ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУШЕГО УЧИТЕЛЯ
(НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ КУРСОВ)
Культура, организационно-педагогическая культура будущего учителя, процесс формирования, позиционно-субъектные действия педагогов и студентов.
Педагогическое образование как процесс тесно связано с обществом и при этом часто выступает инициатором культурных процессов в сфере общественного развития. Будущий учитель в процессе данного образования приобретает культурные качества, формируется его организационно-педагогическая культура. Исследуя организационно-педагогическую культуру и процесс ее формирования в личнос-тно-деятельностном аспекте, отмечаем, что будущий учитель одновременно является и объектом, и субъектом, так как подвержен влиянию педагогической культуры, сложившейся в обществе, сам реализует модели воспитания, внедряет их, модифицирует, изменяя и совершенствуя свою природу [Видт, 1999, с. 11]. Данный процесс носит творческий характер, а образовательная деятельность студента рассматривается как культуротворческая и исследуется через понятия «культура», «культурная деятельность», «культуротворческая деятельность».
Становление будущего учителя как профессионала осуществляется постепенно, формирование его качеств проходит определенные стадии: от осмысления необходимости «созидать» себя, воспитывать в себе культуру к осознанному стремлению и далее к активным действиям по осуществлению данного процесса. В процессе формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя выделяем стадии: познавательно-ориентировочную (связана с формированием у студентов представления об организационно-педагогической культуре и ценностного отношения к ней); потребностно-поисковую (направлена на формирование у студентов потребности в практическом овладении организационно-педагогической культурой, способности к культуроосвоению и культуросозиданию) и стадию активно-дея-тельностного участия (отражает активизацию деятельности студентов по практическому овладению организационно-педагогической культурой, процессов культу-роосвоения и культуросозидания). Процесс формирования организационно-педаго-гической культуры будущего учителя на младших курсах с учетом вышеизложенного имеет специфические цели и задачи, стадии данного процесса взаимосвязаны с позиционно-субъектными действиями педагогов и студентов (табл.). Охарактеризуем выделенные стадии.
Познавательно-ориентировочная стадия в процессе формирования организа-ционно-педагогической культуры будущего учителя предусматривает согласованную деятельность педагога и студента, основанную на принципах творческого взаимодействия и направленную на формирование представлений об организационно-педагогической культуре, осознание ценностей культурного опыта. Преподаватель: транслирует культурные знания и опыт, связанный с организационно-педа-гогической культурой; поясняет сущность культуроосвоения и культуросозидания; концентрирует внимание студентов на существенных признаках организационно-
педагогической культуры; разъясняет и убеждает студентов в значимости и необходимости овладения организационно-педагогической культурой и ее компонентами; объясняет студентам важность профессионально-культурного поведения и его критической самооценки. Активная деятельность педагога способствует тому, что студенты познают особенности организационно-педагогической культуры учителя и значимость ее основных компонентов: культуроосвоения и культуросозидания; учатся критически оценивать собственную организационно-педагогическую культуру и понимают необходимость ее освоения на этапе обучения в вузе.
Таблица
Позиционно-субъектные действия педагогов и студентов в процессе формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах
Ста- дии Цель Задачи Действия студентов Действия педагога
1 2 3 4 5
Поз- нава- тель- но- ори- енти- ро- воч- ная Формирование у студентов представления об ор-ганизацион-но-педагоги-ческой культуре и ценностного отношения к ней — Диагностировать уровень сформированное™ организационно-педагогической культуры студента; — изучить представления студентов об орга-низационно-педагоги-ческой культуре учителя; — ознакомить студентов с организационнопедагогической культурой учителя, основными ее компонентами (культуроосвоени-ем и культуросозида-нием) и разъяснить их сущность; — сориентировать будущего учителя на ценностное отношение к организационно-пе-дагогической культуре, культуроосвоению и культуросозиданию — Участвуют в диагностических процедурах; — участвуют в опросе, самооценке; — познают особенности организационнопедагогической культуры учителя, сущность культуроосвоения и культуросозидания; — осмысливают и уясняют значимость ор-ганизационно-педа-гогической культуры и ее основных компонентов: культуроосвоения и культуросозидания; — критически оценивают собственную ор-ганизационно-педа-гогическую культуру и осознают необходимость ее освоения на этапе обучения в вузе; — принимают ценности культуроосвоения и культуросозидания как руководство к действию — Разрабатывает и организует диагностику сформированное™ организационнопедагогической культуры студента; — разрабатывает методики изучения представлений студентов об организационно-педагогической культуре и организует опрос студентов; — транслирует культурные знания и опыт, связанный с организационно-педагогической культурой; — поясняет особенности орга-низационно-педагогической культуры и сущность культуроосвоения и культуросозидания; — концентрирует внимание студентов на существенных признаках организационнопедагогической культуры; — разъясняет и убеждает студентов в значимости и необходимости овладения организационно-педагогической культурой и ее компонентами; — объясняет студентам важность профессиональнокультурного поведения в вузе и его критической самооценки
Окончание табл.
