_Экономика АПК и продовольственная безопасность России
УДК 338
ББК 65.290(2 Рос)32
С.В. Иванов, соискатель (г. Тербуны Липецкой области)
РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья рекомендована к печати доктором экономических наук, профессором В.И. Белоусовым, доктором экономических наук,профессором А.Ф. Демченко.
Аннотация. В статье показываются современные инструменты преодоления деградации и опустынивания сельских территории России. В Липецкой области начата и успешно продвигается масштабная работа по развитию особых экономических зон регионального уровня в сельских муниципальных образованиях.
Ключевые слова: устойчивое развитие сельских территорий, Липецкая область, региональные особые экономические зоны: промышленно-производственные, технико-внедренческие, тури-стско-рекреационные, рабочие места.
S.V. Ivanov
DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES AT THE REGIONAL LEVEL AS A TOOL FOR SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT.
Abstract. This paper presents the modern tools to overcome land degradation and desertification in rural areas of Russia. In the Lipetsk region commenced and successfully moving large-scale work on development of special economic zones of regional level in rural municipalities.
Keywords: sustainable development of rural areas, the Lipetsk Region, the regional special economic zones: industrial production, technology development, tourism and recreation, jobs.
Одна из ключевых проблем современной России - обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Мировая практика выработала эффективный инструмент решения этой проблемы. Таким инструментом является формирование на этих территориях особых экономических зон (ОЭЗ) с льготным для бизнеса режимом, обеспечивающим перемещение туда капитала, идей и технологий. Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Впервые ОЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек (1,2).
Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий в России использована для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций (как отечественных, так и зарубежных) на льготных условиях. Следует подчеркнуть, что в России особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики. Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны в России создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей,
производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Согласно законодательства РФ, в нашей стране могут создаваться ОЭЗ трех типов: промышленно-про-изводственные, технико-внедренческие и тури-стско-рекреационные. Могут создаваться еще и портовые ОЭЗ.
Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах.
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ на основании результатов конкурса, проводимого между заявками субъектов РФ на создание ОЭЗ того или иного типа. При создании ОЭЗ Правительство РФ определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории. Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит. ОЭЗ в России используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Законодательство России гарантирует участникам ОЭЗ налоговые льготы (3).
Система функционирования ОЭЗ в России, в основном, сформирована. Она содержит свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом. Она включает в себя Минэкономразвития России как главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (со своими региональны-
ми управлениями) - как главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу, и ОАО «Особые экономические зоны», непосредственно осуществляющее строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.
В последнее время в России распространена практика создания региональных особых экономических зон внутри территории (ОЭЗ РУ) субъекта федерации с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития отдельных сельских территорий. Инициаторами создания ОЭЗ РУ могут выступать органы местного самоуправления. Заявка на создание ОЭЗ РУ подается в конкурсную комиссию администрации региона с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач регионального и местного значения. Отбор заявок на создание ОЭЗ РУ одного типа осуществляется на конкурсной основе. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается администрацией региона. Одной из важнейших составляющих заявки на создание ОЭЗ РУ должно быть:
1) технико-экономическое обоснование создания ОЭЗ РУ;
2) характеристика социально-экономического положения муниципального образования, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны регионального уровня;
3) стратегия (или программа) социально-экономического развития муниципального образования, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны регионального уровня, с указанием планируемого вклада предполагаемой к созданию ОЭЗ РУ в реализацию указанной стратегии (программы);
4) перечень потенциальных участников ОЭЗ РУ, их краткая характеристика и финансовое состояние, а также направления деятельности;
5) расчеты предполагаемых расходов бюджета области и внебюджетных источников, связанных с созданием и функционированием ОЭЗ РУ;
6) сведения о состоянии социальной инфраструктуры в муниципальном образовании, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны;
7) документы территориального планирования муниципального образования, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны (при наличии) и другие.
Остановимся в этой статье на изложении опыта Липецкой области в развитии особых экономических зон регионального уровня. В конце 2005 года Липецкая область наряду с другими пятью регионами России выиграла конкурс Минэкономразвития РФ (МЭРТ) на создание особой экономической зоны. Заявлена была промышленно-производственная ОЭЗ «Казин-ка» (по названию села в Грязинском районе). Она представляет собой площадку в 1 тыс. га для организации на ней сборочных производств. Областные власти планировали инвестировать в инфраструктуру этой площадки 800 млн. рублей из облбюджета, около 760 млн. рублей планировал выделить госбюджет. На территории ОЭЗ в ближайшие пять лет предполагалось разместить до 60 предприятий- резидентов. Общая сумма инвестиционных вложений ожидалась в размере порядка 21 млрд. рублей.
