ла — добычу сельди. Повышательная волна 1979-1990 гг. связана с развитием экспедиционного промысла, который позволил внести разнообразие в структуру уловов и повысить их вес. Отсутствие периодов высокого роста уловов на фазе зрелости отрасли, в первую очередь, связано с истощением запасов наиболее массовых объектов лова и переходом к преимущественно прибрежному рыболовству. Особенность прибрежного комплекса Магаданской области заключается в большом разнообразии видов животных и растений, их неравномерным распределением по акватории. При этом практически отсутствуют массовые скопления водных биоресурсов, запасы которых могли бы быть сопоставимы с запасами минтая или сельди.
Резюмируя, отметим, рыбная отрасль Магаданской области в настоящее время находится в фазе зрелости своего жизнен-
ного цикла. Этот вывод основан на анализе показателей добычи водно-биологических ресурсов в регионе от момента зарождения отрасли в 1932 г. по настоящее время. В силу отсутствия статистической информации по переработке уловов за весь анализируемый период в расчет была взята только добывающая подотрасль рыбной отрасли. Однако рыбопереработка базируется на рыбодобыче, поэтому выявленные закономерности развития добычи, на наш взгляд, можно экстраполировать на отрасль в целом.
Для отрасли, находящейся в фазе зрелости, которая приблизилась к исчерпанию возможностей экстенсивного роста, дальнейшее развитие связано с переходом на внедрение инноваций во всех подотраслях единого рыбохозяйственного комплекса региона.
Литература
1. Акулич О.В. Размещение и развитие рыбной отрасли Магаданской области// Вестник Северного Международного университета. Вып. 4. — Магадан: Изд. СМУ, 2005.
2. Бацаев И.Д. Создание рыбопромышленного комплекса Магаданской области (1953-1975) // История, археология и этнография Северо-Востока России. — Магадан, СВКНИИ ДВО РАН, 1999.
3. Жук А. Исследование состояния и направления возрождения рыбной промышленности в условиях Дальнего Востока на основе прибрежной рыбохозяйственной деятельности //Тихоокеанский вестник. — 2001. — №6.
4. Павлова Г.В. Проблема развития и размещения рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока в период перехода к рыночным отношениям. Дисс. на соискание ученой степени канд.экон.наук. — М., 1998.
5. Пилясов А.Н. Динамика промышленного производства в Магаданской области (1932-1992 гг.). Статистический сборник. Ч. II. — Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, Магаданское областное управление статистики, 1993.
6. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993.
РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)
В.И. Белоусов,
заведующий кафедрой инновационного, финансового и экологического менеджмента Воронежского государственного аграрного университета, доктор экономических наук, профессор [email protected]
С.В. Иванов,
Глава администрации Тербунского района (Липецкая область)
В статье рассматриваются современные инструменты преодоления деградации и опустынивания сельских территорий России. Показано, что в Липецкой области начата и успешно продвигается масштабная работа по развитию особых экономических зон регионального уровня, направленная на подъем сельских муниципальных образований.
Ключевые слова: устойчивое развитие, Липецкая область, региональные особые экономические зоны
УДК 65.01; ББК65.290-2
Обеспечение устойчивого развития депрессивных районов и сельских территорий — одна из ключевых проблем современной России. Мировая практика выработала эффективный инструмент решения этой проблемы. Таким инструментом является формирование на этих территориях особых экономических зон (ОЭЗ) с льготным для бизнеса режимом, обеспечивающим перемещение туда капитала, идей и технологий. Формулировка понятия ¿особая экономическая зона- охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе особая зона — это не только и не столько обособленная географическая территория, но и часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот
и стимулов для развития бизнеса, не используемая в других его частях.
Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. В настоящее время в мире функционирует около 4000 ОЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научнопромышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон (ОЭЗ) (1,2). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны позиционируются , в основном, в качестве фактора ускоренного экономического роста за счет активизации международного
товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Цели создан ия ОЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран. В развитых странах ОЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с неразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.
Со сходной целью создаются особые экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы. В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития, при создании свободных экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.
Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий в России использована для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций ( как отечественных, так и зарубежных) на льготных условиях. Следует подчеркнуть, что в России особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики. Особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны в России создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Согласно законодательства РФ в нашей стране могут создаваться ОЭЗ трех типов: промышленно-производственные, техниковнедренческие и туристско-рекреационные. Могут создаваться еще и портовые ОЭЗ.
Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант <сверху> означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант <снизу> , — создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). В Законе РФ об ОЭЗ выбран первый подход — создание в России исключительно государственных ОЭЗ на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства.
Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов — наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах.
В последнее время в России распространена практика создания региональных особых экономических зон внутри территории (ОЭЗ РУ) субъекта федерации с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития отдельных сельских территорий. Инициаторами создания ОЭЗ РУ могут выступать органы местного самоуправления. Заявка на создание ОЭЗ РУ подается в конкурсную комиссию администрации региона с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач регионального и местного значения. Отбор заявок на создание ОЭЗ РУ одного типа осуществляется на конкурсной основе. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается администрацией региона.
Рассмотрим далее опыт Липецкой области в развитии особых экономических зон регионального уровня. В конце 2005 г. Липецкая область, наряду с другими пятью регионами России, выиграла конкурс Минэкономразвития РФ (МЭРТ) на создание
особой экономической зоны. Заявлена была промышленнопроизводственная ОЭЗ <Казинка> (по названию села в Грязин-ском районе). Она представляет собой площадь в 1 тыс. га для организации на ней сборочных производств. Областные власти планировали инвестировать в инфраструктуру этой территории 800 млн рублей из облбюджета, около 760 млн рублей планировал выделить госбюджет. На территории ОЭЗ в ближайшие пять лет предполагалось разместить до 60 предприятий-резидентов. Общая сумма инвестиционных вложений ожидалась в размере порядка 21 млрд рублей.
Реальность этих планов дальнейшая практика подтвердила.
Властные структуры Липецкой области различного уровня определили порядок финансирования и ответственность, обязались совместно действовать для достижения целей по развитию обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для обеспечения функционирования особой экономической зоны. Органы власти в своей деятельности выработали принципы взаимной ответственности, сотрудничества и информационного обмена в целях наиболее эффективного использования их экономического, научно-технического и промышленного потенциала. Взаимодействующие государственные структуры в настоящее время осуществляют финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ за счет средств: федерального бюджета — 49 %; бюджета Липецкой области -51%. Определен перечень объектов, объем и сроки с указанием источников финансирования из федерального бюджета, бюджета Липецкой области для создания инфраструктуры особой экономической зоны (4).
Администрация Липецкой области, администрация Грязин-ского муниципального района Липецкой области совместно с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами разработала и осуществляют комплекс мероприятий по формированию перспективного плана развития особой экономической зоны: порядок финансирования, план обустройства и соответствующего материально-технического обеспечения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории, обеспечивают принятие в установленном законом порядке в пределах своих полномочий законов и решений, предусматривающих предоставление резидентам особой экономической зоны налоговых льгот, перечень и сроки действия и представляют на согласование в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Также определяются размеры долей, принадлежащих Российской Федерации, администрации Липецкой области в праве общей долевой собственности, на созданные объекты инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры ОЭЗ, порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ экономической зоны: порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны.
Механизм создания ОЭЗ РУ в Липецкой области был запущен уже в 2006 г., когда приняли соответствующий региональный закон (Закон Липецкой области от 18.08.2006 г. № 316-оз (в ред. Законов Липецкой области от 03.03.2010 г. № 357-03, 30.05.2008г. № 155-03, от 06.04.2007 г. № 37-03) Юб особых экономических зонах регионального уровня-) . Муниципальные образования получили возможность подать в конкурсную комиссию заявку на создание ОЭЗ РУ на своей территории (Постановление администрации области от 04.09.2006г. № 122 <0 порядке конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон регионального уровня-Распоряжение администрации области от 06.09.2006г. № 683-р <0 составе конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон регионального уровня-). Создание особых экономических зон регионального уровня представлялось руководству Липецкой области как инструмент для диверсификации экономики области и ликвидации отставания в развитии сельских территорий области от города Липецка —финансово-промышленного центра. Для привлечения инвесторов региональные власти предоставили будущим участникам ОЭЗ РУ государственную поддержку в виде значительных льгот и преференций, рассчитанных на пятилетний срок.
29 1
Кроме того, Липецкая область взяла на себя обязательство по обеспечению свободных экономических зон регионального уровня необходимой инфраструктурой- дорожной сетью, элек-тро- и водоснабжением, ливневой канализацией, очистными сооружениями.
