cheskaja i zdorov'e, No. 3, v.50, pp. 43-45.
8. Kapilevich, L.C., Pekker, J.S. and Baranova, E.A. (2012), "Influence capnography training with biofeedback on physical work capacity and hemodynamics athletes", Bjulleten' sibirskoj mediciny, .No. 4, pp. 39-43.
9. Nefedova, N.C. and Timofeeva, Y.I. (2014), "Improvement of impact engineering feet in athletes karate (Kyokushinkai) using the method of biological feedback "Ambliokor" (in vitro)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11, v.117, рр. 103-109.
10. Sabirova, I.A. and Germanov, G.N. (2014), "Formation of a rational izgotovka of shooters when using means of urgent information", Teorija ipraktikafizicheskoj kul'tury, No. 3, pp. 66-68.
11. Sedochenko, S.V., Germanov, G.N. and Sabirova, I.A. (2015), "Influence of a sport on features of functional muscular asymmetries at fencers and tennis players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2, v.120, pp. 139-144.
12. Stanislavskaya, I.G. and Kuznetsov, G.I. (2007), "Biofeedback training in cyclists high qualification", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 33, No. 11, pp. 77-82.
13. Tsukanova, E.G., Korolkov, A.N. and Germanov, G.N. (2013), "Predictive indicators of peripheral hemodynamics in reography investigation of muscle activity of women athletes specializing in 800 meters running", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 4, v.98, pp. 177-183.
14. Kovaleva A.C., Witchety A.C. [and other] (2013), "The Effectiveness of EEG biofeedback training in athletes, students of Olympic reserve", Sportivnyjpsiholog, No. 1, v. 28, рр. 42-47.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.03.2015.
УДК 796.011
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ
ВУЗОВ
Сергей Александрович Семенов, кандидат педагогических наук, профессор, Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, Набережночелнинский институт (филиал) Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Набережные Челны
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих высокую эффективность организации и проведения спортивной работы со студентами вузов. В качестве основных факторов, определяющих высокую эффективность организации и проведения спортивной работы со студентами вузов, авторы отмечают профессиональную компетентность преподавательского состава кафедр физического воспитания вузов, а также наличие у них практического опыта организации и проведения спортивной работы со студентами. Сюда же относятся: наличие научно обоснованного планирования по организации и проведению спортивной работы со студентами вузов, а также высокий уровень готовности преподавательского состава к проведению спортивных мероприятий. Менее значимыми факторами являются: наличие спортивных традиций в вузе, объективных критериев оценки качества организации и проведения спортивной работы со студентами, а также высокий уровень личной ответственности каждого преподавателя за качественное проведение спортивных мероприятий и негативное отношение студентов к употреблению алкоголя, наркотиков и другим вредным привычкам.
Ключевые слова: факторы; организация и проведение спортивной работы; студенты высших учебных заведений.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p129-133
FACTORS DEFINING HIGH EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT THE SPORTS WORK WITH THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Sergey Aleksandrovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Nuriya Halimovna Gzhemskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, Naberezhnye Chelny institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University,
Naberezhnye Chelny
Annotation
The results of researches of authors on identification of the factors defining high efficiency of the organization and carrying out sports work with students of higher education institutions are presented in the article. As the major factors defining high efficiency of the organization and carrying out sports work with students of higher education institutions, authors note professional competence of teaching staff of physical education departments of higher education institutions, and also existence at them the practical experience of the organization and carrying out sports work with the students. Here belongs the following: existence of evidence-based planning of the organization and carrying out the sports work with students of higher education institutions, and also the high level of readiness of teaching staff for holding the sporting events. Less significant factors are the following: existence of sports traditions in higher education institution, objective criteria of the assessment of quality of the organization and carrying out sports work with the students, and also the high level of the personal responsibility of each teacher for high-quality holding of the sporting events and negative attitude of students to alcohol intake, drugs and to other addictions.
Keywords: factors, organization and carrying out the sports work, students of higher educational institutions.
В настоящее время значительное внимание уделяется организации и проведению спортивной работы со студентами высших учебных заведений. [7, 8]. Важным направлением совершенствования процесса физического студентов для укрепления здоровья и роста их спортивного мастерства является выявление факторов, определяющих высокую эффективность организации и проведения спортивной работы в вузе. [1-5]. Организация и проведение спортивной работы тесно связаны с физическим развитием студентов и их самореализацией в ходе занятий спортом. [4, 5, 7, 8].
В современных условиях неизмеримо возрастают требования к здоровью и всесторонней физической подготовленности выпускников вузов. Это обеспечивает профессиональное долголетие и высокую эффективность будущей профессиональной деятельности после окончания вуза. Особую значимость приобретают занятия профессионально-прикладными упражнениями и видами спорта. В процессе этих занятий студенты овладевает знаниями о будущей профессиональной деятельности, у них формируются необходимые умения и навыки. Необходимые умения и навыки развиваются и совершенствуются лишь в процессе их проявления. Интенсивность их развития зависит от частоты проявления в процессе проведения спортивной работы со студентами.
Процесс учебной деятельности в вузе не может оказать достаточно эффективное влияние на физическое и психическое совершенствование студентов. В более полной мере последнее может достигаться путем организация и проведение спортивной работы со студентами в вузе. Характерной особенностью качественной организации и проведения спортивной работы в вузе являются широкий диапазон двигательной деятельности и ее комплексный характер воздействия на организм студентов.
