УДК 378.02:372.8
ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
© Олеся Владимировна Раздорская
Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Россия, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков,
е-шай: [email protected]
Автор рассматривает концепцию рефлексивной культуры будущего медицинского работника, ее компоненты и уровни выраженности. Предложена идея о взаимодействии понятий «рефлексия» и «рефлексивная культура», охарактеризован каждый уровень выраженности навыков рефлексивной культуры.
Ключевые слова: рефлексия; рефлексивная культура; компоненты рефлексивной культуры; теоретическая модель; обучение английскому языку студентов-медиков.
Профессиональное развитие специалиста невозможно без рефлексии, которая является одним из механизмов этого процесса [1]. Рефлексия рассматривается как процесс осознания будущим специалистом собственных чувств, мыслей и действий [2]. Направленность на профессионально-личностное самоопределение, самореализацию как важнейшие компоненты саморазвития личности студента должна занять ведущее место в работе педагогического коллектива профессионального образовательного учреждения [3].
Рефлексия в процессе профессиональной деятельности может проявляться как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, осуществлять произвольную регуляцию интеллектуальной деятельности.
В системе современного профессионального образования формирование рефлексии является необходимым условием подготовки будущих медиков к профессиональной деятельности. Рефлексия выступает неотъемлемой составной частью гностических, коммуникативных, организаторских, проективных умений; является составным компонентом при решении стратегических, тактических и оперативных задач; способствует адекватной смене социальных ролей в зависимости от ситуации социального взаимодействия; предполагает нахождение наиболее эффективных вариантов выхода из нормативных и ненормативных профессиональных кризисов; позволяет преодолеть негативное влияние стереотипизации и проецирования в деятельности медицинского работника.
Генетически первично понятие рефлексии, т. к. рефлексия - это внутренняя часть деятельности, психологическая ее часть. Если культура - это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, традиции, то рефлексивная культура - это комплексная обобщающая самооценка и способность индивида анализировать определенные качества, характеризующие его личностные свойства: мировоззрения и идеалы, способности и темперамент, уровень развития психологических функций и их взаимосвязи, эмоциональные, интеллектуальные и волевые черты, индивидуальные потребности, мотивы, склонности и вкусы. Чем «культурнее» рефлексия, тем эти черты более существенны, тем выше их значимость для социокультурной среды.
Рефлексивная культура придает рефлексивным процессам целенаправленный, оформленный, организованный характер. Психолого-педагогический системный анализ проявлений рефлексивной культуры и степеней выраженности рефлексивной культуры позволил идентифицировать уровни развития рефлексивной культуры, такие как индифферентный, созерцательный, активнодеятельностный. Нами предложена гипотеза
о взаимодействии понятий «рефлексия» и «рефлексивная культура» в зависимости от уровня выраженности компонентов рефлексивной культуры у индивида (рис. 1).
Вариант 1 показывает достаточно тесную связь между рефлексией и рефлексивной культурой, однако их существование автономно, что характерно для индифферентного уровня выраженности навыков рефлексивной
культуры. Вариант 2 показывает, что рефлексия и рефлексивная культура могут пересекаться определенными понятиями, формами, феноменами (созерцательный уровень выраженности). Вариант 3 демонстрирует то, что рефлексивная культура может являться составной частью рефлексии, не растворяясь в
ней, а культурные нормы рефлексии и рефлексивной культуры создаются на основе ценностных и интеллектуальных критериев (активно-деятельностный уровень выраженности навыков рефлексивной культуры).
Рефлексивная культура индивида предполагает ответы на следующие вопросы:
I вариант
уровень развития рефлексивной культуры индифферентный
II вариант
уровень развития рефлексивной культуры созерцательный
III вариант
уровень развития рефлексивной культуры активно-деятельностный
- «Правильна ли моя жизненная позиция?»;
- «Каков я сейчас и каким был раньше?»;
- «Каким я хочу стать?»;
- «Каков мой идеальный «Я-образ» и что мне требуется для его достижения?»;
- «Как я могу удовлетворить свою потребность в стремлении к самореализации, самосовершенствованию?»
Мониторинг качеств медицинского работника [4] и рассмотренные нами дефиниции «рефлексия» и «рефлексивная культура» позволили нам сформулировать понятие «рефлексивная культура медицинского работника».
Рефлексивная культура медицинского работника - это совокупность рефлексивных умений и навыков, формирующихся в процессе оказания медицинской помощи, способствующая творчески осмысливать, оценивать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации в системе «врач - пациент». Рефлексивная культура определяется как способность медицинского работника к осознанию самого себя, собственных оснований и средств деятельности, соотнесение их с идеальными представлениями, их изменение, прогнозирование результатов своих действий для других.
