ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУШЕГО УЧИТЕЛЯ
Организационно-педагогическая культура будущего учителя, компоненты, показатели, критерии сформированности, диагностическая программа.
Главной целью педагогического образования современности является становление такого учителя, который был бы не только компетентным в предметной области знания, не только образованным, но и культурным. Вот почему нужен переход, переориентация образования со знаниецентрического на культуросообразное, которое будет способствовать повышению духовности учителя. Ориентированность современного образования на культуроосвоение и культуросозидание предполагает «уход» от мыслеполагания к мыслетворчеству, обеспечивает не только овладение готовыми знаниями, но и ориентирует на культуротворчество, на развитие креативности обучающихся. В данном контексте формирование ор-ганизационно-педагогической культуры будущего учителя и проблема ее диагностики являются одним из ведущих направлений современного образования.
Педагогическая диагностика рассматривается как совокупность методик и педагогических технологий, разработанных с целью: характеристики результатов педагогической деятельности в контексте путей, условий, способов достижения цели; выявления динамики и тенденций сформированности организационно-пе-дагогической культуры будущего учителя; прогнозирования дальнейшего развития педагогических явлений. Таким образом, педагогическая диагностика оптимизирует педагогическую деятельность по созданию условий, способствующих результативности исследуемого процесса, качественному определению его результатов на основе выработанных критериев, позволяет минимизировать ошибки управления данным процессом. Педагогическая диагностика предполагает: разработку и реализацию диагностической программы по определению уровней сформированности изучаемого явления; выявление критериев и показателей.
Понятие «диагностика» происходит от греческого «сИ^повйков» — «способный распознавать». Данное понятие характеризует учение о методах и принципах распознавания содержательных и процессуальных траекторий в системе изучения явлений, систем. Диагностика — всегда процесс, определяющий изменения в развитии явлений, систем.
При разработке педагогической диагностики важно учитывать то, что субъекты образования изменяются, взаимодействуя, участвуя в различных видах деятельности, культурных практиках. Поэтому если педагог в согласии со своими учащимися осуществляет профессиональную деятельность, то и для него диагностика становится средством достижения результативности собственной педагогической деятельности, совместного движения к общей цели. В данном контексте диагностика выполняет две функции:
— способствует отслеживанию результативности работы преподавателя;
— «измеряет» динамику формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя.
Для того чтобы данные функции качественно «исполнялись», необходимо педагогам освоить диагностическую технологию как необходимый компонент их успешной профессиональной деятельности. Диагностическая технология представляет собой совокупность действий, которые обеспечивают наибольшие и лучшие результаты педагогической деятельности. В данном контексте диагностическая деятельность определяется нами как целенаправленные педагогические действия в виде понимания, уяснения, сравнения, прогнозирования, интерпретации, направленные на изучение состояния субъектов образовательного процесса, анализ и оценку продуктов их деятельности. Совокупность согласованных отдельных педагогических действий образует диагностическую процедуру. Для разработки диагностической процедуры отслеживания результативности формирования орга-низационно-педагогической культуры будущего учителя необходимо выявить сущность понятий, определяющих сущность данных явлений и процессов.
Определение критериев и показателей при изучении педагогических явлений играет важную роль в осмыслении их сущности, уточнении их значимости в процессе становления личности. В контексте формирования организационно-педа-гогической культуры будущего учителя критерии и показатели данного феномена отражают его деятельность по культуроосвоению и культуросозиданию (культуротворческую деятельность), а также позволяют целесообразно результатам данного процесса «пр остр айв ать» траекторию личностного становления. Далее уточним сущность и дадим определение понятий «критерий» и «показатель».
Критерий означает мерило, норму, средство для суждения, наиболее совершенный уровень изучаемого явления. Необходимо подчеркнуть, что применительно к педагогическим явлениям критерий представляет собой совокупность показателей (признаков), раскрывающих норму, высший уровень развития качества личности. Являясь компонентом критерия, показатель выступает как конкретное и типичное проявление одной из существенных сторон исследуемого явления, по которому можно «узнать» о наличии этого качества, «показать» его. Таким образом, если критерий представляет собой максимальную условную «единицу измерения», то каждый показатель (признак) является минимальной условной единицей данного процесса.
