Научная статья на тему 'Стратегия социально-экономического развития самодостаточного региона на основе инновационных факторов экономического роста'

Стратегия социально-экономического развития самодостаточного региона на основе инновационных факторов экономического роста Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
109
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Куракова Л. В.

The article defines the key factors, providing stable and steady social economical development of all-sufficient regions. There is given the analysis of Lipetsk region for the last years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of social economical development of all-sufficient regions on the basis of innovation factors of economic growth

The article defines the key factors, providing stable and steady social economical development of all-sufficient regions. There is given the analysis of Lipetsk region for the last years.

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-экономического развития самодостаточного региона на основе инновационных факторов экономического роста»

текущих доходов от собственности, трансфертов постоянного характера. Расходы, связанные с развитием, долгосрочным улучшением муниципальной инфраструктуры и среды обитания, напротив, являются разовыми крупными затратами и, в силу этого, не могут быть покрыты за счет текущих доходов. Такие расходы могут оплачиваться за счет подобных разовых доходов: займов, чрезвычайных доходов от собственности.

Разграничение муниципальных расходов на текущие и связанные с развитием, систематизируя расходы для целей определения источников их финансирования, одновременно высвечивает проблему определения приоритетов их финансирования. С одной стороны, текущие расходы должны выплачи-

ваться регулярно, тогда как расходы, связанные с развитием, могут быть отложены. В условиях постоянного недостатка финансовых ресурсов требования на ресурсы для текущих расходов всегда представляются более насущными и получают приоритет по отношению к затратам на развитие. С другой стороны, инвестиционные расходы муниципалитетов должны обеспечивать нормальное воспроизводство инфраструктуры. Отказ от стабильного финансирования простого воспроизводства на практике означает рост бюджетных расходов за счет прогрессирующего роста затрат на текущий ремонт разрушающейся муниципальной инфраструктуры.

Поступила в редакцию 4.02.2007 г.

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМОДОСТАТОЧНОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Л.В. Куракова

Kurakova L.V. The strategy of social economical development of all-sufficient regions on the basis of innovation factors of economic growth. The article defines the key factors, providing stable and steady social economical development of all-sufficient regions. There is given the analysis of Lipetsk region for the last years.

Рыночная трансформация мировой системы хозяйствования вызывает необходимость переоценки существующих социально-эко-номических подходов стратегического развития регионов. На современном этапе это особенно важно для регионов динамично развивающихся, самодостаточных. Такого рода регионы, обладая высоким уровнем потенциала, сложной многоотраслевой структурой хозяйственного комплекса, сложившимся благоприятным инвестиционным климатом, функционируют и развиваются преимущественно за счет внутренних финансово-экономических источников, позволяющих обеспечить расширенное воспроизводство, совершенствовать структуру региональной экономики, а также повысить качество и уровень жизни населения. Эти особенности и способствуют развитию высокоиндустриального экономически развитого обособленного пространства.

Несомненно, среди факторов, оказывающих прямое влияние на экономический рост региона, можно назвать такие, как им-портозамещение вследствие многократной девальвации рубля; расширение внутреннего спроса и др.

Вместе с тем, осуществляя стратегическое планирование развития региона, в частности самодостаточного, эти факторы уже не являются основополагающими, т. к. во многом исчерпали свой потенциал. К моменту разработки новой стратегии развития региона они требуют значительного обновления и дополнения.

Таким образом, ключевыми факторами, обеспечивающими стабильный и устойчивый социально-экономический рост самодостаточного региона, должны стать следующие:

- создание «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых и административно-управленческих ресурсов, после-

дующее распространение их опыта на другие территории;

- государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатива органов местного самоуправления;

- равный доступ населения к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституциональных прав [1-3].

Анализ развития экономики Липецкой области показал, что за последние годы отмечается устойчивая положительная динамика по основным социально-экономическим показателям: почти вдвое сократилась доля бедного населения, в 3,4 раза увеличилась бюджетная обеспеченность жителя области, среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал составил 20 %.

Область занимает ведущее место в рейтинге регионов Российской Федерации, в частности по объему промышленной продукции на душу населения в ЦФО - 1 место, в РФ - 3 место.

