Научная статья на тему 'Стратегические подходы к формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя'

Стратегические подходы к формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / WOULD-BE-TEACHER’S PEDAGOGIC AND ORGANIZATIONAL CULTURE / CULTURE / STRATEGIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна

В данной статье рассматриваются стратегические подходы к формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя. Анализируется понятие педагогической стратегии и изучаются возможности ее формирования в социокультурном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические подходы к формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя»

10. Яговкин, В. П. Научные исследования Иркутского государственного лингвистического университета в области образования (1948-1998 гг.) [Текст] / В. П. Яговкин // Проблемы педагогического образования : материалы 7-го годичного собрания Иркутской межвузовской лаборатории проблем педагогического образования. Выпуск 9. — Иркутск : ИГЛУ, 1998. — С. 511.

11. Яговкин, В. П. Иркутский государственный лингвистический университет (исторический очерк) [Текст] / В. П. Яговкин, Н. М. Лаптев [и др.] / под ред. проф. Э .П. Тюкавкиной. — Иркутск : ИГЛУ, 1998. — 198 с.

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

Янова Марина Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой спортивных дисциплин, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, Россия

УДК 37.013 ББК 74.20

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ

В данной статье рассматриваются стратегические подходы к формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя. Анализируется понятие педагогической стратегии и изучаются возможности ее формирования в социокультурном пространстве вуза.

Ключевые слова: культура; организационно-педагогическая культура будущего учителя; педагогическая стратегия; стратегический подход.

STRATEGIC APPROACHES TO THE FORMATION OF WOULD-BE-TEACHER’S PEDAGOGIC AND ORGANIZATIONAL CULTURE

The article deals with strategic approaches to the formation of would-be-teacher’s pedagogic and organizational culture. The notion of pedagogical strategy is analyzed and possibilities to form it in socia-cultural higher education environment are studied.

Key words: culture, would-be-teacher’s pedagogic and organizational culture, strategic approach.

Особая роль в воспитании детей и молодежи принадлежит учителю. Повышение требований современного общества к молодому специалисту как человеку интеллектуально развитому, социально инициативному, духовно-творческому и тенденции развития образования требуют разработки и обоснования стратегических подходов, методологической основой которых выступают педагогические стратегии, соответствующие этим задачам. Формирование организационно-

педагогической культуры будущего учителя — процесс, осуществляемый в социокультурном образовательном пространстве вуза, обеспечивающий становление культурного, инициативного, творческого педагога и реализуемый в стратегиях, применяемых в педагогической деятельности. Педагогическая стратегия представляет собой высший уровень перспективной теоретической разработки главных направлений педагогической деятельности. Реализуются педагогические стратегии в профессиональных умениях методологического характера: проникновение в сущность явления, его реальный смысл, явные и скрытые причины, установление связей смыслов теории и практики, определения целей постановки задач воспитания и обучения на основе принципов, выбор условий и средств педагогического взаимодействия.

В определении стратегии жизни человека, К.А. Абульханова-Славская дает ориентиры для педагогического осмысления данного феномена. В интерпретации автора, стратегия возникает как замысел жизни, ее идеальный план, реализация которого зависит от умения личности решать любые противоречия между идеальным и реальным. Подобные умения рассматриваются как особые качества личности и отличаются от способностей и характера тем, что для их создания необходима деятельность, выходящая за рамки данного от природы: создание условий, которых не существует в наличии. «Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком» [1, с. 57-60].

Анализируя стратегии формирования личности будущего учителя, отмечаем, что становление педагога обеспечивается в стратегическом формировании его личностных качеств. При этом формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя рассматривается как сложный, многокомпонентный процесс, интегративная сущность которого характеризуется освоением духовного, интерактивного, креативного и методического содержания образования; определяется взаимодополнением и взаимопроявлением признаков организационно-педагогической культуры: культуроосвоения, культуросозидания, культу-ротворчества. Становление будущего учителя с высокой организационнопедагогической культурой осуществляется в социокультурном образовательном процессе в условиях стратегической интеграции подходов: феноменологического, онтологического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного. Интегративность подходов определяет стратегический характер всех педагогических действий по осуществлению данного процесса. Рассмотрим стратегическую взаимосвязь данных подходов.

