УДК 338.984
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕДИАОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Антипов Константин Валерьевич
Ректор МГУП имени Ивана Фёдорова, доктор экономических наук, профессор Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А гectoг@mgup. ги
Самсонов Михаил Иванович
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А misamsonov@gmail. сот
Аннотация. Уточнены роль и место инновационной стратегии в процессе эффективного развития бизнеса, выявлены закономерности и специфические особенности формирования бизнес-планов медиаорганизаций в условиях инновационной экономики. .
Ключевые слова: стратегия, концепция, инновационные технологии, инновационность, бизнес-планирование.
В настоящее время, характеризующееся динамичным течением социально-экономических процессов, активно развивается исследование конкурентных преимуществ и стратегий развития хозяйствующих субъектов, направленных на повышение конкурентоспособности. В этой связи можно наблюдать наличие нескольких видов концепций, в рамках которых предпочитают функционировать организации: маркетинговая, ресурсная, инновационная, стратегическая и другие. Наиболее актуальными представляются два вида: инновационная и стратегическая, рассматриваемые как отдельные частные концепции [7].
Это связано, во-первых, с необходимостью перехода российской экономики на инновационную модель развития, во-вторых, со значимостью стратегического видения дальнейшего существования с учетом динамики внешней и внутренней сред. В рамках инновационной концепции в качестве предмета исследования и фактора повышения конкурентоспособности признаются процессы познания, прежде всего, способность усвоения новых знаний, а повышение конкурентоспособности формируется в ходе управления инновациями и знаниями, повышения квалификации сотрудников, увеличения объема используемых инновационных технологий [3]. Стратегическая концепция подразумевает повышение конкурентоспособности в результате разработки и выполнения стратегического планирования в субъектах хозяйствования [1].
Вместе с важностью и значимостью указанных концепций можно отметить, что при использовании их в отдельности предприятие не способно оперативно реагировать на изменения внешней среды, не обладает необходимым уровнем конкурентоспособности, а результативность и эффективность деятельности зачастую не достигают запланированных значе-
ний. Это происходит вследствие отсутствия единого критерия и целевых функций, учитывающих сбалансированное сочетание инновационного и стратегического аспектов конкурентоспособности [2].
В силу перечисленных обстоятельств категории «инновационная конкурентоспособность» и «инновационная стратегия» являются основополагающими для поступательного развития медиаорганизаций.
Инновационная стратегия должна способствовать решению следующих задач:
• выявление инновационных видов деятельности;
• определение места и роли инновационной стратегии в иерархической структуре целевых приоритетов предприятия;
• установление принципиальных различий инновационной стратегии от иных видов экономических стратегий;
• расчет ожидаемых эффектов в процессе внедрения инноваций, которые характерны для конкретного предприятия.
Разработку и применение инновационной стратегии развития можно осуществить при наличии потребностей в инновациях в обществе и механизма их реализации, что обеспечит рост конкурентоспособности. Использование системного подхода к инновационной стратегии конкурентоспособности подразумевает многоаспектный анализ, поэтому для раскрытия понятия «инновационная стратегия конкурентоспособности» следует четко обозначить особенности и признаки инновационной модели развития хозяйствующих субъектов [3]:
• признаками инновационной модели развития являются новаторские цели деятельности;
• инновации представляют собой фундамент обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях управления;
• достижение положительной динамики определяется наличием инновационного направления развития, основанного на знаниях, выступающих ключевым стратегическим ресурсом.
Таким образом, инновационную стратегию конкурентоспособности можно представить в форме динамичного постоянно корректирующегося хозяйственно-экономического комплекса долгосрочных целей в структуре управления предприятием, направленных на состязательность между хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, основанных на инновационной идеологии организации. При этом процесс разработки инновационной стратегии конкурентоспособности и эффективных методов ее реализации должен происходить, главным образом, на инновационной основе, в условиях ограниченности ресурсов и рискообразующих факторов, и преследовать, во-первых, получение максимально возможной прибыли, и, во-вторых, максимально полное удовлетворение спроса потребителей на товарных рынках [6].