Несомненным преимуществом области является хорошо развитая инфраструктура.

Но, тем не менее, в социально-экономическом развитии региона существуют проблемы экономического, социального и экологического характера, связанные с недостаточной эффективностью управления региональным развитием. В их числе:

- моноотраслевая структура экономики -зависимость экономической устойчивости и социального благополучия населения Липецкой области от ситуации в металлургическом комплексе;

- неэффективная пространственная организация и монофункциональный характер экономики большинства муниципальных образований;

- сокращение численности населения вследствие естественной убыли (8,5 на 1000 человек).

Эти проблемы влекут за собой необходимость пересмотра существующей системы управления региональным развитием.

В связи с этим, одним из основных инструментов, позволяющим решить проблему преодоления сложившейся моноотраслевой структуры промышленности, ускорить развитие обрабатывающих производств с высокой долей добавленной стоимости является создание на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-

производственного типа «Липецк» в Грязин-ском районе, площадью свыше 10 км, позволит привлечь более 50 резидентов с объемом инвестиций 21,5 млрд руб. и создать более

13 тыс. рабочих мест.

Целью создания и развития ОЭЗ является формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создание на соответствующей территории современных промышленнопроизводственных комплексов, отвечающих мировым стандартам, способных обеспечить высокотехнологичные производства по выпуску продукции глубокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской экономики и стимулирования экспорта продукции.

Сегодня в Липецкой области весьма активно идет процесс привлечения прямых иностранных инвестиций для организации производства комплектующих для холодильников и стиральных машин, а также новых обрабатывающих производств. Важным условием привлечения инвестиций в ОЭЗ является наличие территории с предварительно созданной инфраструктурой для ведения бизнеса, подъездными путями и дорогами, коммуникациями, энергетическим обеспечением, средствами связи, объектами коммунального хозяйства и др.

В настоящее время около 20 потенциальных резидентов уже приняли решение разместить производство на территории ОЭЗ ППТ «Липецк»: производство кондитерских изделий, биоэтанола, канцтоваров и офисных принадлежностей, стеклянной посуды, сельскохозяйственной техники, телевизоров и изделий из шелка, бытовой техники, компонентов для полиуретановых систем, системы вакуумной укупорки и др.

В рамках реализации проекта ОЭЗ предусматривается сокращение ввоза на территории РФ продукции, планируемой по выпуску в ОЭЗ. Дополнительным эффектом от создания ОЭЗ будет:

- сокращение импорта продукции на 1,2 млрд руб. (9 % к уровню 2005 г.);

- рост экспортного потенциала области более чем на 180 млрд руб. (в 1,8 раза к уровню 2005 г.);

- повышение устойчивости бюджета области;

- создание в области центра концентрации промышленности и наукоемких технологий;

- организация экологически чистых производств;

- общее улучшение инвестиционного климата в области;

- увеличение объемов государственной поддержки развития сельского хозяйства, субсидирование лизинга и иных льготных, чем закупки сельхозтехники, производимой в ОЭЗ.

Наряду с формированием на территории Липецкой области ОЭЗ развитие кластерной зоны по производству бытовой техники, включающей завод по производству холодильников, стиральных машин, центр логистики на 200 тыс. шт. единиц одновременного хранения, явилось пилотным направлением в привлечении реальных корпоративных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств на территории России. На этой основе развивая производство бытовой техники с привлечением иностранных корпоративных инвестиций, вполне реально ставить задачу о превращении Липецкой области в крупнейший в Европе центр производства «белой» бытовой техники, отвечающей требованиям европейских и мировых стандартов. С учетом относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы, близости заводов к рынкам стран Восточной Европы, продукция может быть вполне конкурентоспособна на европейских и азиатских рынках.

Таким образом, помимо эффективного решения задач импортозамещения, развитие производства и экспорта «белой» техники на территории Липецкой области решает задачу преодоления сырьевой направленности экспорта России как основы экономического роста. Область из поставщика относительно дешевой продукции имеет возможность стать экспортером в страны ближнего и дальнего зарубежья высокотехнологичной современной продукции.

