РОЛЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ зон В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ
Т.Г. Пыльнева, И.А. Кутеев
В статье рассматриваются подходы к формированию инновационной структуры регионов. Выявлены негативные тенденции в экономике регионов - низкий приток прямых инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Показано, что создание ОЭЗ будет способствовать решению данной проблемы. Обобщен как мировой опыт, так и региональный по созданию особых экономических зон на примере модельного региона Липецкой области.
Ключевые слова: особые экономические зоны, инновационное развитие, проблемы территорий, модельный регион.
Современный этап развития социально-экономических систем регионов характеризуется переходом к инновационному типу экономического роста.
Состояние экономики регионов зависит от преобразований всеобщей среды обитания человека при выборе однонаправленного вектора инновационного развития. Переход к инновационным системам позволит адекватно реагировать на любые изменения конъюнктуры рынков, обеспечить массовые создание, распределение и использование инноваций на основе интенсивного технологического освоения новых научных знаний и оптимизации инновационных, производственных, финансовых и инвестиционных процессов, образующих единую наукоемкую систему.
Сегодня теория факторов производства включает инновации и инновационную деятельность в состав трудовых ресурсов, т. к. часть трудового потенциала занята в процессах создания и реализации инновационной продукции, обладающей новыми качествами и возникающей на основе новой комбинации традиционных факторов производства и ресурсов.
Практическое решение задачи перехода экономики на инновационный путь развития требует формирования целостной системы взглядов на формирование национальной инновационной системы. Функционирование национальной инновационной системы как системы сложного типа зависит от активной инновационной деятельности всех элементов на всех уровнях (макро-, мезо-, микро-, нано-). При этом особая роль отводится мезоуров-ню, т. е. региону как подсистеме социально-экономической и инновационной систем страны. Регионы, в свою очередь, оказыва-
ются перед необходимостью формирования долгосрочной инновационной стратегии.
Большие надежды на ускорение инновационного развития как регионов, так и национальной инновационной системы в целом связывается с созданием в России особых экономических зон (ОЭЗ). Необходимая для этого нормативная база представлена в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ, вступившим в силу в августе 2005 г. [1], Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 117-ФЗ (1 января 2006 г.)» [2] и Указе Президента Российской Федерации об образовании Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами [3].
Принятые законодательные документы нацелены на решение важнейших задач современной экономики, актуальных сегодня для любого индустриального государства. Создание благоприятных условий для реализации перспективных предпринимательских проектов, способных обеспечить ускоренное развитие экономики на основе высокотехнологичного производства, выпуск новых видов конкурентоспособной продукции и развитие транспортной инфраструктуры. Ожидается, что эти меры будут способствовать повышению темпов экономического роста, осуществлению структурной перестройки промышленности как в депрессивных регионах, так и в динамично развитых. Причем отдача от них в последующем будет гораздо выше.
Одна из задач ОЭЗ - это привлечение в регионы долгосрочных прямых иностранных
инвестиций для развития обрабатывающей промышленности и наукоемких производств. В последние годы отмечалась одна из самых негативных тенденции в экономике - низкий приток прямых иностранных инвестиций в обрабатывающие секторы промышленности. Таким образом, это своеобразный барьер для экономического роста, требующий скорейшего устранения. Создание особых экономических зон могло бы способствовать решению данной проблемы, поскольку опирается на положительный опыт ряда других стран, и прежде всего Китая.
По оценке МЭРТ, в мире существует около 12000 ОЭЗ. Из них 253 - в США и 30 -в Великобритании. В Китае на территории таких зон работает около 45 тыс. предприятий. Они ежегодно производят товары на сумму 30 млрд долл. Объем иностранных инвестиций в ОЭЗ Китая достиг 31 млрд долл.
В соответствии с законом ОЭЗ трактуется как определяемая Правительством Российской Федерации часть территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной или в муниципальной собственности. Они не могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию како-го-либо административно-территориального образования. Срок их существования составляет 20 лет и продлению не подлежит. Вместе с тем возможно досрочное прекращение статуса ОЭЗ в определенных случаях, например, при отсутствии реальной практической деятельности.
Управление ОЭЗ осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти и его территориальные органы, также могут привлекаться управляющие компании, предприниматели и организации, зарегистрированные на территории ОЭЗ, получают статус резидентов особой экономической зоны, дающий в соответствии с законом целый ряд конкретных преимуществ.
