко И.Н. Реструктуризация структурной и содержательной интеграции в университетском комплексе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. URL: http://www.teoria-practica.ru/-2-2012/sociology/akimov-larchenko.pdf (дата обращения 18.12.2012).

7. Акимов М.Ю. Особенности взаимодействия с работодателями в условиях университетского комплекса при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты: региональный опыт работы // Педагогический вестник Казахстана. 2012. № 1.

8. Ларченко И.Н. Социальное управление профессиональным развитием педагогических работников в условиях университетского комплекса // Вестник инновационного евразийского университета. 2011. № 4 (44).

9. Ларченко И.Н. Современные методы управления профессиональным развитием педагогических работников в условиях университетского комплекса // Инновации в профессионально-педагогическом образовании: тезисы докладов 18-й науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.