На территории Липецкой области также планируется создать несколько особых экономических зон регионального уровня с учетом инициатив органов местного самоуправления и схем пространственного развития территории. Так, на территории Тербунского района положено начало создания экономической модели особой экономической зоны регионального уровня, в состав которой войдут:

- завод по производству керамического кирпича с объемом инвестиций в 1 млрд руб., мощностью 40 млн шт.;

- завод по производству строительных конструкций с объемом инвестиций в 700 млн руб. и мощностью 45 тыс. т металлоконструкций в год;

- крупнейший в Европе агропромышленный холдинг по производству и переработке сахарной свеклы мощностью 12 тыс. т свеклы в сутки, что позволит сократить импорт сахара-сырца и уменьшить зависимость России от конъюнктуры цен на мировом рынке;

- строительство группы предприятий (пяти заводов) фармацевтического профиля по производству антибиотиков и растительных лекарств на площади 30 тыс. м2.

Таким образом, в совокупности, создание ОЭЗ в Тербунском районе даст импульс развитию различных районов Липецкой области за счет ускоренного инфраструктурного развития, размещения крупных объектов и учреждений социальной сферы, повышения занятости населения, увеличения посевных площадей по выращиванию пивоваренного ячменя до 400 тыс. га, сахарной свеклы на 30 тыс. га, или в 3 раза.

Развитие на территории Липецкой области особых экономических зон агропромышленного типа по производству свинины, говядины и молока явилось следствием устойчивого роста сельского хозяйства в регионе. Это связано с активным внедрением в сельхозпроизводство прогрессивных ресурсосберегающих технологий. Приход на рынок области крупных отечественных и зарубежных компаний, таких как СЮК-ДЕН, АЛБИФ, Очаково, АПК «Михайловский», «Черкизовский», АВК «Эксима», «ЗК На-стюша» способствует резкому увеличению объемов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а также сокращению импорта.

Для этого запланировано строительство 26 новых свиноводческих комплексов и реконструкция 10 действующих, строительство откормочной площадки крупного рогатого скота на 13 тыс. голов, строительство 19 новых молочных комплексов и реконструкция

14 действующих. Это должно обеспечить значительное увеличение мощности производства свинины, говядины, молока и создать дополнительное число рабочих мест.

Совокупный объем инвестиций, выделенный на формирование этих особых экономических зон, составляет 18,67 млрд рублей.

Область располагает благоприятными перспективами стратегического развития агропромышленного комплекса и в вопросах межрегионального сотрудничества. Реализация этих проектов охватит практически все районы Липецкой области и обеспечит значительный рост уровня социально-экономического развития территорий.

На территории Липецкой области создан региональный инновационно-технический

фонд «Меккано-Липецк», т. е., так называемый региональный инновационный модуль. Проект реализован при финансовой поддержке Европейской Комиссии Евросоюза в рамках программы ТАСИС, также при содействии администрации региона и компании «Meccano» (Италия).

Фонд сотрудничает с предприятиями РФ по внедрению передовых технологий, сертификации продукции по международным стандартам, выходу на внешние рынки, подготовке к работе в условиях вступления России в ВТО. Дальнейшее развитие предполагается на базе высших учебных заведений, которые должны обеспечить интеграцию научной и образовательной деятельности, проводить фундаментальные исследования на приоритетных для государства направлениях развития науки и технологий.

Возможность создания на территории Липецкой области особой экономической зоны туристко-рекреационного типа регионального уровня обусловлена наличием источников лечебных минеральных вод и первого российского курорта; заповедника федерального значения «Галичья гора»; дендрологического парка и биосферного заповедника; памятника уездной России XI в. - г. Елец, богатства историко-культурного наследия Липецкого края.

Таким образом, все вышеперечисленные направления социально-экономического развития региона будут способствовать достижению высоких результатов экономического роста и усилению конкурентных позиций Липецкой области в России и в мире.

