Кислотно-основное состояние организма медики оценивают с помощью уравнения Гендерсона-Гассельбаха, выведенного для карбонатного буфера крови.
Изучение темы «Буферные системы» в курсе химии медицинских вузов имеет особое значение, т.к. знание основных понятий, положений данной темы необходимо для успешного усвоения некоторых разделов нормальной физиологии, патофизиологии (кислотно-основное состояние крови, ацидоз, алкалоз), биохимии, микробиологии, а также специальных медицинских дисциплин [2].
Контролирующим этапом в изучении представленных тем является выполнение студентами практических и теоретических контрольных заданий. В связи с этим необходим фонд оценочных средств, обеспечивающий обоснованность оценки уровня приобретенных знаний студентами, необходимо разработать инновационные модели контрольно-оценочной деятельности с учетом специфики подготовки студентов с учетом ФГОС ВО, применять новые средства контроля.
На основании вышесказанного на кафедре химии создан фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости. Разработанный пакет оценочных средств позволяет эффективно проверять усвоение теоретического и практического материала, проводить мониторинг выполнения лабораторных работ и заполнения протоколов, давать оценку выполнения студентами контрольных практических и теоретических заданий по изучаемой теме.
Фонд оценочного контроля разрабатывался с учетом следующих компетенций:
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);
- готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5).
Преподавателями кафедры разработаны контрольные задания для проверки текущего контроля студентов. Созданный на кафедре фонд оценочных средств включает комплект контрольно-измерительных материалов: примеры тестовых заданий текущего контроля, примеры задач текущего контроля, тестовые задания и перечень вопросов к зачету.
В результате использование в учебном процессе оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости позволит оценить способность и готовность студентов использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук, выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, формировать системный подход к анализу медицинской информации.
Компетентностный подход с использованием эффективных технологий
образовательного процесса при создании фонда оценочных средств способствует
эффективному осуществлению контроля и управления процессом приобретения
студентами необходимых знаний, умений и навыков, определенных ФГОС ВО.
Литература
1. Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. Компетентностный подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда //
Вестник высшей школы. 2011. № 8. С. 52-55.
2. Ершов Ю.Н., Берлянд A.C., Книжник А.З. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник
для медицинских вузов /под общей ред. Ю.Н Ершова. М.: Высшая школа, 2012. 560 с.
3. Сергеев В.Н. Курс коллоидной химии для медицинских вузов: учебное пособие. М.: МИА, 2008. 176 с.
4. Попков В.А., Пузаков С.А. Общая химия: учебник. М: ГЭОТАР- Медиа, 2007. 976 с.
5. Бабков А. В. Практикум по общей химии. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебное пособие для
вузов. М.: Высшая школа, 2006. 237 с.
УДК: 005-6 A.B. Зотова, П.К. Солдаткин
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
СТРАТЕГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Резюме В государственной стратегии развития высшего образования важными целями являются развитие интеллектуального потенциала личности, ее аналитического мышления, умений самоанализа и проявления собственных возможностей. Подготовка медицинских кадров является
сложным многосторонним процессом формирования профессиональных компетенций. Главное, за всем многообразием методик преподавания в медицинском вузе не забыть о самом пациенте и привить выпускнику важнейшие качества - участие, милосердие, понимание, сострадание больному.
Ключевые слова: высшее образование, медицинский вуз, качество подготовки специалиста.
STRATEGY FOR SOLVING PROBLEMS OF GRADUATES TRAINING QUALITY OF HIGHER MEDICAL SCHOOLS
A.V. Zotova, P.K. Soldatkin FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract In the state strategy for the development of higher education, the important goals are the development of the person's intellectual potential, his analytical thinking, self-analysis skills and the development of his own capabilities. Training of medical personnel is a complex multilateral process of forming professional competencies. Taking into consideration all the variety of methods of teaching at a medical college, it is necessary to remember about the patient himself and instill in the graduate the most important qualities - participation, charity, understanding, and compassion for the patient.
Key words: higher education, higher medical school, quality of specialist training.
В настоящее время состояние образовательной системы в медицинских вузах является неотъемлемой частью системы здравоохранения Российской Федерации, которое руководствуется государственной стратегией высшего образования и оказывает непосредственное влияние на ситУацию в практическом здравоохранении. Вопросам подготовки медицинских кадров, а также развитию современного медицинского образования уделяется большое внимание. Это связано с системой реформирования отечественного здравоохранения, с программой модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, нацеленной на укрепление материально-технической базы медицинских учреждении, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и новых стандартов оказания медицинской помощи. Кроме того, подписание Болонской декларации определило перечень требований, предъявляемых к российским образовательным услугам, которые необходимы для интеграции в европейскую систему образования.
В первую очередь это повышение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимых ступеней высшего образования и признаваемых в странах Европы приложений к дипломам. Болонская декларация, определив стратегию развития высшего образования, сформулировала задачи, включающие разработку методологии модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования [3].
В государственной стратегии развития высшего образования важными целями являются развитие интеллектуального потенциала личности, ее аналитического мышления, умений самоанализа и проявления собственных возможностей. Основой современной системы образования является высококачественная образовательная среда, позволяющая перейти к новым образовательным технологиям, соответствующим системе открытого образования [3]. Подготовка медицинских кадров является сложным многосторонним процессом формирования профессиональных компетенций. Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика личности, включающая морально-нравственную, познавательно-творческую, информационно-коммуникативную и технологическую составляющие [2].
После вхождения России в Болонский процесс наметилась тенденция интеграции отечественного высшего образования в международное пространство, что с одной стороны дает возможности использования накопленного опыта, инновационных педагогических технологий, а с другой стороны требует системных изменений отечественного высшего образования. Для медицинского образования это особенно важно, поскольку существующая подготовка медицинских кадров в России не всегда признается международным сообществом как достаточная для освоения профессии врача [1].