Забегая вперед, заметим, что реальность и продуктивность этих планов дальнейшая практика подтвердила. Одним из резидентов ОЭЗ заявлена компания Indesit Company, которая уже имеет в регионе заводы по производству стиральных машин, холодильников и центр логистики. О намерениях разместить предприятия в «Казинке» заявил Б1ес^о1их (Швеция, завод по выпуску стиральных машин), Indesit (Италия, завод по выпуску газовых плит), «Ассоль» (Лебедянь, завод по производству пластмасс).
В ОЭЗ планировался свободный таможенный режим: иностранные товары предполагалось продавать без импортных пошлин, российские - без экспортных. Кроме того, инвесторы (резиденты), приходящие ОЭЗ РУ Липецка, получили ряд преференций. Так на пять лет рези-
денты ОЭЗ РУ в Липецкой области освобождаются от налога на имущество и транспортного налога. На такой же срок на 4% снижается ставка налога на прибыль, полученную от реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ. Резиденты освобождаются от уплаты земельного налога, им разрешается применять удвоенный коэффициент амортизации, относить убытки на будущие периоды.
Программа создания и развития особых экономических зон регионального уровня в Липецкой области разработана в целях ответа на новые вызовы, соответствия новым тенденциям и возникшими проблемами. На период запуска Программы в социально-экономическом развитии Липецкой области специалисты выделяли следующие группы основных проблем: экономические структурные, социальные, экологические, инфраструктурные и проблемы, связанные с недостаточной эффективностью управления региональным развитием. Так, в числе экономических структурных проблем главная - моноотраслевая структура экономики Липецкой области, зависимость ее бюджета от одного крупного налогоплательщика (Липецкого металлургического комбината), наличие серьезных рисков, в том числе для социальной сферы при изменении экономических условий. В 2005 году на долю предприятий черной металлургии приходилось 62% от общего объема промышленной продукции, 95% - экспорта, свыше 50% - налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Ухудшение мировой конъюнктуры рынка черных металлов, снижение деловой активности основных потребителей металлопродукции на внутреннем рынке оказало влияние на снижение внешнеторгового оборота области на 24%, произошло снижение объемов экспорта на 29%, сократилось производство стали на 7%, чугуна - на 11%, проката - на 7%. В структуре промышленного производства оставалась значительная доля продукции с низкой добавленной стоимостью. Несмотря на то, что промышленность Липецкой области формировала около 60% ВРП, всего 10% предприятий производили 90% общего объема выпускаемой продукции. Инновацион-
но активными являлось лишь около 6% промышленных предприятий (4).
В 2006 году область была единственной из субъектов ЦФО, где в связи с ситуацией в металлургическом комплексе произошло снижение доходов бюджета. Доминирующая в области внутренняя производственно-территориальная организация большинства муниципальных территорий не обеспечивала их самодостаточность. Из 331 муниципального образования не получало дотаций лишь 2 городских округа, 5 муниципальных районов и 3 сельских поселения. Остальные муниципальные образования являлись дотационными, при этом доля средств, поступающих в порядке межбюджетного регулирования из областного бюджета, в отдельных местных бюджетах достигала 80%. Это приводило к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отражающихся на устойчивости социально-экономической ситуации, как в отдельных поселениях Липецкой области, так и на развитии региона в целом.
Механизм создания ОЭЗ РУ в Липецкой области был запущен уже в 2006 году, когда приняли соответствующий региональный закон (Закон Липецкой области от 18.08.2006г. № 316-оз (в ред. Законов Липецкой области от 03.03.2010 г. №357-ОЗ, 30.05.2008г. М55-ОЗ, от 06.04.2007 г. Ш7-ОЗ) "Об особых экономических зонах регионального уровня") . Муниципальные образования получили возможность подать в конкурсную комиссию заявку на создание ОЭЗ РУ на своей территории (Постановление администрации области от 04.09.2006 г. № 122 "О порядке конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон регионального уровня", Распоряжение администрации области от 06.09.2006 г. № 683-р "О составе конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон регионального уровня"). Создание особых экономических зон регионального уровня представлялось руководству Липецкой области как инструмент для диверсификации экономики области и ликвидации отставания в развитии
сельских территорий области от города Липецка - финансово-промышленного центра. Для привлечения инвесторов региональные власти предоставили будущим участникам ОЭЗ РУ государственную поддержку в виде значительных льгот и преференций, рассчитанных на пятилетний срок.
