Секция 4. Проблемы экономики и управления
УДК 338.1
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МЕДИАОРГАНИЗАЦИИ
Зельдович Борис Захарович
профессор кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, кандидат экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]
Родичкина Екатерина Александровна
студентка института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]
Аннотация. Рассматривается понятие экономической устойчивости медиаорганизаций, аспекты формирования ее механизмов, особенности эффективности анализа экономической устойчивости.
Ключевые слова: экономическая устойчивость, медиаорганизация, анализ, эффективность, платежеспособность, вероятность банкротства, ликвидность, синергетика, прибыль.
В настоящее время существует множество точек зрения различных авторов на определение понятия «экономическая устойчивость организации». Некоторые из них представлены ниже:
• О.Г. Бодров, В.А. Малыгин, В.Т. Тимирясов: «Экономически устойчивой становятся организации, которые в условиях неопределенности, нестабильности рынка в наибольшей степени обеспечивают современную организацию научно-воспроизводственной деятельности (определение дано исходя из воспроизводственного подхо-да)»[2];
• Н.Н. Погостинская Р.Л. Жамбекова: «Деятельность хозяйственной системы будет экономически устойчивой, если система соответствует сформированному результирующему вектору целей, а возможные неблагоприятные ситуации нейтрализуются адекватным откликом системы за счет созданных ею запасов и резервов»;
• С.Н. Никешин: «Организация экономически устойчива, если способна найти оптимальное соотношение между всеми ее элементами, установить связи между ними, которые позволяют максимально долго поддерживать жизненно важные параметры на заданном уровне, эффективно противодействуя возмущающему воздействию внешней среды (определение дано с позиции экономической кибернетики)»;
• В.Д. Камаев: «Экономическая устойчивость — это стабильность получения организацией доходов от продаж» [8];
• И.В. Брянцева: «Экономическая устойчивость — такое состояние организации, при котором характеризующие ее социально-экономические параметры сохраняют исходное равновесие и находят-
ся в заданных границах при воздействии внутренней и внешней среды (определение исходит из системы планирования предприятия и нахождения ее в равновесном с точки зрения плановых показателей состоянии)» [3].
В развитии любой современной экономической системы при любых обстоятельствах наступает резкий крутой перелом, именуемый кризисом. В этих условиях важно своевременно обнаружить начальное экономическое явление, сигнализирующее появление первых признаков возможного изменения существующего стабильного состояния системы.
Таким образом, угрозы и возможности внешней среды, с которыми сталкивается организация можно классифицировать по определенным областям. Назовем эти области факторами внешней среды.
• Экономические. Существует большое количество экономических факторов, которые имеют воздействие на организацию. Сюда относится и обмен валют, и кредитование, и налоги, и многое другое. На саму способность организации быть прибыльной особое влияние оказывает состояние экономики и стадии развития ее цикла. Макроэкономический климат будет в первую очередь определять, насколько высок уровень возможности организаций достичь своих экономичных целей. Естественно, что плохие экономические условия будут снижать спрос и на товары, и на услуги организаций, а хорошие, конечно же, его увеличат.
• Социально-демографические. Культурные и социальные факторы внешнего воздействия на организацию в свою очередь формируют нашу жизнь, точнее ее стиль (потребления, работа). Они оказывают большое воздействие на все организации. Как пример можно взять тот факт, что мно-
гие отказались использовать в производстве хлористые фторуглеводороды и стали использовать перерабатываемую упаковку. Это повлияло как на культурную, так и на социальную среду. При определении наиболее значимых возможностей следует учесть факт стареющего населения и возросшее количество женщин, которые работают.
• Научно-технические. Так сложилось, что их влияние на организации является самым основным. Революционное изменение технологических процессов очень повлияло на организации. С приходом нанотехнологий все изменилось. Например, закрылись заводы по производству пластинок и кассет, потому что их заменили компьютеры и другие изобретения современной науки.
• Политико-правовые. Разные факторы государственного и законодательного характера влияют на уровень возможностей и угроз непосредственно в деятельности организации. Иностранные и национальные правительства вполне могут быть для неких организаций самыми основными регуляторами их деятельности. Это означает, что влияние внешних факторов на организацию очень важно видеть заранее. Таким образом, наиболее значимым аспектом полного анализа внешней среды может быть оценка политической обстановки.
