Научная статья на тему 'Информационно-правовая политика: дефиниция, сущность, субъекты'

Информационно-правовая политика: дефиниция, сущность, субъекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / LEGAL POLICY / INFORMATION LEGAL POLICY / SUBJECTS OF INFORMATION LEGAL POLICY / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солдаткина Оксана Леонидовна

В статье закладываются теорtтические основы для дальнейших исследований одного из видов правовой политики — информационно-правовой политики, включая формирование дефиниции, определение сущности и субъектов выбранного объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Legal Policy: Definition, Essence, Subjects

In the article theoretical bases for further researches of one of types of legal policyinformation legal policy, including definition formation, definition of essence and subjects of the chosen object are put.

Текст научной работы на тему «Информационно-правовая политика: дефиниция, сущность, субъекты»

5 См.: Сайт Правительства Российской Федерации. URL: www.government.ru (дата обращения: 29.11.2012).

6 См.: Электронное правительство России. URL: http://open-gov.ru/ (дата обращения 29.11.2012).

7 См.: Российская газета. 2009. 13 февр.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4179.

9 Червяковский А.В. Проблемы законодательного обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти // Информационное право. 2011. № 1. С. 6-9.

10 См.: Суворова Т. Мониторинг официальных сайтов органов власти как эффективный инструмент общественного контроля. URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/2157 (дата обращения: 10.10.2012).

11 См.: Сайт Правительства Саратовской области. URL:www.saratovgov.ru (дата обращения: 29.11.2012).

12 См.: Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: www.donland.ru (дата обращения: 29.11.2012).

13 Australian Government: the official website. URL http://australia.gov.au/ (дата обращения: 29.11.2012).

14 См.: Единый портал государственных и муниципальных услуг. URL: www.gosuslugi.ru (дата обращения: 29.11.2012).

15 Чеботарева А.А. Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 6. С. 27-33.

16 Там же.

17 См.: Развитие Интернета в регионах России. Весна 2012. URL: http://company.yandex.ru/researches/ reports/internet_regions_2012.xml (дата обращения: 30.11.2012).

18 См.: Там же.

О.Л. Солдаткина

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА: ДЕФИНИЦИЯ, СУЩНОСТЬ, СУБЪЕКТЫ

В статье закладываются теор^ические основы для дальнейших исследований одного из видов правовой политики — информационно-правовой политики, включая формирование дефиниции, определение сущности и субъектов выбранного объекта.

Ключевые слова: правовая политика, информационно-правовая политика, субъекты информационно-правовой политики, информационное общество, информатизация.

O.L. Soldatkina

INFORMATION LEGAL POLICY: DEFINITION, ESSENCE, SUBJECTS

In the article theoretical bases for further researches of one of types of legal policy — information legal policy, including definition formation, definition of essence and subjects of the chosen object are put.

Keywords: legal policy, information legal policy, subjects of information legal policy, information society, information.

Сегодня уже невозможно поспорить с тем фактом, что идущие во всем мире процессы информатизации и компьютеризации становятся определяющими направление развития социума. На всех уровнях государственной власти говорится о том, что построение информационного общества нового порядка, при котором статус и положение государства определяют качество и количество ресурсов информации, а большинство работающих либо занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, либо не в состоянии выполнять свои производственные обязанности без этих процессов — одна из важнейших задач Российского государства. Так, в 2002 г. Правительством РФ была принята Фе-

© Солдаткина Оксана Леонидовна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры информатики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

деральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010 годов»1, которая дала мощный толчок развитию информационного общества в субъектах РФ; сейчас Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»2; намечены пути формирования структуры электронного правительства. В рамках работы по реализации этих программ в 2010 г. запущен портал государственных услуг; идет внедрение судебных информационных систем; регулярно проводятся эксперименты по организации виртуальных общественных приемных на сайтах органов государственной власти.

Процесс построения информационного общества должен носить комплексный характер. Новый порядок при своем формировании требует консолидации усилий специалистов разных областей — системных администраторов, программистов, управленцев, юристов.

В рамкам исследований на юридическом поле интерес представляет правовое регулирование отношений, возникающих в информационной сфере. Мы затронем только одну сферу — общетеоретическую основу российской информационно-правовой политики, решив вопросы о ее сущности, целях и субъектах. Связано это с тем, что, прежде чем приступить к изучению концептуальных основ информационно-правовой политики, необходимо определиться, что именно мы понимаем под этим термином.