Дальнейшему развитию экономики и социальной сферы региона будет также способствовать успешная реализация национальных проектов. По оценке они могут

обеспечить дополнительно 2-3 % прироста ВРП в 2008-2009 гг. и достижение значимого эффекта в улучшении состояния секторов образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и жилищного строительства уже в краткосрочной перспективе. В связи с этим реализация национальных проектов, решение проблем на условиях софинансиро-вания должны позволить осуществить качественный прорыв в этих отраслях, ориентированных, прежде всего, на повышение качества и доступности социальных услуг.

Наряду с этим, сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация в регионе приводит к сокращению трудового потенциала как фактора экономического роста. Для изменения ситуации необходимо изменить приоритеты региональной политики занятости населения на приоритеты политики качества рабочей силы, приоритеты социальной защиты - на приоритеты социального развития, учитывая роль отдельных элементов социальной системы:

- инвестиции в сферу науки формируют инновационный потенциал;

- инвестиции в сферу здравоохранения формируют человеческий потенциал и социальную инфраструктуру;

- инвестиции в сферу образования формируют интеллектуальный потенциал (качество рабочей силы).

Если учитывать тот факт, что при снижении демографического роста ограничивающим фактором будет выступать численность занятого населения, то в этих условиях экономический рост возможен только на основе инновационного потенциала - инвестиции в науку и человеческий капитал: образование, здравоохранение; инвестиции в технологии производства.

В обозримой перспективе численность занятого населения Липецкой области будет увеличиваться за счет реализации перечисленных выше инвестиционных проектов. Предполагаемые рабочие места будут способствовать привлечению в регион дополнительной рабочей силы. В результате будет расти потребление товаров и услуг. Начнут разворачиваться новые программы строительства жилья и создания социально-бытовой инфраструктуры.

Региональное развитие должно основываться на согласовании всех многообразных,

переплетающихся экономических интересов -региональных, отечественных и иностранных.

Основа любого, и особенно международного сотрудничества - это взаимная выгода. Следовательно, применительно к перспективному развитию региона нужно продвигать и реализовывать проекты, выгодные области, соседним регионам, России в целом и западным партнерам, обеспечить стабильную и благоприятную для инвестиций экономическую и социальную среду, в которой будут формироваться и реализовываться долгосрочные перспективы. Это позволит создать необходимый спектр движущих сил и привлечь в экономику и социальную сферу Липецкой области финансовые средства из различных источников.

Все группы интересов, которые необходимо учитывать при построении и реализации стратегии социально-экономического развития области, должны рассматриваться в комплексе, обеспечивая их баланс. Стратегия, основанная на сочетании интересов, позволит опираться не только на создание новых производств или только на восстановление имеющегося потенциала, а сочетать оба эти подхода. Она даст возможность различным предприятиям ориентироваться на различные рынки - региональный, российский, зарубежный. В условиях реализации Стратегии следует ожидать большей свободы перетекания капитала, и соответственно, более интенсивного притока инвестиций как отечественных, так и зарубежных - и реализации активного сценария регионального развития. В качестве механизмов обеспечения баланса интересов можно предложить:

- совершенствование федерального и регионального законодательства с учетом усиления роли области в международном

сотрудничестве Российской Федерации путем создания в области особой экономической зоны промышленно-производственного типа и особы экономических зон регионального уровня;

- формирование в регионе развитой рыночной среды.

Таким образом, предлагаемая стратегия социально-экономического развития Липецкой области будет эффективно выполняться за счет мобилизации экономической активности территорий и повышения эффективности использования их ресурсов. Это возможно путем реализации социально-экономических и институциональных преобразований, которые и позволят решить накопившиеся экономические, социально-демографические,

организационно-хозяйственные и другие проблемы самодостаточного региона.

1. Закон Липецкой области от 25.02.1997 г.

№ 59-03 «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» // Липецкая газета. 1997. № 42-43.

2. Закон Липецкой области от 30.12.2004 г.

№ 162-03 «О предоставлении государственных гарантий области по инвестиционным проектам» // Липецкая газета. 2005. № 1.

3. Закон Липецкой области от 22.12.2004 г.

№ 147-03 «О программе социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года» (вместе с «Программой», «Перечнем реализуемых федеральных и областных программ») (Принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 09.12.2004 № 652-пс) // Липецкая газета. 2005. № 5-6.

Поступила в редакцию 5.02.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.