1 2 3 4 5
Пот- реб- нос- тно- понс- ковая Формирование у студентов потребности в практическом овладении ор-ганизацион-но-педагоги-ческой культурой, способности к культуроос-воению и культуросо-зиданию — Актуализировать у студентов потребность в практическом овладении организационно-педагогической культурой; — содействовать раскрытию у студентов способностей к культу -роосвоению и культу -росозиданию — Анализируют собственные потребности и возможности в практическом овладении организационно-педагогической культурой; — изучают и применяют в учебной деятельности организа-ционно-педагогичес-кие приемы; — при поддержке преподавателя выбирают способы и средства формирования организационно-пе-дагогической культуры учителя; — участвуют в освоении культурных педагогических практик; — участвуют в проектной деятельности и учебных ситуациях культуроосвоения и культур осозидания — Выявляет потребности и возможности студентов в практическом овладении ор-ганизационно-педагогичес-кой культурой; — организует образовательный процесс с ориентацией на освоение студентами в учебной деятельности орга-низационно-педагогических приемов; — создает ситуации освоения культурных педагогических практик и культуросозида-ния; — оказывает содействие студентам в проектной деятельности и учебных ситуациях
Актив-но-дея-тель-нос-тного участия Активизация деятельности студентов по практическому овладению органи-зационно-пе-дагогической культурой, процессов культуроос-воения и культуросо-зидания — Инициировать деятельность студентов по овладению способами и приемами организации педагогической деятельности, по формированию орга-низационно-педагоги-ческой культуры будущего учителя; — содействовать приобретению студентами культурного опыта в процессе освоения культурных практик в учебной деятельности; — способствовать обогащению студентов опытом культуроосво-ения и культуросози-дания; — проверить экспериментальным путем эффективность программы формирования организационно-педа-гогической культуры учителя — Принимают активное участие в творческом проектировании (деятельность по культуроосвоению и культур осозиданию); — выражают уверенность в необходимости самостоятельно выбирать способы и средства формирования организационнопедагогической культуры; — стремятся к освоению культурных практик; — демонстрируют готовность нести ответственность за результаты педагогической деятельности — Активно содействует использованию способов и средств формирования орга-низационно-педагогической культуры; — принимает активное участие в совместном творческом проектировании со студентами; — реализует ситуации освоения культурных педагогических практик и культуро-созидания; — оказывает педагогическую поддержку студентам в процессе организационно-педа-гогической деятельности по культуроосвоению и культу -росозиданию; — оценивает и корректирует действия студентов с позиций ценностного подхода
В качестве основного средства формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя разработана программа ТРКС (творческого решения культуросозидательных ситуаций). Структурным звеном программы выступают культуросозидательные ситуации, применяемые на практических занятиях (экспериментальные группы). Вслед за А.С. Белкиным, рассматриваем ситуацию как «сочетание условий, обеспечивающих достижение цели (успеха), а сам успех — результат подобной ситуации» [Белкин, 1991, с. 30]. По В.А. Сухомлинскому, успех не возникает на пустом месте. Необходимо создать условия для успешности ситуации: ситуацию надо готовить; следует убедить каждого, что ему хватит сил и ума достичь недостигнутого; обучающийся должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе [цит. по: Белкин А.С., 1991, с. 138].
Культуросозидательные ситуации в данном контексте рассматриваются как целенаправленно созданная обстановка, в которой ее участники культурно взаимодействуют, проявляя способности к культуросозиданию и культуротворчеству, повышая уровень культурного развития в организованной педагогической деятельности. Акцентируя внимание на том, что «ситуация в обучении отражает совокупность реальных или воображаемых обстоятельств» [Игнатова В.В., 2000, с. 22-24] и учитывая направленность ситуаций на творческое решение педагогических задач, понимаем, что использование культуросозидательных ситуаций в образовательном процессе очень важно. В процессе освоения культуросозидательных ситуаций студенты осознают необходимость культуроосвоения, ощущают потребность в куль-туросозидании, ориентируются на ценности культуротворчества. В ситуации формируются представления участников и определяются культуротворческие траектории взаимо- и собственных действий.