С позиции феноменологического подхода культура рассматривается как феномен духовный. Это подчеркивает традиционность исследуемого феномена. Но, с другой стороны, выделение только духовной ее составляющей не позволяет объяснить ее деятельностную и технологическую стороны, не дает возможности проследить развитие личности в аспекте ее природной сути и в контексте влияния на ее развитие постоянно изменяющихся социальных процессов. В контексте формирования организационно-педагогической куль-

туры будущего учителя деятельностная составляющая культуры как динамической характеристики проявляется в условиях согласованности традиций и новаций образования, следовательно, в содержании образовательного процесса вуза интегрированы академичность и культуротворчество.

В рамках онтологического подхода культура осмысливается через совокупность духовной, деятельностной и функциональной составляющих. При этом, духовность культуры выражается в результатах духовной деятельности человека и существует в двух основных формах: в форме духовных качеств и в форме деятельности, связанной с переводом этих качеств в предметное состояние. Функциональность культуры выражается в способности культуры выступать средством развития качеств личности, познания личностью окружающего мира, осознания людьми своих интересов, общения, передачи социального опыта, регуляции норм, правил и обычаев, и, наконец, функциональность культуры выражается в ее способности выступать системой критериев по оцениванию вновь возникающих внутри общества явлений. Выделенные функции реализуются только в деятельности, что характеризует деятельностную составляющую культуры.

Аксиологический подход отражает духовно-ценностную составляющую процесса формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя. При анализе исследуемого феномена с позиции ценностного восприятия отмечаем, что переход к инновационной культуре изменил соотношение механизмов управления поведением людей, и, несмотря на то, что нравственная норма как внешний регулятор поведения человека не утратила своей актуальности, она уже не является достаточной; необходим внутренний стратегический ориентир поведения — ценность. В этой связи указание на духовно-творческую основу организационно-педагогической культуры свидетельствует о ее принадлежности к категории ценностей. Ценность — это непосредственно переживаемая человеком форма его отношения к другим людям, к окружающей действительности, самому себе. Ценности являются идеальными образцами и ориентирами деятельности и поведения личности и общества — «культурными регулятивами» в терминологии культурологов.

Организационно-педагогическая культура будущего учителя как качество личности выступает регулятивом ценностного поведения, признаком которого является выбор ею ценностей, являющихся благом для самой личности и для Другого, что отражает духовную природу данного качества. Опираясь на идеи педагогов и психологов (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов и другие) об иерархии ценностно-смысловой сферы личности, основополагающим критерием которой выступает особое отношение к Другому как ценности, выделяем базовые критерии организационнопедагогической культуры: духовный, интерактивный, креативный,

методический. На основе данных критериев описана ценностная структура организационно-педагогической культуры будущего учителя, представленная иерархией: Нормативная культура ^ Культура, определяемая

потребностью ее созидания ^ Культура, отражающая готовность

«созидать». С учетом данной иерархии выделены уровни сформированности организационно-педагогической культуры: культуросозидательный,

культуропотребностный, функционально-нормативный.

Анализируя организационно-педагогическую культуру будущего учителя с позиции культурологического подхода, отмечаем, что ее формирование происходит в деятельности в социокультурном образовательном пространстве вуза и обусловлено ориентированием студентов на ценности культуроосвое-ния, культуросозидания и культуротворчества. Педагогическая деятельность предполагает творчество и является культуротворческой. Основным средством формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя выступает его участие в культурных практиках (культуротворче-ство). Культурные практики — явление комплексное, отражающее способы действий, освоение культурных норм и образцов деятельности, личные результаты и достижения. Уровень овладения студентами — будущими учителями культурными практиками позволяет говорить об уровне сформирован-ности их организационно-педагогической культуры.