Для разработки Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня с целью выявления проблем был осуществлен анализ развития основных отраслей народного хозяйства и направлений развития Липецкой области. На основе проведенного анализа выявлено, что развитие обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью является главным резервом подъема экономики и ориентиром на внедрение новейших технологий и возможно только за счет поворота к инновационному пути развития, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. В сложившихся условиях инструментом, позволяющим решать поставленные задачи, выбрано создание натерритории области особых экономических зон как федерального, так и регионального уровней. Создание особых экономических зон регионального уровня по замыслу позволяло придать ускорение развитию муниципальных образований области посредством создания и развития новых высокотехнологичных производств, позволяющих расширить доходную базу бюджетов различного уровня, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, привлечь инвестиции в реальные активы и создать привлекательную инвестиционную среду в муниципальных образованиях.
Взятая на вооружение технология реализации Программы создания ОЭЗ РУ в Липецкой области включала следующие этапы:
Предварительный этап. Процесс подготовки инвестиционного решения по размещению объектов в особой экономической зоне начинается с получения инвестором предварительного согласия ¿общественных институтов- (органов власти, управления, контроля, общественности) на реализацию своих намерений. Для получения согласия инициатор проекта должен произвести необходимые финансово-экономические расчеты, иметь представление о последствиях и условиях реализации проекта, обосновать их документально. В число таких документов входит декларирование намерений, оценка воздействия на окружающую среду вместе с оценкой существующей техногенной нагрузки, экоемкости территории.
Проектно-исследовательский этап— проводятся исследования инфраструктурных ограничений социально-экономического развития области, организуется процесс согласования приоритетов. Результатом деятельности на этом этапе является: — подготовка проекта Программы: завершение формирования основных положений перспективной пространственной структуры развития области: формирование пакета инфраструктурных проектов и системы мер их государственной поддержки и регулирования.
Этап выработки мер государственного регулирования — предполагает продолжение осуществления мер, направленных на реализацию Программы, в рамках принятых областных целевых программ регионального развития и перспективной пространственной структуры развития области с последующим анализом результатов действий. Результатом этого этапа реализации Программы является выработка системы мер государственного регулирования, в том числе нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации перспективной пространственной структуры развития области.
Этап системных преобразований — предполагает реализацию принятых в соответствии с ней областных целевых программ регионального развития. Результатом этого этапа станет формирование натерритории области нескольких районов — ¿точек роста- , выступающихзначимыми центрами инновационного развития области и оказывающими максимально возможное мультипликационное влияние на другие близлежащие районы.
В результате на территории Липецкой области начали создаваться ОЭЗ РУ следующих функциональных типов:
1) ОЭЗ РУ промышленно-производственного типа — территория площадью не более десяти квадратных километров, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на производство и (или) переработку, реализацию товаров (продукции), в том числе импортозамещающих, потребительского или производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках:
2) ОЭЗ РУ агропромышленного типа — территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на развитие высокорентабельных, конкурентоспособных сельскохозяйственных производств и переработку сельскохозяйственной продукции:
3) ОЭЗ РУ технико-внедренческого типа — территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов
4) ОЭЗ РУ туристско-рекреационного типа -территория, деятельность участников которой ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов
Эффективность курса на создание ОЭЗ РУ сегодня стала очевидной: уже на конец 2010 года на каждый бюджетный рубль, вложенный в инфраструктуру ОЭЗ РУ, привлечено 200 инвестиционных рублей. Некогда глубоко депрессивные районы начали преобразовываться в доноров областного бюджета. В настоящее время администрацией области решается вопрос о продлении льгот для предприятий инновационной и экспортной направленности с нынешних 5 лет до 7-10.
Сегодня в области вертикаль работы с инвесторами выстроена так, чтобы совершенно нейтрализовать коррупционные факторы, исключить чиновничий произвол, минимизировать сроки прохождения документов. В Липецке работают с участниками ОЭЗ в режиме ¿одного окна- , решая все вопросы от сложных земельных до юридического сопровождения и оказания консалтинговых услуг.
В общей сложности на сентябрь 2010 в особых экономических зонах регионального уровня в Липецкой области зарегистрирован 31 участник, а к концу года их количество по итогам ведущихся переговоров увеличиться до 100. Отмечается растущий интерес инвесторов к участию в деятельности ОЭЗ РУ в Липецкой области. Так, в туристско-рекреационной зоне ¿Задонщина- инвестор готов вложить до 200 миллионов рублей в восстановление усадебного комплекса героя Отечественной войны 1812 года полководца Николая Муравьева-Карского. В ОЭЗ ¿Елец- другим инвестором большие средства будут перечислены в реконструкцию комплекса ¿Петровский парк-.