В сложившихся условиях инструментом, позволяющим решать поставленные задачи, выбрано создание на территории области особых экономических зон как федерального, так и регионального уровней. Создание особых экономических зон регионального уровня по замыслу позволяло придать ускорение развитию муниципальных образований области посредством создания и развития новых высокотехнологичных производств, позволяющих расширить доходную базу бюджетов различного уровня, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, привлечь инвестиции в реальные активы и создать привлекательную инвестиционную среду в муниципальных образованиях. Липецкая область взяла на себя обязательство по обеспечению свободных экономических зон регионального уровня необходимой инфраструктурой - дорожной сетью, электро- и водоснабжением, ливневой канализацией, очистными сооружениями.
Взятая на вооружение технология реализации Программы создания ОЭЗ РУ в Липецкой области включала следующие этапы:
Предварительный этап. Процесс подготовки инвестиционного решения по размещению объектов в особой экономической зоне начинается с получения инвестором предварительного согласия «общественных институтов» (органов власти, управления, контроля, общественности) на реализацию своих намерений. Для получения согласия инициатор проекта должен произвести необходимые финансово-экономические расчеты, иметь представление о последствиях и условиях реализации проекта, обосновать их документально. В число таких документов входит декларирование намерений, оценка воздействия на окружающую среду вместе с
оценкой существующей техногенной нагрузки, экоемкости территории.
Проектно-исследовательский этап - проводятся исследования инфраструктурных ограничений социально-экономического развития области, организуется процесс согласования приоритетов. Результатом деятельности на этом этапе является: подготовка проекта Программы; завершение формирования основных положений перспективной пространственной структуры развития области; формирование пакета инфраструктурных проектов и системы мер их государственной поддержки и регулирования.
Этап выработки мер государственного регулирования предполагает продолжение осуществления мер, направленных на реализацию Программы, в рамках принятых областных целевых программ регионального развития и перспективной пространственной структуры развития области с последующим анализом результатов действий. Результатом этого этапа реализации Программы является выработка системы мер государственного регулирования, в том числе нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации перспективной пространственной структуры развития области.
Этап системных преобразований предполагает реализацию принятых в соответствии с ней областных целевых программ регионального развития. Результатом этого этапа станет формирование на территории области нескольких районов - «точек роста», выступающих значимыми центрами инновационного развития области и оказывающими максимально возможное мультипликационное влияние на другие близлежащие районы.
В результате, на территории Липецкой области начали создаваться ОЭЗ РУ следующих функциональных типов:
1) ОЭЗ РУ промышленно-производствен-ного типа - территория площадью не более десяти квадратных километров, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на производство и (или) переработку, реализацию товаров (продукции), в том числе импортозамещающих, потребительско-
го или производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках;
2) ОЭЗ РУ агропромышленного типа - территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на развитие высокорентабельных, конкурентоспособных сельскохозяйственных производств и переработку сельскохозяйственной продукции;
3) ОЭЗ РУ технико-внедренческого типа -территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов;
4) ОЭЗ РУ туристско-рекреационного типа -территория, деятельность участников которой ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов.
Эффективность курса на создание ОЭЗ РУ сегодня стала очевидной: уже на конец 2010 года на каждый бюджетный рубль, вложенный в инфраструктуру ОЭЗ РУ, привлечено 200 инвестиционных рублей. Некогда глубоко депрессивные районы начали преобразовываться в доноров областного бюджета. В настоящее время администрацией области решается вопрос о продлении льгот для предприятий инновационной и экспортной направленности с нынешних 5 лет до 7-10.
Сегодня в области вертикаль работы с инвесторами выстроена так, чтобы совершенно нейтрализовать коррупционные факторы, исключить чиновничий произвол, минимизировать сроки прохождения документов. В Липецке работают с участниками ОЭЗ в режиме «одного окна», решая все вопросы от сложных земельных до юридического сопровождения и оказания консалтинговых услуг.
В общей сложности на сентябрь 2010 в особых экономических зонах регионального уровня в Липецкой области зарегистрирован 31 участник, а к концу года их количество по итогам ведущихся переговоров увеличится до 100. Отмечается растущий интерес инвесторов к участию в деятельности ОЭЗ РУ в Липецкой области. Так, в туристско-рекреацион-ной зоне «Задонщина» инвестор готов вложить до 200 миллионов рублей в восстановление усадебного комплекса героя Отечественной войны 1812 года полководца Николая Муравьева-Карского. В ОЭЗ «Елец» другим инвестором большие средства будут перечислены в реконструкцию комплекса «Петровский парк».