Рефлексивная культура медицинского работника позволяет субъекту системы «врач -пациент» выявить, оценить и критически проанализировать наиболее значимые признаки лечебного процесса с целью достижения его качественных изменений; а также достичь профессионального и личностного совершенства. Рефлексивная умственная деятельность врача, обеспечивающая решение диагностических, лечебных и профилактических задач путем анализа генезиса и развития патологического процесса и его этиологических факторов, позволяет распознавать и лечить болезни, проявления которых противоречивы и нетипичны, находить новые, нестандартные, творческие решения.
Исследование процессов или систем объектов путем построения и изучения их
моделей - моделирование - одна из основных категорий теорий познания. Разработка образовательных технологий формирования навыков рефлексивной культуры предусматривает, в первую очередь, создание ее теоретической модели. Все модельные представления строятся на общем основании и, хотя в разных формах, создают имитацию своих объектов. В этом смысле модель формирования навыков рефлексивной культуры представляет собой описательный аналог психо-лого-педагогической деятельности преподавателя, где в формализованных конструкциях и аналитически интерпретирующих текстах отражена взаимосвязь между формируемыми навыками (рис. 2).
Для обогащения получаемых в процессе обучения профессиональных знаний, умений и навыков рефлексивной культурой необходимо целостное описание формирования модели рефлексивной культуры специалиста-медика, представляющей собой систему. Насколько рефлексивная культура студента системна, настолько обеспечивается навыками саморефлексии, самооценки и самоанализа его будущая карьера, это позволяет разработать модель формирования рефлексивной культуры специалиста-медика. Разработанная модель базируется на следующих принципах:
- принцип имитационного моделирования;
- принцип комплексной системности;
- принцип интегративности;
- принцип повышения компетентности;
- принцип формирования профессиональных и личностных компетенций у студентов.
Моделирование и применение в учебном процессе ситуаций, отражающих социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, оказывается необходимым педагогическим условием для саморазвития студента-медика в профессиональном и нравственном плане.
Цель: Формирование рефлексивной культуры будущих специалистов-медиков
Эмоциональный
Компоненты рефлексивной культуры
Когнитивный
Деятельностно-практический
Имитационного
моделирования
Принципы формирования
-ГУЛ. М-
Комплексной
системности
Интегратив-ности
Профессионал ьных и личностных компетенций у студентов
С о д е р ж а н и е
Познавательный Развивающий Воспитательный Учебный
аспект аспект к аспект аспект
Методическое обеспечение педагогического воздействия на основе контекстного подхода
ТГ
Профессионально ориентированные тексты из зарубежных художественных произведений и научных журналов
тг
Сценарии
дидактических
спектаклей
ТГ
Корректирующие
тренинги
Учебные деловые игры на английском языке
Критерии развития компонентов рефлексивной культуры
Способность к самосознанию и самопознанию 4 Способность к профессиональному иноязычному общению Наличие творческого мышления !• 4 ? ^ Ценностное отношение к профессиональной деятельности 4 •!)
Рис. 2. Теоретическая модель формирования рефлексивной культуры (РК) у студентов медицинского вуза
Поскольку курс иностранного языка тематически связан с другими специальными дисциплинами, возможна их интеграция. Принцип интегративности обеспечивает системное усвоение профессиональных и иноязычных знаний. Основным фактором в создании педагогической модели формирования профессиональной рефлексии в процессе изучения иностранного языка у студентов-медиков является то, что дисциплина Иностранный язык способствует знакомству личности с социокоммуникативным аспектом будущей профессиональной деятельности. Наряду с лексикой повседневного общения Государственным образовательным стандартом предполагается изучение студентами тем медицинского характера. Таким образом, составление протоколов согласования с кафедрами-реципиентами естественнонаучного блока, клинических и специальных кафедр соответствует одному из принципов формирования рефлексивной культуры.
Принцип повышения компетентности заключается в развитии общекультурной и лингвистической компетенции медицинского работника.
Принцип формирования профессиональных и личностных компетенций связан с тем, что профессиональная компетенция будущего медика включает социальную функцию, развитые коммуникативные и рефлексивные навыки. Развитию этих компетенций способствует контекстное обучение иностранному языку.
Содержание иноязычного образования студентов-медиков включает следующие аспекты.
Познавательный аспект. Известно, что рефлексия включает в себя такой процесс, как самопонимание (самопознание) и понимание другого. Это исключительно важно для процесса обучения иностранному языку, т. к. прежде всего имеет место процесс взаимодействия преподавателя и студента.
Развивающий аспект. Формирование рефлексивной культуры (рефлексивный подход к обучению) - это путь к развитию и самосовершенствованию, поскольку с позиций обучающихся рефлексия дает толчок к поиску новых приемов в области учения на основе анализа своих знаний, своей учебной деятельности и полученных результатов.