Потребностно-поисковая стадия предполагает действия педагога и студента, обеспечивающие активное включение будущего учителя в систему взаимодействий в культуротворческих ситуациях. В процессе взаимодействия выявляются потребности и возможности студентов в практическом овладении организационнопедагогической культурой; организуется образовательный процесс с ориентацией на освоение студентами в учебной деятельности организационно-педагогических приемов; создаются ситуации освоения культурных педагогических практик и культуросозидания; студенты опираются на поддержку и содействие педагога в проектной деятельности и проблемных учебных ситуациях. При этом студенты анализируют собственные потребности и возможности в практическом овладении организационно-педагогической культурой; изучают и применяют в учебной деятельности организационно-педагогические приемы; при поддержке преподавателя выбирают способы и средства формирования собственной организационно-педаго-гической культуры; участвуют в освоении культурных педагогических практик и проектной деятельности по культуроосвоению и культуросозиданию.
Характеризуя стадию активно-деятельностного участия, подчеркнем, что определение адекватных средств и методов решения проблемных ситуаций, переосмысленных на данной стадии, способствует ориентированию студентов на активное участие в творческом проектировании (деятельность по культуроосвоению и культуросозиданию), на необходимость самостоятельного выбора способов и средств формирования организационно-педагогической культуры, на освоение культурных практик. Студенты демонстрируют готовность нести ответственность за результаты педагогической деятельности. Педагог сопровождает действия студента, ориентируя его на активное использование способов и средств формирования организационно-педагогической культуры; принимает активное участие в сов-
местном творческом проектировании со студентами; конструирует ситуации освоения культурных педагогических практик и культуросозидания; оказывает педагогическую поддержку студентам в организационно-педагогической деятельности по культуроосвоению и культуросозиданию; оценивает и корректирует действия студентов с позиций педагогической аксиологии.
Далее изучим процессы включения будущего учителя в самостоятельный поиск способов и методов решения культуросозидательных ситуаций и проанализируем стадии культурного становления будущих педагогов в процессе формирования их организационно-педагогической культуры.
В основу создания культуросозидательных ситуаций положены противоречия, которые на младших курсах выражаются в рассогласованности между осознанием необходимости осваивать культурные знания и опыт и неготовностью студентов принимать ценности культуроосвоения и культуросозидания как руководство к действию; между уровнем сформированности показателей организационно-педаго-гической культуры будущего учителя у студентов младших курсов и требованиями, характеризующими будущего учителя как специалиста, владеющего способами воспитания и организации культуротворческой педагогической деятельности. Решение данных противоречий способствует формированию организационно-педа-гогической культуры будущего учителя посредством актуализации критериев и показателей изучаемого феномена и освоения его интерактивного, креативного, духовного, методического содержания.
С целью осознания студентами необходимости «созидать» культуру в себе самом, принимать ценности культуроосвоения и культуросозидания как руководство к действию на познавательно-ориентировочной стадии студенты младших курсов были организованы в несколько групп: организаторская, исполнительская, экспертная, зрители. Студенты организаторской группы проектировали и разрабатывали культуросозидательные ситуации, разрабатывали стратегии реализации творческих проектов, выстраивали траектории обсуждения, консультируясь с педагогами и между собой. Исполнительская группа непосредственно осуществляла реализацию культуросозидательных ситуаций, участвовала в презентации культурных диалогов. Участвуя в культуросозидательных ситуациях, диалогах, презентациях, студенты обнаруживали примеры некультурного, а порой и недостойного поведения современного учителя; пытаясь разрешить данные ситуации, довольно часто прибегали к помощи педагогов. Студенты-эксперты отмечали, что действия участников были несогласованными, неорганизованными; они не ориентированы на профессионально-культурный модус поведения. При экспертной оценке студенты-эксперты бурно выражали несогласие с ситуативным поведением исполнителей, указывали им на недостатки, отражающие низкий уровень профессиональной культуры. Ситуации и сценки обыгрывались в присутствии независимой группы — зрителей. Ориентируясь на мнение студентов-зрителей, студенты-эксперты оценивали поведение участников, определяли значимость их оценочных суждений относительно ситуации. В подобном творческом взаимодействии в условиях постоянной педагогической поддержки педагога происходили становление, «взросление», формирование личности будущего учителя, наблюдалось развитие критериев и показателей, определяющих его организационно-педагогическую культуру. На познавательно-ориентировочной стадии будущие учителя, с одной стороны, начинали осознавать смысловую и ценностную значимость предлагаемой ситуации; но с другой — не осознавали необходимости культуроосвоения и испыты-
вали трудности в понимании значимости культуросозидания. Деятельность направлялась педагогом и носила функционально-нормативный характер.
Действия участников на потребностно-поисковой стадии состояла в проектировании и реализации культуросозидательных ситуаций и характеризовалась скоординированностью действий студентов со стороны педагога. В процессе разработки и подготовки к реализации культуросозидательных ситуаций использовались различные формы организационной работы: в парах, в группах, индивидуально, самостоятельно. Педагог регулировал интеракцию студентов, в процессе которой происходило переосмысление студентами культурных знаний и опыта; ориентировал будущих учителей на необходимость культуроосвоения посредством самостоятельной работы и работы в классе. Наблюдалась взаимосвязь обучения и самообразования, развития и саморазвития, организации и самоорганизации в процессе освоения студентами — будущими учителями интерактивного и духовного содержания педагогической деятельности.