Именно в результате указанных обстоятельств за рубежом очень востребованным является бизнес-планирование, как наиболее перспективный и достоверный прогноз дальнейшего развития бизнеса [5]. Ограниченность денежных ресурсов, повышенные налоговые риски, неопределенность экономической ситуации способствуют поиску новых методов определения перспективных приоритетов, которым, несомненно, является проведение бизнес-планирования, направленное на:
• стратегическое внутрифирменное планирование определения приоритетного ориентира развития бизнеса;
• использование для принятия оптимальных управленческих решений аналитического инструментария в условиях ограниченной информации о характеристиках внешней среды.
Бизнес-планирование — это особая процедура разработки объективного представления о перспективах развития бизнеса, которая включает анализ возможных рисков, всестороннюю оценку объекта инвестирования, комплексное исследование финансово-хозяйственной деятельности организации, проверку положения на рынке [4].
Таким образом, наиболее перспективной формой разработки и реализации инновационной стратегии конкурентоспособности предприятия является бизнес-планирование, которое представляет собой стратегический процесс, проходящий в рамках системы менеджмента организации. Бизнес-планирование заключается в сборе и анализе информации, разработке рекомендаций для принятия решения относительно целесообразности проведения того или иного вида сделок (проектов). Исследование полученной информации проводится различными специалистами отдельно по направлениям, затем формируется сводный анализ.
По нашему мнению, представляется целесообразным включить в содержание бизнес-плана раздел по оценке уровня конкурентоспособности и инноваци-онности исследуемой организации. Управление инновационной конкурентоспособностью на основе биз-
нес-планирования можно рассматривать как процесс оценки комплекса нечетких и вероятностных плановых показателей и целевых ориентиров деятельности. В таком случае характеризуется структура конкурентоспособности может предполагать интеграцию различных структурных составляющих на основе проведения бизнес-планирования, которое органично встраивается в состав элементов системы управления конкурентоспособности организаций в разрезе стратегий развития, факторов конкурентоспособности и возможных стратегических действий, направленных на повышение эффективности деятельности [8].
Стратегическое бизнес-планирование с учетом уровня инновационной конкурентоспособности включает этапы:
1 этап — постановка целей деятельности организаций, формирование инновационной стратегии конкурентоспособности, состоящей из экономических и инновационных целей;
2 этап — собственно бизнес-планирование, осуществляемое на конкретный период времени;
3 этап — реализация инновационной стратегии конкурентоспособности при помощи актуальных в данный период времени методов и механизмов, поиск финансовых ресурсов;
4 этап — анализ фактического состояния организации и внешней среды ее функционирования;
5 этап — проведение контроля, мониторинга, сравнение с аналогичными предприятиями, при необходимости корректировки стратегии, принятие управленческих решений в том или ином направления инновационного развития организации.
Интегральный показатель инновационной конкурентоспособности представляет собой сочетание определенных показателей, которые тесно взаимосвязаны между собой, причем изменение каждого из показателей может способствовать соответствующему автоматическому изменению других показателей, и влечет необходимость целенаправленных трансформаций в функционировании предприятия для сохранения ее эффективности и конкурентоспособности. Данный показатель можно рассчитать по формуле:
ИП = | / (К + Ф + Э + И),
где ИП — интегральный показатель; /— подынтегральная функция; К — уровень конкурентоспособности (доля на рынке, выручка и т.д.); Ф — финансовые ресурсы; Э — экономические результаты (прибыль); И — уровень инновационности (доля инновационной продукции).
