Гардарики, 2003. - 448 с.
3. Молчанова, О.Н. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции в позднем возрасте I О. Н. Молчанова II Психология зрелости и старения. -1997. - № 1. - С. 24-25.
4. Овчинникова, Л. В. Психологическая поддержка жизненной позиции пожилого человека I Л.В. Овчинникова, К. А. Рямова II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 103-109.
5. Рямова, К. А. Ценностный потенциал физической культуры в развитии физических и нравственных качеств пожилых людей I К.А. Рямова, А.С. Розенфельд II Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2008. - № 7 (55). - С. 94-102.
REFERENCES
1. Burns, R. (1986), The development of self-concept and education, translated from English. General editing and opening chapter of the candidate of pedagogical sciences V.Y. Polipovsky, publishing house “Progress”, Moscow.
2. Ilinich, V.I. (2003), Physical education students: Textbook, publishing house “Gar-dariki”, Moscow.
3. Molchanova, O.N. (1997), “Psychological vitaukt as a mechanism for stabilizing the self-concept in later life”, Psychology of adulthood and aging, No. 1, pp. 24-25.
4. Ovchinnikova, L.V. and Ryamova, K.A. (2012), “Psychological support is vital position of an elderly person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. P. 103-109.
5. Ryamova, K.A. and Rosenfeld, A.S. (2008), “Value potential of physical education in the development of the physical and moral qualities of the elderly”, Education and Science. Proceedings of the Ural Branch of the Russian Academy of Education, Vol. 55, No. 7, pp. 94102.
Контактная информация: kive@olympus.ru
Статья поступила в редакцию 18.09.2013.
УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ПОГРАНИЧНОГО ВУЗА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ
Алексей Иванович Орлов, соискатель,
Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию факторов, определяющих высокую эффективность физической подготовки курсантов пограничного вуза с целью выполнения боевых задач в условиях горной местности. Результаты ранжирования свидетельствуют, что основополагающим фактором, определяющим эффективность функционирования системы специальной физической подготовки, является уровень развития прикладных навыков, необходимых для эффективного выполнения боевых задач в горных условиях. Далее по рангу следуют факторы: использование упражнений на развитие устойчивости организма к кислородной недостаточности; направленность специальной физической подготовки на развитие общей, силовой выносливости, силы, ловкости и координации движений; включение военно-спортивного ориентирования в содержание комплексных занятий по физической подготовке; формирование механизмов долговременной адаптации к физической нагрузке у курсантов; использование специальных средств физической подготовки для развития эмоциональной устойчивости и быстроты переключения внимания и др.
Ключевые слова: факторы; курсанты пограничного вуза; боевые задачи; условия горной
местности; средства физической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p123-127
THE FACTORS DEFINING THE HIGH EFFICIENCY OF PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF BOUNDARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF FIGHTING TASKS IN THE CONDITIONS OF THE MOUNTAIN DISTRICT
Alexey Ivanovich Orlov, the competitor,
Kurgan Boundary Institute of Federal Security Service of Russia, Kurgan
Annotation
The article presents the results of researches of the author on justification of the factors defining high efficiency of physical preparation of cadets of boundary higher education institution for the purpose of performance of fighting tasks in the conditions of the mountain district. The results of ranging testify that the fundamental factor defining the efficiency of functioning of system of special physical preparation is the level of development of the applied skills necessary for effective implementation of fighting tasks in mountain conditions. Further factors follow by rank: use of the exercises on development of stability of the organism to oxygen insufficiency; orientation of special physical preparation on development of the general, power endurance, force, dexterity and coordination of movements; inclusion of military and sports orientation in the content of the complex physical preparation classes; formation of mechanisms of long-term adaptation to physical activity at cadets; use of special means of physical preparation for development of emotional stability and speed of switching of attention, etc.
Keywords: factors, cadets of boundary higher education institution, fighting tasks, conditions of the mountain district, means of physical preparation.
В процессе проведения реформы в пограничных вузах особое внимание уделяется качеству подготовки выпускников для эффективного выполнения боевых задач в условиях горной местности. Это вызвано тем, что боевые задачи в горах приходится выполнять на большой протяженности в разнообразных климатогеографических условиях. В связи с этим требуются новые подходы к организации физической подготовки курсантов в вузе [9]. Рассматривая в системном плане физическую подготовку курсантов в пограничных вузах, следует представлять ее многообразные компоненты, формы и виды не изолировано, а как бы сквозь призму выявления их роли, места и взаимосвязей в общей системе факторов, направленных на формирование профессиональной пригодности будущих офицеров-пограничников [1-9].
В связи с этим, следует отметить, что для системы специальной физической подготовки курсантов пограничного вуза характерно решение как общих, так и специальных задач. При этом общепризнанными в теории физической подготовки являются положения о том, что специальные задачи должны быть направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств, формирование прикладных двигательных навыков, необходимых для выполнения задач в определенных условиях. [4, 5, 8, 9]. Приведенные выше положения и являются основой, формирующей функциональную надежность будущих офицеров пограничной службы для осуществления своей профессиональной деятельности в условиях горной местности.