Рассматривая критерий как инструмент для измерения того или иного явления и анализируя его сущностные характеристики, понимаем, что критерии любого изучаемого явления отражают его специфику в содержательном и процессуальном смысле, а именно:
— критерии раскрываются через ряд качественных показателей (признаков), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;
— критерии отражают динамику измеряемого качества во времени и культу!)-но-педагогическом пространстве;
— критерии ориентированы на основные виды педагогической деятельности.
Анализируя общие требования к определению критериев, отражающих основные закономерности формирования организационно-педагогической культуры, понимаем, что с помощью критериев устанавливаются связи между всеми компонентами исследуемой системы; качественные показатели выступают в единстве с количественными.
Раскрывая сущность критериев организационно-педагогической культуры будущего учителя, опираемся на мнения ряда авторов (В.П. Исаев, Н.Б. Крылова,
Н.Д. Никандров и другие), что общим показателем формирования культуры личности является мера разносторонней творческой активности [Исаев, 1992, с. 115]. Творческая активность в педагогической деятельности выражается в педагогическом творчестве. В свою очередь, педагогическое творчество характеризуется рядом показателей: разработка творческого, педагогического замысла (творческие проекты); реализация творческих проектов в деятельности; анализ и оценка результатов творчества, что выражается в культуроосвоении, культуросо-зидании и культуротворчестве. Культуротворческая деятельность выступает базовой деятельностью в процессе формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя и становления его как профессионала. Понимая, что любая творческая деятельность, в том числе культуротворческая, организуется и реализуется в единстве и взаимосвязи духовного, креативного, интерактивного и методического компонентов, подчеркиваем значимость каждого из них для уточнения показателей и признаков организационно-педагогической культуры будущего учителя.
Основанием для конкретизации определения критериев и показателей орга-низационно-педагогической культуры будущего учителя также послужили идеи отечественных и зарубежных педагогов и психологов в области организационной культуры. Например, А.М. Столяренко [Столяренко, 2006, с. 187, 403], М. Уолтерс [http://zhurnal.ape.relarn.ru] основным критерием организационной культуры определяют высокую ценностную ориентированность в решении педагогических задач. В трудах американских ученых С. Дэвиса и X. Шварца отмечается, что самым главным в формировании организованной личности и ее организационной культуры является следование культурным образцам поведения [Там же]. В исследованиях организационной культуры А.А. Погорадзе обращает внимание на необходимость духовного и творческого развития каждого члена организации [Погорадзе, 1990, с. 98]. Т. Дил и Дж. Мартин утверждают, что для формирования организационной культуры необходимо «созидать» в себе свои собственные культуры: творческую, духовную, интерактивную [http://zhurnal.ape.re-larn.ru]. Л. Смирсич в своих работах отмечает, что любая организация и есть культура во всех ее проявлениях: в деятельности, в творчестве, в поведении, в отношениях [8тшп£11,1983, с. 345].
При разработке базовой диагностики организационно-педагогической культуры будущего учителя учитывалось то, что в ее структуре выделены следующие компоненты: духовный, интерактивный, креативный и методический. Подчеркнем, что данные компоненты организационно-педагогической культуры уточняют ее сущность. Охарактеризуем выделенные компоненты.
Духовный (аксиологический) компонент в структуре организационно-педагогической культуры представлен комплексом педагогических ценностей, качеств личности, определяющих его ценностное отношение к избранной профессиональной деятельности. В контексте идей становления высококультурной и высокоорганизованной личности будущего учителя данный компонент подразумевает овладение будущим учителем профессионально-педагогической культурой и воплощение ее в профессионально важных качествах как саморазвивающегося субъекта воспитательных отношений в педагогической деятельности [Ляхова, 2004, с. 92]. Аксиологическая составляющая данного компонента представляет собой совокупность педагогических ценностей, выраженных в знаниях, умениях, опыте, которыми учитель овладевает в процессе профессиональной деятельности.
