Научная статья на тему 'Анализ компонентного состава основных категорий рефлексивно-креативного подхода к обучению студентов-медиков'

Анализ компонентного состава основных категорий рефлексивно-креативного подхода к обучению студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / СИНЕРГИЯ РЕФЛЕКСИИ И КРЕАТИВНОСТИ / SYNERGY OF REFLECTION AND CREATIVITY / РЕФЛЕКСИВНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / REFLECTIVE AND CREATIVE APPROACH / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Раздорская Олеся Владимировна

Представлены результаты системного анализа понятий «рефлексия» и «креативность», определены особенности их взаимодействия на примере социокультурного аспекта профессиональной деятельности будущего медицинского работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Component Analysis of Main Categories of Reflective and Creative Approach to Teaching Medical Students

The results of system analysis of the notions “reflection” and “creativity” are presented, the peculiarities of their interrelation by the example of social and cultural aspect of a future health care provider’s professional activity are defined.

Текст научной работы на тему «Анализ компонентного состава основных категорий рефлексивно-креативного подхода к обучению студентов-медиков»

АНАЛИЗ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ РЕФЛЕКСИВНО-КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

О.В. Раздорская

Кафедра иностранных языков Курский государственный медицинский университет ул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041

Представлены результаты системного анализа понятий «рефлексия» и «креативность», определены особенности их взаимодействия на примере социокультурного аспекта профессиональной деятельности будущего медицинского работника.

Ключевые слова: рефлексия, креативность, синергия рефлексии и креативности, рефлексивно-креативный подход, студенты-медики.

В условиях становления новой парадигмы образования значимым фактором самоактуализации будущего специалиста выступает воспитание креативных и рефлексивных качеств личности как сущностных характеристик любой профессиональной деятельности. Выпускник медицинского вуза должен уметь быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, овладевать быстро обновляющимся содержанием наук и новыми технологиями, осмысливать изменения, происходящие в сфере здравоохранения. В связи с этим возрастает потребность в разработке возможных путей развития как творческого потенциала студентов, служащего реальной основой профессионального творчества в их последующей деятельности, так и навыков рефлексивной культуры будущего специалиста.

Известно, что под креативностью понимается умение создавать новый, полезный продукт. Креативность может быть также определена как процесс производства чего-либо оригинального и одновременно ценного [7] или проявление оригинальности, экспрессивности, фантазии [6]. Главные проявления креативности — возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату; возможность создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью [1].

Креативность личности есть динамический процесс ее изменения: в случайные моменты времени происходят креативные подвижки. Они приводят к несовпадению прежней личности с теперешней личностью — личности как запротоколированной совокупности профессиональных действий и личности как целостного носителя сознания [4]. Это несовпадение может быть отрефлексировано студентом-медиком в форме вопросов типа: «Правильно ли я выбрал профессию?», «Стоит ли тратить такое количество лет на обучение?» Результатом профессиональной рефлексии может стать креативная коррекция жизненной и профессиональной траектории.

В современных зарубежных источниках термин "creativity" используется при описании процесса решения сложной задачи, изобретения чего-то нового и т.д. При этом различают "performing creativity" (исполнительская креативность) — творческие способности, связанные с живописью, музыкой, театральным искусством [5] и "applied creativity" (прикладная креативность) — креативные навыки, необходимые в процессе профессиональной деятельности и специфичные для нее. Прикладная креативность будущего специалиста-медика должна формироваться комплексно — в ходе изучения всех учебных дисциплин. Интеграция социокультурных, гуманитарных и профессиональных знаний стимулирует совместный творческий познавательный поиск преподавателя и студентов, содействует развитию креативного и продуктивного мышления.

В какой-то мере противоположность, а в какой-то «сестра» креативности рефлексия в процессе профессиональной деятельности проявляется как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, осуществлять производственную регуляцию интеллектуальной деятельности [3].

В современных условиях востребованной и перспективной становится рефлексивная культура (РК). Это комплексная обобщающая самооценка и возможность анализа определенных качеств человека, характеризующих его индивидуальные свойства: мировоззрение и идеалы, способности и темперамент, уровень развития психологических функций и их взаимосвязи, эмоциональные, интеллектуальные и волевые черты, индивидуальные потребности, мотивы, склонности и вкусы. Чем «культурнее» рефлексия, тем эти черты более существенны, тем выше их значимость для социокультурной среды.