На настоящий период в Липецкой области зарегистрировано семь особых экономических зон. Четыре промышленно-производственного типа: ¿Тербуны-, ¿Чаплыгинская*, ¿Данков-, ¿Елец-пром> : две туристско-рекреационного типа: ¿Елец- , ¿Задонщина- : однаагропромышленноготипа—Астапово-. В настоящее время рассматривается вопрос о создании восьмой по счету региональной ОЭЗ технико-внедренческого типа на базе Липецкого государственного технического университета. Первым здесь может стать нанотехнологический центр госкорпорации ¿Роснано-. Эту ОЭЗ предполагается разместить на двух участках— в Центре будут вестись разработки инновационных наукоемких технологий, а изготовление и испытание опытных партий продукции будет осуществляться на промышленных площадках. Разработанные технологии, предварительно обкатанные на мини заводах ОЭЗ, будут доводиться до массового производства и таким образом коммерциализироваться. Совокупная емкость семи ОЭЗ РУ рассчитана на сотни инвестиционных проектов — ближайшие пять лет планируется построитьШ предприятий и 211 коммерческих объектов по обслуживанию туристов.
В промышленных зонах есть потребность в строительстве предприятий стройиндустрии, машиностроения и металлообработки, химии, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. В туристско-рекреационных зонах прихода инвесторов ждут площадки под водно-оздоровительные комплексы, аэроклуб, конно-спортивную базу, боулинг, гольф-клубы, базы отдыха, гостиницы, гаражи, стоянки, торгово-развлекательные центры.
В ОЭЗ РУ ¿Чаплыгинская- разместятся производство и сервисное обслуживание свеклоуборочных комплексов немецкой фирмы ¿РОПА- (объем инвестиций составит 3,3 миллиарда рублей), завод по производству сантехнической арматуры (30 миллионов евро), завод по переработке нефтепродуктов (67 миллионов евро). В ОЭЗ РУ- Данков- будет построен центр логистики
Таблица
Перспективы развития ОЭЗ РУ в Липецкой области
Наименование ОЭЗ РУ Площадь, га Объем инвестиций, млн руб Объем производства в год, млн руб. Количество рабочих мест Объем налоговых платежей в год, млн руб.
¿Тербуны» 984 70400 17600 10000 2000
■¿Чаплыгинская» 361 31800 7950 3000 903
¿Данков» 355 31200 7800 3000 887
¿Елецпром» 270 37700 9425 5000 1071
¿Астапово» 96820 28000 7000 3000 795
¿Елец» 931 17000 4250 10000 483
¿Задонщина» 97000 23000 5750 4000 661
Итого 196721 239100 59775 38000 6800
(3,3 млрд руб.). В ОЭЗ РУ> Елнцпром>- комплекс по переработке мяса птицы (12,5 миллиарда рублей), комплекс по выращиванию грибов (1 миллиард рублей). В ОЭЗ РУ ¿Тербуны» строится сахарный комбинат (7 млрд руб.), завод по производству керамического кирпича (1,3 млрд руб.), завод по производству антибиотиков и противораковых лекарственных средств (3,65 млрд руб.).
Работа по формированию ОЭЗ РУ в Липецкой области идет непрерывно. Сейчас рассматривается заявка от фирмы ¿Куриное царство- о выделении в аренду земельного участка площадью 200 гектаров. На них планируется построить предприятие по переработке свинины и мяса птицы, комбикормовый завод, хранилище, автопредприятие и создать систему логистики. ОАО ¿Куриное царство- (в нее входит группа ОАО ¿Черкизовский) готовится построить в Липецкой области крупнейший в Европе комплекс по производству мяса птицы, позволяющий увеличить объемы производства в 2,5 раза по сравнению с имеющимися сегодня. Мастер-план этого комплекса спроектировала австрийская компания. Оборудование здесь будет только импортное (отечественная промышленность пока не может предложить альтернативу). Реализация этого плана позволяет трудоустроить 4 тысячи человек и получить в бюджет Липецкой области налоговые отчисления 360 миллионов рублей в год.
На территории ОЭЗ РУ ¿Данков- компания-резидент ОЭЗ ¿Центр логистики ¿Новь- готовится к реализации амбициозного бизнес-проекта, первый этап которого планируется завершить к 2012 г. К этому времени будет возведен крупный складской комплекс класса А. Здесь будет создано 800 рабочих мест, а в зону обслуживания войдут не только Липецкая область, но и соседние регионы. Планируется, что центр будет сотрудничать с небольшими фермерскими хозяйствами, и с крупными предприятиями: таким, например, производством как завод автомобильных шин, который сооружает в окрестностях Липецка японская фирма ¿Йокохама-. Центр станет недостающим звеном между производителем и потребителем продукции. Это будет полностью автоматизированный комплекс с максимальным набором логистических услуг и грузооборотом 620 тысяч тонн. Его основными клиентами будутторговые сети центральной части страны. ЦЛ ¿Новь- ведет переговоры о предоставлении услуг с Минобороны РФ: военные собираются хранить в нем продовольствие и вещевое имущество. Известно, что сельхозпроизводители сталкиваются с проблемой хранения и переработки продукции. Многим аграриям центр упростит жизнь: он будет самостоятельно искать потребителей и осуществлять им поставки.