Учебно-методическое обеспечение преподавания клинических дисциплин не всегда соответствует международным требованиям. Информация в учебниках устаревает не только по содержанию, но и по методам ее представления. В настоящее время к выпускнику медицинского вуза предъявляются определенные требования, которые напрямую касаются не только теоретических и клинических знаний, но и навыков владения мировыми медицинскими технологиями, а также способности социальной адаптации специалиста. Во всех областях медицинской деятельности сформирована оценка успеха и качества работы по результатам достижения профессиональных компетенций. Именно компетентностный подход в образовании обеспечит адаптацию специалиста на рынке труда и в современном обществе.
К проблемам, стоящим перед преподавателями высшей медицинской школы, относятся повышение информационно-когнитивного уровня обучения за счет включения в учебные планы проблемно-ориентированного обучения, инновационных технологий на основе доказательной медицины, соблюдение основных дидактических принципов обучения. Для реализации этих целей основной технологией учебного процесса должна стать модульная технология обучения, призванная содействовать развитию самостоятельности обучения студентов, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала, формированию коммуникативной креативности обучаемых и развитию личностных мотиваций [5].
Преподаватели высшей школы должны четко представлять, как они должны оценивать своих студентов. К проблемам, стоящим перед преподавателями высшей медицинской школы, относятся повышение информационно-когнитивного Уровня обучения за счет включения в учебные планы проблемно-ориентированного обучения, инновационных технологий на основе доказательной медицины, соблюдения основных дидактических принципов обучения, непосредственное вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Именно студенту принадлежит ведущая роль в процессе обучения, а преподаватель становится координатором, обеспечивающим соблюдение методики учебного процесса.
Применение рефлексивно-креативного подхода в процессе изучения педагогики в медицинском вузе становится необходимым условием получения специальности, а также средством развития профессионально важных качеств будущего специалиста. Вступая в контакт с пациентом и решая конкретную клиническую задачу, врач оказывается на пересечении проблем психологии, медицины, педагогики, экономики и права, то есть, вынужден обращаться к вопросам, рассматриваемым в гуманитарных дисциплинах [3].
Необходимо учитывать, что применение рефлексивно-креативного подхода включает интерактивное взаимодействие преподавателя и студента, создание методических условий совместной деятельности. Одним из средств формирования креативных навыков является метод «фабула-инсценировка-рефлексия», который представляет собой вариант ролевого общения «субъект-субъект». Этот интерактивный метод формирует основы креативной и рефлексивной культуры, активную позицию студента, помогает ему понять, что знание основ педагогики - необходимое условие для достижения целей и задач, приобретения будущего профессионального опыта [3].
Преподаватель предлагает студентам фабулы задач, описывающих совместную деятельность врача и пациента, элементы креативности проявляются в том, что эти ситуации разыгрываются в виде инсценировок, в которых студенты разыгрывают роли врача и пациента [3]. Такой подход помогает будущему врачу лучше понять проблемы пациента, увидеть будущую профессию изнутри, а преподавателю дает больше возможностей для развития коммуникативных компетенций студента.
Отдельным вопросом является контроль знаний при обучении студентов. Ключевую роль в этом играют компьютерные формы в связи с их объективностью, скоростью и возможностью проведения массового контроля, встроенного в современные обучающие комплексы. В то же время ни одна компьютерная система контроля не может полностью заменить устный опрос квалифицированным преподавателем. Выходом может быть сосуществование объективного компьютерного тестирования и устного опроса, при котором каждая форма контроля учитывается при выведении суммарной оценки. Практика показала, что данная система уменьшает временные затраты на контроль, позволяет проверять знания по всем разделам, повышает подготовленность студентов к занятиям, не допускает коррупции, снижает зависимость студента от субъективности преподавателя, и, в то же время, исключает явные недостатки исключительно тестового контроля.
Таким образом, повышение эффективности и интенсификации учебного процесса на основании приобретенных знании и навыков с внедрением в образовательный процесс различных методов активного обучения является важной задачей современного медицинского образования в управлении качеством подготовки спеицалистов.
Литература
1. Иванов А. Высшее медицинское образование глазами преподавателей, студентов, врачей и населения /А. Иванов // Медицинская газета. 2011. №60. С. 10-11.
2. Кутумова A.A. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки бакалавров профессионального обучения /A.A. Кутумова, Т.И. Кушнир // Фундаментальные исследования. 2014. №11. С. 1803-1806.
3. Раздорская О.В. Применение рефлексивно-креативного подхода в процессе изучения педагогики студентами медицинского вуза / О.В. Раздорская // Круглый стол преподавателя. 2012. №10. С. 20-25.
4. Романцов М.Г. Модернизация медицинского образования посредством включения элементов конструктивной педагогики в образовательный процесс / М.Г. Романцов, О.В. Шамшева, И.Ю. Мельникова // Детские инфекции. 2015. №1. С. 55-58.
5. Шульдяков A.A. Основные направления модернизации образовательного процесса в медицинском вузе / Шульдяков A.A. [и др.] // Детские инфекции. 2014. №1. С. 65-67.
УДК 378-14 А.И. Карнаух, В.Н. Карнаух, И.А. Барабаш
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
РОЛЬ ЗНАНИЯ НЕВРОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА
Резюме В статье раскрывается роль знания неврологии в формировании профессиональных компетенций врача при обучении в медицинском вузе. Это обусловлено широким распространением неврологических заболеваний, а также тем, что с этой патологией приходится сталкиваться врачам многих специальностей. Представлены основные методы контроля знании и практических навыков. Одним их основных методов обучения, влияющих на качество подготовки практического врача, считаем