Воспитательный аспект. Изучение профессионально ориентированного курса иностранного языка и овладение социальными функциями специалиста сферы здравоохранения способствуют воспитанию профессионально важных качеств, связанных с этикой и деонтологией общения в системе «врач - пациент».
Методическое обеспечение педагогического воздействия включает в себя сценарии дидактических спектаклей, корректирующие тренинги, учебные деловые игры. Тренинги направлены на решение внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки рефлексивных навыков. Участие в ролевых играх и дидактических спектаклях с этапами послеигровой рефлексии позволяет студентам не только закрепить языковые навыки, но и посмотреть со стороны на себя как будущего специалиста.
Формирование рефлексивной культуры у студентов возможно при условии комплексного овладения эмоциональным, когнитивным и деятельностно-практическим компонентами рефлексивной культуры.
Различают индифферентный, созерцательный и активно-деятельностный уровни развития рефлексивной культуры.
Индифферентный уровень развития эмоционального компонента рефлексивной культуры предполагает отсутствие способности «войти в мир» другого человека, подверженность стрессам, отсутствие желания понимать проблемы пациента и его родственников. Созерцательный уровень развития эмоционального компонента характеризуется средним уровнем стрессоустойчивости, безразличным отношением к качеству жизни пациентов, отсутствием выраженных ярких эмоциональных переживаний. Активно-
деятельностный уровень развития эмоционального компонента рефлексивной культуры предполагает сопереживание пациенту, сформированность эмоциональной устойчивости, наличие оптимального уровня беспокойства - тревожности.
Индифферентный уровень развития когнитивного компонента рефлексивной культуры предполагает нежелание совершенствовать профессиональные знания, неумение самостоятельно ставить цели и выдвигать гипотезы. Созерцательный уровень развития когнитивного компонента характеризуется
алгоритмизированным профессиональным мышлением и бездеятельностной рефлексией. Активно-деятельностный уровень развития когнитивного компонента рефлексивной культуры характеризуется развитостью рефлексивных навыков, наличием творческого профессионального мышления, ясностью в изложении мыслей.
Индифферентный уровень развития деятельностно-практического компонента рефлексивной культуры предполагает слабую развитость перцептивных навыков, беспомощность в неопределенной и неподвижной среде. Созерцательный уровень развития деятельностно-практического компонента
характеризуется нежеланием формировать коммуникативную выносливость к пациентам, отсутствием навыков анализа ситуативной оптимальности действий. Активнодеятельностный уровень развития деятельностно-практического компонента рефлексивной культуры отличается высокой степенью концентрации на необратимости профессиональных действий, учетом временного фактора, способностью устанавливать причинноследственные связи.
Изучение рефлексивной культуры предполагает ее видение как многоуровневого образования, в котором происходят взаимодействия подсистем и элементов по вертикали и по горизонтали. Таким образом, рефлексивная культура рассматривается нами как механизм процесса понимания, осмысления действительности, как процесс педагогиче-
ского воздействия на сознание будущего специалиста.
Системный анализ позволяет сделать вывод о необходимости внедрения теоретической модели в содержание современных методов обучения, способствующих личностному совершенствованию студентов. Только система личностно-ориентированных методов позволяет осуществить формирование рефлексивных навыков в системе вузовского обучения. Насыщение методов обучения рефлексивными технологиями возможно с помощью производного от рефлексии и неразрывно связанного с ней понятия рефлексивной культуры.
1. Макарова Л.Н. Механизмы развития индивидуального стиля деятельности преподавателя вуза // Гаудеамус. 2007. № 1 (11). С. 36-39.
2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2007.
3. Чернобровкина И.Ю. Профессионально-
личностное саморазвитие студента и преподавателя в образовательном пространстве вуза // Многоуровневое образование как пространство профессионально-личностного
становления выпускника вуза. Ростов н/Д, 2007. Ч. 2. С. 96-101.
4. Раздорская О.В. Формирование навыков рефлексивной культуры в процессе изучения иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 9 (53). С. 116-122.
Поступила в редакцию 22.02.2011 г.
UDC 378.02:372.8
BUILDING OF THEORETICAL FORMATION MODEL OF REFLEX CULTURE OF FUTURE MEDICAL WORKER
Olesya Vladimirovna Razdorskaya, Kursk State Medical University, Kursk, Russia, Candidate of Education, Senior Lecturer of Foreign Languages Department, е-mail: [email protected]
The author suggests an idea of reflexive culture of a future specialist in medicine, its components and its levels of expression. An idea of interconnection of the notions ‘reflection’ and ‘reflexive culture’ is suggested. Each level of the skills of reflexive culture’s expression is characterized.
Key words: reflection; reflective culture; components of reflexive culture; theoretical model; teaching English for medical students.