В процессе тренировки и спортивных состязаний студенты овладевают различными профессиональными приемами, развивают быстроту в действиях, ловкость, силу, выносливость, воспитывают уверенность в своих силах, инициативу и находчивость. Содержание спортивной работы со студентами в вузе определяется с учетом особенностей
будущей профессиональной деятельности. Каждое упражнение, отдельные виды спорта оказывают избирательное влияние на организм студентов. Это способствует более эффективному решению задач по физическому воспитанию студентов в вузе. Вместе с тем до настоящего времени у спортивных психологов и педагогов нет единого мнения о факторах, определяющих высокую эффективность организации и проведения спортивной работы со студентами вузов.
Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 81 преподавателя Набережночелнинского института (филиала) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет». Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность организа-
ции и проведения спортивной работы со студентами вузов (п=81)
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Профессиональная компетентность преподавательского состава кафедр физического воспитания вузов 18,7
2 Наличие практического опыта организации и проведения спортивной работы со студентами у преподавательского состава кафедр вузов 17,2
3 Наличие научно обоснованного планирования по организации и проведению спортивной работы со студентами вузов 15,4
4 Высокий уровень готовности преподавательского состава к проведению спортивных мероприятий 13,7
5 Наличие объективных критериев оценки качества организации и проведения спортивной работы со студентами вузов 11,3
6 Наличие традиций по организации и проведению спортивных мероприятий со студентами вуза 9,6
7 Высокий уровень личной ответственности каждого преподавателя за качественное проведение спортивных мероприятий 7,8
8 Негативное отношение студентов к употреблению алкоголя, наркотиков и другим вредным привычкам 6,3
На основе проведенного исследования были намечены следующие пути улучшения качества проведения спортивной работы со студентами в вузе:
- повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава по физическому воспитанию в вопросах организации и проведения спортивной работы;
- совершенствование разных элементов планирования организации и проведения спортивной работы со студентами в вузе, с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности;
- определение объективных критериев оценки качества организации и проведения спортивной работы со студентами на разных факультетах вуза;
- проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди студентов.
Таким образом, в качестве основных факторов, определяющих высокую эффективность организации и проведения спортивной работы со студентами были выявлены профессиональная компетентность преподавательского состава кафедр физического воспитания вузов, а также наличие у них практического опыта организации и проведения спортивной работы со студентами. Сюда же относятся: наличие научно обоснованного планирования по организации и проведению спортивной работы со студентами вузов, а также высокий уровень готовности преподавательского состава к проведению спортивных мероприятий. Менее значимыми факторами являются: наличие спортивных традиций в вузе, объективных критериев оценки качества организации и проведения спортивной работы со студентами, а также высокий уровень личной ответственности каждого преподавателя за качественное проведение спортивных мероприятий и негативное отно-
шение студентов к употреблению алкоголя, наркотиков и другим вредным привычкам.
Учет этих факторов позволил наметить пути улучшения качества проведения спортивной работы со студентами в вузе.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для улучшения качества проведения спортивной работы со студентами в вузе и решения комплексных задач по укреплению их здоровья и повышению уровня работоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
3. Болотин, А. Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 3-5.
4. Болотин, А. Э. Факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студентов вузов / А. Э. Болотин // Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2013. - С. 164-166.
5. Болотин, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12
(106). - С. 36-39.
6. Болотин, А.Э. Технология управления здоровым образом жизни студентов /
A.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1
(107). - С. 24-28.
7. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6 - С. 58-59.
8. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев,
B.В. Бакаев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-20.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), "Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
3. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions", Messenger of sports science, No. 1, pp. 3-5.
4. Bolotin, A.E. (2013), "The factors which are negatively influencing a state of health of students of higher education institutions", Materials VIII All-Russian (with the international participation) scientific and practical conference "Health basis of human potential: problems and ways of their decision", pp. 164-166.
5. Bolotin, A.E. and Bakayev, V. V. (2013), "Indicators of readiness of students for health saving behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 24-28.
6. Bolotin, A.E. and Bakayev, V. V. (2014), "Technology of management of a healthy lifestyle of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 24-28.
7. Bolotin, A.E. and Yakovlev Yu.V. (2014), "The factors defining an inclusiveness of students of mountain specialties in sports and sports activity", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 58-59.
8. Bolotin, A.E. and Shchegolev, V.A., Bakayev, V. V. (2014), "Pedagogical technology of use of means of physical culture for adaptation of students to professional activity", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 16-20.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2015.
УДК 796.011
ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Альбина Амирзяновна Камартдинова, аспирант, Николай Николаевич Герега, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье рассматривается опыт использование онлайн технологий для программно-методического сопровождения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО). На основе онлайн технологий разработана автоматизированная онлайн система программно-методического сопровождения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО).
Ключевые слова: онлайн технологии, программно-методическое обеспечение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО).
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p133-136
APPLICATION OF ONLINE TECHNOLOGIES IN PROGRAM AND METHODICAL PROVISION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY TO WORK AND
DEFENSE"
Nikolai Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogic sciences, professor, Alexei Valerievich Fursov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Albina Amirzyanovna Kamartdinova, the post-graduate student, Nikolai Nikolaevich Gerega, the post-graduate student Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
The article considers the experience of application use of the online technologies for program and methodical support of the All-Russian sports complex (Ready to Work and Defense). On the basis of online technologies the automated online system for the program and methodical support of the All-Russian sports complex (Ready to Work and Defense) has been developed.
Keywords: online technology, program and methodical provision of the All-Russian sports complex (Ready to Work and Defense).
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80%.
Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей область физического воспитания в образовательных организациях [1-3], показал, что для решения обо-