Стадия активно-деятельностного участия отражала деятельностную сторону реализации культуросозидательных ситуаций и предполагала активное участие в них студентов. Студентам младших курсов предлагалось поучаствовать в реализации культуросозидательных ситуаций, выполняющих, по их мнению, культуросозидательные и культуротворческие функции, ориентирующих будущих учителей на профессионально-культурный модус поведения. Студентам понравилась идея культуротворчества, и они активно включились в разработку и реализацию своих творческих замыслов. В обсуждении культуросозидательных ситуаций выстраивались культурные диалоги, и наблюдалось включение будущих учителей в поиск решений педагогических задач, направленных на культуротворчество. Студенты обыгрывали и затем бурно обсуждали ситуации. Будущие учителя стремились проявлять терпение и такт, понимая это как способ ценить мнения и суждения других, но с другой стороны, не осознавали, как можно быть таким черствым и бес-культурным, когда тебе указывают на это. В подобном «культурном» взаимодействии отражалось стремление студентов принимать ценностные стратегии общения и поведения как руководство к действию. Проигрывая ситуации, переживая их, студенты осознавали, что культуру можно и должно созидать, творить в себе самом и в других. Культуротворчество, по их мнению, — один из способов достижения этой цели.
Далее будущим учителям предлагалось написать мини-сочинение, в котором они должны были предложить варианты выхода из затруднений, сложившихся в ходе решения культуросозидательных ситуаций. Темы сочинений были сформулированы следующим образом: «Культурное поведение открывает любые двери»; «Учитель, владеющий культурой обучения и воспитания, — залог конструктивного общения на занятии»; «Когда в Риме — поступай как римляне». В своих работах студенты указывали на необходимость следования культурным образцам поведения в любой ситуации, в любой обстановке, в любой среде. Студенты пытались раскрыть и объяснить сущность культуры и организационно-педагогической культуры, выражали уверенность в том, что правильная и оптимальная организация действий студентов со стороны педагога, его содействие и поддержка способствуют осмыслению студентами необходимости осваивать культуру, порождают в них потребность к культуросозиданию. Студенты понимают: хватит восхищаться культурными действиями и поведением других; необходимо «созидать» культуру в себе самом и организовывать себя самого.
Говоря о культурном саморазвитии и самосовершенствовании, следует отметить, что студент, участвуя в культуросозидательных ситуациях, получает возможность самостановления, развития «самости» в смысле культурного обогащения. Данный процесс сопровождается диффузией культуры во всех ее проявлениях, вовлечением студентов в культурное проектирование самих себя, включением будущих учителей в культуротворчество, обеспечивает взаимообмен культурными и организационными умениями, навыками. Очевидно, что, разработка культуросозидательных ситуаций и участие в них будущих учителей актуализирует культуротворческие процессы, что является важым для формирования их организационно-педаго-гической культуры. Этим закрепляются цели потребностно-поисковой стадии и подтверждается переход студентов от стадии осмысления необходимости культурного становления в стадию реализации их культуротворческих умений и далее к формированию у будущих учителей их организационно-педагогической культуры.
Резюмируя вышеизложенное, отмечаем, что в процессе культуротворческой деятельности студенты учатся ориентироваться на культурные ценности, включаются в различные виды деятельности: поисковую, творческую, интерактивную, ценнос-тно-оценочную, что отражает развитие духовного, творческого, интерактивного и методического компонентов их организационно-педагогической культуры. Следует отметить, что в процессе формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах все изменения носят регулятивный характер. Регуляция деятельности студентов осуществляется педагогом, который ориентирует студентов на осознание необходимости осваивать культуру и координирует действия будущих учителей, обеспечивая постоянную педагогическую поддержку. Таким образом, анализ процесса формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах позволяет сделать следующие выводы:
— позиционно-субъектные действия педагогов и студентов в данном формировании характеризуются соподчиненностью;
— действия студентов осуществляются в культуротворческой деятельности и сопровождаются педагогической поддержкой и содействием со стороны педагога;
— деятельность студентов характеризуется как регулятивная (регулируется и направляется педагогом);
— процесс формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на младших курсах сопровождается успешным переходом студентов от познавательно-ориентировочной стадии к потребностно-поисковой и далее к стадии активно-деятельностного участия.
Библиографический список
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. 169 с.
2. Видт И.Е. Введение в педагогическую культурологию. Тюмень: Изд-во. Тюмен. гос. унта, 1999. 100 с.
3. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография. Красноярск: СибГТУ, 2000. 272 с.