Доказано, что, во-первых, офицеры, обладающие оптимальным уровнем развития общей выносливости, силы, быстроты, ловкости, в условиях горной местности, связанных с большими физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями, значительно превосходят по объективным показателям профессиональной работоспособности офицеров с недостаточным уровнем их развития; во-вторых, у них гораздо быстрее идет развитие других физических и специальных качеств, и более успешно формируются прикладные двигательные навыки и, наконец, в-третьих, физически разносторонне подготовленные офицеры в меньшей степени подвержены воздействию неблагоприятных и
отрицательных факторов профессиональной деятельности, в условиях горной местности [5-9]. Таким образом, для обоснования методики проведения физической подготовки в пограничных вузах необходимо установить факторы, определяющие высокую эффективность этого процесса с целью выполнения боевых задач в условиях горной местности.
Для выявления факторов, определяющих высокую эффективность физической подготовки курсантов пограничного вуза с целью эффективного выполнения боевых задач в условиях горной местности, проводился опрос 73 специалистов по физической подготовке и спорту и офицеров-пограничников, имеющих опыт ведения боевых действий в горах. Респондентам предлагалось проранжировать факторы по степени значимости их влияния на эффективность функционирования системы специальной физической подготовки курсантов пограничного вуза, с целью эффективного выполнения боевых задач в условиях горной местности. Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность физической подготовки курсантов пограничного вуза для эффективного выполнения боевых задач в условиях горной местности, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура факторов, определяющих высокую эффективность физической подготовки курсантов пограничного вуза для эффективного выполнения боевых задач в
условиях горной местности (п=73)
Значимость фактора(ранговое место) Факторы Ранговый показатель, %
1 Направленность физической подготовки на развитие прикладных навыков, необходимых для эффективного выполнения боевых задач в условиях горной местности 19,2
2 Использование упражнений на развитие устойчивости организма к кислородной недостаточности 18,7
3 Направленность специальной физической подготовки на развитие общей, силовой выносливости, силы, ловкости и координации движений 17,1
4 Включение военно-спортивного ориентирования в систему специальной физической подготовки курсантов 15,2
5 Формирование механизмов долговременной адаптации к физической нагрузке у курсантов 9,8
6 Использование специальных средств физической подготовки для развития эмоциональной устойчивости и быстроты переключения внимания 7,9
7 Поэтапное увеличение нагрузки на занятиях по физической подготовке 6,3
8 Проведение занятий по физической подготовке с курсантами в условиях горной местности 5,8
Результаты ранжирования свидетельствуют, что основополагающим фактором, определяющим эффективность функционирования системы специальной физической подготовки, является уровень развития прикладных навыков, необходимых для эффективного выполнения боевых задач в горных условиях. Далее по рангу следуют факторы: использование упражнений на развитие устойчивости организма к кислородной недостаточности; направленность специальной физической подготовки на развитие общей, силовой выносливости, силы, ловкости и координации движений; включение военноспортивного ориентирования в содержание комплексных занятий по физической подготовке; формирование механизмов долговременной адаптации к физической нагрузке у курсантов; использование специальных средств физической подготовки для развития эмоциональной устойчивости и быстроты переключения внимания и др.
ВЫВОД. Установленные факторы, определяющие высокую эффективность физической подготовки с целью выполнения боевых задач в условиях горной местности, следует использовать для обоснования методики проведения занятий с курсантами в пограничных вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
4. Болотин, А. Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы /
A.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.
5. Болотин, А. Э. Технология управления спортивной работой в Вооруженных силах Анголы с учетом военно-прикладной направленности системы физической подготовки / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 10-14.
6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А. Э. Болотин, О. В . Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.
8. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А. Э. Болотин,
B.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97).
- С. 35-41.
9. Садовников, В.В. Методика проведения специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной местности / В.В. Садовников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 90-95.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
4. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z.-A. (2011), “Model of management of physical preparation in Angola”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.
5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z.-A. (2011), “Requirement of management of sports work in Armed forces of Angola taking into account a military and applied orientation of
system of physical preparation ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 10-14.
6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.
7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
8. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
9. Sadovnikov, V.V. (2008), “Technique of carrying out special physical preparation of cadets of older years of boundary higher education institution to performance of fighting tasks in the conditions of the mountain district”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 90-95.
Контактная информация: a_sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.09.2013.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С. М. Кирова, Санкт-Петербург,
Павел Владимирович Пугач, соискатель,
Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности, с использованием средств физической подготовки. К ним авторы относят: выявление наиболее слабых мест в уровне профессиональной и физической подготовленности курсантов вузов МВД России; преимущественное применение на занятиях по физической подготовке профессионально-прикладных упражнений, моделирующих разные стороны профессиональной деятельности выпускников вузов МВД России; развитие у курсантов общей, скоростной выносливости, силы и ловкости; создание обстановки на занятиях, требующей проявления способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от сложившейся ситуации; включение в содержание занятий по специальной и физической подготовке упражнений, требующих проявления смелости, решительности и других моральноволевых качеств; наличие объективных критериев оценки уровня готовности курсантов, к оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, сюда же относятся: использование комплексных упражнений по рукопашному бою для отработки практических действий при задержании правонарушителей; оценка и учет индивидуальных возможностей курсантов к обучению в вузе.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; формирование готовности; оперативно-розыскная деятельность; вузы МВД России; курсанты; средства физической подготовки.