Принципы устойчивого развития, которые должны отображаться в концепции устойчивого развития любой страны, территории, региона или предприятия, предполагают отказ от практики ориентации процесса развития на традиционные экономические показатели, в частности на темпы и объемы роста валового внутреннего продукта. Возникает необходимость обеспечения в результате развития не только достижения определенных экономических сдвигов, но и экономической стабильности, устойчивости. Ориентация на максимизацию прибыли объективно уже не может больше рассматриваться как основная движущая сила развития — развитие должно осуществляться с обязательным учетом помимо экономического еще и социального, и экологического факторов. Это касается как развития общества в целом, так и развития экономики отдельных стран и экономики предприятий, формирующих потенциал развития экономики каждой страны.
Кроме того, в современном мире актуальной стала необходимость поступательной замены невозобнов-ляемых ресурсов, которые используются в промышленных целях, возобновляемыми — задача, в которой важнейшая роль отводится науке в процессе перехода к устойчивому развитию.
Решение вышеуказанных проблем — достаточно сложная задача, поскольку в его основе лежит осознание экологической опасности и глубоких изменений в системе ценностных ориентаций как общества в целом, так и каждого отдельного индивида и экономического субъекта.
Необходимо также рассмотреть подход к анализу факторов устойчивого роста, который требует системной классификации факторов на основании ры-
ночных категорий. Данные факторы могут быть дифференцированы на три группы:
• факторы предложения включают: количество и качество природных ресурсов, привлеченных в производство; количество и качество трудовых ресурсов, которые нашли спрос на рынке труда; объем ресурсов капитала также привлеченного в производство; полезную информацию, инновации и новые технологии, которые начали применяться в производстве;
• факторы спроса характеризуют возможность реализации материальных благ определенного количества и качества, выработанных благодаря использованию естественных, трудовых, материальных и информационно-инновационных факторов производства в рамках существующего совокупного спроса;
• факторы распределения и перераспределения определяют способность к наращиванию производства через распределение и перераспределение растущих объемов ресурсов с целью получения максимального количества полезной продукции определенного ассортимента, но отличающуюся от ассортимента базисного периода.
Именно факторы предложения определяют потенциальную возможность обеспечения экономического роста.
Исследуя проблему типологии факторов устойчивого развития организаций, считаем важным обратиться к экономической теории, которая традиционно выделяет три группы факторов производства: естественные, труд, капитал. Рассмотрим эти факторы более подробно.
Естественные факторы — это совокупность природных ресурсов (земля, энергетические ресурсы, неэнергетические ресурсы, водные, воздушные и т.п.), привлеченных в процесс производства.
Труд — осознанная деятельность человека, направленная на создание необходимых для удовлетворения личных и общественных потребностей, материальных и духовных благ, а также другая деятельность, предопределенная общественными потребностями. Считается, что в процессе труда происходит потребление рабочей силы, а также развитие и совершенствование самого человека благодаря накоплению знаний, опыта, повышению квалификации. Чем более квалифицированный труд человека, тем выше его капитал, а соответственно, и доход с этого капитала.
Капитал образуют товары длительного пользования, предназначенные для производства других товаров (материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства), их техническое состояние постоянно совершенствуется, что в свою очередь влияет на общую результативность производственного процесса и его целесообразность.
В современных условиях приобретает большое значение четвертый фактор — фактор инноваций и менеджмента, который является особенной формой человеческого капитала, фундаментом которого является использование интеллектуальных возможностей, изобретательности и учета риска в организации про-
изводства и представляет собой деятельность по координации и комбинированию всех других факторов производства с целью создания благ и услуг.
С точки зрения концепции устойчивого развития можно выделить такие факторы устойчивого развития, как информация и экология, характеризующие как современные тенденции перехода общества от постиндустриального к информационному, так и важную компоненту именно устойчивого развития, определяемую концепцией устойчивого развития — экологию.
Залогом выживания и основой стабильности состояния медиаорганизации служит ее устойчивость, на которую влияют разные факторы: положение ме-диаорганизации на финансовом рынке; выпуск качественной продукции, которая имеет спрос; потенциал медиаорганизации в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатежеспособных кредиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.д.