Одним из значимых компонентов, позволяющих изучить основные проявления организационно-педагогической культуры будущего учителя, является интерактивный компонент, характеризующий способность обучающегося взаимодействовать с Другими на принципах согласия и соучастия, умение создавать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, степень проявления личной нравственности в процессе образования. Следовательно, формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя предполагает его овладение интерактивными умениями и навыками. Интеракция, или взаимодействие, подразумевает взаимообусловленные индивидуальные действия, связанные циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Эффективность взаимодействия зависит от умения будущего учителя выстраивать свое поведение адекватно профессиональной ситуации. Направленность будущего учителя на достижение продуктивного взаимодействия с коммуникантами приводит к тому, что поведение выражается в позитивных, социально-культурных проявлениях, а интерактивное взаимодействие, в свою очередь, отражается в способности будущего учителя осваивать культурные практики в процессе самоорганизации педагогической деятельности.
Креативный компонент в структуре организационно-педагогической культуры будущего учителя представлен такими характеристиками, как: творческое решение педагогических задач, способность к культуросозиданию и культурот-ворчеству, саморазвитие и самореализация. В понимании педагогического творчества опираемся на определение Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова: «Творчество педагогическое — выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений» [Коджаспирова, Коджаспи-ров, 2001, с. 114]. Авторы указывают на то, что творчество педагога характеризует наличие у него глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; умение проектировать теоретические и методические положения в педагогические действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию. Педагогическое творчество сопровождается разработкой новых методик, форм, средств и их оригинальным сочетанием; эффективным применением педагогического опыта в реальной жизни. Творческого педагога отличают способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; готовность к формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности учителя; умение импровизировать на основе знаний и интуиции; способность видеть «веер вариантов». Таким образом, креативный компонент придает организационно-педагогической культуре гибкий и вариативный характер, что способствует профессиональному становлению будущего учителя.
Методический компонент организационно-педагогической культуры будущего учителя выражается в высоком уровне владения методическими приемами в процессе педагогической деятельности. Данный компонент отражает активную позицию будущего учителя по освоению педагогических практик, предусматривает свободное владение методическими способами и приемами обучения, обновления способов педагогической деятельности, направленных на удовлетворение духовных потребностей личности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного педагогического опыта. Все представленные выше ком-
поненты отражают сущность и содержание критериев, которые характеризуют процесс формирования организационно-педагогической культуры.
Изучение процессуально-деятельностной траектории формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя позволило нам конкретизировать базовые критерии сформированности изучаемого явления. Данные критерии содержательно связываются нами с культуротворческой деятельностью, которая характеризуется культуроосвоением, культуросозиданием, куль-туротворчеством. В данной деятельности наблюдается развертывание духовных, интерактивных, креативных и методических способностей и потенциалов будущего педагога, что является значимым для процесса формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя.
Таким образом, базовые критерии понимаются нами как критерии, отражающие педагогическую сущность формирования организационно-педагогической культуры будущего педагога. Соответственно выделяем наиболее значимые, с нашей точки зрения, критерии: когнитивно-рефлексивный, ценностно-ориентированный, операционально-креативный. Опишем данные критерии.
Когнитивно-рефлексивный критерий характеризуется способностью студентов самостоятельно анализировать и соотносить накопленные знания и культурный опыт организационно-педагогической деятельности; осознанием несостоятельности стереотипных способов решения педагогических задач организационного характера. Когнитивно-рефлексивный критерий выражается в познании особенностей культуроосвоения и культуросозидания и способности глубоко осмысливать культурные практики; сопровождается осознанием необходимости постоянного обновления способов организационно-педагогической деятельности; отражает способность критически осмысливать личный опыт организационно-педа-гогической деятельности и умение проектировать культурные изменения в ней. Данный критерий предполагает осмысление и осознание необходимости формирования организационно-педагогической культуры.