Информационно-правовая политика является подвидом правовой политики, соответственно, наследует ее основные черты, «ядро», но имеет все же свои специфические особенности: объект, субъектов и сферу применения. а В ходе ранее проводимых нами теоретических изысканий был сформулирован

? авторский подход к определению термина «правовая политика» и ее сущности. § Под правовой политикой будем понимать деятельность государства, индивидов, их объединений, включая все общество, по созданию и реализации стратеги-I ческих правовых идей в целях формирования правовой государственности3.

1 Данная дефиниция основана на том факте, что политика есть деятельность, | следовательно, информационно-правовая политика имеет ту же природу — из-| мениться может лишь субъект и область воздействия. Остановимся на этих | элементах подробнее.

2 Представляется, что субъекты информационно-правовой политики не отлича-° ются от субъектов правовой политики в целом. Что касается сферы воздействия, ж то таковой обычно называется информатизация как направленный процесс | системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуника-е ционных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позво-1 ляющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека,

0

° группы, социума. Несмотря на то, что изначально информатизация связана с

го

¿5 развитием вычислительной техники, сейчас это не столько технологический,

1 сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значи-| тельными изменениями в образе жизни населения, требующий серьезных усилий

властей и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях4. С точки зрения государственной власти, информатизация порождает обязанность обеспечить состояние защищенности интересов отдельных граждан, всего общества в целом и государства и в этой сфере, включая организацию доступа к информации и ее защиту5. Результатом 216 процесса информатизации социума служит создание информационного обще-

ства; процесс информатизации государственных органов ведет к созданию т. н. «электронного государства»6. Являясь своего рода «отражением» на информационном поле современного Российского государства, оно должно включать в себя «электронное правительство»7, «электронный парламент»8 и «электронное правосудие»9.

Особо следует подчеркнуть, что государственная политика в информационной сфере и информационно-правовая политика, так же как государственная политика и правовая политика, явления разные. Первая определяет деятельность органов государственной власти по достижению национальных интересов Российской Федерации в информационно-психологической сфере; вторая — по сути также деятельность — отвечает за стратегические и тактические задачи организационного обеспечения самого процесса информатизации.

Таким образом, под информационно-правовой политикой мы будем понимать деятельность государства, индивидов, их объединений, включая все общество, по созданию эффективного механизма правового регулирования процесса информатизации в целях создания информационного общества.

Сформировав дефиницию информационно-правовой политики, наметим пути дальнейшего развития исследований в этой сфере.

Отметим, что информатизация не является новой предметной сферой правового регулирования. В истории формирования информационно-правовой политики Российской Федерации можно выделить следующие этапы:

1. Научное исследование закономерностей развития общественных отношений в информационной сфере и постановка проблемы.

2. Определение доктринальных и концептуальных установок и их норматив- ш ное закрепление. Точкой отсчета формирования законодательства РФ в инфор- н мационной сфере стало принятие в 1992 г. законов о правовой охране программ С для ЭВМ, баз данных и технологий интегральных микросхем. Указом Президента Ц

о

РФ от 28 июня 1993 г. № 966 была утверждена Концепция правовой информа- к

о

тизации России(в ред. от 22 марта 2005 г.)10, для реализации которой в 1995 г. о' была принята программа «Правовая информатизация органов государствен- | ной власти Российской Федерации»11. Разработаны Концепция национальной |

безопасности РФ (1997-2000 годы)12, Доктрина информационной безопасности |

о

РФ (2000 г.)13, Концепция формирования и развития единого информационного Ю

пространства России и соответствующих государственных информационных и

ресурсов (2000 г.)14. В 2000 г. Россия подписала Окинавскую Хартию глобального к

информационного общества. а

3. Создание концепций развития законодательства в отдельных областях Л

е

информационной сферы. |

4. Формирование большого массива законодательства в области регулирова- • ния информационных отношений. Более 120 законов федерального уровня и 100 9 законов субъектов РФ, Конституция РФ и все кодексы РФ в различной степени т касаются вовлечения информационных ресурсов в экономический оборот и си- 3 стему государственного и муниципального управления.

5. Реализация федеральных целевых программ, конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании государственной политики (например, программа «Электронная Россия»)15.