На основе изученных концепций о формировании рефлексии и рефлексивной культуры нами сформулировано понятие рефлексивной культуры медицинского работника — это совокупность рефлексивных умений и навыков, формирующихся в процессе оказания медицинской помощи, способствующих творчески осмысливать, оценивать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации в системе «врач — пациент». Рефлексивная культура медицинского работника позволяет выявить, оценить и обобщить наиболее значимые признаки лечебного процесса с целью достижения его качественных изменений, профессионального и личностного усовершенствования. В качестве структурных в рефлексивной культуре медицинского работника нами определены следующие компоненты: эмоциональный, поведенческий (деятельностно-практический) и когнитивный.

Эмоциональный компонент является выражением рефлексивной культуры. Рефлексивное сознание всегда может направляться на эмоцию. Будущему специалисту важно воспринимать внутренний мир другого человека (пациента, коллеги) с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, т.е. находясь в состоянии эмпатии. Эмпатический способ общения с другой личностью, необходимый для будущего специалиста, включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого. Наличие навыков эмпатического способа общения, будучи характеристикой эмоционального компонента рефлексивной культуры, позволяет медицинскому работнику стать доверенным лицом для пациента.

Когнитивный компонент связан не только с профессиональными знаниями медицинского работника, умением применить их в практической деятельности, но и со знаниями будущего специалиста о себе самом, со способностями к накоплению информации о себе и ее верной интерпретации.

Поведенческий (деятельностно-практический) компонент предполагает применение навыков рефлексивной культуры в профессиональной деятельности с учетом постоянно меняющихся профессиональных задач и умение анализировать собственную оперативную деятельность.

Обратимся к классификациям составных компонентов креативности, предложенным отечественными исследователями в области педагогики. Как отмечает С.А. Коновалова [2], креативность включает в себя такие проявления, как эмоциональная отзывчивость, мотивация к созданию креативного продукта и навыки творческой деятельности.

Между компонентами РК и проявлениями креативности наблюдается определенное сходство, однако нельзя говорить о полной идентичности их структуры. Эмоциональный компонент рефлексивной культуры интегрируется с эмоциональной отзывчивостью как проявлением креативности, так как он включает в себя отношение к реализации собственного творческого потенциала в будущей профессиональной деятельности. По нашему мнению, когнитивный компонент РК, связанный с профессиональным самосознанием, может взаимодействовать с таким проявлением креативности, как мотивация к созданию креативного продукта. Поведенческий (деятельностно-практический) компонент РК в определенной степени коррелирует с развитостью навыков творческой деятельности. Этот компонент включает в себя креативные установки и диспозиции, стремление к профессиональному творчеству и непосредственно акты принятия творческих решений.

Мы полагаем, что раскрытие творческого потенциала у студента-медика невозможно без рефлексивного «инструментария», реально интегрирующегося с креативными качествами. Попытка сбалансирования компонентов РК и проявлений креативности опосредована идеалом целостной личности медицинского работника, рефлексивные и креативные качества которого не противоречат, а дополняют друг друга. Рефлексия в этом случае выступает как механизм творчества, обеспечивающий выработку оригинального решения и критичности как основы рационального принятия решения.

Тесная взаимосвязь РК и креативных качеств делает возможным внедрение рефлексивно-креативного подхода (РКП) в практику преподавания иностранного языка для развития рефлексивно-креативных качеств студентов-медиков как ин-тегративной компетенции.

С целью подтверждения степени значимости определенных нами компонентов РК и проявлений креативности в качестве экспертов были приглашены преподаватели профильных и клинических кафедр Курского государственного медицинского университета, а также практические работники учреждений здравоохранения (всего 22 эксперта). На основе результатов опроса экспертов было выделено 7 характеристик эмоционального компонента, 11 характеристик когнитивного и 6 характеристик деятельностно-практического компонента.

В процессе исследования выявлены сбалансированность, взаимодополнение или негативное взаимодействие компонентов РК и креативных качеств в специфике социокультурного аспекта профессиональной деятельности медицинского работника. Анализ результатов взаимодействия характеристик изучаемых компонентов подтверждает рациональность «симбиоза» рефлексии и креативности в разрабатываемом подходе вследствие наиболее часто наблюдаемого синергети-ческого эффекта. Основные данные выборочно представлены в таблице.

Таблица

Результаты анализа взаимодействия характеристик изучаемых компонентов рефлексии и креативности

№ Рефлексия Креативность Результат взаимодействия

Эмоциональный компонент (фрагмент)

2 Понимание проблем пациента и его родственников Учет индивидуальных особенностей каждого пациента (слух, слабое зрение, инвалидность, языковые барьеры, социальный статус) Учет особенностей пациента в процессе беседы невозможен без рефлексии его проблем

5 Способность на корпоративном уровне переживать и чувствовать профессиональные успехи коллег, подчиненных, руководителей Участие в корпоративных усилиях по формированию профессионального имиджа коллектива, организации,лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) Недостаток креативных способностей по налаживанию внутрикорпоративных отношений является следствием отсутствия рефлексивной способности