Обзор экономической литературы по актуальным вопросам управления финансовой устойчивостью организации позволил выделить следующие пути укрепления финансовой устойчивости:
• Разработка информационно-аналитической системы управления финансовой устойчивостью организации для решения задач комплексного динамического исследования финансового состояния, моделирования денежных потоков, осуществления многовариантных расчетов элементов финансового баланса организации на перспективный период при различных значениях управляющих параметров, оценки последствий принимаемых решений и формирования стратегий повышения финансовой устойчивости.
• Моделирование оценочных индикаторов финансовой устойчивости организации посредством совершенствования их информационного наполнения через формирование бухгалтерской финансовой учетно-аналитической системы, управленческой учетно-аналитической системы, налоговой учетно-аналитической системы для целей управления организацией.
• Увеличение источников формирования запасов (прежде всего за счет прибыли, привлечения на выгодных условиях кредитов и займов) и оптимизация их структуры.
• Оптимизация денежных потоков: увеличение положительного денежного потока (привлечение долгосрочных кредитов, реструктуризация организации, привлечение стратегических партнеров и инвесторов, продажа части долгосрочных финансовых вложений) и сокращение отрицательного денежного потока (снижение суммы постоянных затрат организации, налоговое планирование, долгосрочные контракты, предусматривающие скидки).
• Увеличение объема собственных финансовых ресурсов путем сокращения суммы постоянных затрат, снижения уровня переменных затрат,
своевременной реализации неиспользуемого имущества.
• Оптимизация амортизационной и налоговой политики.
• Соблюдение оптимального соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей. Критерием оптимальности соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей выступает следующее условие:
ДЗдоп + АОП > АОЗ+ РПС+ КЗдоп
где ДЗдоп — допустимая дебиторская задолженность; АОП — изменение операционной прибыли, связанной с производством и реализацией продукции; АОЗ — изменение операционных затрат, связанных с производством и реализацией продукции; РПС — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за неплатежей покупателей; КЗдоп — допустимая кредиторская задолженность.
• Повышение эффективности использования оборотных средств: выбор лучших условий расчетов, уменьшение удельного расхода, оптимизация интервалов между поставками, рационализация величин страховых запасов, совершенствование нормативов запасов материалов, запчастей и организации снабжения, сокращение отходов, рационализация распределения расходов в течение производственного цикла и сокращение его продолжительности, совершенствование нормирования расходов, оптимизация величин ликвидных активов и запасов готовой продукции, повышение степени равномерности поступлений от сбыта, ускорение продаж за счет гибкой ценовой политики, рационализация структуры источников финансирования, реализация ненужных товарно-материальных ценностей, совершенствование управления дебиторской задолженностью.
• Финансовая устойчивость медиаорганизации зависит от достаточности оборотных активов для обеспечения текущих требований кредиторов, доли высоколиквидных активов в общем объеме оборотного капитала и эффективности сбытовой политики, выражающейся через время обращения краткосрочной дебиторской задолженности. Регулируя уровень ликвидности и структуры активов организации, а также оптимально сочетая политику предоставления скидок надежным покупателям (как инструмент стимулирования сбыта) с предварительной оплатой за отгруженную продукцию, можно поддерживать приемлемый уровень платежеспособности организации и таким образом снизить риск финансовой несостоятельности [4].
Таким образом, для управления финансовой
устойчивостью медиаорганизации следует применять комплексный подход, что позволит выявить резервы и определить пути укрепления финансовой устойчивости, а также повысить уровень обоснованности принимаемых управленческих решений в части направ-
лений по оптимизации финансовой устойчивости организации.
Критерий успешной работы коммерческой организации — стабильное получение прибыли, что также является целью его создания. Все задачи, поставленные управленческим персоналом, направлены на достижение данной цели. Одной из таких задач является достижение экономической устойчивости функционирования медиаорганизации.
При анализе экономической устойчивости для функций планирования и оперативного управления необходимо определить границы экономической устойчивости медиаорганизации. Тогда встает вопрос: «Что следует считать экономически устойчивым состоянием медиаорганизации?» В качестве нижней границы чаще всего берется критерий «вероятность банкротства». На Западе для прогнозирования вероятности банкротства широко используется модель Э. Альтмана, которую он разработал в 1960-х гг. В последствие в 1070-х и 1980-х гг. модель была доработана и уточнена. Данная модель позволяет спрогнозировать банкротство за один год с точностью до 90%, за 2 года — до 70%, за 3 года
— до 50%.