На настоящий период в Липецкой области зарегистрировано семь особых экономических зон. Четыре промышленно-производствен-ного типа «Тербуны», «Чаплыгинская», «Дан-ков», «Елецпром»; две туристско-рекреацион-ного типа - «Елец», «Задонщина»; одна агропромышленного типа - «Астапово». В настоящее время рассматривается вопрос о создании восьмой по счету региональной ОЭЗ технико-внедренческого типа на базе Липецкого государственного технического университета. Первым здесь может стать нанотехнологический центр госкорпорации «Роснано». Эту ОЭЗ предполагается разместить на двух участках -в Центре будут вестись разработки инновационных наукоемких технологий, а изготовление и испытание опытных партий продукции будет осуществляться на промышленных площадках. Разработанные технологии, предварительно обкатанные на мини-заводах ОЭЗ, будут доводиться до массового производства и, таким образом, коммерциализироваться. Совокупная емкость семи ОЭЗ РУ рассчитана на сотни инвестиционных проектов - в ближайшие пять лет планируется построить 111 предприятий и 211 коммерческих объектов по обслуживанию туристов.
В промышленных зонах есть потребность в строительстве предприятий стройиндустрии, машиностроения и металлообработки, химии, легкой, пищевой и перерабатывающей промыш-
ленности. В туристско-рекреационных зонах прихода инвесторов ждут площадки под водно-оздоровительные комплексы, аэроклуб, конноспортивную базу, боулинг, гольф-клубы, базы отдыха, гостиницы, гаражи, стоянки, торгово-развлекательные центры.
В ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» разместятся производство и сервисное обслуживание свеклоуборочных комплексов немецкой фирмы «РОПА» (объем инвестиций составит 3,3 миллиарда рублей), завод по производству сантехнической арматуры (30 миллионов евро), завод по переработке нефтепродуктов (67 миллионов евро). В ОЭЗ РУ «Данков» будет построен центр логистики (3,3 миллиарда рублей). В ОЭЗ РУ «Елецпром» - комплекс по переработке мяса птицы (12,5 миллиарда рублей), комплекс по выращиванию грибов (1 миллиард рублей). В ОЭЗ РУ «Тербуны» строится сахарный комбинат (7 миллиардов рублей), завод по производству керамического кирпича (1,3 миллиарда рублей), завод по производству антибиотиков и противораковых лекарственных средств (3,65 миллиардов рублей).
Работа по формированию ОЭЗ РУ в Липецкой области идет непрерывно. Сейчас рассматривается заявка от фирмы «Куриное царство» о выделении в аренду земельного участка площадью 200 гектаров. На них планируется построить предприятие по переработке свинины и мяса птицы, комбикормовый завод, хранилище, автопредприятие и создать систему логистики. ОАО «Куриное царство» (в нее входит группа ОАО «Черкизовский) готовится построить в Липецкой области крупнейший в Европе комплекс по производству мяса птицы, позволяющий увеличить объемы производства в 2,5 раза по сравнению с имеющимися сегодня. Мастер-план этого комплекса спроектировала австрийская компания. Оборудование здесь будет только импортное (отечественная промышленность пока не может предложить альтернативу). Реализация этого плана позволяет трудоустроить 4 тысячи человек и получить в бюджет Липецкой области налоговые отчисления 360 миллионов рублей в год.
На территории ОЭЗ РУ «Данков» компания-резидент ОЭЗ «Центр логистики «Новь» готовится к реализации амбициозного бизнес-проекта, первый этап которого планируется завершить к 2012 году. К этому времени будет возведен крупный складской комплекс класса А. Здесь будет создано 800 рабочих мест, а в зону обслуживания войдут не только Липецкая область, но и соседние регионы. Планируется, что центр будет сотрудничать и с небольшими фермерскими хозяйствами, и с крупными предприятиями: таким, например, производством, как завод автомобильных шин, который сооружает в окрестностях Липецка японская фирма «Йокохама». Центр станет недостающим звеном между производителем и потребителем продукции. Это будет полностью автоматизированный комплекс с максимальным набором логистических услуг и грузооборотом 620 тысяч тонн. Его основными клиентами будут торговые сети центральной части страны. ЦЛ «Новь» ведет переговоры о предоставлении услуг с Минобороны РФ: военные собираются хранить в нем продовольствие и вещевое имущество. Известно, что сельхозпроизводители сталкиваются с проблемой хранения и переработки продукции. Многим аграриям центр упростит жизнь: он будет самостоятельно искать потребителей и осуществлять им поставки.
