_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 796.011
Болотин Александр Эдуардович
д.пед.наук, профессор ИФКС СПб ПУ Петра Великого E-mail: [email protected] О. С. Зайцев канд.пед.наук, заместитель начальника кафедры гимнастики ВИФК г. Санкт-Петербург, РФ
СТРУКТУРА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОПАСНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям.
В качестве основных факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, респонденты отметили высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих, а также эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска. Такими факторами являются: использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений; высокий уровень развития у них ловкости и быстроты, а также устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений. Большое значение для повышения эффективности обучения военнослужащих опасным упражнениям имеет высокий уровень развития у них точности и координации движений, правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности, а также применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих.
Ключевые слова
Военнослужащие; факторы; боевая деятельность; физическая готовность; опасные упражнения.
В настоящее время, когда на военнослужащих возлагаются серьезные двигательные задачи на поле боя, роль и значение обучения опасным упражнениям, значительно возрастает. [1-4,6]. Соответственно, возрастают и требования к подготовке всего личного состава Вооруженных сил России. Без качественной и целенаправленной работы по обучению военнослужащих опасным упражнениям выполнить такие ответственные задачи невозможно. Поэтому, первоочередное значение придается гимнастике, в ходе которой происходит обучение военнослужащих опасным упражнениям. [1-3,6].
В гимнастике имеется множество методических приемов, которые помогают воспитывать воинов психологически для преодоления страха при выполнении опасных упражнений. Для этого используются упражнения, включающие в себя элементы риска и опасности. Анализ зарубежного опыта по использованию таких упражнений также свидетельствует об их эффективности[1-2,5,6].
Начальный этап обучения сложным и рискованным упражнениям часто связан с возникновением у военнослужащих неблагоприятных эмоциональных состояний, которые в значительной мере не только отрицательно влияют на технику изучаемых упражнений, но и осложняют применение помощи и страховки. [2-3,6]. Поэтому, изучение факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, а также разработка методов по устранению и предупреждению у военнослужащих неблагоприятных эмоциональных состояний являются в настоящее время весьма актуальными.
Практика показывает, что многие военнослужащие испытывают большие трудности при освоении опасных упражнений. Это негативно сказывается на уровне их физической и психологической готовности к эффективной военно-профессиональной деятельности в боевых условиях. Данная проблема не нашла серьезного научного обоснования в соответствующей научной и методической литературе. Поэтому
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
требуется поиск новых подходов к совершенствованию методики обучения военнослужащих опасным упражнениям. До настоящего времени не раскрыт широкий арсенал использования средств и методов гимнастики для обучения военнослужащих опасным упражнениям в процессе физической подготовки.
Таким образом, проведенный анализ данной проблемы позволил выделить следующие противоречия:
- между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню физической готовности военнослужащих для выполнения боевых задач и недостаточным научным обоснованием использования средств и методов для обучения военнослужащих опасным упражнениям;
- между объективной необходимостью повышения уровня физической готовности военнослужащих к решению боевых задач и недостаточным теоретическим обоснованием факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям.
В процессе освоения опасных упражнений военнослужащие овладевают различными боевыми приемами, развивают ловкость, точность движений, координацию, быстроту в действиях, воспитывают уверенность в своих силах, преодолевают страх, проявляют находчивость. Это способствует более эффективному решению задач по формированию физической готовности военнослужащих к боевой деятельности.
Для определения ранговой структуры факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, был проведен опрос 73 преподавателей кафедр по физической подготовке разных военных вузов города Санкт-Петербурга. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям (n=78)
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих 18,7
2 Эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска 17,5
3 Использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений 15,2
4 Высокий уровень развития ловкости и быстроты у военнослужащих 14,3
5 Устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений 10,7
6 Высокий уровень развития точности и координации движений у военнослужащих 9,8
7 Правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности 7,5
8 Применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих 6,3
В качестве основных факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, респонденты отметили высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих, а также эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска. Такими факторами являются: использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений; высокий уровень развития у них ловкости и быстроты, а также устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений. Большое значение для повышения эффективности обучения военнослужащих опасным упражнениям имеет высокий уровень развития у них точности и координации движений, правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности, а также применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих.
На основе проведенного научного исследования были намечены следующие пути улучшения качества проведения занятий по гимнастике с военнослужащими по освоению опасных упражнений:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
- необходимо повышение уровня профессиональных знаний у преподавательского состава кафедры гимнастики по использованию методических приемов для преодоления страха у военнослужащих;
- необходимо совершенствование разных элементов методики обучения военнослужащих опасным упражнениям;
- необходимо совершенствование разных элементов оказания помощи и страховки при обучении военнослужащих опасным упражнениям;
- необходимо определение объективных критериев оценки умений военнослужащих преодолевать страх при освоении опасных упражнений.
Таким образом, учет выявленных факторов позволил наметить пути улучшения качества проведения занятий по гимнастике с военнослужащими по освоению опасных упражнений.
Вывод. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для улучшения качества проведения занятий по гимнастике с военнослужащими, осваивающими опасные упражнения.
Список использованной литературы:
1. Бакаев В.В. Содержание педагогической модели физической подготовки курсантов вузов воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков организации и проведения самостоятельной физической тренировки / В.В. Бакаев, В.В. Лапин, А.В. Стафеев // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной памяти В.Г. Стрельца. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2015. - с. 22-27.
2. Бакаев В.В. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам при развитии основных физических качеств / В.В. Бакаев, В.С. Васильева // Путь науки. Международный научный журнал. Волгоград. №12(22), 2015 - с. 69-71.
3. Бакаев В.В. Показатели физической готовности выпускников образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля необходимые для эффективной оперативно-розыскной деятельности / В.В. Бакаев, А.М. Сабанин // Научно-теоретический журнал. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. СПб. № 11(129), 2015 - с.39-42.
4. Бакаев В.В. Показатели готовности студентов к здоровье сберегающему поведению / В.В. Бакаев, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. СПб. № 12(106) - 2013 г. С.36-39.
5. Бакаев В.В. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. СПб. № 03(109) - 2014 г. С.33-35.
6. Физическая культура (Физическая подготовка): учебник / А.Ю. Чихачев [и др.]. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. - 368 с.
© Болотин А.Э., Зайцев О.С., 2016
УДК 1174
Борисова Татьяна Сергеевна,
к.п.н., Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования,
заведующая лабораторией изучения влияния социальной педагогики на социокультурное развитие общества Москва, РФ. [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЁЖИ: К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФИНИЦИИ
Аннотация
В статье анализируются дефиниции «молодежь», «социальный», «потенциал». Представлено