Личностно-деятельностный подход отражает деятельностную сторону формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя с характеристикой субъект-субъектных действий педагогов и студентов. Движущей силой формирования организационно-педагогической культуры выступает культуротворческая деятельность, а поведение субъектов в этой деятельности регулируется нравственными ценностями, которые помогают различать добро и зло. При этом деятельность не завершается по достижению конкретной цели, а проецируется далее. Студенты, осознавая необходимость «созидать» культуру в себе, испытывая потребность «быть» культурными, активно участвуют в культуротворческой деятельности, осваивают ценности культу-роосвоения, культуросозидания, культуротворчества. Являясь постоянным «мотиватором» культуротворческой деятельности, потребность «созидать» культуру в себе, выстраивать культурные траектории взаимодействия, делает возможным постепенный переход культуры с внешнего уровня («чужая» культура) на внутренний («своя» культура), достигая далее гармонии. Подобная гармония обусловлена обогащением «культурного» поля всех участников культуротворческой деятельности, преумножением их культурных ценностей. При этом сама культура одновременно и постепенно трансформируется в личностную ценность, способствуя духовному развитию личности, развертыванию ее интерактивного и творческого потенциалов; и, тем самым, формированию у нее социально значимого качества — организационно-педагогической культуры. Данные положения проясняют сущность личностнодеятельностного подхода в социокультурном образовательном пространстве вуза, отражая основные ориентиры культурного развития личности и формирования ее организационно-педагогической культуры.

Особенности формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя часто определяются не только процессом образования, но и его содержанием. Это обусловлено тем, что в диаде отношений в педагогиче-

ской деятельности субъект-компоненты «учитель» и «ученик» не всегда ориентированы на реализацию стратегии равнозначного участия. Часто ученик не заинтересован в обучении, и учитель вынужден тратить время и усилия на поиск, разработку и проектирование новых творческих стратегий обновления содержания образования. Этим подчеркивается личностная ориентированность педагогической деятельности, что уточняет положения личностнодеятельностного подхода.

Интеграция перечисленных подходов отражает педагогическую сущность принципов, на основе которых реализуются педагогические стратегии формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя. Данные стратегии структурно составляют базовую стратегию формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя, а реализация данного формирования осуществляется посредством стратегического подхода. Сущность стратегического подхода раскрывается посредством анализа понятия «стратегия».

Понятие «стратегия» часто рассматривается как способ действия, направленный на то, чтобы занять более выгодную позицию до начала взаимодействия с объектом противостояния. В данном понимании стратегия есть «способ действия», относится к области практической деятельности и развертывается только в практической деятельности, сопряженной с искусством. Поэтому о стратегии говорят как об искусстве, в котором стратегия как знание, является в роли инструмента, а стратег выступает в роли творца. Таким образом, личностные характеристики и искусство стратега являются важными, порой, главными, элементами стратегии.

Под педагогической стратегией понимается искусное руководство, сознательно сконструированная совокупность педагогических действий адекватных педагогической цели, осуществляемых последовательно-поэтапно и развертывающихся посредством качественного отбора педагогического обеспечения: содержания учебной дисциплины, гибкого использования форм, методов, приемов и средств, направленных на реализацию конкретной стратегии. «Педагогическая стратегия», как считает В.В. Игнатова, рассматривается, с одной стороны, как деятельность, в которой выделяются цель как стратегический ориентир и средства ее достижения. С другой — педагогическая стратегия есть процесс, протекающий во времени, представляющий совокупность целесообразных действий, направленных на достижение определенного результата [3, с. 107].

Выбор педагогической стратегии осуществляется с учетом особенностей педагогической реальности, в рамках которой она планируется и реализуется (субъективная, объективная, трансцендентная), уровня педагогического мастерства, проективной культуры преподавателя, возможных средств достижения цели. В этой связи возникает необходимость для формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя определить значимые стратегии и условия их реализации. Таким образом, выделяем следующие стратегии: педагогическая поддержка формированию организационно-педагогической куль-

туры будущего учителя, организационно-педагогическое сопровождение данного процесса, преумножение педагогических ценностей в социокультурном образовательном процессе вуза. Рассмотрим данные стратегии.

Осознавая стратегические смыслы и функциональное предназначение стратегии «педагогическая поддержка формированию организационнопедагогической культуры будущего учителя», подчеркиваем, что «поддержка» всегда является осознанным действием и всегда осуществляется в тех ситуациях, когда студент нуждается в ней. Сущность «педагогической поддержки» отражает осознанную деятельность педагога, основанную на созидательной совместности и направленную на оказание помощи и содействия обучающимся.