Когнитивный компонент (фрагмент)

1 Наличие социокультурных и межкультурных знаний Знание особенностей внешней среды ЛПУ и социально-демографических характеристик контингента, посещающего ЛПУ Креативность возрастает при наличии навыков культураль-ной рефлексии

6 Наличие творческого профессионального мышления, способность отходить от привычных ходов мысли Разработка путей творческой профессиональной самореализации, стремление к профессиональному самосовершенствованию, формированию собственного интеллектуального капитала, саморазвитию и самообразованию через всю жизнь Формирование интеллектуального капитала предполагает наличие творческого мышления и рефлексивного управления процессом формирования

Поведенческий (деятельностно-практический) компонент (фрагмент)

2 Коммуникативная выносливость по отношению к пациентам, коллегам,руково-дству Умение выработать личностно ориентированную стратегию общения с учетом особенностей партнеров по коммуникации Коммуникативная выносливость оптимизирует долговременную стратегию общения

3 Умение анализировать оперативную деятельность Быстрая переработка теоретической и профессионально значимой информации, умение принимать оперативные решения на ее основе Двоякое влияние рефлексивного процесса на креативный. С одной стороны рефлексия тормозит скорость переработки информации, с другой — создает условия для принятия качественных оперативных решений

Процессы рефлексии и креативности взаимно дополняют друг друга, существуют в неразрывном единстве, представляя собой диалектическую взаимосвязь на общей логико-методологической основе.

Комплементарность качеств компонентов РК и креативности медицинского работника подтверждает педагогическую целесообразность применения РКП в образовательном процессе медицинского вуза. Проявление эмоционального самовыражения, мотивации студента, его самооценки и саморазвития возможно через участие в творческой квазипрофессиональной деятельности — дидактических спектаклях, имитационных играх, кейсах, решении ситуационных задач. Преимущество использования РКП состоит в целенаправленном формировании саморегулирующейся творческой личности, индивидуальные качества которой влияют на успех и эффективность будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. — СПб.: Питер, 2008. [Gretsov A. G. Trening kreativnosti dlya starsheklassnikov i studentov. — SPb.: Piter, 2008.]

[2] Коновалова С.А. Развитие творческого потенциала студентов в процессе реализации факультативного курса «Музыкальное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования» // Дидактика современного учебного предмета: сборник научных трудов / Под ред. И.М. Осмоловской. — М.: ИТИП, 2006. — С. 304—308. [Konovalova S.A. Raz-vitie tvorcheskogo potentsiala studentov v protsesse realizatsii fakultativnogo kursa "Muzykal-noye vospitanie detey v uchrezhdeniyah dopolnitelnogo obrazovaniya" // Didaktika sovremen-nogo uchebnogo predmeta: sbornik nauchnyh trudov / Pod red. I.M. Osmolovskoy. — M.: ITIP, 2006. — S. 304—308.]

[3] Раздорская О.В. Построение теоретической модели формирования рефлексивной культуры будущего медицинского работника // Вестник Тамбовского государственного университета. — 2011. — № 4. — С. 118—123. [Razdorskaya O. V. Postroenie teoreticheskoy modeli formirovaniya refleksivnoy kultury budushchego meditsinskogo rabotnika // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2011. — No 4. — S. 118—123.]

[4] Реут Д.В. Сладкое проклятие креативности // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций: Труды 1-й международной конференции. — T. 3. — М.: Институт проблем управления РАН, 2001. — С. 91—123. [Reut D.V. Sladkoe proklyatie kreativnosti // Kog-nitivnyi analiz i upravlenie razvitiyem situatsiy. Trudy 1-y mezhdunarodnoy konferentsii. — T. 3. — M.: Institut problem upravlenia RAN, 2001. — S. 91—123.]

[5] Creativity, Design and Business Performance. — URL: http://www.bis.gov.uk>files/ file13654.pdf.

[6] Csikszentmihalyi M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. — NY, 1996.

[7] Mumford M.D. Where have we been, where are we going? Taking stock in creativity research // Creativity Research Journal. — 2003. — No 15. — P. 107—120.

COMPONENT ANALYSIS OF MAIN CATEGORIES OF REFLECTIVE AND CREATIVE APPROACH TO TEACHING MEDICAL STUDENTS

O.V. Razdorskaya

Department of Foreign Languages Kursk State Medical University Karl Marx str., 3, Kursk, Russia, 305041

The results of system analysis of the notions "reflection" and "creativity" are presented, the peculiarities of their interrelation by the example of social and cultural aspect of a future health care provider's professional activity are defined.

Key words: reflection, creativity, synergy of reflection and creativity, reflective and creative approach, medical students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.