Научная статья на тему 'Особенности бизнес-моделирования в современной медиаорганизации'

Особенности бизнес-моделирования в современной медиаорганизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИИ / МЕДИАИНДУСТРИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / BUSINESS MODEL / INTERNET BUSINESS / BUSINESS PROCESS MODELING / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлов Сергей Юрьевич, Иноземцев Артем Алексеевич

Рассматривается понятие бизнес-модели медиаорганизации в условиях изменений внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF MEDIA COMPANY INFORMATION Net economy

The paper deals with the concept of the business model in media company.

Текст научной работы на тему «Особенности бизнес-моделирования в современной медиаорганизации»

УДК 316.422

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАОРГАНИЗАЦИИ

Горлов Сергей Юрьевич

заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, кандидат философских наук, доцент Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А sgorlov@icloud. com

Иноземцев Артем Алексеевич

студент института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А аinozemtsev 7@gmail. com

Аннотация. Рассматривается понятие бизнес-модели медиаорганизации в условиях изменений внешней среды.

Ключевые слова: бизнес-модель, инновации, медиаиндустрия, система управления.

Поток изменений в настоящее время является настолько интенсивным и вихреобразным, что не поддается точному прогнозированию, которое в большинстве случаев представляет собой экстраполяцию исторических трендов. Новые вызовы, которые ставит перед медиаоранизациями динамично развивающаяся среда, побуждают их адаптировать стратегии к растущей глобальной конкуренции, все в большей степени связанной со знаниями.

«Бизнес-модель» принадлежит к числу сравнительно новых понятий стратегического управления, поэтому содержит много проблемных областей: отсутствие единого подхода к пониманию бизнес-модели, недостаточную проработанность концептуальных и методологических основ ее разработки и анализа. Слабо изученным остается и вопрос о масштабах распространения различных бизнес-моделей в медиабизнесе и относительной финансовой эффективности одних в сравнении с другими.

В последние годы концепция бизнес-модели получила широкое распространение — каждая организация использует тот или иной вариант бизнес-модели, сложившийся стихийно или в результате целенаправленных усилий. Это объясняется тем, что единого рецепта управления организацией не существует — каждая организация уникальна по своей природе и должна искать свой собственный путь. В связи с этим исключительное значение приобретает формирование «индивидуальности» организации.

Распространению термина «бизнес-модель» в значительной мере способствовала глобализация экономики и развитие интернет-бизнеса. Множественность его значений объясняется тем, что на разных этапах в понятие «бизнес-модель» включали различные экономические факторы, такие, как способы создания акционерной стоимости, факторы регуляции отрасли, новые формы и модели дохода, а также сложные межфирменные отношения.

Бизнес-модель организации показывает, каким образом создается потребительская ценность и как взаимодействуют друг с другом различные структурные части.

Стандартные способы визуализации уже не отвечают потокам информации. В условиях нарастающей информационной перегрузки и динамичных рыночных изменений современный менеджмент нуждается в адекватной модели описания бизнеса.

Именно от бизнес-модели зависит успех корпоративной стратегии, что заставляет компании в поисках источников роста идти на инновационные изменения процессов и продуктов. В свою очередь, это предопределяет исследовательский интерес к созданию новых бизнес-моделей и адаптации существующих к динамичной рыночной среде.

На фоне технологических изменений и отраслевых трансформаций традиционные бизнес-модели устаревают. Новые технологии требуют оригинальных бизнес-моделей, которые позволили бы компаниям конвертировать технологические инновации в коммерческий успех, в силу чего основной задачей менеджеров становится корректировка общего курса развития компании, и, в частности, избранной ими модели. В этом смысле бизнес-модели становятся перманентно саморазвивающимися системами с собственной структурой и внутренней динамикой.

При всех изменениях в сфере медиаиндустрии, менеджмент ведет себя более консервативно, демонстрируя приверженность традициям индустриального общества:

• гипертрофированная иерархия замедляет принятие решений и исключает быструю реакцию на изменения спроса, технологии и конкуренции;

• организация в разрезе функций ведет к внутренней разобщенности и затрудняет взаимодействие подразделений, особенно при осуществлении инноваций;

• жесткая регламентация работы при узкой специализации заданий противоречит характеру сдвигов в сфере труда, блокируя эффекты самоуправления. Система управления, отличающаяся сверхбюрократизацией управления, сложными, неработоспособными организационными структурами и прогрессирующим разрывом с потребностями рынка, неадекватна реалиям современного рынка.

Популярность бизнес-моделирования связана с развитием инноваций, что требует разработки новых, релевантных и гибких инструментов управления.

Организации постиндустриального типа функционируют в условиях разнообразного и динамичного спроса: дифференциация и индивидуализация потребительских предпочтений превратили массовые рынки в мини- и микрорынки. Главная тенденция состоит в снижении роли стандартных продуктов с длительным жизненными циклом и замене их инновационными продуктами. Вершиной данного направления являются заказы: прямые, индивидуальные или поступившие по сетям компьютерной связи.

Таким образом, бизнес-модель выступает важной точкой приложения усилий для организаций. Особый интерес вызывает разработка новых бизнес-моделей, что продиктовано изменениями на рынке и во внутренней среде компании. В последние годы акцент в исследованиях управления медиаорганизациями сместился на изучение инновационных бизнес-моделей, посредством которых компании коммерциализируют прорывные идеи и технологии. Более того, часто сама бизнес-модель становится предметом инновационной

активности, дополняя традиционные и предлагая новые формы сотрудничества и взаимодействия.

В среднесрочной перспективе рынок печатных СМИ должен провести структурную перестройку, которая обозначит новый статус полиграфии в экономике страны и определит пути повышения ее конкурентоспособности.

В условиях цифровой революции должна быть разработана эффективная модель развития медиаин-дустрии на основе онлайновых и мобильных платформ. Лидерами станут производители эксклюзивного качественного контента, предлагаемого в современных форматах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 288 с.

2. Фирсов А.В. Формирование новых бизнес-моделей в условиях цифровой инфраструктуры медиабиз-неса // Известия высших учебных заведебний. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2013. — № 4. — С. 160-166

3. Carr N.G. From Strategies to Business Model. // Harvard Business Review. — 1999. — June. No 12. — p. 3.

4. Christensen C.M., Johnson M.W., Kagermann H. Reinventing Your Business Model // Harvard Business Review . — 2008. December, 01. — p.12.

DEVELOPMENT STRATEGY OF MEDIA COMPANY INFORMATION NET ECONOMY

Sergey Yurievich Gorlov

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Artem Alekseevich Inozemtsev

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Annotation. The paper deals with the concept of the business model in media company.

Keywords: business model, internet business, business process modeling, strategic management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.