Комплексность интегрального показателя инновационной конкурентоспособности подразумевает соблюдение следующих принципов:
• многокритериальности, характеризующейся необходимостью проведения анализа с использованием нескольких критериев, которые выбраны и с учетом интересов предприятия, и с учетом мнения остальных субъектов инновационной деятельности;
• многоаспектности, характеризующейся необходимостью проведения оценки всех сторон инновационной деятельности;
• многовариантности, характеризующейся необходимостью проведения оценки при помощи сопоставления результатов, которые получены на основе различных альтернатив для сравнения. Комплексный подход включает проведение всесторонней качественно-количественной оценки и интерпретацию результатов анализа. Именно комплексная оценка является важнейшим источником информации для обоснования и принятия управленческих решений, в том числе в области инновационной деятельности.
Реализацию разработанного в рамках предлагаемого научно-методического подхода стратегического бизнес-плана, направленного на определение уровня инновационной конкурентоспособности, необходимо сопровождать постоянным контролем за текущим расходованием финансовых средств, мониторингом эффективности и результативности использования экономических ресурсов, достижения технологических, финансовых, экономических, социальных, научно-технических эффектов.
Для выполнения всех вышеуказанных принципов необходим грамотный выбор значимых показателей инновационности и конкурентоспособности предприятия, учитывая их значимость. Сформированная система показателей, которые характеризуют уровень инновационной конкурентоспособности, является базой для расчета интегрального показателя стратегической инновационной конкурентоспособности. Предлагаемый научно-методический подход можно использовать для характеристики уровня инновационной конкурентоспособности предприятия, его структурных подразделений, то есть он обладает универсальным характером.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для каждой организации необходимо проводить мероприятия по трансформации методов и организационной структуры стратегического управления инновационной конкурентоспособности, представляющие собой сложные многовариантные задачи, которые затрагивают все направления и виды деятельности.
Главным инструментом решения задач является современное стратегическое бизнес-планирование, а бизнес-план представляется действенным и важным методом осуществления инновационных трансформаций в организациях любого масштаба и отраслевой направленности. Так как одной из основных проблем
в организации бизнеса в современной экономике стало решение проблемы повышения конкурентоспособности и создание условий для устойчивого развития за счет повышения уровня инновационности, которая способствует снижению трансакционных издержек, росту приспособляемости к динамическим условиям внутренней и внешней среды, повышению качества предоставляемых услуг и снижению вероятности различных видов риска, поэтому наличие в бизнес-плане раздела, содержащего анализ и расчет уровня инновационной конкурентоспособности, является актуальным и значимым.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Голова И.М. Инновационная конкурентоспособность российских регионов // Экономика региона.
— 2015. — № 3. — С. 294-311.
2. Гоненко Д.В. Методологические основы инновационных преобразований и повышения конкурентоспособности промышленности Российской Федерации // Бизнес в законе. — 2014. — № 6. — С. 211-214.
3. Грачев А.А. Инновационная основа достижения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. — 2013. — № 32.
— С.185-189.
4. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. — 432 с.
5. Ен Хан Дж. Система согласования внутрикорпоративного стратегического и операционного управления на основе бюджетирования и контроля; дисс. ... канд. экон. наук. — М., 2010. — 144 с.
6. Дорохов Е.Н. Конкурентоспособность предприятий в инновационной экономике // Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 7-1. — С.161-162.
7. Лыгина Н.И. Инновационный потенциал как основа конкурентоспособности российской промышленности // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 5. — С. 35-43.
8. Сафин Ф.М. Формирование конкурентоспособности субъектов рынка в условиях инновационной экономики // Вестник КазГУКИ. — 2013. — № 42. — С. 62-66.
STRATEGIC BUSINESS PLANNING IN THE MEDIA ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY
Konstantin Valerevich Antipov
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2Ä
Mikhail Ivanovich Samsonov
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2Ä
Annotation. Clarified the role and place of the innovation strategy in the process of effective business development regularities and specific features of business plans transform in the context of an innovative economy.
Keywords: strategy, concept, innovative technologies, innovation, business-planning.