Ценностно-ориентированный критерий выражается в способности принимать педагогические ценности как значимые и осознании необходимости их переос-мысливания в контексте особенностей организационной культуры учителя; характеризуется ориентированностью на ценности созидания и творчества, способностью к культуроосвоению и культуросозиданию, способностью принимать культурные ориентиры педагогического творчества как руководство к действию; выражается в умении оценивать свою организационно-педагогическую культуру с позиции духовно-творческих качеств учителя, его гуманистических идеалов, культурных ценностей; ориентированности на профессионально-культурный модус поведения в практической деятельности, способности принимать ценности образования (ценности-знания, ценности-умения, ценности-отношения и другие) и культурные ориентиры педагогического творчества как руководства к действию.
Операционально-креативный критерий отражает способность будущих учителей творчески осваивать информацию культу!)ного характера в контексте ее значимости в организационной деятельности; умение избирать культурные варианты поведения в процессе организации педагогической деятельности и взаимодействовать на основе принципов согласия и соучастия; готовность будущих учителей проявлять подлинные духовно-творческие качества в процессе организационно-педагогической деятельности и признавать собственную ответственность за ее результаты. Данный критерий характеризует умение студентов владеть способами и приемами организации и делиться опытом с другими; участие в раз-
работке творческих проектов, активное освоение инновационных культурных практик учителей. Операционально-креативный критерий предполагает осознание необходимости создания и собственно разработку операционной модели по формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя.
Выделенные критерии могут иметь различные уровни проявления, что зависит от созидательных действий будущего учителя и развития его культурных потребностей. В этой связи нами выделены следующие уровни сформированности организационно-педагогической культуры будущего учителя: КС - характеризующий проявления культуросозидательного характера (действия направлены на осознание необходимости культурно обогащаться, «созидать» культуру в себе); КП - проявления культуропотребностного характера (характерно проявление потребности в культуроосвоении и культуросозидании); ФН — проявления функционально-нормативного характера (характерно следование нормативным требованиям к организации педагогической деятельности).
Сопоставление каждого из критериев и представленных уровней позволяет сконструировать удобную для работы преподавателя форму диагностической программы (табл. 1). Преподаватель-эксперт высказывает оценочное суждение о характеристиках организационно-педагогической культуры будущего учителя и выражает его в виде собственной оценки-уровня: культуросозидательный (КС), культуропотребностный (КП) или функционально-нормативный (ФН).
Таблица 1
Минимальная диагностическая программа изучения уровней сформированности организационно-педагогической культуры будущего учителя
Критерии Характеристики организационно-педагогической культуры учителя Оценочное суждение
Когни- тивно- рефле- сивный Самостоятельно анализирует и соотносит накопленные знания и культурный опыт организационно-педагогической деятельности; осознает несостоятельность стереотипных способов решения педагогических задач организационного характера; познает особенности культуроосвоения и культуросозидания и глубоко осмысливает культурные практики; понимает необходимость постоянного обновления способов организационно-педагогической деятельности; критически осмысливает личный опыт организационно-педагогической деятельности и проектирует культурные изменения в ней КС
КП
ФН
Ценнос- тно-ори- ентиро- ванный Принимает педагогические ценности как значимые и осознает необходимость их переосмысливания в контексте особенностей организационной культуры учителя; ориентируется на ценности созидания и творчества, культуроосвоение и культуросозидание и принимает культурные ориентиры педагогического творчества как руководство к действию; оценивает свою организационно-педагогическую культуру с позиции духовно-творческих качеств учителя, его гуманистических идеалов, культурных ценностей; ориентирован на профессионально-культурный модус поведения в практической деятельности КС
КП
ФН
Опера- циональ- но-кре- ативный Творчески осваивает информацию культурного характера в контексте ее значимости в организационной деятельности; избирает культурные варианты поведения в процессе организации педагогической деятельности и взаимодействует на основе принципов согласия и соучастия; проявляет подлинные духовно-творческие качества в процессе организационнопедагогической деятельности и признает собственную ответственность за ее результаты; владеет способами и приемами организации и делится опытом с другими; участвует в разработке творческих проектов, активно осваивает инновационные культурные практики учителей КС
КП
ФН
Изучение характеристик организационно-педагогической культуры будущего учителя послужило основанием в числе показателей данного качества, как отмечалось выше, выделить: культуроосвоение, культуросозидание, культуротворче-ство. Описание данных показателей по уровням проявления представлено в табл. 2.