В соответствии с законом предусмотрено создание ОЭЗ трех типов: промышленнопроизводственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных.
Промышленно-производственные зоны создаются в порядке и на условиях, преду-
смотренных новым законом на участках территории, площадь которых составляет не более 20 км2. Их резидентами могут быть коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), зарегистрированные на территории соответствующего муниципального образования и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности, под которой закон понимает производство или переработку товаров (продукции) и их реализацию.
Соглашение обязывает резидента осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка на день представления заявки в органы управления ОЭЗ, в т. ч. не менее 1 млн. евро в течение 1 года с момента заключения соглашения. В свою очередь, органы управления ОЭЗ должны в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом договор аренды земельного участка, прошедшего кадастровый учет за счет резидента и находящегося на нем государственного или муниципального недвижимого имущества, расположенного в пределах ОЭЗ, на все время ведения промышленно-производственной деятельности, если меньший срок не заявлен резидентом.
Резидент ОЭЗ в срок, предусмотренный указанным соглашением, представляет в органы управления проектную документацию, необходимую для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения ее экспертизы. Такая экспертиза осуществляется за счет резидента уполномоченными органами исполнительной власти в срок, не превышающий 45 дней с даты представления всех необходимых документов.
Технико-внедренческие зоны создаются для разработки научно-технической продукции, доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Осуществление подобной деятельности возможно не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 км2. Резидентами
технико-внедренческих зон могут быть не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели. Обязательный объем инвестиций в этом случае не предусматривается .
Заявка на получение статуса резидента технико-внедренческой зоны должна содержать сведения о предполагаемой деятельности, соответствующей типу ОЭЗ, и о государственном или муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности заявителя. К ней прилагаются также копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, копия учредительных документов (для юридических лиц) и бизнес-план, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
Экспертная оценка бизнес-плана осуществляется в течение не более чем 30 рабочих дней с даты получения заявки экспертным советом по технико-внедренческим ОЭЗ на основании критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ.
Что дает механизм ОЭЗ предпринимателям? Во-первых, предоставление таможенного режима свободной таможенной зоны, во-вторых, ощутимые налоговые льготы.
Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определяет, что свободная таможенная зона - это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ в целях ведения промышленно-производственной или технико-внед-ренческой деятельности без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности [1]. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с терри-
тории других иностранных государств, товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории страны или находящиеся на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся ее резидентами. С такими товарами допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Однако при этом ввоз товаров на территорию ОЭС и вывоз с ее территории возможен при условии разрешения таможенных органов.
При помещении резидентами ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ либо приобретаемых у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, суммы ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость возвращаются таможенными органами, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с действующим таможенным законодательством.
Второй из указанных выше новых законов вносит ряд изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, для налогоплателыциков-орга-низаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидентов ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой ОЭЗ, в п. 7 ст. 259 устанавливаются льготные ставки единого социального налога.
Кроме того, резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога в течение первых пяти лет работы. Предусматриваются также амортизационные льготы. Налогоплательщики-организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный повышающий коэффициент, но не выше 2.
П. 2 ст. 262 Налогового кодекса дополнен абзацем, расширяющим льготы на проведение и финансирование НИОКР. В соответствии с ним расходы на научные исследо-
вания и опытно-конструкторские разработки (в т. ч. не давшие положительного результата), произведенные налогоплателыциками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, признаются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат.
Первый конкурс по отбору заявок на создание ОЭЗ прошел в ноябре 2005 г. На него поступило 72 заявки из 47 российских регионов. Победителями были признаны 4 заявки на создание технико-внедренческих зон от г. Зеленограда (микроэлектроника), г. Дубны (центр программирования), г. Санкт-Петербурга (информационные технологии и аналитическое приборостроение) и г. Томска (ядерные и нанотехнологии), а также 2 заявки на создание промышленно-производственных ОЭЗ от Липецкой области (производство бытовых приборов, электротехники и мебели) и г. Елабуги (производство автокомпонентов и нефтехимической продукции).
Правовые основы создания и функционирования ОЭЗ на территории Липецкой области определяет закон Липецкой области «Об особых экономических зонах регионального уровня» (от 10 августа 2005 г. № 1336).