6. Сейчас в Российской Федерации есть все необходимые предпосылки для более интенсивного развития информационного общества, в т. ч. и совершенствования 217

информационного законодательства. Начало этому этапу положила Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, призванная служить «основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации»16. Также новые тенденции в развитии информационного законодательства связаны с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28 июля 2012 г.)17 и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 25 июля 2011 г.)18. Для программного проведения информационной политики в органах государственной власти для потребностей общества Российской Федерации, развития инфраструктуры электронного правительства, решения задач ведомственной и региональной информатизации, широкого проникновения информационно-коммуникационных технологий в жизнь граждан и организаций, и в конечном итоге модернизации экономики и социальных отношений в Российской Федерации разработана новая программа — государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)19. В создании электронного правительства большое значение имеет Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов государственного самоуправления»20.

Между тем, несмотря на определенные положительные моменты, информационное законодательство сейчас представляет собой большой массив не всегда согласованных актов, а действующие нормы права, касающиеся информационной сферы, разбросаны по всему законодательному массиву21.

Хаос в информационном законодательстве свидетельствует о бессистемности в области информационно-правовой политики, а также об отсутствии у последней прочного теоретического фундамента. Концепции и доктрины — вот та основа, на которую должен опираться данный вид политики (как и все другие направления правовой политики).

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что развитие информационного общества требует значительных изменений в той части российского законодательства, которая касается информационной сферы, а информационно-правовая политика является одним их самых актуальных направлений правовой политики. Ее базой должна стать соответствующая доктрина или концепция, ставящая своей целью формирование информационного общества и электронного правительства.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (в ред. от 9 июня 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 5, ст. 531.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 46, ст. 6026.

3 Подробнее об этом см.: Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы российской правовой политики: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011; Она же. К вопросу о содержании термина «правовая политика» // Современное право. 2010. № 4. С. 23-25.

4 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %98 %D0 %BD%D1 %84 %D0 %BE%D1 %80 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F (дата обращения: 12.12.2011).

5 См.: Ковалёва Н.Н. Государственное управление в информационной сфере. Саратов, 2011. С. 21.

6 Электронное государство есть способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании информационно-коммуникационных систем. URL: http: //

ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %AD%D0 %BB%D0 %B5 %D0 %BA%D1 %82 %D1 %80 %D0 %BE%D0 %BD %D0 %BD%D0 %BE%D0 %B5_%D0 %B3 %D0 %BE%D1 %81 %D1 %83 %D0 %B4 %D0 %B0 %D1 %80 % D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE (дата обращения: 29.12.2011).

7 Электронное правительство (от англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %AD%D0 %BB%D0 %B5 %D0 %BA%D1 %82 %D1 %80 %D0 %BE%D0 %BD%D0 %BD%D0 %BE%D0 %B5_%D0 %BF%D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 % B5 %D0 % BB% D1 %8C%D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE (дата обращения: 29.12.2011).

8 Электронный парламент представляет собой новую форму участия граждан и организаций гражданского общества в законотворчестве, а также организации деятельности и взаимодействия субъектов права законодательной инициативы (СПЗИ) и других участников законодательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на всех этапах законотворчества от выявления потребностей в правовом регулировании определенных общественных отношений, планирования законопроектной работы и разработки законопроекта до его внесения и рассмотрения в законодательном (представительном) органе, подписания и опубликования закона. См.: Сапин А. Электронный парламент. URL: http://blog.pravo.ru/blog/2529.html (дата обращения: 29.12.2011).

9 См.: Носков И.Ю. Внедрение электронного правосудия как важнейшее направление совершенствования судебной системы Российской Федерации // Современное право. 2011. № 10. С. 120-122.

10 См.: Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27, ст. 2521.

11 См.: Указ Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808 «О президентских программах по правовой информатизации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 32, ст. 3289.

12 См.: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2000 г.) // Российская газета. 1997. 26 дек.

13 Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент.

14 См.: Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23 ноября 1995 г. № Пр-1694). М., 1996.

15 См.: Гаврилов М.В. Роль информационных технологий в формировании и осуществлении российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов, 2006. № 1. С. 196-202.

16 См.: Российская газета. 2008. 16 февр.

17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ст. 3448.

18 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3451.

19 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 46, ст. 6026.

20 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 7, ст. 776.

21 См.: Полякова Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Журнал российского права. 2008. № 1. С. 62-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.