Говоря о педагогической поддержке, необходимо пояснить, что в силу определения образования как процесса субъект-субъектного взаимодействия, среди педагогов возрастает интерес к проблемам субъектности учащихся. В этой связи особое значение приобретает субъект-направленная (индивидуально-ориентированная) педагогическая поддержка, которая обусловлена действиями педагога. Неслучайно, основа слова «педагогическая» идентична с основой слова «педагог». Понятие «педагогическая поддержка» многогранно и определяется как система мероприятий, проводимых в целях дифференциации личности по интересам и направленных на их выявление и поддержку. О.С. Газман предлагает рассматривать педагогическую поддержку как процесс преодоления проблем, препятствующих самостоятельному достижению желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [2, с. 40].

Изучая феномен педагогической поддержки, подчеркнем, что в контексте формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя педагогу принадлежит ведущая роль в субъект-субъектном взаимодействии в социокультурном образовательном пространстве. При этом педагог оказывает педагогическую поддержку действиям студента в социокультурном образовательном пространстве, выраженную в консультировании, помощи, фаси-литации, методическом обеспечении. Сам же будущий учитель должен быть готов, с одной стороны, принимать помощь и поддержку преподавателя, с другой — уметь в будущей профессиональной деятельности организовать данную педагогическую деятельность на основе лучших культурных образцов.

На основе анализа научной литературы по проблеме педагогической поддержки личности в образовательном процессе (Н.В. Егорова, И.А. Липский, Л.Г. Тарита, Л.М. Шипицына и др.) нами эксплицировано понятие педагогической поддержки. Педагогическая поддержка рассматривается как институционально обусловленная, осознанная, тщательно спланированная деятельность педагога по обеспечению деятельности студента в социокультурном образовательном пространстве, направленная на достижение педагогической цели за счет адекватного ей педагогического обеспечения и реализуемая за определенный период времени.

Резюмируя вышесказанное, понимаем, что в контексте формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя педагогическая поддержка рассматривается, с одной стороны, как стратегия, выработанная и реализуемая в социокультурном образовательном

пространстве вуза; с другой — как условие стратегического характера, созданное педагогом. Поясним почему. Объектом педагогического исследования является формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя в социокультурном образовательном

пространстве вуза, которое выступает организованной формой

взаимодействия педагогов и студентов. Реализация педагогической поддержки участия студентов в педагогической деятельности как

стратегического условия осуществляется при соблюдении последовательности организационных фаз его реализации: конкретизации, самоопределения, обогащения опыта студента, что отражает процессуальный компонент педагогической поддержки. При этом разработка педагогического обеспечения результативного осуществления данного процесса является необходимым деятельностным компонентом. Таким образом, в педагогической поддержке отражена процессуальная и деятельностная стороны образовательного процесса.

Студент — будущий учитель, как развивающаяся личность он нуждается в особо продуманной системе педагогической поддержки, в деятельностном участии преподавателя в его становлении с целью помочь, сориентировать, организовать, эмоционально поддержать, воодушевить студента. Деятельностное участие педагога выражается в совокупности последовательных педагогических действий по организации педагогической деятельности студентов. В свою очередь, любая деятельность предполагает творчество. Таким образом, в данной стратегии прослеживаются: организационная и культуротворческая составляющие, в которых отражены планирование, конструирование, систематизация и реализация преподавателем стратегических условий и педагогических действий по организации совместной культуротворческой деятельности.

Педагогическая поддержка в социокультурном образовательном процессе осуществляется в двух направлениях: по вертикали и по горизонтали. «Вертикальная» поддержка предусматривает отбор условий, методов, приемов и средств с учетом их значимости для достижения конкретного образовательного результата и реализации содержания и ценностным личностно ориентированным смыслом. Поддержка в «вертикальной плоскости» направлена, с одной стороны, на развитие личностных потенциалов студента, прежде всего, ценностного, с другой — на обеспечение и обновление организационнопедагогического поля (информационное обогащение и активизация возможностей предметно-пространственной среды, гибкость в использовании времени, средств, материалов, сочетание индивидуальной учебной деятельности с ее коллективными формами и другое). «Горизонтальная» поддержка предусматривает увеличение образовательного воздействия за счет расширения форм, ме-

тодов и средств, адекватных цели и задачам исследуемого процесса. Оно направлено на развертывание ценностных и творческих потенциалов, общекультурных компетенций, формирование способности простраивать межличностные отношения в педагогической деятельности, самоорганизации и организации другого. Фактически оба направления педагогической поддержки связаны с наполнением образовательного процесса разнообразием форм, методов, приемов и средств.