Согласно закону на территории области могут создаваться ОЭЗ РУ следующих функциональных типов:
1) ОЭЗ РУ промышленно-производственного типа - территория площадью не более 10 кв. км, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на производство и переработку, реализацию товаров (продукции), в т. ч. импортозамещающих, потребительского или производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках;
2) ОЭЗ РУ агропромышленного типа -территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на развитие высокорентабельных, конкурентоспособных сельскохозяйственных производств и переработку сельскохозяйственной продукции;
3) ОЭЗ РУ технико-внедренческого типа -территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испыта-
ние и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов;
4) ОЭЗ РУ туристско-рекреационного типа - территория, деятельность участников которой ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурноисторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов.
ОЭЗ РУ туристско-рекреационного и агропромышленного типов могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований.
С начала 2007 г. в Липецкой области были созданы пять зон регионального уровня: две промышленно-производственного типа («Чаплыгинская» и «Тербуны»), две туристско-рекреационные («Елец» и «Задонщина») и агропромышленная («Лев-Толстовская»), До конца года в области будут созданы еще три ОЭЗ промышленно-производственного типа: ОЭЗ РУ «Усмань», «Данков», «Елец». Последняя будет располагаться на территории двух муниципалитетов: в городе Елец и в Елецком районе.
Реализация проекта создания и развития ОЭЗ за период 2006-2016 гг. позволит:
1) привлечь в ОЭЗ более 50 резидентов;
2) привлечь инвестиции более 21,5 млрд руб.;
3) обеспечить к 2016 г. увеличение объемов продаж промышленной продукции в области на 55 млрд руб. в год в ценах 2004 г. (при достигнутом в 2004 г. 183 млрд руб.);
4) создать дополнительно 12750 рабочих мест.
Наиболее «продвинутой» в Липецкой области является промышленно-производственная зона в райцентре Тербуны. Ее площадь в тысячу гектаров сопоставима с федеральной ОЭЗ. Здесь имеется свое промышленное ядро: три завода уже построены, еще четыре на стадии проектов, всего намечено запустить 14 предприятий. В экономической зоне начали выпускать продукцию крупный солодовенный завод, фабрика облицовочного кирпича, готовится к вводу завод металлоконструкций. На очереди три фармацевтических предприятия, которые намерены занять
четверть российского рынка лекарственных препаратов. Начато строительство крупнейшего в стране сахарного комбината. За пять лет в Тербуны планируется привлечь около 30 резидентов.
Вторая промышленно-производственная зона - Чаплыгинская - будет отличаться компактностью: всего 219 гектаров. Инвесторы планируют направить 1,28 млрд руб. на строительство завода низкотемпературного пиролиза нефти и нефтепродуктов мощностью 700 тыс. т. Здесь будут возведены завод полимеров, асфальтобетонный и цементный заводы. Объем промышленной продукции предприятий ОЭЗ «Чаплыгинская» при выходе на проектную мощность превысит 8,8 млрд руб., налоговые отчисления составят 2,1 млрд. руб.
Создающаяся в Лев-Толстовском районе агропромышленная ОЭЗ включает в себя свиноводческий комплекс проектной мощностью 50 тыс. т свинины в год (первая очередь его действует) и соответствующий по объемам комбикормовый завод.
Опорой регионального развития станут не только промышленные и аграрные производства, но и природа края, историко-культурное наследие. Конкурсная комиссия области утвердила проекты региональных ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Одна из них - «За-донщина» - включает заповедник уникальной флоры и фауны «Галичья гора», 36 церквей и монастырей.
Российская экономика нуждается в подобных региональных образованиях, равно как и в развитии других распространенных в
рыночной экономике форм поддержки инновационной и промышленной деятельности -наукоградов, научных (технологических) парков, инкубаторов малого бизнеса и других аналогичных структур, которые рассматривались выше. Мировой опыт свидетельствует, что это реальный способ решения современных проблем экономического развития.
1. Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 01.08.2005 г.
2. Федеральный закон № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 01.01.2006 г.
3. Указ Президента Российской Федерации об образовании Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. 2005.
Поступила в редакцию 7.08.2008 г.
Pylneva T.G., Kuteev I.A. The role of economic zones in innovational development of regions. The article deals with the approaches to forming the innovational structure of regions. The negative trends revealed in the economy of regions include the low-level flow of direct investments into the process industries. It is shown that SEZ formation will contribute to solving of this problem. Both the world and regional experience on special economic zones formation at the example of model region of Lipetsk region has been summarized.
Key words: special economic zones, innovational development, problems of territories, model region.