Научная статья на тему 'Факторы, определяющие эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям'

Факторы, определяющие эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ФАКТОРЫ / БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОПАСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Олег Сергеевич

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям. В качестве основных факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, респонденты отметили высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих, а также эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска. Такими факторами являются: использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений; высокий уровень развития у них ловкости и быстроты, а также устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений. Большое значение для повышения эффективности обучения военнослужащих опасным упражнениям имеет высокий уровень развития у них точности и координации движений, правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности, а также применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the learning efficiency of the military personnel to dangerous exercises

The article presents the author results of researches regarding the identification of the factors defining the learning efficiency of the military personnel to dangerous exercises. As the major factors defining the learning efficiency of the military personnel to dangerous exercises, the respondents noted the high level of psychological stability at the military personnel, and also the effective application of the exercises, including the risk elements. Such factors are: the application of methodical tools for overcoming the fear at the military personnel when performing the dangerous exercises; the high level of development of the dexterity and speed among them, and also the elimination of the reasons causing the emotional pressure and indecision at the military personnel when performing the dangerous exercises. The high level of development of the accuracy and coordination of movements among them, the correct selection of the exercises including the dangerous elements, and also the application of effective methodical tools for the prevention of the negative impacts of the dangerous exercises on mentality of the military personnel are of great importance for increase of the learning efficiency of the military personnel to dangerous exercises.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям»

2. Подольская, М. Н. Квалиметрия и управление качеством : лабораторный практикум. Ч. 1. Экспертные методы / М.Н. Подольская. - Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2011. - 80 с.

3. Смирнов, Ю.И. Надёжность в спорте: исходные понятия и основные показатели / Ю.И. Смирнов, И. И. Зулаев // Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 4. - С. 26, 3943.

REFERENCES

1. Zavyalov, A.V. (2015), "The methods of strength training of powerlifters at the training stage, taking into account the factors of competitive reliability", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 80-85.

2. Podolsky, M.N. (2011), Qualimetry and quality control: laboratory practical. Part 1. Expert methods, Tambov.

3. Smirnov, Y.I. and Zulaev I.I. (1996), "Reliability in the sport: the original concepts and key indicators", Theory and Practice of Physical Culture, No. 1, pp. 26, 39-43.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2016

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОПАСНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ

Олег Сергеевич Зайцев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям.

В качестве основных факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, респонденты отметили высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих, а также эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска. Такими факторами являются: использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений; высокий уровень развития у них ловкости и быстроты, а также устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений. Большое значение для повышения эффективности обучения военнослужащих опасным упражнениям имеет высокий уровень развития у них точности и координации движений, правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности, а также применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих.

Ключевые слова: военнослужащие; факторы; боевая деятельность; физическая готовность; опасные упражнения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p75-78

FACTORS DEFINING THE LEARNING EFFICIENCY OF THE MILITARY PERSONNEL TO DANGEROUS EXERCISES Oleg Sergeevich Zaytsev, candidate ofpedagogical sciences, deputy chief of department, Military institute of physical culture, St. Petersburg

Annotation

The article presents the author results of researches regarding the identification of the factors defining the learning efficiency of the military personnel to dangerous exercises. As the major factors defining the learning efficiency of the military personnel to dangerous exercises, the respondents noted the high level of psychological stability at the military personnel, and also the effective application of the exercises,

including the risk elements. Such factors are: the application of methodical tools for overcoming the fear at the military personnel when performing the dangerous exercises; the high level of development of the dexterity and speed among them, and also the elimination of the reasons causing the emotional pressure and indecision at the military personnel when performing the dangerous exercises. The high level of development of the accuracy and coordination of movements among them, the correct selection of the exercises including the dangerous elements, and also the application of effective methodical tools for the prevention of the negative impacts of the dangerous exercises on mentality of the military personnel are of great importance for increase of the learning efficiency of the military personnel to dangerous exercises.

Keywords: military personnel, factors, fighting activity, physical readiness, dangerous exercises.

В настоящее время, когда на военнослужащих возлагаются серьезные двигательные задачи на поле боя, роль и значение обучения опасным упражнениям, значительно возрастает. [1]. Соответственно, возрастают и требования к подготовке всего личного состава Вооруженных сил России. Без качественной и целенаправленной работы по обучению военнослужащих опасным упражнениям выполнить такие ответственные задачи невозможно. Поэтому, первоочередное значение придается гимнастике, в ходе которой происходит обучение военнослужащих опасным упражнениям. [1].

В гимнастике имеется множество методических приемов, которые помогают воспитывать воинов психологически для преодоления страха при выполнении опасных упражнений. Для этого используются упражнения, включающие в себя элементы риска и опасности. Анализ зарубежного опыта по использованию таких упражнений также свидетельствует об их эффективности[1].

Начальный этап обучения сложным и рискованным упражнениям часто связан с возникновением у военнослужащих неблагоприятных эмоциональных состояний, которые в значительной мере не только отрицательно влияют на технику изучаемых упражнений, но и осложняют применение помощи и страховки. [1]. Поэтому, изучение факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, а также разработка методов по устранению и предупреждению у военнослужащих неблагоприятных эмоциональных состояний являются в настоящее время весьма актуальными.