Педагогическими условиями организации педагогической поддержки формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя выступают: приобщение студентов к ценностям организационно-

педагогической культуры, организация собственно педагогической культуротворческой деятельности, анализ участия студентов и их педагогической поддержки со стороны педагога в данной деятельности.

Далее рассмотрим педагогическую стратегию «организационнопедагогическое сопровождение формирования организационнопедагогической культуры будущего учителя». Становление будущего учителя осуществляется в социокультурном образовательном пространстве вуза, которое является организованной и культурной формой взаимодействия преподавателей и студентов в процессе совместной образовательной деятельности. Исходя из этого, организационно-педагогическое сопровождение представляется как организованная педагогом на основе принципов культуросозидания и культуротворчества педагогическая деятельность, направленная на достижение педагогической цели за счет адекватного ей педагогического обеспечения и реализуемая за определенный период времени. При этом данная деятельность является культуротворческой, а педагогическое сопровождение участия студентов в культуротворческой деятельности выступает условием стратегического характера. Следует отметить, что культуротворческая деятельность, с одной стороны, это деятельность, в которой обеспечивается ориентированность студентов на ценности культуроосвоения и культуросозидания в социокультурном образовательном пространстве вуза, с другой — участвуя в культуротворческой деятельности, будущий учитель осознает необходимость культуроосвоения, культуросозидания, проявляет готовность к культуротвор-честву. Таким образом, являясь активным субъектом культуротворческой деятельности, студент осознает потребность «созидать» культуру в себе, осваивает культурные ценности, обогащается культурно. Изучение культуротворческой деятельности, согласно логике материала, требует определения данного понятия.

Организационно-педагогическая культура будущего учителя определяется нами как культура мышления и поведения, основанная на организационнопедагогических знаниях. Осмысление данного понятия приходит через уточнение понятия творчества. Ученые (В.В. Игнатова, К.А. Свасьян и другие) определяют творчество как созидание нового и прекрасного, которое противостоит разрушению, шаблону, банальности, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. С другой

стороны, творчество - свободная деятельность, к которой человека нельзя принудить: он может творить только в силу внутреннего стремления созидать [4, с. 23-24]. Творчество как воплощение культуры, имеет множество граней: от создания собственных теорий к культуроосвоению; от овладения знаниями, умениями и навыками к культуросозиданию и культуротворчеству; от стремления быть самостоятельными к реализации творческих проектов.

Рассмотрим далее понятие культуротворчество. Особый интерес для нас представляет точка зрения К.А. Свасьяна, который полагает, что педагогу необходимо достичь понимания того, что ученик является со-творцом взаимоотношений, общения, деятельности [4, с. 133]. Опираясь на достигнутый уровень культуры, педагог и ученик создают новые способы действий и поведения, способы и формы культурного общения, создают в себе Человека. Педагогическая культуротворческая деятельность предполагает в своем содержательном аспекте культуроосвоение, культуросозидание и культуротворчество.

Культуроосвоение связывается с освоением будущими учителями культурных способов, методов обучения; осмыслением необходимости активного освоения культурных практик. Культуросозидание предполагает активный поиск творческих вариантов решения задач педагогической деятельности, принятие ценностей культуроосвоения как руководства к действию, следование культурным образцам поведения. Понятие «культуротворчество» в образовании мы, в основном, применяем не столько в отношении «информационной продукции», сколько в принятии учащимися ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, их стремлении к творчеству. В этой связи, роль будущего учителя важна не только как творческой личности, но творческого лидера, способного вести по пути творчества своих учеников, в этом заключается его профессиональное предназначение, в этом выражается со-творчество.

Следующим шагом проанализируем стратегию «преумножение педагогических ценностей в социокультурном образовательном процессе вуза». В контексте изучения основных стратегических ориентиров становления будущего учителя, его способности ориентироваться на ценности культуросозидания и культуротворчества, формирования его организационно-педагогической культуры как ценности, преумножение педагогических ценностей выступает одним из стратегических условий данного процесса и может рассматриваться как педагогическая стратегия.