На территории агропромышленной зоны РУ ¿Астапово- ЗАО ¿Центральный грибной комплекс- ведет строительство предприятий по выращиванию нескольких видов грибов, в том числе вешенок и шампиньонов. Комплексов такого уровня в России нет. Одной из причин строительства таких заводов на территории Липецкой
области стало наличие в регионе основного компонента для производства грибов- высококачественной соломы. Срок реализации проекта намечен на конец 2012 года, в ноябре-декабре 2010 года состоится запуск завода по производству субстрата, предполагаемая мощность которого составит более 1,8 тысячи тонн в месяц. На первом этапе планируется производить Ютонн грибов в сутки, через 4-5 лет объем возрастет до 30 тонн. Грибной комплекс позволит в районе им. Л. Толстого Липецкой области создать более 200 новых рабочих мест с достойной зарплатой. За время существования ОЭЗ РУ ¿Чаплыгинская- были рассмотрены более 20 бизнес-проектов. Три из них — завод по производству запорной арматуры для водоснабжения, предприятие по переработке нефти и ¿Ропа-Русь- (агрегатная сборка, продажа и сервисное обслуживание свеклоуборочных комбайнов) -уже реализуются.
Развитие ОЭЗ РУ невозможно без решения кадрового вопроса, возникшего из-за проблемы дефицита населения. Например, в ОЭЗ РУ ¿Тербуны» планируется создать 10 тысяч рабочих мест. Однако в селе Тербуны проживает всего 7 тысяч человек, а во всем Тербунском районе меньше 22 тысяч. В Липецкой области для решения кадровой проблемы разработан целый комплекс мер- создан координационный совет по кадровому обеспечению ОЭЗ РУ, налажено сотрудничество с миграционной службой, подписаны соглашения с ведущими компаниями, занимающимися подбором, обучением и переподготовкой персонала для новых предприятий. Как для запуска завода антибиотиков и противораковых препаратов ¿Рафарма- вТербунах, требуется около 1,5 тыс. специалистов, которых нет в Липецкой области. Значит, чтобы эти специалисты приехали, нужно создать привлекательные условия для жизни. Поэтому в Тербунах построены комфортабельные коттеджи, бассейн, торгово-развлекательный центр. Данные о планируемых результатах развития ОЭЗ РУ в Липецкой области приведены в таблице.
В стране сегодня слышны разговоры о якобы налоговых потерях бюджета от создания ОЭЗ. Говорить о каких-то потерях, которые несет областной бюджет Липецкой области от недополученных налогов, на наш взгляд, абсурдно. Очевидно, если нет предприятий — нет и налогов, ни в настоящем, ни в будущем. Главное в этом деле — дать импульс развитию территории через механизм особых экономических зон, а льготы — необходимое условие для привлечения бизнеса. Особенно это актуально для сельских территорий России, где ныне царит бедность и безработица, имеет место опустынивание территорий (5, 6). С карты России за годы этих реформ исчезло более 20 тыс. деревень (7). Что касается оценок, то любую деятельность лучше всего характеризует независимая оценка. Так, в 2009 г. по результатам исследования рейтингового агентства ¿Эксперт РА- Липецкая область вышла на первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов.
Литература
1. Акопова Е.С., Мировая экономика и международные экономические отношения. — М., 2006. — С. 163
2. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. — М.: Благовест-В, 2007. — С. 137
3. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. — М.: Грант, 2006. — С. 165.
4. Егоров А.И. Особые экономические зоны регионального уровня: тенденции развития: Автореф. дисс....к.э.н. — Тамбов, 2008.
5. Белоусов A.B., Белоусов В.И. Развитие сельских подворий на черноземах и преодоление сельской безработицы // Интер-нет-журнал ¿Капитал страны- . 2010.27.05.
6. Белоусов A.B., Белоусов В.И., Шевченко В.Е. Качество жизни сельских граждан и планирование устойчивого развития территорий Черноземья // Интернет-журнал ¿Капитал страны- . 2010.10.05.
7. Бояркина Н. Хлеба хватит//Аргументы и факты. — 2010. — №35 (1-7 сент.). — С.З.