Практика показывает, что многие военнослужащие испытывают большие трудности при освоении опасных упражнений. Это негативно сказывается на уровне их физической и психологической готовности к эффективной военно-профессиональной деятельности в боевых условиях. Данная проблема не нашла серьезного научного обоснования в соответствующей научной и методической литературе. Поэтому требуется поиск новых подходов к совершенствованию методики обучения военнослужащих опасным упражнениям. До настоящего времени не раскрыт широкий арсенал использования средств и методов гимнастики для обучения военнослужащих опасным упражнениям в процессе физической подготовки.

Таким образом, проведенный анализ данной проблемы позволил выделить следующие противоречия:

- между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню физической готовности военнослужащих для выполнения боевых задач и недостаточным научным обоснованием использования средств и методов для обучения военнослужащих опасным упражнениям;

- между объективной необходимостью повышения уровня физической готовности военнослужащих к решению боевых задач и недостаточным теоретическим обоснованием факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям.

В процессе освоения опасных упражнений военнослужащие овладевают различными боевыми приемами, развивают ловкость, точность движений, координацию, быстроту в действиях, воспитывают уверенность в своих силах, преодолевают страх, проявляют находчивость. Это способствует более эффективному решению задач по формированию физической готовности военнослужащих к боевой деятельности.

Для определения ранговой структуры факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, был проведен опрос 73 преподавателей кафедр по физической подготовке разных военных вузов города Санкт-Петербурга. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих эффективность обучения

военнослужащих опасным упражнениям (п=73)

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих 18,7

2 Эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска 17,5

3 Использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений 15,2

4 Высокий уровень развития ловкости и быстроты у военнослужащих 14,3

5 Устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений 10,7

6 Высокий уровень развития точности и координации движений у военнослужащих 9,8

7 Правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности 7,5

8 Применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих 6,3

В качестве основных факторов, определяющих эффективность обучения военнослужащих опасным упражнениям, респонденты отметили высокий уровень психологической устойчивости у военнослужащих, а также эффективное использование упражнений, включающих в себя элементы риска. Такими факторами являются: использование методических приемов на преодоление страха у военнослужащих при выполнении опасных упражнений; высокий уровень развития у них ловкости и быстроты, а также устранение причин, вызывающих эмоциональное напряжение и нерешительность у военнослужащих при выполнении опасных упражнений. Большое значение для повышения эффективности обучения военнослужащих опасным упражнениям имеет высокий уровень развития у них точности и координации движений, правильный подбор упражнений, включающих в себя элементы опасности, а также применение эффективных методических приемов на предупреждение негативных воздействий опасных упражнений на психику военнослужащих.

На основе проведенного научного исследования были намечены следующие пути улучшения качества проведения занятий по гимнастике с военнослужащими по освоению опасных упражнений:

- необходимо повышение уровня профессиональных знаний у преподавательского состава кафедры гимнастики по использованию методических приемов для преодоления страха у военнослужащих;

- необходимо совершенствование разных элементов методики обучения военнослужащих опасным упражнениям;

- необходимо совершенствование разных элементов оказания помощи и страховки при обучении военнослужащих опасным упражнениям;

- необходимо определение объективных критериев оценки умений военнослужащих преодолевать страх при освоении опасных упражнений.

Таким образом, учет выявленных факторов позволил наметить пути улучшения качества проведения занятий по гимнастике с военнослужащими по освоению опасных упражнений. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для улучшения качества проведения занятий по гимнастике с военнослужащими, осваивающими опасные упражнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуков, Н.Е. Факторы, определяющие высокую эффективность применения физических упражнений для развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев / Н.Е. Гуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 33-36

REFERENCES

1. Gukov, N. E. (2015), "The factors defining high efficiency of application of physical exercises for development of coordination and accuracy of movements in Special Forces officers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 121, No.3, pp. 33-36.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.02.2016

УДК 378

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Наталья Владимировна Золотых, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Дина Ивановна Нестеренко, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Викторовна Кадина, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный сельскохозяйственный университет

Аннотация

Рассмотрена одна из нетрадиционных форм организации учебного процесса - деловая игра, как имитационное моделирование конкретной жизненной ситуации. Определены функции и структура деловой игры. Приведен пример деловой игры, применяемый в учебном процессе.

Ключевые слова: деловая игра, функции деловой игры, структура деловой игры, этапы проведения деловой игры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p78-83

BUSINESS GAME AS ONE OF THE FORMS FOR ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS, ITS STRUCTURE AND FUNCTIONS

Natalya Vladimirovna Zolotykh, the candidate of pedagogic sciences, Department chairman,

Dina Ivanovna Nesterenko, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Irina Viktorovna Kadina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Volgograd State Agrarian University

Annotation

The article is concerned with one of nonconventional forms of organization of the educational process - business game. This problem requires the detailed study, as it is simulating modeling of the vital situation. The functions and the structure of the business game are defined. The example of the business game is given in this article, used in the educational process.

Keywords: business game, functions of a business game, structure of a business game, stages of a business game.

Современная отраслевая структура национального производства представляет собой находящийся в стадии непрерывного усложнения комплекс, формирующим ядром которого выступают инновационные технологии, включающие в себя: оборудование; материалы; программные средства; систему накопления и интерпретации знаний; технологическую, метрологическую, информационную, организационно-экономическую культуру и кадровый потенциал, обеспечивающие в совокупности обновление инновационного ядра и чередование больших экономических циклов развития и кризисов в непрерывном процессе трансформации постиндустриального общества [4, с. 187].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.