Стратегия «преумножение» направлена на увеличение объема ценностных представлений и ориентиров, накопление ценностного культурного опыта, расширение представлений о смысловом и содержательном полях педагогических ценностей, интерпретацию педагогических ценностей и овладение инструментарием обогащения ими, развитие стремления к освоению культурных педагогических ценностей. В стратегическом контексте ориентиры «преумножения» во многом схожи с ориентирами стратегии «обогащение».

Сущность стратегии «обогащение» предполагает реализацию совокупности педагогических условий посредством качественного отбора содержания образования, гибкого использования форм, методов, приемов и средств и дифференциацию по принципу «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Обогатить» значит «преумножить» знания, умения, опыт и другое, сделать целесообразнее, богаче в соответствии с педагогической целью. Среди ориентиров педагогической стратегии «обогащение» вслед за В.В. Игнатовой выделяем: привнесение нечто нового, что повышает ценность, полезность чего-либо, разнообразие и глубину эмоций. Реализация данной стратегии зависит от педагогической задачи, личности педагога и других объективных и субъективных факторов. В качестве примеров «обогащения» в контексте формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя выступают: обогащение педагогических ценностей будущего учителя; обогащение культурного опыта будущего учителя; обогащение интерактивного опыта будущего учителя; обогащение интерактивной и методической компетенций будущего учителя и другие.

Обогащение предполагает реализацию совокупности педагогических условий посредством качественного отбора содержания образования, гибкого использования форм, методов, приемов и средств и дифференциацию по принципу «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. К условиям, за счет которых преумножение педагогических ценностей в социокультурном образовательном пространстве вуза осуществляется более эффективно, относятся: разработка программы участия студентов в культурных практиках; развертывание и реализация ценностных потенциалов в процессе участия студентов в культурных практиках; организация социокультурного образовательного пространства.

Анализ стратегических подходов к формированию организационнопедагогической культуры будущего учителя позволяет сделать следующие выводы:

- педагогические стратегии основаны на деятельности, сообразной представлениям о педагогической цели и средствах ее осуществления, обеспечивающих безошибочное выполнение действий в заданном диапазоне педагогических ситуаций;

- стратегический подход к формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя рассматривается как реализация совокупности стратегических приемов, средств и методов в социокультурном образовательном пространстве;

- стратегический подход предполагает освоение духовного, интерактивного, креативного и методического содержания образования;

- условиями реализации стратегических подходов выступают: педагогическая поддержка формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя, организационно-педагогическое сопровождение данного процесса, преумножение педагогических ценностей в социокультурном образовательном процессе вуза.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульха-нова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.

2. Газман, О. С. В школу с игрой: кн. для учителя [Текст] / О. С. Газман. — М. : Просвещение, 1991. — 96 с.

3. Игнатова, В. В. Педагогические стратегии в контексте профессиональнокультурного становления личности студента вуза [Текст] / В. В. Игнатова, О. А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. — Новосибирск: НГПУ.

— 2004. — № 1. — С. 105-113.

4. Свасьян, К. А. Человек как творение и творец культуры [Текст] / К. А. Свасьян // Вопросы философии. — 1987. — № 6 — С. 132-138.

Тушева Елена Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики, заместитель декана факультета переподготовки специалистов по дефектологии ФГБОУ ВПО «МШ У», г. Москва, Россия

УДК 377.018.48.

ББК 74.4

СТРАТЕГИЧЕСКИ-ЗНАЧИМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПО ДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье представлены направления научно-педагогического исследования профессиональной переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики. Рассматриваются вопросы, актуализирующие социальнорегулятивную функцию переподготовки, научное обоснование общих и специфических системообразующих компонентов базовой подготовки и переподготовки дефектологических кадров, практико-ориентированную направленность исследования, касающуюся проблем расширения сферы дополнительных образовательных услуг и модификации программ дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: специальное (дефектологическое) образование; профессиональная переподготовка; дефектологические кадры; коррекционная педагогика.

IMPORTANT ISSUES IN PROFESSIONAL STAFF TRAINING IN THE SPHERE OF CORRECTIONAL PEDAGOGICS The article present the tendencies in scientific pedagogical research of professional further training of staff in the area of correctional pedagogics and considers the problems of current interest in social and regulative function of refresher courses, as well as scientific grounds of common and specific systematic components of staff teaching in defectology. The problems of expansion in the sphere of further education and curricula modifications are also touched upon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.