На территории агропромышленной зоны РУ «Астапово» ЗАО «Центральный грибной комплекс» ведет строительство предприятий по выращиванию нескольких видов грибов, в том числе вешенки и шампиньонов. Комплексов такого уровня нет ни в России, ни в регионах. Одной из причин строительства таких заводов на территории Липецкой области стало наличие в регионе основного компонента для производства грибов - высококачественной соломы. Срок реализации проекта намечен на конец 2012 года, в ноябре-декабре 2010 года состоится запуск завода по
производству субстрата, предполагаемая мощность которого составит более 1,8 тысячи тонн в месяц. На первом этапе планируется производить 10 тонн грибов в сутки, через 4-5 лет объем возрастет до 30 тонн. Грибной комплекс позволит в Лев Толстовском районе Липецкой области создать более 200 новых рабочих мест с достойной зарплатой. За время существования ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» было рассмотрено более 20 бизнес-проектов. Три из них - завод по производству запорной арматуры для водоснабжения, предприятие по переработке нефти и «Ропа-Русь» - агрегатная сборка, продажа и сервисное обслуживание свеклоуборочных комбайнов уже реализуются.
Развитие ОЭЗ РУ невозможно без решения кадрового вопроса, возникшего из-за проблемы дефицита населения. Например, в ОЭЗ РУ «Тербуны» планируется создать 10 тысяч рабочих мест. Однако в селе Тербуны проживает всего 7 тысяч человек, а во всем Тербун-ском районе меньше 22 тысяч. В Липецкой области для решения кадровой проблемы разработан целый комплекс мер: создан координационный совет по кадровому обеспечению ОЭЗ РУ, налажено сотрудничество с миграционной службой, подписаны соглашения с ведущими компаниями, занимающимися подбором, обучением и переподготовкой персонала для новых предприятий. Скажем, для запуска завода антибиотиков и противораковых препаратов «Рафарма» в Тербунах требуется около 1,5 тысяч специалистов, которых нет в Липецкой области. Значит, чтобы эти специалисты приехали, нужно создать привлекательные условия для жизни. Поэтому в Тербу-нах построены комфортабельные коттеджи, бассейн, торгово-развлекательный центр. Данные о планируемых результатах развития ОЭЗ РУ в Липецкой области приведены в таблице 1.
Таблица 1
Перспективы развития ОЭЗ РУ в Липецкой области
Наименование Площадь, Объем Объем Количество Объем
ОЭЗ РУ га инвестиций, производства в рабочих налоговых
млн.руб год, млн.руб. мест платежей в год, млн.руб.
«Тербуны» 984 70400 17600 10000 2000
«Чаплыгинская» 361 31800 7950 3000 903
«Данков» 355 31200 7800 3000 887
«Елецпром» 270 37700 9425 5000 1071
«Астапово» 96820 28000 7000 3000 795
«Елец» 931 17000 4250 10000 483
«Задонщина» 97000 23000 5750 4000 661
Итого 196721 239100 59775 38000 6800
В стране сегодня слышны разговоры о якобы налоговых потерях бюджета от создания ОЭЗ. Говорить о каких-то потерях, которые несет областной бюджет Липецкой области от недополученных налогов, на наш взгляд, абсурдно. Очевидно, если нет предприятий - нет и налогов: ни в настоящем, ни в будущем. Главное в этом деле - дать импульс развитию территории через механизм особых экономических зон, а льготы - необходимое условие для привлечения бизнеса. Особенно это актуально для сельских территорий России, где ныне царит бедность и безработица, имеет место опустынивание территорий. (5,6). С карты России за годы этих реформ исчезло более 20 тысяч деревень (7). А что касается оценок, то любую деятельность лучше всего характеризует независимая оценка. Так, в 2009 году по результатам исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» Липецкая область вышла на первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов.
Примечания:
1. Акопова, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.С. Акопова. - М., 2006. - С. 163.
2. Краснолуцкая, Н.Т. Особая экономическая зона / Н.Т. Краснолуцкая. - М.: Благовест-В, 2007. -С. 137.
3. Рыбаков, С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества / С.А. Рыбаков. - М.: Грант, 2006. - С. 165.
4. Егоров, А.И. Особые экономические зоны регионального уровня: тенденции развития /А.И. Егоров / Автореферат кандидатской диссертации. Тамбов. - 2008.
5. Белоусов, А.В. Развитие сельских подворий на черноземах и преодоление сельской безработицы /А.В. Белоусов, В.И. Белоусов // Интернет-журнал «Капитал страны». 2010.27.05.
6. Белоусов, А.В. Качество жизни сельских граждан и планирование устойчивого развития территорий Черноземья /А.В. Белоусов, В.И. Белоусов, В.Е. Шевченко // Интернет-журнал «Капитал страны». 2010.10.05.
7. Бояркина, Н. Хлеба хватит / Н. Бояркина // Газета «Аргументы и факты», 1-7 сентября 2010. -№ 35. - С. 3.
128