Таблица 2
Оценочная характеристика показателей организационнопедагогической культуры будущего учителя по уровням проявления
Показа- Уровни проявления организационно-педагогической культуры
тель культуросозидательный культуропотребностный функционально-нормативный
Культу- роосво- ение Активен в культуроосво-ении; охотно принимает решения по участию в культуросозидательных ситуациях; готов к освоению культурных практик учителей; индивидуален и избирателен в выборе способов культуроос-воения Не всегда испытывает потребность в культуроосво-ении, частично принимает необходимость культуроос-воения и культурообога-щения; мало заинтересован в достижении конечного результата; стереотипен в действиях Не осознает необходимости в культуроосвоении; не чувствует в себе потребности осваивать культурные практики учителей; не заинтересован в ценностном и творческом познании культуры; придерживается норм и канонов в обучении
Культу- росози- дание Проявляет активность в культуросозидании; исполнителен в решении культуросозидательных ситуаций; предпочитает позицию «активного деятеля»; способен «созидать» культуру в себе и помогать другим в ее созидании Способен к культуросози-данию, но не всегда проявляет активность в культуросозидательных ситуациях Не обладает способностью к культуросозиданию; предпочитает позицию наблюдателя позиции участника; не исполнителен в решении задач, заявленных культуросозидатель-ной ситуацией; не заинтересован в конечном результате
Культу- ротвор- чество Способен предложить свои варианты творческого решения педагогических задач; активно реализует творческие подходы к решению культуросозидательных ситуаций в обучении; активно осваивает культурные практики других учителей; разрабатывает и реализует творческие проекты; относится к накопленному культурному опыту с позиции ценностного подхода Не всегда предлагает свои собственные методы решения культуросозидательных ситуаций; только иногда реализует творческие подходы к решению педагогических задач; не всегда активен в творческом проектировании Не предлагает творческих вариантов решения педагогических задач; не осознает важности творческого подхода в образовании; не участвует в проектах творческого проектирования; не считает культуротворчество важной составляющей содержания современного образования
Выводы: представляя организационно-педагогическую культу!)у основой приложения способностей будущего педагога, подчеркнем, что в разработанной диагностической методике отражены ее организационные и педагогические характеристики. Разработанный диагностический инструментарий может применяться в процессе изучения результативности формирования организационно-педа-гогической культуры будущего учителя. Отмечаем, что в качестве показателей организационно-педагогической культуры будущего учителя определены: культуроосвоение, культур осозидание, культуротворчество; а в качестве критериев формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя вы-
делены: когнитивно-рефлексивный, ценностно-ориентированный, опера-
ционально-креативный.
Библиографический список
1. Исаев В.П. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учеб. пособие. Белгород: БГПИ, 1992. 52 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: ACADEMIA, 2001. 176 с.
3. Ляхова Н.В. Профессиональная культура как сущностная характеристика учителя. // Мир человека: информационно-аналитический справочник. Красноярск: Изд. Сиб-ГТУ, 2004. Вып. 1-2. С. 89-95.
4. Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития // Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990. 212с.
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2006. 526 с.
6. URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru Электронный журнал «Исследовано в России».
7. Smircich L. Concepts of Culture and Organizational Analysis // Administrative Science Quarterly. 1983. № 28. P. 339-358.