В последнее время все большую популярность набирает междисциплинарное направление науки
— синергетика. Данная наука занимается изучением сложных неравновесных систем на основе присущих им принципов самоорганизации. С помо щью методов и принципов синергетики можно определять верхние границы экономической устойчивости медиаорганизации и моменты, в которых необходимо ее модернизация для выхода на более высокий уровень.
Для создания модели определения границ экономической устойчивости необходимо определить основные показатели, которые описывают устойчивость организации. На уровне медиаорганизации можно выделить различные составляющие ее экономической устойчивости, такие как: финансовая, технологическая, организационная, коммерческая и другие. Рассмотрим некоторые из них более подробно:
• производственная устойчивость организации определяется стабильностью ее производственного цикла, технологической оснащенностью, оснащенностью средствами труда, налаженностью ресурсного и материального обеспечения;
• коммерческая устойчивость определяется уровнем деловой активности, конкурентоспособностью продукции компании, ее долей на рыке сбыта, маркетинговой стратегией, надежностью контрагентов;
• организационная устойчивость медиаорганиза-ции, стабильность внутренней организационной структуры, налаженность и оперативность связей между отделами и службами предприятия и высокая эффективность их совместной работы, а так же низкий уровень текучести кадров;
• финансовая устойчивость характеризует состояние финансовых ресурсов организации, при котором обеспечивается стабильное снабжение организации производственными ресурсами, отсут-
ствием просроченной задолженности, отсутствием излишка и нехватки финансовых ресурсов, достаточностью финансов для обновления производственных фондов;
• социальная устойчивость предполагает вовлечение коллектива организации в общественные процессы, содействие росту благосостояния общества, обеспечение развития и уровня социальной обеспеченности своих работников [6].
Для расчета уровня экономической устойчивости и оценки ее границ необходимо рассчитать каждую из составляющих, приведенных выше и проранжировать их по степени важности, так как каждая из сторон деятельности предприятия по-разному влияет на его общую экономическую устойчивость.
Таким образом, для определения экономической устойчивости медиаорганизации необходимо определить не только сам уровень устойчивости, но и ее границы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учеб. пособие. — М.: Проспект, 2012.
2. Бодров О.Г. Экономическая свобода и устойчивость предприятия: учеб. пособие. — Казань: Таглимат, 2012. — 180 с.
3. Брянцева И.В. Экономическая устойчивость предприятия: сущность, оценка, управление: учеб. пособие. — Хабаровск: Хабаровский государственный технический университет, 2011. — 150 с.
4. Булатов А.С. Экономика: учебник. — М.: Юрист, 2011. — 200 с.
5. Голобокова Г.М.Экономическая стабильность: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2012.
6. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия. Критерии и методы оценки в рыночной экономике: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2012.
7. Жилкина А.Н. Управление финансами: финансовый анализ предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2011.
8. Камаев В.Д. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства): учеб. пособие. — М.: Экономика, 2012. — 200 с.
9. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент: учебник для вузов. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 768 с.
10. Ковалева В.Д., Додонова И.В. Моделирование финансово-экономической деятельности. — М.: КноРус, 2011.
11. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ. — М.: КноРус, 2011.
12. Найденова Р.И., Виноходова А.Ф., Найденов А.И. Финансовый менеджмент. — М.: КноРус, 2012.
13. Попова Л.В., Константинов В.А. Бюджетирование на микро- и макроуровне. — М.: Дело и сервис, 2011.
14. Сафронова Н.А. Экономика организации (предприятия). — М.: Экономистъ, 2011.
15. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия. — М.: ИН-ФРА-М, 2011.
FORMATION OF THE MECHANISM OF ECONOMIC SUSTAINABILITY OF MEDIAORGANIZATIONS
Boris Zaharovich Zeldovich
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А
Ekaterina Aleksandrovna Rodichkina
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А
Annotation. This paper examines the concept of economic sustainability of media institutions, the races, the author examines the aspects of its mechanisms, particularly the efficiency analysis of economic sustainability.
Keywords: economic sustainability, media institution, analysis, efficiency, platinos-ness, the likelihood of bankruptcy, liquidity, synergy, profit.